Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF THE ELEMENTARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Neustroeva A.N. 1 Neustroev N.D. 1 Kozhurova A.A. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
В статье анализируются социально-экономические условия реализации начального общего образования, как основы фундаментального образования, в системе общего среднего образования по ФГОС нового поколения. Утверждается положение о том, что человеческий фактор, понимаемый в виде совокупности свойств и качеств личности человека и который может быть использован в процессе общественного воспроизводства, формируется в дотрудовом (дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском) возрасте как результат воспитания, образования и социализации детей. Качество, уровень и образ жизни семьи определяют уровень развития культурного потенциала детей к моменту достижения трудоспособного возраста. Раскрываются тенденции и особенности развития национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) в специфических условиях Севера. Малокомплектность (малая наполняемость классов) сельских школ республики обосновывается как социально-экономическая закономерность, обусловленная природно-климатическими, национально-региональными, демографическими особенностями.
The socio-economic conditions for the implementation of elementary education are analysed in this article as the basis of fundamental education for Russian educational standards of new generation. Stated position that the human factor, understood as a set of properties and qualities of the human personality which can be used in the process of social reproduction (preschool, elementary school, teenage and youthful age) as a result of upbringing, education and socialization of children. Lifestyle of the family determines the level of development of cultural potential of children by the time of reaching the working age. Tendencies and features of development of national-regional education system of the Republic of Sakha (Yakutia) in the specific conditions of the North are discovered. Small maximum number per class of rural schools is justified as a socio-economic pattern, due to climatic, national and regional demographics.
elementary classes
features
Republic of Sakha (Yakutia)
socio-economic conditions
education
the human factor

Интенсификация экономического развития в новых изменяющихся социально-экономических условиях повысила роль и значение передачи подрастающему поколению фундаментального образования, т.е. речь идет о качественном человеческом факторе. Иными словами, обеспечение устойчивого роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение социально-экономического положения северных регионов Российской Федерации является актуальной проблемой, связанной с развитием человеческих ресурсов и, в первую очередь, реализацией начального общего образования. Наблюдающаяся трансформация социально-трудовых отношений вызвала необходимость формирования внутренних условий для экономического развития территорий отдельно взятых районов Якутии. Вот почему сегодня исследование региональных проблем развития образования и повышения эффективности использования производительной силы людей выдвигается в число первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

Человеческий потенциал, понимаемый в виде совокупности свойств и качеств личности человека и который может быть использован в процессе общественного воспроизводства, формируется в дотрудовом (дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском) возрасте как результат воспитания, образования и социализации детей. Качество, уровень и образ жизни семьи определяют уровень инвестирования в человеческий капитал детей и во многом определяют уровень развития их культурного потенциала к моменту достижения трудоспособного возраста.

Исходную часть человеческого потенциала региона, определяемую количеством и качеством молодого поколения, составляет молодежный потенциал, начиная с детства. Устанавливаются контуры будущего человеческого потенциала, будущих трудовых ресурсов, стартовое образование которых начинается с начального общего образования. Ведь именно качество нынешней молодежи во многом предопределяет качество будущего экономически активного населения: его демографические и психофизиологические характеристики, уровень образования и профессиональной подготовки, состояние нравственности и гражданской зрелости. Молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила [6].

Цель статьи. Выявление основных тенденций, территориальных диспропорций и особенностей развития образования в Республике Саха (Якутия) на примере реализации начального общего образования; прогнозирование развития национально-региональной системы образования на обозримое будущее с целью перспективного планирования и принятия научно обоснованных управленческих решений по выполнению требований ФГОС нового поколения.

Основная часть. Актуальность исследований образовательных аспектов, в частности, социально-экономических условий функционирования начального общего образования возрастает в связи с обострением проблем трудоустройства учителей начальных классов через призму показателей трудоспособного населения, учитывающих специфику формирования самого населения в этом обширном, но малонаселенном регионе страны, где значительно проявляются проблемы деятельности малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера.

С учетом практического опыта оценки системы начального общего образования, а также запросов основных потребителей образовательных услуг, нами выбраны следующие статистические индикаторы социально-экономического развития региональной системы начального общего образования: динамика численности населения Республики Саха (Якутия) на начало 2011–2015 гг., (чел.); удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения на 01 января 2015 г., (%); численность трудоспособного населения по зонам Республики Саха (Якутия) на 01 января 2015 г., (чел.); динамика средней численности обучающихся по зонам Якутии с 2011 по 2016 г., (чел.); количество начальных школ по Республике Саха (Якутия) по общеобразовательным организациям (на начало учебного года; единиц); средняя численность самостоятельных начальных школ по зонам Республики Саха (Якутия) с 2011 по 2016 г., (единиц); доля общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности по зонам Республики Саха (Якутия) с 2011 по 2016 г., (%); численность обучающихся общеобразовательных организаций с 1–4 классов.

На формирование трудовых ресурсов региона оказывают влияние происходящие демографические и миграционные процессы. В течение последних четырех лет (2011, 2012, 2013, 2014 года) происходит снижение численности населения Республики Саха (Якутия), например, с 2011 г. по 2012 г. численность населения ощутимо сократилась на 2399 человек (на 0,25 %), далее до 2014 г. население не значительно, но сокращается в среднем до 0,5 %. На начало 2015 г. происходит рост числа жителей республики на 2093 человека, что в целом составляет 956.896 человек за счет миграционного и естественного прироста на 0,21 % (диаграмма 1).

Вместе с тем процесс сокращения численности населения Якутии в трудоспособном возрасте продолжается в последние 5 лет (диаграмма 1). Самое минимальное значение за рассматриваемый период зафиксировано к началу 2015 г. – 579.209 человек, наибольшее – на начало 2011 г. – 611.877 человек. По сравнению с 2011 годом число трудоспособных жителей в 2015 г. уменьшилось на 32.668 человек, или на 5,6 %.

Диаграмма 1. Динамика численности населения Республики Саха (Якутия) на начало 2011–2015 гг., (чел.) [3]

Удельный вес всего трудоспособного населения в общей численности населения на 01 января 2015 г. составляет 61 %. Как правило, в промышленных районах Якутии показатель трудоспособного населения выше, например, в Южной зоне трудоспособные жители составляют 61 % от расчета всего населения самого района. Далее, идет Восточная Якутия – 59 %, так как основным компонентом формирования численности трудоспособного населения по данной зоне выступает миграция, являясь одним из источников пополнения трудовых ресурсов республики (таблица 1).

Таблица 1

Удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения на 01 января 2015 года, % [3]

Наименование зон Якутии

Все население (чел.)

Трудоспособное население (чел.)

Удельный вес трудоспособного населения, %

 

Всего по республике

956896

579209

61%

1

Центральная

511406

313231

56%

2

Западная

228118

136132

58%

3

Южная

118166

72773

61%

4

Восточная

30346

17977

59%

5

Арктическая зона

68860

39096

56%

 

Как следствие, вышеизложенное социально-экономическое условие и демографическая ситуация в нашей республике отражаются и на показателях по учреждениям образования. Количество обучающихся продолжает уменьшаться в Восточной, Южной и Арктической зонах Якутии (диаграмма 3), это обусловливает сокращение количества дневных общеобразовательных учреждений, в частности, начальных школ РС (Я): с 21 начальной школы в 2011–2012 учебн. г. до 18 начальных школ в 2015–2016 учебн. г. (таблица 2). Для руководства в муниципальные управления образования были направлены методические рекомендации по таким новым формам организации, как начальная школа с дошкольными группами, школа как филиал базовой школы. Для обеспечения права детей на образование в сельской местности внесены изменения в Перечень малокомплектных школ: в 2011 г. к ним отнесены 212 школ с численностью менее 110 детей [5].

