Актуальность. Современная цивилизация преобразует как окружающую среду, социальные институты организации человеческой жизнедеятельности, так и самого человека. Изучение гендерных отношений связано с изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Развитие гендерного направления в современных социальных исследованиях показывает нам, что гендерные отношения – это продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений. Пол – одна из ключевых категорий социальной жизни.
Спорт высших достижений рассматривается как маскулинный вид деятельности, спортсменов-мужчин и женщин. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не только их психо- физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
В спортивной деятельности, нацеленной на высокие спортивные достижения, человек раскрывает и «измеряет» свои максимальные физические и ментальные возможности, с одной стороны, и это можно рассматривать как человекотворческий процесс, раскрывающий талант и индивидуальные свойства спортсмена, с другой стороны, в этом наблюдается опасность выхода за пределы этих возможностей, за границы допустимого для индивида напряжения сил, что особенно негативно влияет на женский организм.
Социальная практика спорта в современном обществе определена тенденциями ориентации ее на профессиональный и коммерческий уровень этого вида человеческой деятельности с акцентом не столько соревновательной направленности, сколько достиженческой стратегии, при которой конечный результат и процесс его обретения теряют связь с развитием природных сил человека, соответственно нарушится гармония. В основу спорта высших достижений кладутся достижения результата любой ценой и приводят к утере человекоразмерности спорта как социальной практики. В данной статье рассматривается связь размерности гендерных отношений в сфере спорта и нацеленностью женщин на достижение максимальных результатов в данной сфере. Мерой измерения пределов человеческих возможностей в области спорта является конечный результат достижения. Понятие «человекоразмерность» рассматривается как сумма индивидуальных возможностей психики, физические и ментальные возможности человека, биологический ритм, универсальность общения и понимания в рамках социума коллективной жизни и деятельности [7].
Определение человекоразмерности осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и общечеловеческом. Несомненно, к индивидуальному уровню можно отнести исследования гендерных отношений в целом и в спорте, так как речь идет о природных возможностей человека. В статье понятие «человекоразмерности» рассматривается в контексте с исследованием максимальных возможностей организма женщин в спортивной деятельности, нацеленной на высокие достижения [7].
Специалисты разных областей научных исследований занимались женской проблематикой в спорте. На сегодняшний день человечество взволновано разнообразными проблемами, связанными с женщиной в спортивных движениях международного уровня, рассматривая ее право участвовать в соревнованиях разных видов спорта, ранее считавшихся «мужскими». С этим фактором связано и расширение женской олимпийской программы в Олимпийских играх. Также, представляет интерес возможности женщин занимать какие-либо руководящие должности в спортивных федерациях по видам спорта международного и российского уровня, олимпийских комитетах и в самом Международном олимпийском комитете [9].
На протяжении многих лет велик интерес к гендерному аспекту в области спорта, пониманию роли женщин, ее значимости социального статуса в этой деятельности не пропадает как в России, так и за рубежом. Представленность социальных ролей обоих полов в спортивной сфере влияет на развитие женского спорта и решения гендерных конфликтов в различных спортивных мероприятиях и спортивной деятельности в целом. Можно отметить тот факт, что количество женщин, принимающих участие в спортивных мероприятиях, увеличилась за последние годы, но то, что касается назначения на руководящие должности женщин в спортивных организациях, работа женщин в качестве тренерского состава, официальных руководителей высокого уровня в этом аспекте деятельности можно говорить об отсутствии равноправия в спорте. Большинство преобладают в данных видах деятельности мужчины.
Цель: соотношение понятия «человекоразмерности» гармонии женщин в социальной среде спортивной деятельности и нацеленности на достижения максимальных результатов с учетом влияния интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок без угрозы для здоровья женщин [3].
Задача: в исследовании стереотипов и взаимодействий маскулинности/фемининности как разновидности гендерных отношений в различных сферах деятельности, в том числе и сфере спорта.
Объект исследования: являются гендерные взаимоотношения в сфере спорта.
Понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол». Исполнение социальной гендерной роли означает не обладание предопределенными качествами, определенными обществом. Это означает соответствие определенным стандартам, так, к примеру, девочки обязаны любить фигурное катание, а мальчики – бокс и футбол [5].
Спорт – вид деятельности, привлекающий своей красотой и зрелищностью, предоставляющий индивиду огромные возможности для самореализации, самовыражения, проявления природных уникальных возможностей. Неудивительно, что женщин влечет к этому виду деятельности, занимающихся как традиционно женскими видами спорта, так и осваивающие новые и мужские дисциплины. Женщины достигают выдающихся спортивных вершин, бьют рекорды, которые установили мужчины, демонстрируют высокий технический уровень мастерства, и тем не менее на сегодняшний день в постоянно ухудшающейся социальной, экономической и экологической ситуации, при физических нагрузках на женщин оказывают влияние негативные факторы на их организм. Женщины спортсменки не всегда задумываются, что ожидает их после завершения спортивной карьеры, не размышляют об их семейной жизни. Они нацелены на успех любой ценой, в достижении результатов ведущих к славе, признанию, самоутверждению, материальному достатку.
