Требования современных региональных рынков труда побуждают региональные вузы в последнее десятилетие активно заниматься поиском новых организационных и управленческих технологий и методик, нацеленных на повышение качества «человеческого капитала» через инновационные технологии обучения будущих специалистов педагогического профиля, обретение ими профессиональных компетенций и навыков, способностей к адаптации и саморазвитию.
В практике передовых педагогических вузов в российских регионах отсутствует жестко спланированная технология «продажи» конкурентоспособных специалистов педагогического профиля, но успешно реализуется стратегия признания региональным сообществом «бренда» качественного образования, получаемого в конкретном вузе, востребованности его выпускников у работодателей региона.
Главная особенность профессионального педагогического образования в региональных вузах заключается в его социально-личностной ориентации и регионально-этнической составляющей. Региональные вузы, сохранившие уникальные воспитательные традиции этносов, населяющих их территории, теоретически обоснованные и подкрепленные академической составляющей и практикой, способны подготовить востребованного специалиста, который будет являться не только носителем специального педагогического знания, но и педагогического мировоззрения, способностями «всегда ощущать себя на острие общественных проблем, обеспечивая связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие социума» [5].
Другая особая роль педагогического образования в регионах заключается в том, что педагогическое образование – это единственная образовательная сфера, которая работает на самообразование, его самообновление, его стратегический ресурс – кадры. Причем, это не просто группа традиционно подготовленных выпускников, обученных применению определенных образовательных методик и технологий, а специалисты, в первую очередь социально ориентированные, компетентные, легко обучаемые, активные, умеющие работать в команде. Г.А. Бордовский указывает на гибкость системы профессионального педагогического образования как потребность времени: «в современных условиях надо обязательно сделать нашу систему педагогического образования гибкой, чтобы имеющийся в ней научно-педагогический потенциал был способен быстро и адекватно реагировать на новые вызовы, которые уже давно и настойчиво стучатся в нашу педагогическую реальность» [3].
Уже произошедшие в последние годы в современной школе РФ перемены и будущие кардинальные нововведения существенно изменили как понимание сущности профессионально-педагогической деятельности учителя, так и практику ее реализации. Следовательно, новые требования к деятельности специалиста педагогического профиля – учителя-предметника, менеджера образования, педагога дополнительного образования, преподавателя начального и среднего профессионального образования – расширение и качественные изменения поля его профессиональной деятельности являются причинами и вектором изменений в его профессиональной подготовке в условиях регионального педагогического вуза.
Цель исследования – теоретический анализ научной литературы с целью определения основных факторов развития регионального вуза как основы модели формирования конкурентоспособности у будущих педагогов.
Методы исследования: систематизация и интерпретация исследований ученых- педагогов проводились на основе общетеоретических методов (анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, конкретизация), которые позволили выявить региональные факторы, влияющие на развитие высшего педагогического образования в регионе, дифференцировать концепты разных авторов по рассматриваемому вопросу.
Материалы исследования. В последнее время в педагогике и методике профессионального образования все чаще рассматриваются проблемы разработки модели конкурентоспособного выпускника педагогического вуза, которая бы определяла и закладывала определенные требования и критерии к уровню его будущей подготовки, обеспечивающие преимущества данного специалиста перед выпускниками других учреждений системы высшего профессионального образования [19, 12, 7]. При всех позитивных аспектах данного подхода к профессиональному педагогическому образованию, недостатком разработанных моделей, по нашему мнению, является их подчеркнуто теоретический характер, не учитывающий во всем объеме социальный запрос регионального сообщества и региональных работодателей, социальные представления, имеющиеся как в региональном сообществе, так и среди абитуриентов и студентов, – о стереотипах будущей профессии, качествах специалиста в избранной профессиональной сфере и возможностях профессиональной и жизненной карьеры. В воспитании личности специалиста, обладающего такими качествами, как предприимчивость, имидж, креативность, инициативность, самоменеджмент и др., большинство отечественных региональных вузов не имеют достаточного опыта, хотя на эмпирическом уровне подобные задачи так или иначе решаются. «При этом конкурентоспособные качества обнаруживаются, главным образом, как проявления личностных достижений обучаемых – мастерство, мотивация на высокую результативность, творческие способности, одаренность, коммуникабельность, эмоционально-волевая саморегуляция, саморазвитие и др.» [18].
В содержательном плане выделяются три сферы развития конкурентоспособной личности: 1) сфера деятельности; 2) сфера общения и 3) сфера ее самосознания. Определение функционального назначения каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферы деятельности, общения, личностных особенностей), дает возможным представить воедино как функциональную структуру, которая состоит из закономерностей, существенных связей и зависимостей целостного процесса формирования конкурентоспособного специалиста.
В педагогических разработках «конкурентоспособность раскрывается через приоритетные, стержневые качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда» [16].
