Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR FORMATION OF CULTURE OF SAFE SOCIAL BEHAVIOR AT SCHOOLCHILDREN

Yakovleva E.V. 1
1 Cherepovets State University
The article explores the features of formation of culture of safe social behavior at schoolchildren in after-hour activity. The experiment was organized on the basis of two classes (third grade at the primary level) of one of the city schools. The study involved 56 children between the ages of 9-10 years. The experiment consisted of three stages. At the first stage authors of the article have executed the following: criteria and indicators have been developed; levels are characterized; diagnostic techniques for studying of level of formation of culture of safe social behavior of schoolchildren are chosen, the stating experiment is made. At the second stage authors of the article have realized «The Safety Lessons» program in experimental classes. At the third stage with the help of pedagogical observation method was revealed the final level of formation of third graders in the culture of safe social behavior in order to test the hypothesis and to determine the dynamics of the formation of student’s safe social behavior culture.
security
social security
social behavior
schoolchildren
culture of safe social behavior
program of extracurricular activities for formation of culture
safe social behavior of primary school children

В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом. Формирование способов безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.

Безопасному поведению детей уделяется особое внимание со стороны государства и общества. В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (2005 г.) отмечается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию культуры учащихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается необходимость формирования у младших школьников установки на безопасный образ жизни, навыков безопасного для себя и окружающих поведения.

Анализ имеющихся научных работ свидетельствует о том, что в настоящее время уделяется внимание проблемам формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования (В.В. Анисимов, М.М. Безруких, М.Я. Виленский, О.Г. Грохольская, П.В. Ижевский, В.Н. Куликов, М.В. Сорокина, Б.О. Хренников и др.). В исследованиях рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением социальной безопасности личности (И.А. Баева, С.В. Камашев, С.В. Петров, Л.А. Михайлов и др.), с формированием социальной компетентности учащихся (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.) и др. Учеными выделены и охарактеризованы такие понятия, как культура личной безопасности (А.В. Генералов, В.Н. Мошкин), массовая культура безопасности (В.Г. Ляшко, А.В. Снегирев), культура безопасности (С. Данченко, Ю. Иванов, В.В. Сапронов), культура безопасности жизнедеятельности (В.Я. Сюньков, Н.С. Тарасиков, М.И. Хабнер и др.) и др. Однако следует отметить недостаточную разработанность проблемы формирования культуры безопасного социального поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Цель исследования

Цель нашего исследования – определить и охарактеризовать компоненты культуры безопасного социального поведения младших школьников, выявить и обосновать педагогические условия формирования у младших школьников культуры безопасного социального поведения во внеурочной деятельности.

Материал и методы исследования

Теоретический анализ имеющейся психолого-педагогической литературы [3-6, 8-9] по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Социальные опасности связаны с противоречиями в общественных отношениях.

Безопасность достигается путем предотвращения опасностей, противодействия им, повышения устойчивости к негативным воздействиям. Социальная безопасность младшего школьника – такое его состояние, при котором его биопси­хические возможности способ­ствуют установлению равнове­сия с социальной средой путём адаптации и конструктивной ак­тивизации в ней, следуя нравст­венным социальным нормам. Социальная безопасность характеризует социаль­ное развитие личности младшего школьника, соци­альную адаптированность, вос­питанность, социализированность ребёнка в настоящий пе­риод времени. Социальную безопасность можно определить как состояние уравновешен­ности, гармонии личности и со­циальной среды.

Поведение человека – это тот или иной образ жизни, действий и поступков. Социальное поведение трактуется как действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам. Социальное поведение младших школьников характеризуется расширением круга общения, интересов, складыванием системы моральных норм и правил социального взаимодействия, интенсивным развитием эмпатии, освоением новых социальных ролей, увеличением активности в отношении регуляции различных компонентов своей жизнедеятельности. Формирование социального поведения младших школьников, тесно связанное с когнитивным и личностным развитием, осуществляется под влиянием сложной системы биосоциальных факторов, взаимосвязи природных предпосылок и средовых условий. 

Безопасное социальное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. У младших школьников безопасное социальное поведение представляет собой систему действий, приводящих к относительно безопасному контакту ребенка с окружающими социальными условиями, обеспечивающих удовлетворение социально важных интересов и достижение значимых целей.

