Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPT OF CREATING THE PERSONAL EDUCATIONAL PATHWAY’ STUDENT EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Frolova S.V. 1 Frolov V.A. 1 Goryacheva N.A. 1 Fedyakova N.D. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In the article, the authors examine the theoretical aspect of planning of The Personal Educational Pathway (PEP) in the educational enviroment. The authors prove the technology of creating educational environment - Personal Educational Pathway of extracurricular activities, which is regarded as personally eventual track of development and realization of personal potential of the student. The Personal Educational Pathway (PEP) of extra-curriculum work guarantees the compliance with the essential pedagogical terms and methods that in their turn allow reaching the goals of modern high education. The concept of The Personal Educational Pathway based on the framework of such methodological approaches as axiological, individual, eventual activity, system-graph and block-modular. The authors substantiated the principles and functions of The Personal Educational Pathway in the educational environment. In the course of the research, the authors used such pedagogical methods as pedagogical observation, survey, dialogue, and pedagogical experiment. The results of the research can be applied to the high school or others educational institutions in the educational environment.
the personal educational pathway
planning of the educational environment
functions of the personal educational pathway.

В современном образовательном пространстве все отчетливее возникает потребность студентов построения своего маршрута образования, основу которого определяют личностное начало: цели, мотивы, желания и потребности самого студента. Данная ситуация актуальна в связи с усилением разнородности контингента студентов и, как следствие, разноплановости, разнонаправленности мотивации получения образования и разнообразия в смыслоустановочных ориентациях в получении профессионального образования.

В современной педагогической науке существуют различные подходы к решению проблемы индивидуализации процесса обучения и воспитания, основанные на идеях индивидуальности личности и педагогики «свободы». Так, учеными вводятся в педагогическую теорию и практику такие понятия, как «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная деятельность», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план». Все понятия связаны друг с другом по смыслу и целевой направленности на индивидуализацию образовательного процесса, однако не являются тождественными.

Технология индивидуального образовательного маршрута получила свое развитие в США в XX веке как необходимость персонализации образовательного пространства. Данная технология носит название «personal educational pathway». Однако сама суть технологии предполагает построение абсолютно свободного, гибкого и динамичного пространства образовательной организации – отсутствие заданных образовательных стратегий и траекторий, жесткого учебного плана, графика образовательных процессов. Однако в чистом виде данная технология не реализуется и там, так как это обусловлено множеством препятствующих барьеров, и поиски ее реализации до сих пор продолжаются.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» встречается в работах Т.Б. Алексеевой, Л.Н. Бережной, С.В. Воробьевой, Е.С. Заир-Бек, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, В.Е. Родионовой, М.Л. Соколовой, А.П. Тряпицыной, Н.В. Чекалевой и др. Возникновение идеи организации ИОМ и его внедрения в педагогическую практику связано с петербургской педагогической школой [1].

В рамках нашего исследования выделяется индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (ИОМ ВД), определяется как персонально-событийный путь непрерывного духовно-нравственного, когнитивного, эмоционально-волевого, личностного развития и реализации потенциалов студента в образовательном процессе в вузе в соответствии с его личными предпочтениями, мотивами и интересами при условиях педагогического сопровождения о стороны педагога (тьютора, куратора и др.) [3].  

Методологической основой проектирования индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности являются следующие подходы: аксиологический, событийно-деятельностный, индивидуально-личностный, системно-графовый и блочно-модульный [4, c. 11-16].

Данные подходы реализуются в исследовании во взаимосвязи друг с другом. Центральное место занимает аксиологический подход, который позволяет выделить духовно-нравственные ценности и ценностные ориентации личности, осуществить насыщение этими ценностями внеучебную деятельность обучающегося.

В основе аксиологического подхода (Л.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин) лежит понимание и утверждение ценностей человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Этот подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций личности. Его сущность заключается в утверждении приоритета ценностных начал в целостном образовательном пространстве. Аксиологический подход объединяет в себе классический ряд духовно-нравственных ценностей: человек как самоценность высшего порядка, любовь как многомерный феномен, жизнь, родина, добро, труд, мир, свобода, вера, истина и красота.

Духовно-нравственные ценности являются основой воспитания и реализуются в аксиологическом насыщении персонально-событийного пути обучающегося в воспитательном пространстве образовательной организации. Ядром ценностных ориентаций человека является любовь, отсюда проистекают остальные ценности и, как следствие, формируются значимые качества личности человека: человеколюбие, уважение к личности и достоинству человека, милосердие, вера, благодарение, трудолюбие, патриотизм и др. Этапы, педагогические технологии и собственно события воспитательного пространства аксиологически насыщены духовно-нравственными ценностями. В основе каждого направления воспитательной деятельности образовательной организации лежит духовно-нравственное становление личности.

