Важной проблемой современного университета является вопрос подготовки специалиста конкурентоспособного, высококвалифицированного, владеющего информационными технологиями, навыками самостоятельного получения знаний, способного саморазвиваться, обладающего высоким уровнем общей культуры и физического здоровья.
С введением в образовательный процесс вуза нового Государственного образовательного стандарта на компетентностной основе, становится актуальной задача воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно делать свой выбор, обладающей стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
Стремление к саморазвитию, приобретению знаний и умений развивается, прежде всего, в процессе самостоятельной деятельности студента. Проблема активизации самостоятельной работы студентов остается одной из актуальных проблем профессионального образования.
Важные навыки самостоятельной деятельности могут быть сформированы в процессе изучения дисциплины «Физическая культура». Образовательный процесс, построенный на основе деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, может создать благоприятные условия для воспитания у студентов самостоятельности в занятиях физкультурно-оздоровительными мероприятиями [1]. Повышение самостоятельности студентов на занятиях физической культурой способствует формированию способов физического самосовершенствования, поддержанию оптимального здоровья, воспитанию творческой социально-активной личности.
Информатизация и компьютеризация образования позволяет по-новому организовать процесс развития познавательной самостоятельности. Современными исследователями (Н.В. Апатова, Р. Вильяме, Б.С. Гершунский, С.Р. Доманова, И.Г. Захарова, Г. Клейман, А.А. Кузнецов и др.) доказано, что использование информационных технологий предоставляет возможности для самостоятельного творчества обучающихся, способствует повышению эффективности учебного процесса в овладении умениями самостоятельного получения знаний, овладения методами усвоения учебного материала, самостоятельного выбора форм и способов обучения [5].
Проблема исследования заключается в понимании возможностей информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов по физическому воспитанию.
Цель исследования – выявить и обосновать возможности применения информационных технологий в воспитании самостоятельности студентов при освоении дисциплины «Физическая культура».
Гипотеза исследования: внедрение информационных технологий в процесс физического воспитания позволит самостоятельную работу студентов сделать более эффективной, что будет способствовать дополнительной мотивации к самостоятельным занятиям, повышению уровня физической подготовленности, более успешному формированию профессионально важных качеств и общекультурных компетенций.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ учебно-методических материалов, наблюдение, опрос, тестирование, информационные компьютерные технологии.
Наибольший интерес для достижения поставленной цели, направленной на подготовку будущего специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации, представляет самостоятельная работа студента, способствующая развитию профессионально важных качеств самостоятельности, ответственности и организованности.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельная работа – это форма обучения, при которой студент проявляет активность в организации своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, способен самостоятельно усваивать необходимые знания, овладевать умениями и навыками с целью формирования профессиональных и общекультурных компетенций.
Студенты должны овладеть умениями самостоятельно добывать знания, анализировать и систематизировать полученную информацию, оценивать конкретную ситуацию и принимать необходимые действия по ее решению. Формирование навыков самостоятельности происходит в течение всего периода обучения через активное участие студентов в различных формах учебной деятельности. В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
М.Я. Виленский подчеркивает важность физкультурной деятельности в формировании субъектности студента, проявляющуюся в его «самости» во всех сущностных сферах. Во-первых, в самоориентации (избирательная активность и действенное целеполагание). Во-вторых, в самовыражении (эмоциональное отношение к взаимосвязям и взаимоотношениям, возникающим в процессе деятельности). В-третьих, в самореализации (волевое проявление активной произвольной деятельности, направленной на преодоление трудностей). В-четвертых, в самосознании (осмысление своей роли в деятельности, в рефлексии своих потребностей, способностей, интересов). Наконец, в самооценке (самоанализ в оценке своего «Я») [2].
В контексте нашего исследования самостоятельная физкультурная деятельность – совокупность специальных способов организации студентов, направленных на проявление мотивации, целенаправленности, самоорганизованности, самостоятельности, самоконтроля и других личностных качеств, в процессе занятий физической культурой.
