Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONALLY-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE LAWYERS AS THE SUBJECT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Nikolashkina V.E. 1 Sherayzina R.M. 1 Donina I.A. 1
1 NovSU named after Yaroslav the Wise
This article examines lawyer’s professional activity in modern conditions, the criteria of professional competence, the structure of lawyers’ professional communicative competence, describes the essence of its components. The concept of professional competence is considered in relation to the specialists’ activities in the sphere of "Person to Person", as well as from the perspective of the individual's involvement in the communication process, the system of human relationships and the position of the individual’s particular social role performance. «Lawyer’s professional-communicative competence» is considered from the perspective of different sciences that provides a comprehensive study. Considering the lawyer’s professional-communicative competence as an interdisciplinary phenomenon, the authors rightly believe that the high level of lawyers’ professional-communicative competence will create conditions for their effective law-enforcement and advocacy professional activity. As one of the professional-communicative competence of the future lawyers formation conditions can be creation a special socio-cultural high school educational environment as a space of Bachelor of Jurisprudence professional development.
keywords: lawyer’s professional activity
lawyer’s professional-communicative competence
competency based approach
bachelor of jurisprudence.

В условиях укрепления российской государственности, расширении правового поля и недостаточности судебной практики по некоторым правовым аспектам коренных перемен в содержании, формах и методах деятельности юристов, повышаются требования к уровню их профессионализма. Сегодня у профессиональных юристов возникает потребность не только в знаниях и умениях решать профессиональные задачи, но и в способностях к сотрудничеству с коллегами, а также с реальными и потенциальными потребителями юридических услуг, общественностью. Кроме того, развитие новой системы взаимоотношений между государством, гражданами и организациями предполагает более широкое использование ими различных способов коммуникационный активности, в том числе и речевой деятельности, следовательно, вопрос о профессиональной коммуникативной подготовке юристов приобретает особую актуальность. В этой ситуации усиливается роль профессиональной подготовки будущих юристов.

Разделяя идеи компетентностного подхода (О.В. Климова, В.И. Кутузов, М.Н. Курочкина и др.), мы в своем исследовании выделили профессионально-коммуникативную компетентность бакалавра юриспруденции как системообразующую в определении критериев качества его будущей деятельности [11].

В связи с этим целесообразно провести междисциплинарный анализ содержания понятий «профессиональная компетентность» и «коммуникативная компетентность», на его основе определить сущность понятия «профессионально-коммуникативная компетентность юриста».

Термин «профессиональная компетентность» является устоявшей категорией как в российской, так и в зарубежной педагогической науке. Историки педагогики полагают, что компетентностный подход впервые был предложен исследователями из США, когда и D.Mc. Clelland опубликовал свою статью «Тестировать компетентность, а не интеллект». Сегодня существует достаточно много научных определений сущности понятия «профессиональная компетентность». Чаще всего встречается точка зрения, согласно которой это «состояние адекватного выполнения задачи», «углубленное знание», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д. Этот термин употребляется как характеристика высокого уровня профессионализма и квалификации человека. Однако приведенные трактовки недостаточно конкретизируют сущность многоаспектного феномена «профессиональная компетентность» на современном этапе развития общества и технологий.

Проблема определения сущностных характеристик понятия «профессиональная компетентность» активно изучается западнымии отечественными специалистами в области педагогики, психологии, философии и др. Согласно их позиции, профессиональная компетентность может быть рассмотрена как показатель качества подготовки специалиста и потенциала его трудовой деятельности.

В педагогической науке содержание категории «профессиональная компетентность» рассматривается и как составляющая «общекультурной компетентности», и как «уровень образованности специалиста» (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский) [4; 5]. Определяя место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, ученые считают, что профессиональная компетентность характеризуется как уровнем исполнительности, так и уровнем совершенства. По мнению философа Б.С. Гершунского, отличительной характеристикой профессиональной компетентности является ее определение с позиции функциональной грамотности и личностных качеств будущего специалиста: ответственности, креативности, любознательности, настойчивости, стремления к приобретению новых знаний и высокой нравственности [5].

Ценностным для нашего исследования является комплексное описание сущности профессиональной компетентности как психологической категории, представленное в работах А.К. Марковой, которая выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную составляющие профессиональной компетентности. При этом под специальной компетентностью автор понимает степень владения самой профессиональной деятельностью и способностью к проектированию своего дальнейшего профессионального развития. Социальную компетентность автора определяет как степень владения приемами сотрудничества для совместной профессиональной деятельности и принятыми в данной профессии навыками профессионального общения. Личностную компетентность ученый рассматривает автором как наличие у специалиста компетенций личностного самовыражения и нивелирования профессиональных деформаций, как соотнесение социального норматива, общественно-групповых традиций и личностных установок с уровнем притязаний и индивидуальную компетентность как целостное профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала, построение собственной стратегии профессионального роста [13, с. 20].