Так, в исследовании личности выпускника педагогического вуза российские специалисты в основном выделяют в качестве ведущих следующие качества:
- склонность к работе с детьми – как главную составляющую личности будущего учителя;
- гибкость (определяется как эмоциональная основа личности);
- самообладание и выдержка, трактуемые как умения подчинять свои эмоции разуму и контролировать их с помощью воли;
- профессионально значимые умения и навыки, к которым относятся умения ориентироваться в новой ситуации, находчивость, практические умения и навыки;
- нацеленность на личную жизненную и профессиональную перспективу;
- наличие конструктивных, коммуникативных, организаторских, специальных (в музыке, живописи, спорте) способностей;
- нравственно-этические качества;
- творческую активность.
Кроме этого, по мнению данных исследователей, в личности будущего учителя должны сочетаться такие взаимоисключающие качества, как «воля и мягкость, доброта и строгость, терпение и требовательность, ирония и юмор, настойчивость без упрямой придирчивости».
В исследованиях Разиной Н.А. учитель трактуется не только как исполнитель нормативной деятельности, но и как социально активный субъект, «носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности», выработавший собственную «стратегию профессионального мышления и поведения» [15].
Ключевым профессионально значимым качеством личности будущего учителя у Л.М. Митиной является призвание к педагогической деятельности, обосновываемое как «высокое положительное отношение педагога к своей профессии, активность и потребность в самореализации» [9]. При этом исследователь подчеркивает, что «объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость» [9]. Концепция профессионального развития Л.М. Митиной подчеркивается важность творческой реализации человеческого потенциала выпускника педагогического вуза не только в профессионально-педагогической сфере деятельности, но и в повседневной жизни (формы и виды самореализации могут быть максимально разнообразными, что позволяет дифференцировать существенные различия между выпускниками региональных педагогических вузов на этом уровне потребностей).
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие исследователи дифференцировали и системно обобщили в качестве ведущих следующие профессионально-значимые умения, непосредственно определяемых через качество профессиональной деятельности учителя: конструктивные, прогностические и проектировочные, коммуникативные, гностические, организаторские, прикладные, рефлексивные, умения для занятий творческой деятельностью [8, 10].
Представители региональных этнопедагогических школ выделяют в качестве интегративного качества личности учителя – преданность гуманистическим нравственным идеалам, и раскрывают данную дефиницию как «веру в человека, понимание его роли в развитии мира и самоценности» [4, 13]. В педагогической действительности данная черта проявляется в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию каждого воспитанника, в отношении к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.
Конкурентоспособность на региональном рынке труда выпускникам современного педвуза обеспечивает наличие следующих качеств: компетентность, креативность, инициатива, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к социально активным действиям, быстрая адаптация к новым условиям, умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности и образа жизни региона.
Процесс формирования личности нового типа – конкурентоспособной выступает в качестве конечного продукта образовательной деятельности педагогического вуза. Обширный потенциал новой «единицы измерения» образованности – профессиональное соответствие выпускника регионального педагогического вуза мировым и российским стандартам – изучается многими исследователями. Спектр научных разработок в области профессиональной подготовки учителя к оказанию образовательных услуг в условиях рыночных отношений включает в себя теоретическую и практическую подготовку по развитию: в сфере знаний и умений; профессиональной компетентности учителя; инновационных процессов в системе педагогического образования; научно-исследовательской подготовленности, в т.ч. и в сфере ИКТ.
Так, в исследованиях многих специалистов среди факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда, были выделены:
– общие факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда: имидж вуза, высокие входные требования; высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными организациями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно-исследовательских работ и участие в них студентов; целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участия в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив [11, 14, 17];
– отличительные факторы, которые показаны в Таблице 1. Отличительные факторы являются результатом особенностей региональных систем образования, – особенно в национальных регионах РФ, – и органично дополняют основные факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке педагогических ресурсов.
Таблица 1
Факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда
Общие факторы |
Отличительные Факторы |
Имидж вуза; высокие входные требования (конкурс); высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными учреждениями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно- исследовательских работ и участие в них студентов (НИРС); целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участии в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив |
Результат особенностей региональных систем педагогического образования (умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности, истории и образа жизни региона и др.) |
В условиях регионального педагогического вуза процесс формирования конкурентоспособности выпускника должен отвечать объективной специфике регионального рынка труда, обеспечивая помимо фундаментальной теоретической подготовки и практикоориентированных навыков, знание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, региональный компонент умений профессионала. Гармоничное слияние общегосударственных и местных интересов – «при неукоснительном соблюдении федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих интегрировать национальные и региональные особенности образовательных программ, – всегда было характерно для деятельности российских университетов “в провинции”» [2].
Для обоснования и разработки педагогической модели конкурентоспособного специалиста необходимы дифференциации компонентов и критериев формирования конкурентоспособности, адекватных поставленной цели, что позволит спроектировать дальнейшую профессиональную карьеру выпускников регионального педагогического вуза. Такие критерии и показатели не являются изолированными, самодовлеющими элементами профессиональной подготовки будущих специалистов педагогического профиля. Напротив, все требования к ним должны исходить из целостности реализуемого процесса. Цель дифференциации показателей заключается в том, чтобы на их основе придать наиболее личностно-ориентированную направленность всей подготовке выпускника регионального педагогического вуза к конкурентным действиям и конкурентному поведению. Считаем важным выделение профессионально-деятельностных и профессионально-личностных показателей.
