Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ABILITIES IN PLAYING SPORTS

Geraskin A.A. 1 Bobrovskiy V.A. 1 Batenko E.M. 1 Pasyukova I.Y. 1 Denisenko Yu.P. 2 Andruschishin I.F. 3
1 FGBO of higher education "Omsk state technical university"
2 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
3 Kazakh Аcademy of Sport and Tourism
The article deals with the questions of the technical and tactical actions formation and their influence on students’ competitive effectiveness in playing sports. The aspects of creative sports identity formation and individual style activity preservation in the conditions of competitions are urgent too. The researchers and the trainers are faced by the problem of new development approaches search of readiness to playing activity. Besides it the importance of complex pedagogical control functions is noted too. The authors investigated the increase possibilities in actions efficiency by the students of playing sports specialization. The authors used the way of scientific elaboration and approbation of forming and improvement methods of speed and accuracy actions from the position of activity approach. First of all it is possible to state the advantage of the offered approach by forming technical and tactical students’ and athletes’ abilities in playing sports in comparison with the traditional approach, secondly, the positive application opportunities of the activity theory and activity approach for creation of students’ preparation.
technical and tactical skills
playing games
fitness
activity approach

Студенческий спорт является ближайшим резервом спорта высших достижений. В связи с этим совершенствование методики обучения и совершенствования подготовленности студентов, занимающихся игровыми видами спорта, требует системного подхода к организации тренировочного процесса [1], апробации и внедрения в практику новых форм исследования и совершенствования общей и специальной подготовленности спортсменов. В полной мере это касается и игровых коллективов [4]. Мы солидарны с В.Н. Платоновым, подчёркивающим, что традиционная методика подготовки спортсменов высокой квалификации уже не даёт необходимого эффекта [9]. Достижение преимущества над соперниками в настоящее время возможно исключительно путём создания новых подходов, существенно опережающих прежние достижения спортивной науки, комплексного использования накопленного опыта и результатов в смежных областях знаний.

Развитие методики подготовленности студентов, занимающихся спортивными играми, является актуальной задачей педагогики и психологии спорта. Рост уровня техники и тактики игры в нападении и защите [1, 4, 7] выдвигает проблему недостатка научных знаний в направлении совершенствования технико-тактической подготовленности играющих, в частности, вопросов формирования тактико-технических умений и индивидуализации подготовки [2]. Не менее важны вопросы реализации накопленного потенциала в условиях состязаний. Актуальны и аспекты формирования творческой спортивной индивидуальности, формирования индивидуального стиля деятельности и сохранения его в условиях состязаний.

Исследования в игровых видах спорта свидетельствуют о сложности игровой деятельности. Это обусловлено повышением уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсменов, ростом конкуренции команд, усилением влияния сбивающих факторов [2].

Одним из актуальных путей реализации такого подхода является построение процесса подготовки на основе изучения игровой деятельности [5-7], учёта особенностей выполнения конкретных амплуа, взаимодействий с партнёрами при реализации игровых действий в условиях жёсткой соревновательной борьбы [4, 8], формирования индивидуального стиля игровой деятельности, что и явилось целью реализации такого подхода в настоящей работе.

Отметим важность специализации функций комплексного педагогического контроля, стандартизации исследовательского инструментария, процедур тестирования и обработки данных [1]. Необходим поиск путей создания нетрадиционных средств подготовки − специализированных тренажёрно-исследовательских устройств и методики их применения, совершенствования методов формирования специальной физической, технико-тактической, интеллектуальной и психической подготовленности спортсменов [8,11]. Важны исследования, направленные на повышение эффективности подготовки конкретных амплуа в командах, специализации применяемых педагогических методов и средств.

Деятельность в спортивных играх требует параллельной работы тренеров и спортсменов над глубокой специализацией игровых функций и универсализации, взаимозаменяемости исполнителей деятельности. Практика показывает, что надёжность исполнения игровых функций каждым из игроков в своей зоне ведёт к победе над противником. Важно и умение спортсмена взять на себя, по обстоятельствам или по заданию тренера, функции, которые как бы несвойственны этому спортсмену в обычных обстоятельствах, а выполнять их нужно на высоком технико-тактическом уровне.

Целью исследования является изучение возможности повышения эффективности соревновательных действий студентов, занимающихся спортивными играми, путём разработки и апробации методов формирования и совершенствования быстроты и точности таких действий с позиций деятельностного подхода.

В процессе исследования выполнялись разработка и апробация методов изучения и совершенствования специальной подготовленности студентов, занимающихся спортивными играми, велось направленное использование традиционных педагогических средств [6] и применение тренажёрно-исследовательских устройств [3, 5, 10, 12], создававшихся в ходе исследования на основе анализа специфики деятельности и теории тренажёростроения в игровых видах спорта.

Проведены исследования на материале ряда игровых видов спорта: педагогические наблюдения; анкетирование спортсменов различной квалификации и специалистов; диагностика и совершенствование специальной подготовленности играющих в лабораторных и моделируемых условиях игровой деятельности; выполнялась регистрация и анализ качества тренировочной и соревновательной деятельности.

