Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TUTORING SUPPORT ADAPTATION OF CHILDREN TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Ganshina G.V. 1 Lunina G.V. 2
1 Moscow City Teacher Training University
2 State University of Humanities and Technology
At the initial stage of the child's admission to the pre-school educational organization, the problem of adaptation to the conditions of the institution is especially acute. Responsibility for the period of adaptation of the child to the conditions of the kindergarten lies entirely with the parents and employees of the pre-school educational organization. In modern education, the tutor effectively solves the escort function. Tutorship in kindergarten is seen as a purposeful process of step-by-step accompaniment of the child, necessary for revealing the multifaceted nature of his personality, individual inclinations and characteristics. The tutor or any teacher performing tutoring functions at the adaptation stage acts as a conductor of the child in the educational space of a pre-school organization. Tutor support of children's adaptation to the conditions of preschool educational organization allows to minimize the stressful state and also to individualize the entire educational process in accordance with the child's features, needs and opportunities, contributes to the development of pre-school educational organizations and parents' , social and personal development of children in accordance with modern requirements and the person system of pre-school education.
adaptation of children to conditions of preschool organizations.
tutoring support preschool children

В настоящее время в России продолжается модернизация образования на всех уровнях. На решение задач по достижению высокого качества содержания всех видов образования, повышению доступности программ социализации детей и молодежи нацелены основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016–2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО), является «…взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1]. Впервые разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [2], который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

На начальном этапе поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию особо остро стоит проблема адаптации ребенка к новым для него условиям. Практически у каждого ребёнка адаптация к ДОО вызывает сильный стресс: малыш должен привыкнуть к новым для него условиям, общаться с незнакомыми для него людьми. Во многом отличающийся от домашнего режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, необходимость постоянного контакта со сверстниками и взрослыми, новое помещение – все это травмирует слабую психику ребёнка, вызывая защитную реакцию в виде постоянного плача, отказа от сна, общения с окружающими и еды. Ответственность за период адаптации ребёнка к условиям детского сада полностью лежит на родителях и сотрудниках ДОО. Только комплексный подход к решению проблемы позволит максимально безболезненно осуществить привыкание ребёнка к детскому саду.

В современном образовании функцию сопровождения эффективно решает тьютор [3,С.5]. В дошкольных организациях тьютор может и должен помочь детям адаптироваться к новым для них условиям. В соответствии с Профессиональным стандартом «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)», функция тьютора в ДОО заключается в осуществлении педагогической деятельности по сопровождению процесса формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребенка дошкольного возраста.

Целью данного исследования является обоснование роли тьюторского сопровождения в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Инновационные процессы, происходящие в системе дошкольного образования на современном этапе, выявили актуальность проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющегося одним из главных составляющих всестороннего развития ребёнка, способствующего его успешности в будущем и дальнейшему самоопределению в профессии.

Особого внимания педагогов и родителей требует процесс поступления ребенка в детский сад. Острая проблема адаптации малыша к новым условиям, новым людям и серьезные последствия этого процесса, отражающиеся часто негативно на состоянии организма ребенка, определяют необходимость скрупулезного учета всех факторов, способствующих комфортной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

Адаптация, как процесс приспособления организма к новым для него условиям, предполагает выработку адекватной реакции на разные изменения окружающей среды. Различные субъективные реакции организма, зависящие от психических, физиологических и интеллектуальных особенностей личности, от взаимоотношений в семье, от различных параметров здоровья ребенка, составляют основу процесса адаптации.

Существует три фазы адаптационного процесса. В период острой фазы наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, приводящие к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению веса и аппетита, замедленному речевому развитию. Фаза может длиться около одного месяца. В течение 3–5 месяцев прохождения подострой сохраняется адекватное поведение малыша, но значительно замедляется темп психического развития, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза компенсации характеризуется ускоренным развитием, что дает мощный толчок в формировании личности ребенка. Острая фаза адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения. Легкой степени адаптации свойственна нормализация поведения в течение 10–15 дней, прибавка в весе согласно норме, адекватно поведение в группе сверстников, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Адаптация средней тяжести протекает в течение месяца, сопровождаясь потерей в весе, наблюдаемые симптомы психического стресса приводят к ослаблению здоровья и краткосрочному заболеванию (5–7 дней). Тяжелая степень адаптации может продлиться от 2 до 6 месяцев. Часто болеющий ребенок может потерять полученные навыки, постоянное нахождение в стрессовой ситуации приводит как  к физическому, так и психическому истощению организма. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение младшего дошкольника в период адаптации к условиям детского сада, которое помогает ребенку безболезненно приспособиться к новым для него условиям, формируя позитивный характер конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

В изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО большой вклад внесли Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк,  Г.Ф. Кумарин, А.В. Мудрик и др. В современных научных трудах зарубежных учёных (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова) особое внимание уделяется проблеме привыкания детей к общественному воспитанию. Авторы констатируют, что поступление в дошкольное учреждение сопровождается серьезными негативными изменениями в эмоционально-личностной сфере ребенка и требует достаточно длительной  продуманной коррекционной работы.