- Мы разделяем мнение ведущих российских экспертов, что в структуре личности будущего учителя большое значение играет профессионально-педагогическая направленность, которая представляет собой своеобразный каркас, где компонуются профессиональные свойства личности педагога, обеспечивающие конкурентоспособность специалиста. Основой педагогической направленности является устойчивый положительный интерес к учительской деятельности, что выражается в доброжелательном отношении к ученикам, в стремлении совершенствовать учебно-воспитательный процесс и овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Сформированная педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности специалиста педагогического профиля и в конкретных практических ситуациях, определяя логику поведения, весь облик учителя. Деформации педагогической направленности проявляются в утрате интереса к своему предмету и к преподаванию, отсутствии социальной ответственности, нарушении элементарных правил обучения, недооценке (или игнорировании) последствий профессиональной некомпетентности.
Для нашего исследования важно как понимание стратегии и реализации принципиальной направленности педагогического образования в региональном вузе на повышение конкурентоспособности будущего специалиста, включая как накопление профессиональных знаний и социального опыта, так и необходимость развития национально-культурных потребностей студентов с перспективой работы в образовательных организациях региона.
- В работах многих исследователей раскрывается сущность конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции в сфере профессиональной деятельности, базирующейся на профессиональных и личностных ресурсах: «На рынке труда специалисты, по сути, продают готовность к профессиональной деятельности, конкурируя между собой за рабочие места».
Авторами исследований акцентируется внимание помимо высокого уровня решения профессиональных задач и на его способность выстоять (конкурентостойкость) и выиграть в конкурентной ситуации (конкурентоспособность). Готовность трактуется нами как устойчивая характеристика личности, действующая постоянно и не нуждающаяся в воспроизведении в связи с постановкой новых задач, поэтому она выступает показателем успешности планируемой деятельности – учебной или профессиональной.
Разработка показателей и критериев готовности к профессиональной деятельности специалистов педагогического профиля требует учета следующих моментов:
Во-первых, «показатели готовности специалиста педагогического профиля должны способствовать сохранению единого образовательного пространства в Российской Федерации и вхождению отечественной системы в Болонский процесс (мировую систему образования» [1].
Во-вторых, показатели и критерии должны позволить определить готовность выпускника регионального педагогического вуза к профессиональной деятельности, соответствующей и предвосхищающей социальные ожидания регионального сообщества в сфере оказания образовательных услуг.
В-третьих, уровень готовности специалиста педагогического профиля определяется по основным функциям, характерным для профессиональной педагогической деятельности.
В-четвертых, должен оцениваться не только конечный результат профессиональной подготовки, но и весь процесс становления будущего специалиста на различных этапах и ступенях высшего профессионального педагогического образования.
В-пятых, интегративная сущность показателей готовности проявляется в случае, если каждый из них включает мотивационный, информационный и деятельностный компоненты.
Следовательно, выявление показателей готовности производится непосредственно в процессе моделирования профессиональной деятельности специалиста педагогического профиля, например, на основе учебно-профессиональных задач.
- Компетентность. Анализ научно-теоретических концепций, определяющих сущность и специфику образовательного процесса в педагогическом вузе и его основных целей, обосновывающих формы, методы и технологии его организации и внедрения, указывает на компетентностный подход как один из самых приоритетных в подготовке конкурентоспособных специалистов. Подобная высокая оценка федеральных экспертов обусловлена открывающимися возможностями регионального педагогического вуза переориентировать образовательный процесс с традиционной трансляции знаний и формирования умений и навыков (ЗУН) на создание оптимальных условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих способность выпускников к успешной жизнедеятельности в современных социально-экономических реалиях, в том числе и в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Качество образования, полученного в педагогическом вузе, оценивается уровнем профессиональной компетентности выпускников- специалистов педагогического профиля, а конкурентоспособность выступает как результат полученного образования и социального опыта.
Д.А. Данилов, Е.С. Никитина указывают на положения педагогической антропологии о том, что «чем богаче содержание связей личности с окружающей средой и чем сильнее выражена общественная направленность ее деятельности, тем эффективнее проходит процесс развития профессионального опыта, профессиональной социализации личности» [6]. Таким образом, региональными и отечественными экспертами постулируется не пассивное принятие будущими специалистами возникающих ситуаций, а активное их проживание и при необходимости – творческое изменение.
Выводы
Изучение как профессионально-деятельностных показателей, выявляющих степень профессиональных умений и навыков, так и профессионально-личностных, отражающих профессионально значимые качества личности будущего специалиста педагогического профиля, позволило выделить в качестве базовых показателей, обеспечивающих конкурентоспособность будущих учителей в условиях региональных педагогических вузов, включающих:
1) профессионально- педагогическая направленность;
2) готовность к участию в конкуренции;
3) профессиональная компетентность;
4) качество педагогического образования, полученного в региональном педагогическом вузе;
5) соответствие профессиональных умений выпускника регионального педагогического вуза требованиям потенциальных работодателей;
6) профессиональные коммуникативные умения и навыки профессионального сотрудничества с детскими, общественными организациями;
7) региональный компонент профессиональных умений (знание и понимание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, его истории и культуры).