Культура безопасного социального поведения младших школьников представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, умений и навыков, личностных качеств, проявляющихся в развитии ответственного отношения к личной и общественной безопасности и определяющих безопасный стиль поведения.

Экспериментальная работа проводилась на базе городской школы в двух 3-х классах. В исследовании приняли участие 56 обучающихся в возрасте 9–10 лет. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез; изучение литературы, учебно-методических документов и результатов деятельности обучающихся; моделирование; метод эксперимента; диагностические методики: беседа по сюжетным иллюстрациям (Ч.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский) [1], диагностическая игра «Опасные ситуации» (В.Ф. Купецкова) [5], тестирование [2].

Для оценки сформированности культуры безопасного социального поведения у младших школьников были определены ее компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Ценностно-мотивационный компонент составляют ценностные установки на безопасный образ жизни, мотивы безопасного социального поведения, потребность соблюдать правила безопасного поведения.

Когнитивный компонент включает знания о человеке и его организме, окружающей социальной среде, представление о здоровье человека, негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания), о безопасном образе жизни. Этот компонент характеризует умение оперировать основными понятиями в области безопасности жизнедеятельности.

В содержание деятельностного компонента входят следующие умения: предвидеть опасности от социальной среды и от собственного «я» (себе, другим людям); правильно оценивать ситуацию и распределять свои силы; следовать нормам и правилам безопасного социального поведения.

Рефлексивный компонент характеризуется способностью оценивать себя как субъекта безопасного социального поведения, осуществлять самооценку, самоконтроль поведения.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили наличный уровень сформированности компонентов культуры безопасного социального поведения у младших школьников в экспериментальных классах. В целом по результатам всех методик можно сделать вывод, что у 30,3 % учащихся обнаружен низкий уровень сформированности культуры безопасного социального поведения. Младшие школьники испытывают трудности при описании окружающей социальной среды, не могут проанализировать ситуацию и сделать вывод об имеющейся опасности, затрудняются выбрать безопасный способ поведения. Реализация навыков безопасного социального поведения осуществляется стихийно на бытовом уровне и не всегда успешно.

У 59 % третьеклассников, участвующих в эксперименте, культура безопасного социального поведения сформирована на среднем уровне. Ученики затрудняются в описании состояния окружающей социальной среды, испытывают трудности при оценке опасной ситуации и выборе безопасного способа поведения. Отношение к деятельности по обеспечению безопасности базируется на внешней мотивации (потребовал учитель, сказали родители, так принято в классе, школе и пр.). При этом у них имеется устойчивый интерес к присвоению знаний о человеке и его здоровье, о возможных социальных угрозах. Проявляется стремление к накоплению этих знаний и формированию опыта безопасного поведения. Но выбор действий безопасного поведения в различных ситуациях осуществляется в основном на основе интуиции. Для актуализации знаний необходима помощь учителя, родителей (алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях; инструкции, советы).

Только 10,7 % детей продемонстрировали высокий уровень сформированности культуры безопасного социального поведения. У младших школьников этой группы сформированы установки на безопасный образ жизни, они легко оперируют основными понятиями в области безопасности жизнедеятельности, могут описать состояние окружающей социальной среды, правильно оценить опасную ситуацию, выбрать наиболее целесообразный способ поведения. У таких учащихся развито чувство сопричастности к событиям, они могут осуществлять самооценку и самоконтроль собственного поведения в различных социальных ситуациях.

Таким образом, проведенная диагностическая работа доказывает необходимость педагогического воздействия, направленного на формирование культуры безопасного социального поведения у детей младшего школьного возраста, а также деятельности по расширению и коррекции уже имеющихся у детей знаний по безопасному образу жизни.

С целью формирования у младших школьников культуры безопасного социального поведения была реализована программа кружка (разработана совместно с учителем начальных классов Н.А. Сысоевой) «Уроки безопасности». Разработанная программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год, но предполагает возможность продолжения в последующих классах.