Диаграмма 2. Динамика средней численности обучающихся по зонам Якутии с 2011 по 2016 г., чел. [1]

Таблица 2

Количество начальных школ по Республике Саха (Якутия) по общеобразовательным организациям (на начало учебного года; единиц) [3]

 

Общеобразовательные организации

2011/

2012

2012/

2013

2013/

2014

2014/

2015

2015/

2016

1

Дневные общеобразовательные организации

 

Начальные школы

21

21

20

19

18

2

Государственные и муниципальные организации

 

Начальные школы

21

21

20

19

18

3

Города и поселки городского типа

 

Начальные школы

6

6

6

6

6

4

Сельская местность

 

Начальные школы

15

15

14

13

12

 

По районам Якутии, кроме Восточной части, средняя численность самостоятельных начальных школ увеличилась только в Западной зоне с 2015 г. Снижение численности наблюдается в Центральном и Южном районах с 2011 по 2016 г. в среднем на 0,3 единиц самостоятельных начальных школ. В Арктической зоне ситуация остается неизменной (0,76 ед.) (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Средняя численность самостоятельных начальных школ по зонам Республики Саха (Якутия) с 2011 по 2016 г., единиц [1]

Следовательно, в долях общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности по зонам РС (Я), с 2011 по 2016 г., видно, что общей тенденции снижения особо не замечается, кроме Южной Якутии с 33 % (2011 г.) до 31 % (2016 г.). Арктическая, Восточная, Западная и Центральная зоны остаются за шесть лет в стабильном показателе (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Доля общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности по зонам Республики Саха (Якутия) с 2011 по 2016 г., % [1]

Положительной стороной в демографической ситуации населения РС (Я) является темп прироста численности обучающихся в начальных классах общеобразовательных организаций. В дневных общеобразовательных организациях республики с 2011–2012 учебного года по 2015–2016 учебный год численность обучающихся в начальных классах повысилась на 2488 младших школьников (на 4,5 %). Рост численности обучающихся особенно наблюдается в городских местностях республики (на 2451 младших школьников) и отражается в общей численности дневных общеобразовательных организаций (на 7,3 %). Как следствие, в сельской местности идет постепенное снижение численности обучающихся до 2014 г., а потом вновь начинается увеличение численности (таблица 3). Данная ситуация объясняется тем, что в сельской местности наблюдается миграционный отток и естественная убыль, в результате численность сельского населения ежегодно снижается, например, с 2011 г. по 2015 г. сократилась на 11.471 человек (на 3,5 %).

Таблица 3

Численность обучающихся общеобразовательных организаций с 1–4 классы (начало учебного года; человек) [3]

 

Общеобразовательные организации

2011/

2012

2012/

2013

2013/

2014

2014/

2015

2015/

2016

 

Всего

134673

132939

131834

132309

133938

1

Дневные общеобразовательные организации

 

1-4 классы

52286

52796

52781

53865

54774

2

Государственные и муниципальные организации

 

1-4 классы

52045

52492

52480

53555

54427

3

Города и поселки городского типа

 

1-4 классы

31334

32133

32505

33091

33785

4

Сельская местность

 

1-4 классы

20711

20359

19975

20464

20642

5

Негосударственные организации

 

1-4 классы

241

304

301

310

288

6

Вечерние (сменные) организации

 

1-4 классы

6

-

-

-

-

 

Следует отметить, что характерной особенностью сельских школ Республики Саха (Якутия) является их малокомплектность, т.е. малочисленность или малая наполняемость классов (в среднем 8–12 учащихся в классе-комплекте). С учетом природно-климатических, социально-экономических, национально-региональных особенностей развития республики в условиях Севера малокомплектность сельских школ обосновывается как социально-экономическая закономерность [2, с.32].

В частности, расстояния до близлежащей школы достигают в некоторых муниципальных районах 500 км и более (Алданский, Оленекский, Нерюнгринский и арктические районы). Нет устойчивой транспортной связи. Во многих муниципальных районах сообщение между общеобразовательными учреждениями пересекается водными преградами многочисленных рек, речек и озер.

