Содействие распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 16-62-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отнесено к числу приоритетных направлений молодежной политики.
Специфика организации добровольческой деятельности в вузе обусловлена тем, что основной целью образования здесь является профессиональная подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Однако привлечение студентов - будущих специалистов социальной сферы к добровольческой деятельности может решать не только задачи профессиональной подготовки, но и развития личности человека в целом, формирования у него социальной активности, активной жизненной позиции [1].
К основным задачам организации волонтерской деятельности студентов Ю.Н. Рюмина [1] относит: вовлечение студентов в социально значимую практическую деятельность; формирование представлений о развивающем и образовательном потенциале волонтерства; создание условий для личностной самореализации и повышения социального статуса; формирование активной жизненной позиции. Прикладными задачами, решаемыми в процессе участия в волонтерском движении, являются, по мнению автора, вооружение студентов умениями и навыками выполнения определенных трудовых действий, содействие профессиональной ориентации; усвоение навыков самореализации и самоорганизации в процессе решения социально значимых задач; воспитание личностных качеств, профилактика девиантного поведения, оптимальная организация свободного времени.
В.И. Ревякина [2] отмечает, что волонтерское движение выступает социально значимым проявлением современной молодежной субкультуры. Оно создает условия для развития у молодого человека таких гражданских качеств, как социальная активность, толерантность к окружающим людям, ответственность перед коллективом и обществом в целом. Волонтерское движение учащейся молодежи имеет существенное значение для современной системы образования, поскольку создает оптимальные организационно-педагогические условия для формирования ЗУН, необходимых в волонтерской деятельности, проявления общественной активности, гражданской ответственности.
Результаты исследования. Добровольческая деятельность молодых людей (молодежное добровольчество) имеет существенное значение для успешного функционирования системы образования, обеспечивая организационно-педагогические условия для их вооружения системой знаний, умений, навыков и развития свойств личности, необходимых для эффективного решения задач предстоящей профессиональной деятельности, формирования активной жизненной позиции, как члена общества и гражданина.
Например, Н.В. Маковей [3] считает, что участие студентов в волонтерском движении создает возможности для реализации социальной и гражданской позиции, личностного самосовершенствования, развития способности самоконтроля, самооценивания и самоопределения, способствует удовлетворению потребности в творческой самореализации.
С.П. Акутина [4] изучала роль волонтерского движения для решения задачи профессионального самоопределения личности. Она отмечает позитивное влияние волонтерской деятельности в форме создания и реализации различных проектов на обогащение жизненного опыта студентов, на формирование знаний и представления об избранной профессии, на приобретение практического опыта в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Включение студентов в волонтерское движение способствует развитию базовых компетенций, значимых в избранной профессии: способность определять цели и достигать, выделять приоритетные направления социальной активности, развивать рефлексивные и креативные способности, выстраивать конструктивное взаимодействие с членами своей команды, моделировать ситуации достижения и добиваться их успешного разрешения
По данным М.В. Маркеевой [5], участие студентов в волонтерском движении содействует овладению базовыми знаниями, умениями и навыками, ключевыми компетенциями, необходимыми в предстоящей профессиональной деятельности: способность целеполагания, умение определять наиболее значимые из них и последовательность их разрешения, развивать критичность и креативность мышления, формировать навыки конструктивного взаимодействия.
Участие в волонтерском движении содействует социализации личности, создавая условия для целенаправленного развития основных социально значимых свойств личности. В частности, Л.Е. Сикорская [6] считает, что участие в волонтерской деятельности выступает сильно действующим объективным фактором развития человека как личности, формирования у человека опыта межличностных отношений. В ходе волонтерской деятельности реализуются и развиваются коммуникативные способности, навыки лидирования, самодисциплины, инициативности, формируется нравственная культура личности.
М.В. Подхомутникова [7] считает, что участие студентов в добровольческой деятельности способствует эффективной ориентации в сфере будущей профессиональной деятельности и связанных с ее осуществлением деловых отношений, формирует адекватные этим сторонам будущей профессиональной карьеры свойства личности, развивает способность и готовность самостоятельно принимать и реализовывать нетривиальные решения в различных профессионально окрашенных проблемных ситуациях.
Н.В. Тарасова [8] полагает, что волонтерская деятельность проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.
Волонтерская деятельность выступает существенным фактором нравственного становления личности, создавая условия для сохранения и укрепления человеческих ценностей, развития способности к эмоциональному сопереживанию, повышения восприимчивости к проблемам другого человека и общества в целом, для реализации потребности в социально значимой активности в виде помощи нуждающимся в ней людям.
Участие в волонтерском движении способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы личности.
Волонтерство формирует самостоятельность и решительность, качества лидера, создает организационные предпосылки для самореализации человеком своего творческого потенциала, реализации каждым человеком своих гражданских прав и обязанностей, их жизненного самоопределения.
Волонтерская деятельность способствует развитию социальных компетенций человека, обусловливающих эффективность межличностного общения и конструктивный характер делового взаимодействия, содействует социальной интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она создает предпосылки для удовлетворения потребности человека в добровольном участии в решении социально значимых проблем. Волонтерское движение повышает уровень социальной активности, порождает проявления различного рода молодежных инициатив в виде разработки и реализации социально значимых проектов, расширяет возможности включения в жизнь современного общества, выступает перспективным направлением решения проблемы занятости учащейся молодежи социально значимыми видами деятельности. Волонтерство содействует становлению и дальнейшему проникновению в жизнь современного общества ценностей демократии, нравственности и духовности.
Волонтерское движение в современном спорте является одним из видов волонтерской деятельности, отличающейся добровольным и безвозмездным участием в организации и проведении спортивных мероприятий. Она является коллективной, управляемой и организованной, кратковременной и регулярной, граждански значимой и направленной на обслуживание участников соревнований, зрителей и гостей [9].