В основе событийно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, О.С. Газман, Л.К. Лузина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Е. Соловьев, Н.Е. Щуркова) лежит способ познания и организации деятельности, включающий в себя комплекс структур и механизмов, направленный на формирование духовно-нравственной, самостоятельной, творческой и социально активной личности обучающегося посредством участия в событиях индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. Субъект самостоятельно совершает выбор событий, которые необходимы ему для саморазвития, конструирует индивидуальный образовательный маршрут персонально-событийного пути в воспитательном пространстве [5]. Данный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Событийно-деятельностный подход основан целостной деятельностью, так как оказывает влияние, с одной стороны, на сознание личности, процесс переосмысления ею значимых ценностей, с другой стороны, на эмоциональную и поведенческую сторону личности, формирование позитивных, социально ценных и личностно значимых моделей поведения.

Индивидуально-личностный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) в формировании духовно-нравственных ценностей обучающегося в контексте реализации индивидуального образовательного маршрута требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, учитывает возрастные особенности студентов, включает в себя признание обучающегося активным субъектом образовательного процесса.

Сущность системно-графового подхода (М. Брейер, Е.А. Бабкина, Л.И. Лурье, В.Д. Колдаев, Е.И. Травкин) заключается в построении временного событийного графа, представляющего собой модель, отражающую развитие системы во времени и пространстве векторов индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. В такие моменты времени происходят события, при этом событие определяется как мгновенное возникновение, которое может изменить состояние системы. Его использование позволяет графически представлять информационные модели в обучении, что имеет свои преимущества, скорость, надежность, точность восприятия, запоминания и переработки информации, агрегирование большого числа характеристик, что приводит к поддержке представления об объектах повышенной сложности.

В рамках системно-графового подхода индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности представляет собой совокупность гибкой нелинейной сети событий, как ценностно-содержательных элементов, и ребер, как устойчивых системообразующих операций процессуально-деятельностного характера.

Блочно-модульный подход (В.В. Гузеев, В.А. Ермоленко, И.А. Колесникова, Т.Т. Новикова, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене) определяет способ построения модели индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности в виде взаимосвязанных блоков, содержащих содержательные модули.

Концепция проектирования воспитательного пространства образовательной организации на основе ИОМ ВД базируется на идеях индивидуализации, уникальности процесса формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся и их непрерывного саморазвития [5]. Саморазвитие личности включает следующие процессы: самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Концепция проектирования воспитательного пространства образовательной организации на основе ИОМ ВД строится на принципах индивидуальности, событийности, гармонии, продуктивности, сотрудничества и доверия субъектов образовательного пространства, реализации субъект-субъектных отношений, саморазвития и самовоспитания [4].

Принцип индивидуальности заключается в создании условий для формирования индивидуальности личности обучающегося, уникальности его индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. При построении ИОМ ВД учитываются индивидуальные склонности, мотивы, потребности, желания обучающегося. Важным положением данного принципа является признание того, что «среднего» человека не существует среди общности субъектов образования. Эта мысль говорит о том, что невозможно ориентировать содержание образования и его темп на условно «средний» показатель. Такие мысли были выражены и обоснованы в США в 2016 году учеными в Техасе в качестве обоснования необходимости развития образования через призму технологии индивидуального образовательного маршрута («personal educational pathway»). Субъект должен иметь право выбора персонального самоопределения в образовании в соответствии с присущими именно ему мотивами, интересами и интенциями.

Принцип событийности реализуется в том, что индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности представляет собой цепь воспитательных событий, направленных на духовно-нравственное формирование личности. События воспитательного пространства обладают значимым содержанием, сильным, целенаправленным воздействием на личность обучающегося и являются предпосылкой для переосмысления духовно-нравственных ценностных ориентаций, взглядов, формирование позитивных моделей поведения. Цепь событий индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности формируется самим обучающимся и логикой его участия в деятельности устойчиво действующего сообщества [2, c. 220-223]. Событие реализуется в событийной общности субъектов образовательного пространства. Событийная общность рассматривается как реальная встреча идеального и реального (Д.Б. Эльконин), как пересечение жизней в общем эмоционально-смысловом и ценностно-смысловом пространствах субъектов образовательного пространства во встрече «Я-Ты» (М. Бубер).

Принцип гармонии заключается в формировании личности, основанном на гармоничном развитии автономизационных и коллективистских качеств личности обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут не является изоляцией субъекта образования на самом себе. Реализация событийной деятельности маршрута подразумевает взаимодействие субъектов событийной общности, при котором каждый научается эффективному взаимодействию в коллективе и определении персональной позиции, встраиваемой в коллектив. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности не изолирует субъекта от социума, коллектива. Коллектив, устойчиво действующее сообщество, рассматривается как мощный ресурс воспитания, взаимообогащения субъектов индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, форма организации жизнедеятельности.

Принцип продуктивности основан на деятельности обучающегося и преподавателя по созданию эффективного образовательного маршрута, продуктом которого является духовно-нравственная развитая личность. Все события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности направлены на достижение конкретной цели. В данном случае, целью индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности является достижение образовательного результата. На каждом этапе реализации индивидуального образовательного маршрута субъект достигает определенные образовательные продукты, что является слагаемыми образовательного результата. Присутствие образовательного результата усиливается за счет реализации событийной рефлексии. Руководствуясь данным принципом, в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, исключается «случайность» событий, имеющих нейтральное воспитательное влияние на личность обучающегося.

Принцип сотрудничества и доверия преподавателя и обучающегося осуществляется в создании необходимых условий для реализации партнерских отношений в построении и реализации индивидуального образовательного маршрута [4]. Данный принцип заключается в создании условий, при которых организатор индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (тьютор, куратор и др.) помогает преодолевать кризисы, риски и барьеры, с которыми сталкивается обучающийся в процессе движения по ИОМ ВД.

Принцип реализации субъект-субъектных отношений основывается на признании обучающегося субъектом образовательного пространства. При проектировании модели индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности важен фактор доверительного отношения, который способствует эффективному взаимодействию обучающегося и педагога. Обучающийся является субъектом ИОМ ВД и вместе с организатором ИОМ ВД (педагогом, куратором, тьютором) активно проектирует его, исходя из своих собственных потребностей, мотивов и целей [4]. Субъект совершает осознанный выбор событийного насыщения собственного маршрута в образовании. Данный выбор становится фактором формирования познавательной самостоятельности обучающегося, вбирающей феномен «ответственности» субъекта за образовательный результат.

Мотивационно-ценностная ориентация формируется в процессе реализации первого этапа индивидуального образовательного маршрута. Обучающийся как субъект образовательного процесса должен осознать необходимость своего развития в профессионально-личностном контексте.

Индивидуальный образовательный маршрут выполняет рефлексивно-аксиологическую, мотивационную, коммуникативную, ценностно-формирующую, индивидуально-процессуальную, личностно-формирующую, диагностико-аналитическую функции. Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности образовательного пространства.

Рефлексивно-аксиологическая функция включает в себя процесс рефлексии субъекта ИОМ ВД; актуализации мотивационной сферы обучающихся, личностных смыслов, ценностного отношения; осмысление и анализ духовно-нравственного развития; формирование устойчивой потребности в реализации ИОМ ВД.

Мотивационная функция заключается в процессе формирования устойчивой системы мотивов, потребностей и интересов субъекта ИОМ ВД, направленной на реализацию своего вектора ИОМ ВД, что позволяет регулировать и оценивать свое поведение в соответствии со своими мотивами и целями.

Коммуникативная функция выступает как форма взаимодействия субъектов образовательного пространства по передачи и обмену ценностями жизни. Обеспечивает взаимопонимание, умение работать в команде, общение людей на базе выработки общих личностных ценностей.

Индивидуально-процессуальная функция обеспечивает формирование образовательных результатов, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей обучающегося.

Ценностно-формирующая функция ориентирует субъекта в мире духовно-нравственных ценностей, позволяет выявить соответствующие жизненные ориентиры, осмыслить духовно-нравственные ценности, что впоследствии формирует духовно-нравственные качества личности обучающегося и позитивные модели поведения.

Диагностико-аналитическая функция обеспечивает наличие диагностического инструментария, позволяющего на основе выделенных критериев и показателей анализировать достижение образовательного результата субъектом.

Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности образовательного пространства, построенного на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности.

Ценность образовательного пространства образовательной организации в идеологии индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности состоит в том, что оно позволяет каждому на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к самосовершенствованию и совершенствованию социума вокруг себя обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности, социально и личностно значимых моделей поведения.