В современной образовательной ситуации возрастает потребность реализации технологий, направленных на сохранение здоровья и активизацию двигательной деятельности дошкольников, коррекцию психических и моторных функций детей с особыми потребностями. Назрела необходимость в создании или корректировке парциальных программ, реализуемых в образовательной области «Физическое развитие», в содержании которых будет отражено психомоторное развитие дошкольников, регулирующее образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Доступность качественного образования (инклюзивное образование) лиц с различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, множественными нарушениями в развитии), нуждающихся в образовании, отвечающем их особым потребностям, предполагается в образовательных учреждениях всех уровней. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает создание необходимых условий для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования.
Под психомоторным развитием принято понимать процесс, характеризующийся единством восприятия и движения. Однако такое понимание отражает только взаимосвязь одной их психических функций с движением. По мнению А. Валлона, одним из противоречий психического развития ребенка является соотношение телесного и психического. Переход от органического к психическому нужно рассматривать через понятия: эмоция, моторика, подражание, социум. Экспрессивное выражение собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям, само движение, по выражению А. Валлона, есть «экстериоризированная эмоция». Благодаря дальнейшему влиянию поведения взрослого в развитии ребенка происходит дифференциация моторных функций. Анализ сложной системы взаимодействия моторных функций координации и дифференциации движений позволил А. Валлону установить связь эмоции с движением, выделить психомоторные типы развития ребенка и объяснить переход от сенсомоторных приспособлений к плану сознания, то есть от движения к мысли.
В теориях Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина исходным пунктом развития мышления служит предметное действие как процесс преобразования и достижения определенного результата или как объективный процесс ориентировочной деятельности. Так, Ж. Пиаже описал становление структуры сенсомоторного интеллекта у детей, а П.Я. Гальпериным были проведены многочисленные исследования взаимосвязи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и двигательных навыков детей. Психофизиологами сенсорное, эмоциональное и моторное развитие обобщено в понятие психомоторики, понимаемое как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональных реакциях и актах. По мнению И.М. Сеченова, это обусловлено тесной связью психических процессов с движением, которое само по себе является конечным звеном психической деятельности. Озерецким Н.И. была разработана шкала с компонентами психомоторики: статическая и динамическая координация движений, их скорость, одновременные движения и синкенезии [9]. Платонов К.К. определяет психомоторное развитие как совокупность сознательно управляемых двигательных действий, процесс, обобщающий психику с ее двигательным выражением - мышечным движением [1]. Формирование психомоторных способностей, по мнению Попова Г.Г., активный психолого-педагогический процесс, направленный на изучение структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих способностей к определенной двигательной деятельности [11, с. 31-35].
В контексте нашего исследования психомоторное развитие мы обозначаем как комплексный процесс развития психических (сенсорных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных) и моторных функций (физических качеств) в определенных формах двигательной (физкультурной) деятельности. Физкультурная деятельность определяется нами, как «…специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, которая реализуется в процессе физического воспитания» [8, с. 127]. Как интеграционный процесс формирования различных индивидуальных и личностных качеств в аспекте формирующейся общественной потребности в развитии ребёнка, «…правильно организованная физкультурная деятельность позволяет решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием человека, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу, на его мироощущение и мировоззрение» [8, с. 128].
Предметом нашего исследования являются психолого-педагогические условия психомоторного развития детей дошкольного возраста с разным уровнем физического развития, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование – это разработка технологии психомоторного развития дошкольников с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры и экспериментальная проверка технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие».
Технология психомоторного развития детей обозначена авторами как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению процесса физического воспитания детей дошкольного возраста с доступностью в плане приспособления к различным нуждам детей с разными физическими возможностями. Данная технология спроектирована на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры, регулирующих образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В процессе реализации технологии коррекционно-развивающее воздействие осуществится в следующих направлениях: коррекция повышенного психического и физического возбуждения или торможения, формирование точного управления движениями в пространстве; развитие физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость) и способности к поддержанию максимально возможного темпа движений, к словесной регуляции движений, к активному воображению; тренировка моторной асимметрии.
В настоящее время в системе образования детей с ОВЗ, задержкой психического развития (ЗПР), нарушением опорно-двигательного аппарата сформулирован ряд новых теоретических положений о возможностях коррекции нарушенных психомоторных функций, определены механизмы диагностики, разрабатываются интегративные подходы к их развитию, воспитанию и обучению посредством организации инклюзивного образования. В исследованиях обращается внимание на то, что психофизическое развитие таких детей отличается от нормы: не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.И. Лалаева и др.). Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у таких детей обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности (М.Ш. Адилова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Бутко, Н.П. Горбунов и др.). В современных трудах (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев и др.) показано, что уровень развития психомоторных способностей детей зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности представлений об окружающем мире, пространственно-временных представлений, речевого развития и т.д. Кроме того, среди характеристик сенсорно-перцептивной сферы детей с ЗПР и ОВЗ выделяются моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Выявлено, что у них значительно позже возрастной нормы и с большим трудом формируются серии движений, которые необходимы для образования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке детей (в окружающем пространстве, в собственном теле, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т.п.) [3]. В исследованиях отмечается, что у данной категории детей существенно страдает координация движений обеих рук, нарушен зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память и т.п. (М.Ш. Адилова, Н.П. Вайзман, Г.А. Бутко, В.М. Мозговой и др.), что объясняется замедленностью образования у них сложных условных связей в процессе координации движений, слабостью замыкательной функции коры головного мозга. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу (И.Ю. Горская, В.М. Мозговой). В практике дошкольного образования реализуются методики физического воспитания детей с легкой умственной отсталостью с учетом индивидуального характера процесса приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Д.В. Григорьев и др.). А.А. Никитиным и Г.И. Дерябиной проведено исследование взаимосвязи физических, психических, психофизических и дыхательных способностей в результате реализации комплексной методики адаптивной физической культуры дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития [4]. В исследованиях Попова Г.Г., Ильиной Г.В., Тугулевой Г.В. подчеркивается значимость развития сенсорной и двигательной (моторной) активности для психического развития, влияние степени их сформированности непосредственно на характер отклоняющегося развития. Ильина Г.В. подчеркивает, что «…двигательная деятельность старших дошкольников и младших школьников находится во взаимосвязи с перестройкой их умственных процессов [2, с. 199]. Важно учитывать особенности использования подвижных игр, которые определяют благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей детей. Правильно организованный процесс физического воспитания способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.