Особый интерес для нашего исследования представляет система базовых компетенций (СБК) профессиональной компетентности, основными компонентами которой являются: интеллектуальная, инструментальная, индивидуально-личностная и коммуникативная компетенции. Интеллектуальная компетенция проявляется в предметных областях и областях, связанных с необходимостью проявления знаний и способов мышления в профессиональной деятельности; инструментальная компетенция отражает способность личности к выбору и применению технологий и средств, связанных с предметом труда и сторонами труда, а также основные умения, применяемые для успешного достижения результата; индивидуально-личностная компетенция включает необходимый набор качеств выпускника, обеспечивающих его успешность в профессиональной деятельности, и коммуникативная компетенция отражает готовность и способность специалиста к эффективному профессиональному общению.

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности выпускника предполагает ее целенаправленное формирование и наличие некого стандарта, в качестве ориентира для субъекта воздействия; а сам процесс достижения определенного уровня стандарта подразумевает некую законченность, этапность и может рассматриваться как управляемый процесс развития профессионализма.

В научной литературе выделяют следующие критерии профессиональной компетентности будущего специалиста: его авторитет, социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности) и общественная значимость результатов труда.

Согласно концепции В.А. Болотова и В.В. Серикова, формирование профессиональной компетентности возможно лишь при проектировании в образовательном процессе ситуаций личностного развития, обеспечивающих «свободное жизнепроявление личностных сил, увлечений, знаний, умений и навыков человека в смыслотворческой деятельности» [3].

Таким образом, проведенный анализ исследований показывает, что феномен «профессиональная компетентность» содержит совокупность характеристик, взаимосвязанных между собой. К ним относятся: гностическая или когнитивная (отражает наличие необходимых профессиональных знаний); регулятивная (позволяет использовать имеющиеся знания с целью разрешения профессиональных ситуаций); рефлексивно-статусная (дает право принятия решений и действий за счет признания авторитета исполнителя); нормативная (отражает сферу профессиональной ответственности, круг полномочий специалиста); коммуникативная (демонстрирует способность к общению или взаимодействию).

Говоря о второй составляющей рассматриваемого понятия – коммуникативной компетентности, считаем необходимым отметить, что многие авторы делают акценты на разных её составляющих. В исследованиях С.Е. Шишова коммуникативная компетенция определяется как «способность брать на себя ответственность в процессе участия в совместном принятии решения, регулировании конфликтов ненасильственном путем, участие в функционировании и улучшении демократических институтов» [14;15]. С другой стороны, ученые рассматривают коммуникативную компетенцию как владение технологиями устного и письменного общения на различных языках, с готовностью и способностью осуществлять обмен сообщениями и устанавливать контакты, взаимодействовать в малых и больших социальных группах, иметь собственную гражданскую позицию и брать на себя ответственность за принимаемые решения, участвовать в решении проблем региона и страны в целом, проявлять этику и нравственность по отношению к другим людям. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции предполагает наличие взаимосвязи с общей направленностью личности в процессе общения и деятельности.

Итак, в нашем понимании профессионально-коммуникативная компетентность является ведущей характеристикой деятельности современного специалиста (в том числе и юриста), интегрирующей его профессиональные, коммуникативные, рефлексивные и творческие способности.

Мы выделили в структуре профессионально-коммуникативной компетентности следующие функциональные компоненты: профессионально-рефлексивный, ориентировочно-профессиональный, субъектно-поведенческий и социально-мотивирующий.

Ориентировочно-профессиональный компонент предполагает, на наш взгляд, ориентацию будущих бакалавров юриспруденции на осознание значимости профессиональной инициативы и творчества в сфере профессиональной деятельности.

Профессионально-рефлексивный компонент определяет средства общения как выбор профессионально значимых ситуаций на основе выявления своих способностей и личных качеств, определяющих направления саморазвития профессионально-необходимых свойств личности.

Субъектно-поведенческий компонент – это выражение своей позиции в общении и восприятии другого, реализация стратегии поведения в профессионально значимых ситуациях, возникающих в социально-культурной образовательной среде юридического вуза.

Социально-мотивационный компонент в системе профессионально-коммуникативной компетентности будущего бакалавра юриспруденции выражается в обосновании своего выбора решений в конкретной профессиональной ситуации по отношению к другим точкам зрения.

Представленная структура профессионально-коммуникативной компетентности предполагает разработку соответствующей модели профессиональной подготовки будущих бакалавров юристов. Поэтому логично рассматривать особенности такой подготовки, определив специфику формирования профессиональной компетентности, обеспечивающей готовность к работе в условиях постоянных социально-экономических изменений.

С учетом выделенных компонентов и их характеристик ключевыми словами в определении профессионально-коммуникативной компетентности будущего бакалавра юриспруденции, на наш взгляд, выступают: «профессиональная инициатива», «профессиональное общение», «профессионально-личностное взаимодействие», «самостоятельная постановка и решение личностно-значимых и профессионально-ориентированных творческих задач», «способность к лидерству».

Рассмотрим особенности профессионально-коммуникативной компетенции специалиста в области «юриспруденция». Юриспруденция – многопрофильная профессия и юрист в соответствии с особенностями своей специальности не только оперирует законами, но и разъясняет, объясняет, убеждает, переубеждает и доказывает, постоянно включается в процесс взаимодействия не только с людьми, но и различными организациями. Учитывая данное обстоятельство, можно сделать вывод, что современному обществу нужны профессионалы-юристы, обладающие компетенциями профессионального «коммуниканта». Отмечая особенности юридической деятельности в условиях развития общества, науки, образования, мы посчитали возможным ввести уточняющее понятие «профессионально-коммуникативная компетентность» как важной составляющей профессиональной характеристики современного юриста. Можно согласиться с точкой зрения В.Л. Васильева, что современный юрист – это «прекрасный оратор, обладающий достаточно высоко сформированной коммуникативной культурой, в основании деятельности которого лежит необходимость склонять слушателей присоединиться к своему мнению при помощи профессиональных знаний, навыков, умений внутренних размышлений, постоянной практики общения и большого круга чтения».

Как справедливо отмечает О.В. Климова, что юристу приходится постоянно кого-то в чем-то убеждать, доказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, опровергать неверные суждения, т.е. юрист должен обладать полемистическим мастерством [11, с. 100]. В этом убеждает нас С.С. Андреевский и А.Ф. Кони [2; 12]. Так, А.Ф. Кони отмечает, что «деятели судебного состязания не должны забывать, что суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству, школа, где главным оружием на протяжении всего действия остается язык» [12]. Как отмечает С.С. Андреевский, при прочих равных условиях, в конечном счете, больше дел выигрывают те судебные ораторы, которые умеют с помощью слов «нарисовать более яркие картины, иллюстрирующие их взгляд на дело» [2, с.47].

Вопросами правовой подготовки и построения моделей юриста занимались такие ученые, как Алексеев С.С., Жалинский А.Э., Тырин А.В., Упоров И.В и др. Согласно точке зрения С.С. Алексеева, юрист – это «лицо, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умением применять их в практической деятельности» [1]. При этом под фундаментальными знаниями ученый понимает глубокие знания, демонстрирующие понимание внутренних закономерностей и особенностей правовой деятельности, её роли в жизни общества. Эти знания складываются из понимания и владения основополагающими юридическими понятиями как в отношении общеправовых, так и отраслевых аспектов права. Наличие специальных юридических знаний отражает высокую степень овладения самим правом и техникой юриспруденции, которые отвечают потребностям практической профессиональной деятельности: прокурорской, следственной и т.д.

Следовательно, в компетентностной модели бакалавра юриспруденции, ориентированной на решение профессиональных юридических задач, отражаются основные пять видов профессиональной деятельности юриста, и в то же время отсутствует жесткая привязка к конкретному объекту и предмету труда. Такой подход позволит обеспечить гибкость, адаптивность и мобильность выпускников юридических вузов в изменяющихся условиях рынка правовых услуг.

Анализ существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности позволяет уточнить рассматриваемую категорию применительно к специалистам юридического профиля. Современные тенденции модернизации образования и ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), предписывающий, что в рабочей программе каждого учебного модуля должны быть четко прописаны конечные результаты обучения, выражающиеся в компетенциях и соотносимые с осваиваемыми знаниями и умениями в целом по основной образовательной программе, что диктует настоятельную необходимость в определении интегративных условий эффективности формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров юриспруденции.

В качестве одного из таких условий выступает создание особой социокультурной образовательной среды вуза как пространства профессионального становления бакалавра юридического образования, в которой смогут проявляться и развиваться все обоснованные выделенные выше компоненты профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов.