Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL TRAINING AS A PROMISING WAY TO IMPROVE PROFESSIONALISM

Savinova L.F. 1
1 Of the "Karachay-Cherkess State University" named after U. D. Aliev"
In an article in socio-economic historical context, analyzes the reasons for the emergence, formation and development of the system of professional training of teachers (other professionals) at the postgraduate stage of professional activity; substantiates the role and place of professional training in the continuous education system. The essence of concept «professional training» in the narrow and broad sense of the word. Presents own understanding of this category. There is speculation that in the future, retraining can become an independent branch of pedagogy. In the article the perspective directions of professional training of teachers, as well as the categories of people who need it. In our version professional retraining because of their specific features (flexibility, mobility, etc.) is a sought-after direction training. the competent activities in modern conditions the implementation of the strategy of priority development of education.
professional training
characteristics of concepts
perspective directions of professional training.

Недостаточная разработанность теории профессиональной переподготовки педагога, генезиса функционирования и развития системы профессиональной переподготовки педагогических кадров; несогласованность понятийного аппарата, которым оперируют как ученые, так и практики; трудности и сложности с определением как общей, так и локальной стратегии обучения педагогических кадров — все это актуализирует значимость обозначенной проблемы.

Цель исследования: разработка научных основ проектирования эффективной системы профессиональной переподготовки педагога.

Методы исследования: анализ педагогической, историко-педагогической литературы; контент-анализ документов и статистических данных.

По данным специалистов, в настоящее время требуется переподготовить и повысить квалификацию более 20 млн человек, т.е. фактически каждого седьмого россиянина. В эту цифру входят разные категории трудоспособных граждан Российской Федерации, в том числе и работники системы образования, а также выпускники вузов и непедагогического профиля, многие из которых по тем или иным причинам не могут найти себе работу по специальности. А.М. Новиков конкретизирует эти данные, приводя в своей работе «Постиндустриальное образование» такие цифры: «всего 20% занятого населения страны работает по специальности, полученной в базовом профессиональном образовании, а 42% молодежи меняют свои профессии в первые два года по окончании профессионального учебного заведения» [6, с. 24]. Эти цифры коррелируют с мировыми тенденциями. Причин такого положения множество: переизбыток на рынке труда невостребованных специалистов, неумение и нежелание специалистов гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка.

Совершенно очевидно, что усиливающаяся конкуренция на рынке труда, возрастающая наукоемкость выдвигают такое важное требование, как оперативное изменение направлений профессионального образования, отбор востребованных в современных условиях специалистов. Именно на это нацеливает «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой отмечается возрастающая роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития страны [10].

В данном контексте, как справедливо отмечают авторы работы «Управление знаниями как стратегия развития факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных перемен [13, с. 14–15]. В выполнении этой важной для страны задачи особую роль выполняет образование, так как именно оно обеспечивает формирование общества знаний. Как видим, в современных условиях система профессиональной переподготовки становится одним из главных ресурсов развития общества и образования. Ее главной целью становится не только подготовка к новому виду профессиональной деятельности, но и выработка у обучающихся умения и потребности учиться всю жизнь («учить учиться»). В научной литературе не сложилось единого мнения о времени возникновения в системе повышения квалификации и в деятельности вузов такого важного направления, как профессиональная переподготовка. Этот вопрос является дискуссионным. Так, по мнению ученых Ленинградского государственного университета (ныне Санкт-Петербургского) А.А. Войтенко, С.С. Войтенко, А.Н. Жуковского, переподготовка кадров как новый вид деятельности в традиционной системе повышения квалификации начинает складываться с 1986 года, когда в высших учебных заведениях стали создаваться специальные факультеты переподготовки кадров по новым, перспективным направлениям науки и технологии [4, с. 58].

Другой точки зрения придерживается В.В. Безлепкин, считающий 1988 год началом появления необходимости в переподготовке специалистов. По его мнению, этому способствовала начатая в стране перестройка [1, с. 135].