Если психология изучает адаптационные возможности личности, продуманные механизмы включения ребенка в социальную среду, то педагогика рассматривает проблему педагогической поддержки процесса адаптации подрастающего поколения, занимается поиском эффективных технологий интеграции личности в новое социокультурное пространство, обосновывая роль различных институтов в успешной социализации в адаптации детей.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психического, физиологического, интеллектуального и физического развития ребенка, от того, как общаются все члены семьи друг с другом и с ближайшим окружением, от условий, которые созданы в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая может проявляться в поведенческих нарушениях, игровой и учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями. Педагогическое сопровождение необходимо ребёнку на протяжении всего периода дошкольного детства, поэтому важно в каждой дошкольной образовательной организации разработать продуманную программу индивидуализации процесса развития ребенка, исходя из современных требований системы дошкольного образования в целом, а также особенностей и возможностей каждого ребенка.

Проблему психолого-педагогического сопровождения раскрыты в научных трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газман, И.В. Дубровиной, В.Е. Летуновой, А.В. Мудрик, С.Д. Полякова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Сегодня тьюторство динамично вводится в образовательные организации, особенно в свете инклюзивного  (интегративного)  образования, где роль тьютора  как  сопровождающего  и  наставника детей не просто велика, но и крайне необходима [4]. Программы тьюторского сопровождения помогают детям-инвалидам в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, а также направлены на оказание помощи родителям, создание благоприятного социального окружения и др. [5]. Тьюторское сопровождение заключается в построении индивидуального образовательного маршрута ребёнка, направленного на постоянное рефлексивное сопоставление его сегодняшних достижений с предыдущими, с интересами и поставленными целями.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на этапе адаптации, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство дошкольной организации. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям ДОО позволяет минимизировать стрессовое состояние, а также индивидуализировать весь образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. Тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство  не  только  помогает  детям овладеть  программой,  но  и  создает условия для обучения  ребенка в  соответствии  с  его  возможностями,  не нарушая  процесс  развития  остальных  детей. 

Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников.

А.В. Мудрик [6, С.123] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. Сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [7, С.34].

Направленность и интенсивность тьюторского сопровождения во многом зависит от развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании.

Успешность тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям ДОО обусловлена, c одной стороны, своевременностью включения семьи, с другой стороны, согласованностью действий всех субъектов адаптационного процесса. Технология тьюторского сопровождения адаптации детей к дошкольной образовательной организации реализуется поэтапно, основываясь на всевозрастающей роли семьи в образовании и социализации ребенка дошкольного возраста.

Для оптимизации процесса адаптации детей к условия дошкольной образовательной организации необходимо предварительно знакомить родителей с условиями работы  учреждения, продуманно подходить к подбору педагогов в формирующихся группах, постепенно заполняя группы. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации, учет индивидуальных особенностей детей, информирование родителей о динамике адаптации каждого ребенка позволят создать благоприятную обстановку для всех участников психолого-педагогического сопровождения.

В процессе адаптации ребенка к условиям ДОО тьютор может эффективно использовать различные арт-технологии, которые активно применяют в своей деятельности педагоги, психологи, музыкальные руководители и другие специалисты организации. Элементы телесной терапии развивают волю ребенка, чувствительность, знакомят его с собственным телом, учат понимать свои эмоции и эмоции других. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Телесно-ориентированная терапия способствует оптимизации функционального состояния ребенка. При этом желательно комплекс завершать сеансами релаксации, способствующих расслаблению, полноценному отдыху нервной системы, приводящих в совершенное равновесие кровообращение. Использование тьютором фольклора при общении с детьми также положительно влияет на процесс их адаптации к условиям детского сада. Колыбельные песни снимают эмоциональное и мышечное напряжение, успокаивающе действуя на ребенка. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети, которым в детстве пели песни, вырастают более нежными, добрыми. Для снятия психо-эмоционального напряжения можно применять сказкотерапию, с помощью которой ребенок учится узнавать и передавать эмоции по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей [4].

Все занятия организуются в игровой форме, так как игра – основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Игровая деятельность в период адаптации направлена на установление эмоционального контакта, доверия между детьми и взрослыми. В сознании ребенка должна выработаться установка, что в детском коллективе и учреждении в целом, его окружают душевные, всегда готовые понять и прийти на помощь люди. Эмоциональное общение возникает на основе интересных совместных действий, которые сопровождаются ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом. Взрослый всегда является инициатором как коллективных, так и индивидуальных игр. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

В каждом дошкольной образовательной организации перед поступлением ребенка в учреждение для родителей проводятся консультации по созданию благоприятных условий в период адаптации детей к ДОО. Необходимо бережное и внимательное отношение родителей к ребенку, стремление помочь ему пережить это сложное время [8, С. 78].

Цель современного образования, как части общей культуры, – создать условия для конструктивного сотрудничества семьи, различных образовательных и общественных организаций, учреждений культуры и социальных служб [9, С.261]. Задача тьютора и педагогов ДОО – сделать родителей полноценными участниками образовательных отношений, оказывая им педагогическую помощь, заинтересовывая, привлекая семью к участию в разнообразных мероприятиях, формируя единый подход в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей, так как именно семья придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения [10], неизменно выполняя важнейшие функции по передаче глубинных культурных ценностей и традиций народа [11, С.103].

Выводы. Научная новизна исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий становления тьюторского сопровождения адаптации детей в дошкольной образовательной организации.

Успешную адаптацию ребенка может обеспечить открытость дошкольной образовательной организации для семьи, где каждый родитель в удобное для него время имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок. Сотрудничество тьютора и родителей в воспитании детей должно быть основано на взаимопонимании и доверии для создания активной развивающей среды, конструктивного общении детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО.