Экологическое воспитание и становление гуманистического отношения к окружающей среде является актуальной задачей, направленной на формирование экологического сознания молодежи. Экологическое сознание представляет собой совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы взаимоотношения общества и природы в плане сохранения единства, гармонии, чистоты, предупреждения нарушений природного равновесия, экологического взаимодействия и оптимального их решения [1].
Целью образовательного процесса является воспитание уважения к природе, экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил человечества для обеспечения высокого уровня в разных регионах при сохранении экологического равновесия для ныне живущих и будущих поколений.
Перед высшей школой стоит первоочередная задача – формирование экологической культуры молодежи, экологической нравственности на основе стимулирования творческой активности личности и ее самореализации.
Экологическое образование позволяет оценить риски и негативное воздействие профессии на окружающую среду, расширяет этические представления о взаимодействии с окружающей средой, повышает научный и культурный уровень студента. Экологическое образование является важней составляющей обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с Концепцией образования была разработана программа экологического воспитания в вузе. Одним из средств достижения требуемого уровня экологического воспитания у студентов является расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования, оказание помощи в организации различных экологических мероприятий, внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов [2]. Цель программы заключается в расширении экологического сознания, формировании экологической культуры и готовности студентов к природоохранной деятельности. Экологическое сознание включает знания обо всех взаимоотношениях, происходящих в растительном и животном мире и в целом в окружающей среде. Немаловажной частью экологического сознания являются эстетические чувства и экологическая ответственность, направленная на защиту окружающей среды и предсказание возможных последствий деятельности человека.
Экологическое сознание выполняет следующие функции: просветительную, развивающую, воспитательную, организующую, прогностическую [3; 4]. Просветительная функция позволяет понять и принять природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство; развивающая осуществляется в процессе формирования знаний и умений осознавать природные явления, выявлять и изучать существующие взаимосвязи, обобщать и анализировать данные по состоянию окружающей среды, предложения по разумному взаимодействию с природой. Воспитательная функция отражается в развитии у студентов нравственного отношения к природе; организующая выражается в активизации природоохранной деятельности обучаемых; прогностическая функция воплощается в формировании у молодежи умений рассчитывать риски и возможные последствия воздействия человека на окружающую среду.
Цель исследования: выявление закономерностей повышения уровня экологического сознания студентов через творческую составляющую.
Повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации требует нового инновационного подхода к организации учебного процесса, разработке и применению более эффективных форм и методов обучения студентов. Поэтому наряду с традиционными видами занятий применяются активные методы обучения: деловые игры, проблемное обучение (исследовательский метод, эвристический метод, проблемное изложение знаний), разыгрывание ролей, учебные дискуссии и т.д. Главное направление совершенствования обучения – это поиск и разработка таких форм, которые наилучшим образом активируют познавательную деятельность студента. Большую роль при этом выполняет внеучебная деятельность [5].
Существует два пути формирования экологического сознания: иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства) и рациональный (воздействие на сознание человека, т.е. через убеждение), изменяющий самого человека, уровень его мировоззрения, поведение, ведущий к становлению экологической культуры. Экологическая ответственность гражданина должна стать этической нормой.
Преподаватели Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета (ИДиТ ОмГТУ) постоянно работают над проблемой усовершенствования учебного и воспитательного процессов в подготовке специалистов высшей квалификации. Особое внимание в этой работе уделяется творческой составляющей. Технология производства духовных знаний и формирование их в интересах развивающейся личности студентов опирается на эффективное управление их деятельностью с хорошо отслеживаемой обратной связью. Таким образом, сильной стороной воспитательной работы в ИДиТ ОмГТУ является совместная со студентами работа по всем направлениям деятельности: творческой, организационной, культурно-массовой и, конечно, экологической. Преподаватели работают «рука об руку» со студентами, своим личным примером и заинтересованностью побуждают их к активной творческой деятельности, обеспечивая достижение поставленных целей в различных областях молодежного творчества.
С 2007 года на базе Омского государственного института сервиса (ныне ИДиТ ОмГТУ) проводится «Декада экологии», которая на сегодняшний день имеет статус международного конкурса[2; 6]. В рамках данного конкурса организованы более 10 мероприятий. В 2017 году это конкурсы: листовок «Сохраним природу – сохраним планету», фотографий о природе и экологических проблемах своего города (населенного пункта), кроссвордов на экологическую тематику, экологического плаката «Мой любимый город», видеороликов «Молодежь меняет мир!», презентаций «Мой любимый город», экологических эмблем (рис. 1); экологическая олимпиада творческого направления среди школьников «Спаси и сохрани!», международная конференция «Экологические проблемы региона и пути их разрешения», акция «Нет курению!» и субботник.
Рис.1. Экологические эмблемы
Особое внимание отводится конкурсу научных инновационных проектов «По страницам Красной книги». К данному мероприятию привлекаются студенты-дизайнеры, которые разрабатывают проекты авторских единичных изделий по экологической тематике, выполняя их в материале (рис. 2, 3). Экологическое направление в художественном проектировании костюма основано на поиске структурно-функционального единства природных и искусственных систем, следствием чего является создание объектов дизайна.
Рис.2.Единичные изделия по экологической тематике
Рис. 3. Единичные изделия по экологической тематике
Ежегодно в мероприятиях принимают участие более 1000 студентов и школьников. Это представители вузов, общеобразовательных школ и среднеспециальных учебных заведений г. Омска, региона, дальнего и ближнего зарубежья. Привлечение молодежи к решению социально значимых проблем, используя их творческий потенциал, позволит, с одной стороны, успешно решать задачи развития дизайн-образования (для данных направлений подготовки) и, как следствие, привитие экокультуры уже на стадии обучения. На сегодняшний день экодизайн связан с переосмыслением целей и задач дизайна, с осознанием влияния проблем окружающей среды на процесс проектирования одежды, затрагивающих нравственную сторону профессиональной деятельности [7].
Выбор направлений и приемов дизайнерской деятельности, как средства экологического воспитания населения, зависит от возраста. Рассмотрим три возрастные группы: дети дошкольного возраста, подростки и студенты. Работая с дошкольниками, необходимо понимать, что начальные компоненты экологической культуры закладываются на базе взаимодействия детей с предметно-природным миром, который их окружает (растениями, животными и среды их обитания). Задача состоит в формировании определённого объёма знаний по экологии, приводящего к осмыслению взаимодействия общества и природы и позволяющего привнести свой практический вклад в организацию и сохранение окружающей среды [8-10]. Дизайнер должен учитывать психоэмоциональное состояние и формирование творческих способностей ребёнка. Дизайнерская работа, направленная на подростковую возрастную группу, должна учитывать факторы, которые обязаны влиять на расширение горизонтов познания мира у подростка и себя как личности. Для того чтобы научить ребёнка вырабатывать правильное отношение к окружающей среде, необходимо организовывать конкурсы и проекты, развивающие креативное мышление. Такие методы помогают сформировать понимание причастности к природе и организовать определенные практические навыки и обязанности. При рассмотрении категории студентов можно отметить, что молодые люди принимают активное участие в изучении экодизайна, выбирают направления обучения, связанные с этим предметом, и на профессиональном уровне работают в данной профессии. Они уже сознательно подходят к решению проблем экологии и активно принимают участие в агитационных проектах, разрабатывают видео и полиграфическую продукцию. Студенты образуют экологические общества, распространяют информацию через социальные сети, выкладывая посты с фотографиями, пропагандируют экологические ценности своим примером, воспитывая в массовой аудитории бережное отношение к окружающей среде [11].
Изучение различных направлений дизайнерской деятельности в зависимости от возрастных групп позволило сгенерировать методы экологического воспитания (табл.).
Методы дизайнерских решений в воспитательном процессе [11]
Методы |
Дошкольники |
Подростки |
Студенты |
1. Метод готовых дизайнерских разработок, предлагаемых потребителю |
1. Игрушки, развивающие тактильные ощущения. 2. Плакаты, посвящённые теме экологии. 3. Организация и дизайн детских площадок (скульптуры животных и растения) |
1.Разработка принтов и иллюстраций на канцтоварах. 2. Создание экологической иллюстрации для школьной газеты. 3. Разработка дизайна растительного уголка, создание тематических стендов. 4.Выставка инсталляций из промышленных отходов в виде фигур животных и птиц |
1.Трэш-арт искусство. 2.Вертикальные сады и «зелёные стены» в парках и скверах. 3.Биоразлагаемые кроссовки от OAT Shoe |
2.Метод вовлечения потребителя в процесс создания |
1. Работа с природным материалом. 2. Создание игрушек, поделок, сувениров. 3. Участие в выставке поделок и рисунков из природного материала |
1. Оформление книг, тетрадей своими руками. 2. Изготовление и оформление стендов, посвященных сохранности природы. 3. Разработка видеороликов и презентаций. 4. Проведение экологических вечеров, на которых группы детей разрабатывают дизайн и концепцию модели из отходов |
1. Семинары на тему «Способы переработки мусора». 2. Создание видеопродукции. 3. Агитационные группировки. 4. Полиграфическая продукция |
Предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности представлены в учебно-воспитательном процессе в игровых формах. Оправданной инновацией в вузе является деловая игра, максимально сближающая обучение с жизнью, реализующая одну из важнейших задач высшей школы – укрепление межпредметных связей. Также деловая игра позволяет осуществлять творческий подход к постоянному профессиональному совершенствованию. Основные преимущества деловых игр заключаются в следующем: максимальное приближение к реальным производственным условиям в результате их воспроизводства или трансформирования для выделения наиболее актуальной организационно-экономической или технической проблемы; большая самостоятельность участников игры, которые сами принимают решения и разрабатывают стратегию и тактику в управлении подчиненными подразделениями игрового комплекса. Тематика деловых игр экологической направленности может быть следующая: вторая жизнь отходов (создание арт-объектов из отходов производства); создание единичных изделий из отходов производства (мусорных пакетов, пластмассовых бутылок и т.п.) [12].