Анализ научной литературы позволил в структуре самостоятельной физкультурной деятельности выделить следующие компоненты: мотивационный, содержательно-операционный, контрольно-оценочный. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Мотивационный компонент предусматривает работу, направленную на осознание студентами цели конкретной деятельности и ориентацию их на выполнение самостоятельной работы. Содержательно-операционный компонент отражает ознакомление студентов с работой разных видов, связан с непосредственным выполнением студентами самостоятельной работы для достижения цели. Сущность контрольно-оценочного компонента заключается в осуществлении контроля процесса самостоятельной работы студентов, ее оценивания, с целью обеспечения перехода студентов на более высокий уровень самостоятельной деятельности.
При овладении студентами способами самостоятельной деятельности, большое значение имеет применение различных форм, методов и технологий обучения.
Формы организации самостоятельной физкультурной деятельности студентов разнообразны. Они включают в себя:
– изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств информации;
– подготовку к теоретическим, практическим занятиям, контрольным мероприятиям текущей и промежуточной аттестации;
– подготовка докладов и написание научно-исследовательских работ;
– участие в работе студенческих конференций;
– выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме дня;
– занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
– массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Чтобы подготовить студента к самостоятельной работе в процессе физкультурной деятельности, необходимо дать ему достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничивать содержанием учебного материала программы.
Как показывает практика, при большом объеме теоретического материала по предмету «Физическая культура», в учебном планировании на лекционные занятия выделяется минимальное количество часов. В некоторых случаях они входят в практический раздел программы, что затрудняет реализовать цели теоретического и методического раздела в полном объеме, что в свою очередь отражается на качестве знаний, умений и компетенциях студентов [3].
Формирование знаний и умений при освоении дисциплины «Физическая культура» будет более эффективным при использовании активных методов обучения с использованием компьютерных технологий. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на выполнение готовых заданий по назначенному алгоритму преподавателем, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Анализ научной литературы показал, что информационные технологии играют далеко не последнюю роль в физическом воспитании студентов в период обучения в вузе. Доказано, что активное использование информационных технологий в учебном процессе способствует повышению интереса и мотивации к обучению, является хорошей подготовкой для будущего специалиста к самостоятельной деятельности и самообразованию. Внедрение в учебный процесс автоматизированных обучающих и контролирующих систем позволяет студенту самостоятельно изучать дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала [4].
Создание в университете единой образовательной среды с помощью компьютерной программы Blackboard Learn позволило разработать электронный элективный курс (ЭЭК) «Физическая культура».
ЭЭК с помощью информационной платформы Blackboard Learn позволяет:
– представить учебные материалы в свободном электронном доступе для студентов, а также встраивать в нее автоматизированные обучающие и диагностирующие программы;
– использовать новые формы взаимодействия студента и преподавателя в процессе обучения;
– обеспечить студентов дополнительным информационным материалом по дисциплине;
– самостоятельно овладевать знаниями и умениями при использовании средств информационных технологий.
– обеспечить регулярность и оперативность контроля знаний и умений в области физической культуры;
– создать условия и стимулы для овладения обучающимся навыками самостоятельной работы и самообучения;
– осуществлять оперативную обратную связь в процессе обучения, корректировать этот процесс, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающегося;
– сделать подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого студента;
– формировать позитивную мотивацию обучения, способствующую личностному развитию студентов.
При формировании ЭЭК большое внимание уделяется разработке дидактических материалов и методических рекомендаций по их использованию в процессе самостоятельной работы студентов при обучении.
С целью решения задач физического воспитания в содержание программы элективного курса, введены следующие разделы: теоретический, методико-практический, контрольный.
Теоретический раздел способствует пониманию природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, формированию умения использовать полученные знания для личного и профессионального развития, самосовершенствования и организации здорового образа жизни. Особое внимание уделяется вопросам влияния физических упражнений на организм человека, вопросам контроля и самоконтроля, воспитанию личностно-профессиональных качеств.