Включение студентов в волонтерскую деятельность в спорте создает уникальные возможности для реализации свойств личности, развития организаторских способностей, приобретения социального и жизненного опыта, овладения нравственной и коммуникативной культурой, реализации чувства ответственности, как гражданина, за все происходящее вокруг, переживания необходимости оказания действенной помощи другим людям, формирования позитивного отношения к волонтерскому движению.
Т.А. Кравчук [10] подчеркивается высокая значимость и важность участия студентов в волонтерском движении в спорте для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
А.Н. Гарипова [11] также отмечает, что волонтёрская деятельность в спорте помогает студентам успешно ориентироваться в области будущей профессии, овладевать общекультурными (базовыми) компетенциями, обусловливающими способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, в том числе и в качества лидера группы, решающего задачи управления деловыми и межличностными отношениями членов команды.
Участие студентов в волонтерском движении в современном спорте является уникальной возможностью реализовать и развить свои личностные качества, лидерские и организаторские способности, обогатить свой социальный и жизненный опыт, овладеть знаниями и навыками коммуникативной культуры и культуры поведения, воспитать чувство личной гражданской ответственности [12].
Волонтеры крупных международных спортивных мероприятий (Универсиада-2013, зимние Олимпийские игры Сочи-2014) получили возможность дополнительной языковой практики, а также возможность обрести новых друзей [13].
Выделяемые авторами различные аспекты позитивного воздействия волонтерской деятельности в современном спорте на формирование личности волонтеров можно систематизировать в соответствии с составляющими ее содержание четырьмя видами социальной активности человека, проявляемыми в:
1) преобразовании самого себя (познание) – раскрытии потенциальных возможностей, личностном самосовершенствовании, развитии способности к рефлексии, побуждении к творческой самореализации, приобретении жизненного опыта, личностном самоопределении, умении ставить и достигать цели, определять приоритеты, развитии критического и творческого мышления;
2) преобразовании окружающего мира (трудовая деятельность) – активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике, приобретении профессионального опыта, профессиональном самоопределении, развитии способности к самостоятельному принятию решений, дисциплинированности; ответственности за себя и порученное дело;
3) взаимодействии с окружающими людьми в процессе совместной деятельности (общение) – умении строить конструктивное взаимодействие, координировать деятельность единомышленников и создавать для них ситуации успеха, развитии коммуникативных способностей, лидерских навыков, инициативности;
4) участии в жизни малой группы и общества в целом (поведение) – повышении социальной активности и принятии активной гражданской жизненной позиции, нравственности, милосердии, толерантности, реализации потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, в отзывчивости, сочувствии и сопереживании [9; 14; 15].
В дальнейшем нами были проанализированы общекультурные компетенции, которыми, по требованиям нормативных документов, а также по мнению специалистов и ученых, должны обладать волонтеры. Сравнительный анализ этих требований и перечня общекультурных и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 034300 «Физическая культура», позволил нам выделить и содержательно охарактеризовать 11 общекультурных компетенций, которые значимы для успешной волонтерской деятельности, актуализируются в процессе ее осуществления и поэтому могут быть сформированы у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе этой деятельности.
Эти компетенции по критерию содержания социальной активности были условно разделены нами на четыре группы. К ним относятся компетенции, определяющие стремление и готовность к следующим поступкам или действиям (в скобках представлено символическое обозначение приводимых выше общекультурных компетенций в содержании ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура»):
- «учению» (познавать): 1) самосовершенствование: стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8), высокая мотивация к повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10); 2) рефлексия: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);
- «труду» (делать): 3) проактивность: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1), высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности, нацеленность на результат, на достижение успеха, максимально высокое качество решения поставленных задач (ОК-10); применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2), владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля (ПК-13); 4) организованность: пунктуальность, дисциплинированность, умение спланировать время, усилия и средства в движении к поставленной цели (ОК-10); способность обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24); 5) стрессоустойчивость: способность сохранять спокойствие и находить выход из любой ситуации;
- «общению» (делать вместе): 6) социальная креативность: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-6); 7) командность: готовность к работе в команде, к сотрудничеству без конкуренции, создавая условия для максимального проявления и вклада лучших сторон каждого члена команды в достижение общей цели (ОК-5); 8) иноязычная коммуникативная компетентность: владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);
- «поведению» (жить вместе): 9) гражданственность: совершение поступков и действий с осознанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны и готовность нести за них ответственность (ОК-20); 10) коммуникабельность: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4), радушие, уважение, открытость, искренность в общении, умение найти общий язык с любым человеком, построить конструктивный и взаимополезный диалог, раскрывающий возможности и потенциал собеседника (ОК-5); 11) толерантность: уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий, способность к диалогу с представителями других культур и стран (ОК-2).
Заключение. Осуществленный нами сравнительный анализ содержания общекультурных компетенций, выступающих в качестве цели и результата профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура», и требований, предъявляемых к личностным качествам волонтеров крупных спортивных мероприятий, говорит об их относительной общности. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность в области физической культуры и спорта, с одной стороны, и волонтерская деятельность на крупных спортивных мероприятиях - с другой, выступают как процессы решения личностно и профессионально значимых проблем в ситуации неопределенности на основе свободного и творческого приобщения к ценностям общечеловеческой культуры. Поэтому выделенные нами общекультурные компетенции выступают, как: предмет образовательной деятельности студентов по направлению подготовки «Физическая культура»; внутренний субъективный фактор успешности волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях; личностно значимый для студента результат участия в волонтерской деятельности.