Преодоление профессиональных затруднений, барьеров и деформаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности, обеспечивает социальную безопасность педагогов [17; 18]. Нами выделены и описаны следующие профессиональные деформации педагогов: эмоциональные деформации личности, деформации мотивационной составляющей личности, коммуникативные деформации личности педагога [16]. Профессиональные деформации, возникающие в ходе профессиональной деятельности, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, профессиональном выгорании и даже возможном последующим уходе из педагогической профессии непосредственно связаны с вопросами социальной безопасности педагога.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дается следующее определение понятию «безопасность». Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1]. Согласно Стратегии национальной безопасности, национальная безопасность состоит из различных предусмотренных законодательством страны видов безопасности: государственной, общественной, безопасности личности, а также информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической и других видов безопасности.
Можно выделить следующие уровни безопасности: государственно-национальную, общественно-социальную, безопасность личности. На каждом уровне возникают не только внешние, но и внутренние угрозы безопасности субъектам или объектам безопасности. Главной целью безопасности определяется предотвращение, устранение различных угроз безопасности личности, обществу, государству, а также создание новых возможностей по обеспечению безопасности на всех уровнях.
В целях описания адекватной модели социальной безопасности педагога рассмотрим существующие в современной науке определения безопасности.
Родовое понятие «безопасность» имеет следующие признаки:
- безопасность как устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, состояние сохранности, надежности, предполагающее поддержание определенного баланса между негативным взаимодействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие [9; 13];
- безопасность как результат взаимодействия различных природных и социальных объектов с условиями и факторами природной и социальной среды обитания, при которых сформировалось такое состояние их взаимосвязей, при котором объекту не наносится вреда [7];
- безопасность как способность объекта (явления или процесса) сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики (параметры, целостность и т.д.) при регрессивных (вредных, дезорганизующих, деструктивных, разрушающих) воздействиях со стороны различных предметов внешней либо внутренней среды [14];
- безопасность как потребность, являющаяся базовой в иерархии потребностей человека, обеспечивающая нормальное развитие личности [12].
Рассматривая безопасность педагога в плоскости личностного и общественно-социального уровней безопасности, необходимо описать сложную систему внешних и внутренних связей личности, общества и государства, называемую в широком смысле понятием «социальная безопасность».
В современной научной литературе «социальная безопасность» описывается как интегрированное понятие, определяющее безопасность населения государства от угроз различного характера (социального, экономического, экологического характера и т.д.), и связана сложными отношениями на всех уровнях безопасности (государственно-национальном, общественно-социальном, безопасности личности).
Понятие «социальная безопасность» можно охарактеризовать как:
- совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей. Социальная безопасность России в современных условиях является составным элементом национальной безопасности и представляет основу для функционирования всех социальных элементов [6];
- способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества [15];
- состояние стабильной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности, взаимообусловленного и взаимозависимого от действий субъектов безопасности, предпринимаемых ими в процессе ее обеспечения [5]. Это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается её устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, достойное качество жизни, создание условий для развития личности [11].
В свою очередь, социальная защищенность личности – это система государственных гарантий, направленных на обеспечение достаточного уровня жизни граждан, в том числе и граждан с ограниченными возможностями, неспособных самостоятельно этот уровень обеспечить. Государственные гарантии социальной защищенности должны включать в себя постоянное совершенствование условий жизни граждан с учетом их интересов, установленных законом прав, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на эффективное предотвращение возможных угроз и нарушений, в том числе и в профессиональной сфере деятельности.
Применительно к личности можно рассматривать социальную безопасность как способность субъекта межличностных, общественных отношений эффективно взаимодействовать с другими субъектами, окружающим миром, а также преодолевать различные неблагоприятные внешние воздействия, способные негативным образом повлиять на целостность субъекта, на его состояние защищенности при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом значения профессиональной деятельности в жизни человека особую значимость приобретает проблема социальной безопасности личности как профессионала.
Таким образом, безопасность личности, тесно связанная с уровнем профессиональной подготовки, занимает доминирующее положение в структуре социальной безопасности.
Понятие «безопасность личности» характеризуется:
- как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;
- специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;
- состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности даже при наступлении какой-либо опасности [10].
А.А. Баранов отмечает 3 уровня личной безопасности:
1) безопасность индивида («Я-организм»);
2) безопасность собственно личности («Я-индивидуально-своеобразная система);
3) социально-психологическая безопасность личности («Я-другие»).
Такое структурное деление позволяет облегчить процесс соотнесения запросов личности с необходимыми внешними условиями обеспечения ее безопасности [4]. По мнению А.А. Баранова, идеальное состояние отсутствия противоречий между обществом и личностью и есть полная социальная безопасность личности.
Личная безопасность педагога проявляется в:
- направленности его на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;
- психологической и социальной компетентности в области безопасности;
- способности личности сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями;
- сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям;
- проявлении эмоциональной экспрессивности, интеллектуальной, поведенческой вариативности, определяющей оптимальную позицию субъекта в данных средовых условиях [8].
В комплексной структуре понятия социальной безопасности важным элементом является профессиональная безопасность. Социальная безопасность определяется характером профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности работника и собственными эффективными действиями по обеспечению своей безопасности.
Понятие «профессиональная безопасность и здоровье» (охрана труда) в российском законодательстве описывается как система сохранения жизни и здоровья работающих, временных работников, контрактников, посетителей и любых иных лиц, присутствующих на рабочем месте.
Профессиональную безопасность педагога можно описать как систему мер по обеспечению безопасности в ходе профессиональной деятельности, включающей в себя различные внешние и внутренние риски и издержки педагогической профессии.
Обязательными составляющими обеспечения профессиональной безопасности являются следующие компоненты:
- достижение человеком гарантируемого минимума материального обеспечения;
- ответственность человека перед обществом за личную профессиональную состоятельность;
- устойчивая профессиональная самоопределенность и максимальный предел самовыражения;
- обеспеченность права на труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества при условии соучастия в финансировании социальных программ [18].
Профессиональная безопасность педагога подразумевает наличие у него сформированных безопасных характеристик личности и компетенций профессиональной педагогической деятельности.
Следуя исходной гипотезе о преодолении профессиональных деформаций как доминирующем факторе обеспечения социальной безопасности, отмечаем, что погружение в педагогическую профессию приводит к формированию особых качеств, характерных для педагогов, которые позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность. Необходимые для безопасной профессиональной деятельности педагога качества, подтверждающие его высокий уровень профессиональной компетентности, описаны в профессиональных стандартах педагогов [2; 3]. Применительно к социальной безопасности педагога можно сказать, что возникновение профессиональных деформаций в процессе профессиональной деятельности является издержкой данной профессии. В связи с этим считаем необходимым формировать социальный заказ на разработку и реализацию программ преодоления профессиональных деформаций как важного фактора обеспечения социальной безопасности педагога.
Нами разработаны критерии оценки социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций [17]. По данным критериям можно оценить систему социальной безопасности педагога по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам (уровням):
- предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания;
- предотвращение деградации личности педагога;
- обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности;
- поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.
Таким образом, социальная безопасность педагога основывается на преодолении профессиональных деформаций в процессе совершенствования профессиональных компетенций.