По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Республике Саха (Якутия) проживает 966,6 тыс. человек (в том числе 614,5 городских, 342,1 – сельских жителей), представляющих более 100 национальностей.

Обучение и воспитание детей ведется на двух государственных (русском и якутском) языках, изучаются пять официальных языков коренных малочисленных народов Севера (эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский, долганский).

На территории Республики Саха (Якутия) реализуется комплекс мер, направленный на содействие позитивному демографическому развитию. Рост рождаемости детей ведет к соответствующему повышению потребности в услугах дошкольного образования и усугубляет проблему дефицита мест в действующих образовательных учреждениях. Рост внутренней миграции, что является следствием интенсивной урбанизации, ведет к перегрузке на дошкольные образовательные учреждения городов и поселков городского типа.

Сельское население в пределах республики размещается неравномерно. Характер сельскохозяйственного производства влияет на преобладание количества небольших сел. В небольших населенных пунктах школа выполняет роль социокультурного центра села, а также является производственным, социально-экономическим, селообразующим фактором.

В настоящее время в республике функционируют 655 общеобразовательных организаций, из которых 632 являются муниципальными (государственными) дневными, 15 – вечерними, 8 – негосударственными, в которых обучаются 133.774 школьника. Их них по типам школ [5]:

- 59 общеобразовательных учреждений начального общего образования;

- 63 общеобразовательных учреждений основного общего образования;

- 441 общеобразовательных учреждений среднего общего образования;

- 27 гимназий и 16 лицеев;

- 207 малокомплектных школ;

- 13 кочевых школ;

- 22 специальные (коррекционные) школы;

- 96 агрошкол (в 2013 г. их было – 79);

- 57 школ, реализующих программы профессиональной подготовки на основании лицензии.

- Специализированные организации для одаренных детей – Республиканское хореографическое училище имени А. и Н. Посельских, Высшая школа музыки, Якутский художественный колледж имени П.П. Романова, Якутский музыкальный колледж имени М.Н. Жиркова, Якутский колледж культуры и искусств.

Во вторую смену обучается 26.647 детей (19,9 %), в том числе в городских школах – 22.693, в сельских – 3954.

Заключение

Анализируя социально-экономические условия реализации начального общего образования в Республике Саха (Якутия), приходим к следующим основным выводам:

- Человеческий потенциал, понимаемый в виде совокупности свойств и качеств личности человека и который может быть использован в процессе общественного воспроизводства, формируется в дотрудовом (дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском) возрасте как результат воспитания, образования и социализации детей. Качество, уровень и образ жизни семьи определяют уровень инвестирования в человеческий капитал детей, развития их культурного потенциала к моменту достижения трудоспособного возраста;

- функционирование системы начального общего образования, являясь определяющим фактором в формировании фундаментальных основ в общей системе школьного образования, заслуживает особого внимания в условиях реализации ФГОС нового поколения и дифференцированного подхода с учетом конкретных зонально-территориальных особенностей тех или иных групп улусов (районов) республики;

- малокомплектность и специфика деятельности сельских школ в условиях Севера обосновывается как социально-экономическая закономерность, обусловленная суровыми природно-климатическими условиями, национально-региональными, социокультурными особенностями развития Республики Саха (Якутия);

- несмотря на естественный рост населения республики за счет рождаемости детей, миграционный процесс извне республики в определенные временные рамки значительно влияет на отток или приток в общей численности населения. Как следствие, это соответственно влияет на изменение контингента учащихся и оптимизации школьной сети за счет создания филиалов базовых школ и образовательных округов профильного обучения;

- идет тенденция внутренней миграции населения с сельской местности в города и рабочие поселки, что привело к проблеме значительной потребности мест в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах городов, рабочих поселков и улусных (районных) центрах муниципальных образований Республики Саха (Якутия).