Методический раздел предусматривает овладение студентами знаниями о жизненно важных двигательных умениях и навыках; обучение студентов методам освоения навыков занятий физическими упражнениями; методам самоконтроля состояния здоровья и физического развития; методикам самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции; методикам составления индивидуальных программ физического самовоспитания, методикам применения средств направленного развития отдельных физических качеств, методикам составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, методикам самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки и др.
Практический раздел направлен на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей и личностных качеств у студентов, на обеспечение необходимой двигательной активности, достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности, сохранение и восстановление физических и духовных сил, профилактику умственного и физического утомления, формирование ЗОЖ.
Контрольный раздел направлен на оценивание усвоения учебного материала, сравнение контролируемого параметра с заданной программой, выявление причин и характера возможных затруднений студентов по данной дисциплине, корректировку их знаний и умений.
Организация самостоятельной работы, обеспечивающая воспитание самостоятельности студентов, предусматривает создание необходимых педагогических условий практического овладения знаниями по изучаемой дисциплине. Задачей преподавателя является отобрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, самостоятельность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность.
Возможности программы Blackboard Learn позволили в элективный курс по физической культуре включить дидактический комплекс информационного обеспечения дисциплины. Курс представлен в виде модулей, выполняющих информационную, обучающую, развивающую, диагностирующую и контролирующую функции.
Знаниевый (теоретический) модуль, содержащий методические разработки, учебные пособия, учебники, электронные конспекты лекций, презентации, аудио-лекции, позволяет студенту самостоятельно выбирать способы получения знаний.
Деятельностный (практический) модуль, включающий обучающие программы и программы по самодиагностике, презентации, видео-уроки, направленные на самоорганизацию процесса физического воспитания. В приобретении практических знаний и умений большое значение имеют мультимедиа программы при освоении техники обучения упражнениям и ознакомлении с методикой обучения двигательным действиям (например: техника бросков в баскетболе, техника бега в легкой атлетике, методика обучения нападающему удару в волейболе, методика обучения ходов в лыжной подготовке и т.д.). Предложенный архив упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости и др. позволяет студентам самостоятельно выбрать необходимый комплекс упражнений для коррекции отстающих физических качеств.
Контрольно-оценочный модуль, содержащий тесты и задания, позволяет оценить теоретические и практические знания и умения студента, определить уровень усвоения пройденного материала и внести своевременные корректировки в дальнейшее планирование учебного процесса.
Дидактический комплекс средств информационного обеспечения дисциплины в процессе самостоятельной работы студентов обеспечивает восприятие информации на более высоком качественном уровне. Средства динамической визуализации и мультимедиа позволяют студентам самостоятельно планировать спортивную или оздоровительную тренировку, разрабатывать комплексы упражнений, программы оздоровительной или профессионально-прикладной направленности, самостоятельно организовать занятия физической культурой, совершенствовать техническую и физическую подготовленность. Диагностирующие программы дают возможность самостоятельно провести самодиагностику психического, функционального и физического состояния, на основании которой делается самоанализ, выводы и рекомендации к полученным данным. С помощью автоматизированных тестов студенты могут оценить уровень своих знаний и самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.
Заключение. Внедрение ЭЭК с использованием системы Blackboard в традиционный учебный процесс физического воспитания способствует формированию у студентов самостоятельности, умений работать с информацией, ставить цель, планировать работу, моделировать и оценивать результаты своей деятельности.
Наблюдения за деятельностью студентов и тестирование показали, что самостоятельная работа повышает уровень знаний, ответственность, организованность, дисциплинированность и заинтересованность в результатах выполнения заданий.
Информационные средства в самостоятельной работе студентов содействуют ее системной организации, создают условия индивидуализации и активизации самостоятельной работы, способствуют успешному освоению учебной дисциплины и формированию компетенций.