К числу основополагающих принципов деловых игр относят: наличие общей цели, к достижению которой стремится каждый участник в соответствии с его ролью в данной игре, взаимосвязанной с ролями других участников, но отличающейся личной ответственностью; реализация предложений, которые зависят от действий как отдельного участника, так и всех участников игры; наличие системы стимулирования, предусматривающей объективную оценку путем набора соответствующих баллов [13].Деловые игры должны способствовать приобретению студентами самостоятельности (при создании новых моделей одежды), а также навыков работы в коллективе. Как правило, они проводятся перед производственными практиками и позволяют лучше подготовить студентов к ней.
В вузе проведено анкетирование студентов-дизайнеров с целью выявления их уровня экологического сознания. Тест содержал компоненты: 1) когнитивный– направленный на диагностику совокупности представлений о себе и окружающем мире; 2) аффективный– направленный на диагностику эмоционально-ценностного отношения к природным объектам; 3) поведенческий– направленный на диагностику мотивации и направленности практической деятельности с объектами окружающей среды. Был применен диагностический комплекс, разработанный и апробированный в лаборатории экопсихологии развития психологического института РАО [14]. Респонденты ответили на четыре субтеста: «Экологические угрозы», «Единение с природой», «Конфликт сред (средовые предпочтения)» и «Экологическая ответственность».
Анкетирование проводили два раза в год на протяжении 4 лет: входной контроль–в начале учебного года (I) и итоговый контроль – в конце учебного года(II). Студенты ежегодно участвовали в итоговом анкетировании. Общее число – 84 человека.
Субтест «Экологические угрозы». Студенты положительное воздействие природы на человека оценивают выше, чем негативное (65% – I, 98% – II). Такой когнитивный образ позитивных взаимоотношений – благоприятная тенденция у молодежи. В вузе мы укрепляем фундамент субъект-субъектного взаимодействия с природой.
Субтест «Единение с природой». У студентов-дизайнеров на начальном этапе преобладали «Эстетические ощущения» (56%), а в конце – фактор «Активность» (77%).
Субтест «Конфликт сред (средовые предпочтения)» позволяет судить о том, какая из сред доминирует в сознании в ситуации конфликта. На начальном этапе отмечается предпочтение социальной сферы, а в конце – предпочтение природной среды.
Субтест «Экологическая ответственность» позволяет судить об общем уровне экологической ответственности и осведомленности об экологических проблемах. Количество затруднившихся оценить срочность того или иного природоохранного мероприятия свидетельствует об уровне осведомленности об экологических проблемах. Студенты показали следующие результаты: 24% (I) – 78% (II).
Следует отметить, что 98% респондентов считают, что только гармоничные и партнёрские взаимодействия человека и природы будут способствовать решению проблемы её сохранения, 100% заявляют об ответственности за состояние окружающей среды. 100%студентов-дизайнеров отметили природу как источник красоты, творчества и отдыха.
Социально-воспитательная составляющая работы со студентами дизайнерами состоит в формировании у них осознания того, что их деятельность по созданию эстетических объектов и предметов потребления экологической направленности общественно значима и оказывает огромное воздействие на людей разных поколений. Успех решения задач в значительной мере зависит от способностей и навыков исполнителей в выполнении творческих заданий, от их опыта и умения работать в коллективе и на производстве. Этому и должны содействовать организация и проведение творческих конкурсов на всех стадиях обучения.
Таким образом, научно-практическая и воспитательная работа по экологии очень важна. На основе проведенной работы и исследований были сделаны выводы об устойчивой закономерности повышения уровня экологического сознания студентов-дизайнеров в результате обучения в вузе по программе, имеющей экологическую направленность.