Процесс формирования культуры безопасного социального поведения у младших школьников во внеурочной деятельности основывается в нашем исследовании на личностно-деятельностном, системно-деятельностном подходах к образованию. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, согласно которым личность формируется в деятельности и определяет характер этой деятельности. Личностный компонент подразумевает, что в центре образовательного процесса находится личность учащегося, его потребности, мотивы, особенности интеллекта и другие индивидуально-психологические особенности. Результатами познавательной деятельности являются усвоение предметного содержания, развитие личности. Системно-деятельностный подход положен в основу ФГОС НОО, он представляет собой объединение системного (Б.Г. Ананьев и др.) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) подходов к образованию.

На основе выделенных подходов нами были определены основные принципы, на которых строился процесс формирования культуры безопасного социального поведения младших школьников во внеурочной деятельности: учет возрастных, личностных особенностей младших школьников; принципы деятельности и системности; гуманизма, опоры на субъектный опыт; активности, исследовательской позиции, осознанного поведения; субъект-субъектного общения, обратной связи.

Процесс формирования культуры безопасного социального поведения у младших школьников во внеурочной деятельности в нашем исследовании базируется на схеме становления и развития деятельности (по А.А. Леонтьеву), которая предполагает постепенный переход от имитативных действий к активной самостоятельной преобразующей деятельности [7]. В ходе эксперимента работа по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников во внеурочной деятельности проходила в 3 этапа.

1 этап: мотивационно-побудительный (начальный). На данном этапе выполняется задача по формированию мотивов безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни, потребности соблюдать основы безопасного поведения.

2 этап: воспроизводящий (основной). На данном этапе выполняются задачи воспроизводящего характера, с опорой на образец. Элементы культуры безопасного социального поведения усваиваются, запоминаются правила и нормы и др.

3 этап: творчески-преобразующий (завершающий). Происходит процесс интериоризации ценностей, благодаря чему младшие школьники развиваются в личностном плане. У них развиваются самооценка и саморегуляция, действия коррелируются в соответствии с внутренне усвоенными ценностными установками на безопасный образ жизни, формируется опыт безопасного социального поведения.

Формирование культуры безопасного социального поведения на занятиях осуществляется посредством беседы, практической работы, ролевого моделирования, ролевых, имитационных и других видов игр, сочинений, творческих заданий, исследовательских проектов, постановки проблемных ситуаций, вопросов. Программа также предусматривает отработку безопасных действий методом упражнений.

Средствами ознакомления детей с основами безопасного поведения являются: сама социальная действительность, предметы рукотворного мира, художественная литература, музыка, изобразительная и предметная деятельность, наблюдение, наглядный сюжетный учебный материал и др.

Выделение и реализация названных этапов, использование перечисленных педагогических средств и методов позволяет сформировать у учащихся компоненты культуры безопасного социального поведения. В процессе проведения занятий также вырабатываются доброжелательное отношение детей друг к другу, навыки взаимопомощи и взаимоподдержки, понимание и принятие мнения друг друга, в том числе и в аспекте взаимопомощи в опасной ситуации.

Результаты исследования

После завершения формирующего эксперимента для выявления динамики в формировании культуры безопасного социального поведения у младших школьников использовался метод педагогического наблюдения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что после окончания экспериментальной работы на среднем уровне находятся 62,5 % обучающихся, на высоком уровне 26,8 %, на низком уровне – 10,7 % учащихся, участвующих в эксперименте. Педагогическое наблюдение показало, что практически все учащиеся экспериментальных классов научились думать и действовать в той или иной опасной социальной ситуации, правильно ее оценивать, выбирать наиболее целесообразный способ поведения, использовать имеющиеся знания о возможных социальных угрозах. Учащиеся проявляют чувство сопричастности к событиям, эмпатию, могут осуществлять самооценку и самоконтроль собственного поведения в различных социальных ситуациях.

Выводы

Анализ полученных данных и их интерпретация позволили нам сделать вывод о результативности проделанной работы. Очевидна положительная динамика в формировании у младших школьников культуры безопасного социального поведения.

В ходе исследования выяснилось, что на повышение уровня сформированности культуры безопасного социального поведения у младших школьников во внеурочной деятельности оказывают влияние следующие педагогические условия: выявление сущностных характеристик и компонентов культуры безопасного социального поведения; определение содержания и этапов формирования культуры безопасного социального поведения у младших школьников; использование обоснованного сочетания индивидуальных и групповых форм, рационального соотношения педагогических средств, методов и приемов работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного социального поведения.