По мере развития цивилизации, а вместе с ней демократизации жизни общества женщины, подражая мужчинам, начали постепенно заниматься придуманными мужчинами видами спорта. В некоторые из них были введены небольшие изменения правил, приспосабливающие их к особенностям женского организма. Занимаясь отдельными видами спорта, женщины переняли также типичные для мужчин принципы тренировки [5].
Одной из особенности современного женского спорта является нацеленность освоения женщинами тех видов, которые традиционно считаются «мужскими» видами спорта, как футбол, бокс и борьба, тяжелая атлетика, культуризм, хоккей с шайбой, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки с шестом, а также экстремальных – сноубординг, скейтбординг. Заметное место в этом перечне занимают разновидности спортивной борьбы (дзюдо, самбо и вольная борьба) [8]. Гендерно-нейтральные виды спорта, такие как плавание, бег, имеют самые высокие показатели участия мальчиков и девочек.
Желание женщин конкурировать наравне с мужчинами в каждом виде спорта сейчас полностью удовлетворилось. Не осталось ни одного официального запрета для женщин заниматься любым видом спорта. Стремление заниматься всеми видами спорта наравне с мужчинами может иметь негативную реакцию в женском организме. Пока не полностью изучено влияние интенсивных, часто экстремальных нагрузок во время тренировок и соревнований и их последствия, которые характерны для многих видов спорта, что приводит к различным специфическим в зависимости от вида спорта заболеваниям. Одним из факторов негативного воздействия спорта высших достижений, связанных с особенностями женского организма, является диморфизм. Эта проблема занимает не последнее место в мире спорта. Рассмотрение спортивных результатов с точки зрения полового диморфизма показывает, что у женщин темпы роста спортивного мастерства более высокие, чем у мужчин [6].
Другим фактором является использование допинговых препаратов женщин с целью достижения высоких результатов и установлением мировых рекордов, ведущих впоследствии к появлению многих нарушений в психофизиологическом аспекте.
В этом состоит опасность вступления в нечеловекоразмерный мир, не гармоничный мир, в котором сталкивается культура, природа и человек. С развитием человеко-машинного общества он обращает внимание на антигуманистичность негативных явлений, на то, что в технической цивилизации, в которой мы живем, спорт стал средством разрушения человека [7].
Еще одним фактором и значимой проблемой следует считать разработку социально-психологических основ женского спорта, для которой характерен спортивный стиль жизни, предполагающий отказ от многих привычных для обычных людей радостей жизни, ограниченные возможности общения, экстремальные физические нагрузки и еще много всего другого, что действительно отличает спортсменку от прочих представительниц прекрасного пола [2].
Мне хотелось уделить вниманию в работе и аспекту исследования гендерных стереотипов, т.е. представлениям о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
Первая группа – это стереотипы маскулинности-фемининности, связанные с качествами личности (темпераментов и стилей поведения). Для женщин признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность.
Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам и достижениям в работе женщин – по наличию семьи и детей и стремлению к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера – экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [1].
В процессе развития женского спорта можно выделить ряд ключевых моментов: во-первых, изменение общественного мнения в пользу активного участия женщин в различных видах телесно-двигательной практики; во-вторых, тенденцию к популяризации женского спорта в странах Европы, Америки и России [5].
В русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется телесный имидж женщины в целом. Стремясь доказать свое социальное равноправие, женщины теперь стараются не только конкурировать с мужчинами в интеллектуальной сфере, но и наравне с ними участвовать в спортивной соревновательной деятельности. Набирающий силу феминизм не мог обойти вниманием вид деятельности, который так ярко репрезентировал гендерное неравенство, догматически определял «естественные» мужские и женские занятия, декларировал мужское превосходство, основывающееся на соматических и физиологических функциональных различиях мужчин и женщин. Женщины стремятся освоить традиционно «мужскую» спортивную сферу. Какой должна быть физическая нагрузка у женщин, может ли женщина заниматься спортом, какими видами спорта рекомендуется заниматься, каким образом влияют физическая активность и спорт на женственность, на репродуктивную функцию и здоровье – эти вопросы обсуждаются ведущими специалистами педагогической, медицинской и спортивной отраслей [3,10].
Таким образом, спорт предоставляет условия, в которых гендерные нормы и используемая концепция мужественности и женственности уже пересмотрены. Спорт стал мощным инструментом для расширения возможностей женщин в полной мере реализовать свой потенциал в обществе путем создания благоприятных условий для гендерного равенства. Стратегическими целями должны стать поддержка инновационной программы устойчивого развития спорта для расширения возможностей женщин, пропаганда и поощрение социального движения вокруг спорта для обеспечения гендерного равенства, нравственного и социального равенства в формировании личности, а также психологические концепции деятельности и личности, социокультурные теории развития личности, определяющие социальную среду как основной источник развития личности [10].