Вышеизложенное позволило выделить основные методические подходы к организации физического воспитания дошкольников в условиях инклюзивного образования.
- Органичность составляющей развивающе-коррекционной работы и компонентов физического воспитания. В физкультурные занятия необходимо включать коррекционную работу по формированию пространственных представлений, развитию когнитивной сферы, а во время развивающих занятий необходимо выполнять оздоровительную гимнастику (дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения).
- Дифференциация физического воспитания детей. У детей с одним диагнозом могут быть различные эмоциональные и поведенческие реакции на физическую нагрузку.
- Индивидуализация физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
- Парциальность (дробность) предлагаемых детям физических нагрузок. Распределение общей физической нагрузки по длительности и интенсивности в течение всего дня. Исследование показало, что при правильном распределении нагрузок (с учетом типичного состояния для большинства детей утром, днем, вечером) создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия влияют на приобретение организованного поведения детей.
- Стимуляция самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности.
- Интенсификация на физкультурных занятиях психомоторного развития детей как основы произвольной регуляции движений. В содержание занятий включены специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы.
- Интеграция элементов физического воспитания в бытовые процессы.
- Качественный отбор содержания физкультурно-оздоровительной работы. Содержание занятий должно отбираться с учетом диагностических данных. В работе использовались специфические оздоровительные игры, психогимнастика, кинезиологические упражнения, нетрадиционная утренняя гимнастика, организация психотерапевтических прогулок-занятий, отбор закаливающих процедур и т.д.
- Введение специфических мероприятий по коррекции и развитию аффективно-эмоциональной сферы детей в методику организаций физкультурных занятий детей с ИН. Педагогу необходимо прогнозировать возможное неадекватное эмоциональное состояние воспитанников, запускающее негативные поведенческие реакции [13].
Предполагаемое исследование направлено на изучение следующих аспектов:
- научный аспект: теоретическое обоснование особенностей организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО; изучение психомоторного развития детей с разным уровнем физического развития;
- практический аспект: разработка программно-методического обеспечения физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в массовую практику ДОО технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие»;
- прикладной аспект: подготовка студентов, педагогов и специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
В ходе исследования психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования нами выделено 3 этапа.
1 этап (2015-2016 гг.) - определение исходных позиций исследования, включающий: изучение психолого-педагогической, медицинской литературы, литературы по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре по проблеме исследования; анализ передового опыта инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии; разработку и апробацию диагностического комплекса психомоторного и интеллектуального развития детей (психолого-педагогическое тестирование уровня интеллектуального, физического развития и физической подготовленности) [12]. Апробация тестов и методик на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73, 135, 139, 160» г. Магнитогорска Челябинской области. В них приняли участие две опытные группы детей 5,5–6,5 лет, педагоги и специалисты, привлечены студенты к апробации диагностического комплекса и для статистической обработки полученных результатов. Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей позволило выделить особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [14].
2 этап (2016-2017 гг.) – выявление факторной структуры психофизического и интеллектуального развития детей и взаимосвязи их составляющих; разработка методики сопряженного психофизического воздействия на дошкольников средствами физической культуры; экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии планирования физкультурной деятельности детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7; 8].
Исследование экспериментальной группы (детский сад № 73, 139) осуществлялось в условиях реализации программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) с последующим внедрением технологии блочного планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. В реализуемой технологии обозначены упражнения на релаксацию, комплексы подвижных игр и общеразвивающих упражнений, дыхательной, пальчиковой, язычковой, глазодвигательной, ортопедической и коррекционной гимнастики (на взаимосвязь развития физических качеств и психических процессов), которые используются в определенных формах физкультурной деятельности [5-8]. Образовательная деятельность контрольной группы (детский сад № 139, 160») осуществлялась по парциальной программе «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Н. Глазырина) с включением разделов дополнительной программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.
Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей подтвердило эффективность разработанной технологии планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7]. В рамках исследования найдены новые способы обучения дошкольников технике двигательных действий (физических упражнений). Показано, что педагогические приемы оказываются эффективными, когда их реализация направленно воздействует на конкретные биологические структуры, и чем точнее направленность этих воздействий, тем значительнее биологический ответ в виде сформированного умения, навыка, равно как и прироста быстроты, силы и других физических качеств.
Завершающий этап (2017-2018 гг.) предполагает реализацию технологии психомоторного развития детей на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры в практике педагогов дошкольных образовательных организаций; организацию курсов повышения квалификации для педагогов по реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях инклюзивного образования.
Потенциальные возможности использования результатов исследования: обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания и в условиях инклюзивного образования; результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста в ходе подготовки студентов высших учебных заведений, повышения квалификации педагогов [15]; дополнение современных представлений о социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования и об основных подходах к психомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение теоретико-методологических основ адаптивной физической культуры.