В исследовании [5] в процессе начального обучения спортсменов создавались условия для направленного формирования тактических умений студентов-волейболистов при игре в нападении. Предполагалось, что применение в процессе обучения, параллельно с освоением техники игры, поэтапного формирования тактических умений позволит строить процесс технико-тактической подготовки более эффективно, чем при традиционном подходе.

Анализ литературы позволил обнаружить недостаток в традиционном подходе к обучению, состоящий в следующем. В соответствии с требованиями программ обучения в ДЮСШОР и в вузовских командах, на начальном этапе подготовки у занимающихся формируется физическая и техническая подготовленность волейболистов, а затем, запаздывая на целый период обучения, акцент обучения переходит на формирование тактической подготовленности. В связи с этим высокого уровня технико-тактической подготовленности игроки добиваются в возрасте, близком к завершению выступлений в спорте. Поэтому не случайно, что анализ игровых действий квалифицированных волейболистов свидетельствует о существенных недостатках тактической подготовленности, особенно в ответственных моментах игры. Отсюда можно констатировать наличие проблемы поиска подходов к формированию тактических умений на начальных этапах подготовленности и предполагать о возможности преодоления такого отставания с помощью целенаправленного использования традиционных педагогических средств, совмещения развития технической и тактической подготовленности с применением специализированных тренажёрных средств.

Методика технико-тактической подготовки содержала анализ структуры деятельности нападающих волейболистов путём составления спортограммы деятельности игрока второго темпа; изучение динамики развития функций психомоторики, в зависимости от опыта и квалификации занимающихся с использованием разработанных компьютерных методов диагностики. Велось развитие мотивации к освоению игровой деятельности [2] с учётом интеллектуальной и специальной физической подготовленности игроков. Формирование тактических умений выполнялось путём моделирования игровой деятельности в тренировке, с использованием тренажёрно-исследовательских средств. В ходе тренировки для нападающих проектировались игровые ситуации различной сложности. Использовались тренажёрные комплексы, оборудованные блоками сигналов-раздражителей, которые размещались вне игрового поля, и «требовали» от игроков специфических атакующих действий и поражения мячом заданных зон на поле противника. В процессе формирования тактико-технических умений последовательно осваивались этапы освоения умений вести игру в нападении – от простейших ситуаций, к более сложным и, наконец, непосредственно к игровым, с закреплением тактических умений в условиях состязания.

Разработанная методика, направленная на ускорение процесса формирования тактических умений волейболистов, оказала более эффективное влияние на развитие тактических действий в нападении. У студентов экспериментальной группы показатели параметра «обнаружение тактического объекта», то есть свободной зоны на поле противника при нападении, определение способа ответных действий и факта поражения игровой зоны мячом возросли с 37 % до 85 %. В то же время у игроков контрольной группы, где использовался традиционный подход в подготовке, рост результатов наблюдался с 36 % до 63 % случаев. У игроков экспериментальной группы повысилась эффективность нападающих ударов в результате рационализации выбора решений в период организации атаки. В условиях состязаний тактически верные решения принимались студентами экспериментальной группы в 51 % случаев, а волейболисты контрольной группы смогли правильно выбрали такое решение только в 39 % случаев. Данные исследования свидетельствуют, что темпы роста уровня развития специальных физических и психических качеств, обеспечивающих атакующие действия, у представителей экспериментальной группы значительно опережают темпы роста таких качеств у студентов контрольной группы. Это позволяет утверждать о предпочтительном влиянии деятельностного подхода к подготовке нападающих волейболистов, в сравнении с применением традиционных педагогических воздействий.

В исследовании [12] предпринята попытка развития технико-тактической подготовленности студенток-волейболисток при выполнении подач мяча. Анализ деятельности подающих выявил своеобразную технологию тактической борьбы, которая ведётся между подающими игроками и соперником. Кратко изложим некоторые положения этой работы. В настоящее время выполнение даже мощных подач, направленных в руки принимающему сопернику, не представляют для него существенной трудности при приеме мяча. К правильным тактическим действиям можно отнести подачи с направлением мяча по неожиданной для противника траектории. Подающий должен стремиться «заставить» принимающего игрока двигаться к мячу перед приёмом или в момент приёма так, чтобы соперник принимал мяч на неудобной для себя высоте, например, низко наклоняться вперёд, либо двигаться назад, или перемещаться в правую или в левую часть зоны защиты. При такой технологии исполнения игрового действия у принимающего соперника нарушается синхронность подготовительных движений, так необходимая при выполнении приёма мяча. Ввиду дефицита времени принятие исходного положения в такой ситуации выполняется либо неточно, либо отсутствует полностью. В связи с этим приём мяча выполняется «с ходу», с необеспеченной основой надёжности подготовки к выполнению двигательного действия. Добиться такого эффекта подач можно с помощью укорочения траектории полёта, или направления мяча в дальнюю часть зоны для приёма (удлинение траектории), либо от неожиданного использования таких вариантов подач. Тем самым подающий игрок владеет инициативой, заставляет принимающего соперника в моменты подготовки или при выполнении приёма находиться в движении, терять устойчивость опоры о площадку. Полезна здесь и смена способов подач, чередование силовых подач с планирующими, смена направлений и зон. Используя такие тактико-технические средства ведения противоборства, подающий игрок имеет возможность управления поведением противника.

Подобный анализ выполнен и при рассмотрении противоборства игрока с двумя принимающими и с группой соперников. Анализ деятельности свидетельствует о насыщенности её содержания. В период подготовки и выполнения подачи игроку необходимы: тщательный тактический анализ ситуации, нахождение слабых сторон для приёма противника, нахождение оптимального тактико-технического решения ситуации, маскировка собственных намерений от соперников и точная реализация принятого решения. Отметим, что деятельность подающего происходит на фоне воздействия сбивающих факторов – шума трибун, высокой физической и психической нагрузки, влияния счёта в игре и т.д. Такие особенности деятельности учитывались при составлении методики педагогических воздействий.

Для совершенствования эффективности выполнения подач квалифицированными волейболистками в специально организованном педагогическом эксперименте применялись подходы, при которых в контрольной группе применялись традиционные средства подготовки, а в экспериментальной направленно формировалась интеллектуальная подготовленность, использовались традиционные упражнения и упражнения, подвергшиеся рационализации. Велась разработка и использование тренажерно-исследовательских средств, способствующих повышению точности поражения мячом заданных точек на площадке противника, снижению траектории полёта подач в моделируемых условиях деятельности. Сформированные в ходе подготовки тактико-технические умения закреплялись в практике состязаний местного, регионального и всероссийского уровней.

Применение разработанной методики показало и в этом случае преимущество предложенного подхода в сравнении с существующим, ввиду создания возможностей для моделирования игровых ситуаций различной сложности при подачах в тренировочном процессе. Такой подход позволяет получать количественные данные об уровне технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток при выполнении подач. Оценка физической подготовленности игроков к выполнению подач свидетельствует о недостаточном уровне развития такой подготовленности при традиционном подходе. В то же время, целенаправленное применение предложенных педагогических средств традиционного плана и упражнений, подвергшихся рационализации, в экспериментальной группе позволило добиться достоверно лучших результатов в совершенствовании физической, технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток. Результаты анализа игровых действий волейболисток в условиях состязаний квалифицированных команд говорят о достоверном преимуществе предложенной комплексной методики на результативность соревновательной деятельности участниц экспериментальной группы, по сравнению с действиями игроков, тренировавшихся при традиционном подходе, по данным надёжности и результативности подач мяча.

В исследованиях [6, 10], выполненных на материале баскетбола, выяснялись возможности построения подготовки спортсменов на основе деятельностного подхода. Построение подготовки велось с опорой на данные анализа деятельности, применялись педагогические воздействия, способствующие повышению мотивации и специальной интеллектуальной подготовленности занимающихся, развитию важных для деятельности специальных психических и физических качеств. В частности, в качестве педагогического материала для повышения интеллектуальной подготовленности раскрывались данные разработанной теории оптимальной траектории броска для поражения баскетбольного кольца, теории отскока мяча от кольца при бросках и других компонентов броска. Рассматривались особенности технологии противоборств при атакующих действиях баскетболистов в зависимости условий выполнения атакующих действий – от величины дистанции между спортсменами и дальности расстояния до кольца.

            Результаты исследования свидетельствуют, что организация подготовки студентов, занимающихся игровыми видами спорта, с учётом того, что студенческий спорт является ближайшим резервом спорта высших достижений, должна строиться на системном подходе, охватывающем все виды подготовки, апробации и внедрения в практику новых форм изучения и совершенствования подготовленности спортсменов. При построении процесса подготовки существенную помощь исследователям и специалистам окажет использование методов профессиографии, составление спортограмм, что способствует установлению структуры деятельности, выявлению тактического и психического её содержания, установлению перечня специальных физических и психических качеств, обеспечивающих успешность выполняемых игровых действий. Тренировочный процесс рационально строить, используя моделирование соревновательной деятельности, варьируя разнообразные формы «активной игровой среды», с разной степенью противодействий соперников. Необходимо добиваться как глубокой специализации игровых функций, так и взаимозаменяемости играющих по исполнению амплуа, путём моделирования соответствующих ситуаций соревновательной деятельности.

Данные исследования позволяют утверждать о преимуществе предложенного подхода при формировании технико-тактических умений спортсменов в игровых видах спорта, положительных возможностях применения теории деятельности, деятельностного подхода при построении подготовки в сравнении с традиционными воздействиями. Это позволяет нам рекомендовать такой подход для использования его в исследовательских целях и в практике подготовки студентов, занимающихся спортивными играми.