По нашему мнению, хронологические рамки создания специальных факультетов при вузах на территории бывшего Советского Союза более точно определены в статье В.В. Безлепкина и других авторов, т.е. с 1988 года. Хотя мы и не исключаем возможности создания такой структуры в Ленинградском университете, но это был единичный случай. В массовом масштабе процесс создания системы переподготовки начинается с 1988 года. Организационным началом функционирования новых структурных подразделений по переподготовке кадров стал приказ Минвуза СССР от 5 марта 1988 года № 173, согласно которому были внесены изменения в типовые положения об учебных заведениях. В частности, положение было дополнено мыслью о необходимости введения подразделений повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства [7].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что организованная и целенаправленная профессиональная переподготовка работников образования по новым специальностям начинает формироваться с конца 1980-х годов, когда Минвуз бывшего СССР принял ряд нормативных документов по созданию специальных организационных структур по переподготовке педагогических работников вначале только в высших учебных заведениях, а позже и в учреждениях повышения квалификации.

В современной социально-экономической ситуации потребность в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов возрастает в силу ряда объективных причин. В России существует ряд категорий людей, переподготовка которых должна осуществляться в первую очередь. Во-первых, это вынужденные мигранты, поток которых резко увеличился после распада СССР (1991 г.). Во-вторых, это бывшие военнослужащие, уволенные в запас и находящиеся в трудоспособном возрасте (официальный уход на пенсию осуществляется в возрасте 60 лет). В-третьих, это выпускники вузов, получившие образование по не востребованным рынком труда специальностям. В-четвертых, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Перечень категорий лиц, нуждающихся в переподготовке, можно продолжать. Данный факт является аргументом на право функционирования и развития системы профессиональной переподготовки.

Что касается терминологического толкования термина «профессиональная переподготовка», то ныне оно является общеупотребительным в лексике теоретиков (С.Г. Вершловский, Э.М. Никитин, А.М. Новиков и др.) и практиков. Значение понятия многоаспектно, переподготовка «осуществляется», «реализуется», «проводится» и т.д. Толкование значения этого слова дается в двух изданиях словаря русского языка под редакцией С.И. Ожегова (1986, 1988 гг.).

Переподготовка – подготовка с целью усовершенствования в чем-нибудь [8, с. 437].

Переподготовка – повторное обучение (специалистов) с целью усовершенствования и углубления знаний. Курсы переподготовки [9, с. 507].

Толкование термина в последнем издании словаря более точно передает значение данного слова. Попытка наиболее глубокой и полной интерпретации понятия «переподготовка» предпринята в словаре по профессиональному образованию под редакцией С.М. Вишняковой.

Под переподготовкой понимаются различные виды обучения, обусловленного изменениями в характере и содержании профессиональных задач. Переподготовка может быть частичной, вызванной модернизацией трудового процесса, или полной, вызванной отмиранием имеющейся у работника профессии или резким сокращением спроса на нее [3, c. 231].

В нашем представлении профессиональная переподготовка рассматривается в разных ракурсах. В узком значении это предполагает знания по какой-то актуальной проблеме и небольшой объем часов (до 100 часов). По результатам обучения выдается удостоверение. В широком смысле слова переподготовка предполагает систему знаний в соответствии со стандартом с объемом часов свыше 500. По окончании обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке. Несмотря на то, что понятие «переподготовка» вошло в научный оборот в конце XX века, до сих пор нет четких методологических и теоретических основ отрасли «педагогика профессиональная переподготовка». Еще в 2001 году в монографии «Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога» нами предпринята попытка обоснования педагогики профессиональной переподготовки [4, с. 17]. В этой монографии мы предполагали, что в перспективе «педагогика профессиональной переподготовки педагога» может стать самостоятельной отраслью педагогики в силу того, что имеет собственный объект, предмет, цель, задачи и направления работы и опирается на андрагогические подходы и принципы обучения, а также специфичные технологии организации учебного процесса.

Профессиональная переподготовка является самостоятельным направлением подготовки специалистов, в том числе и педагогов в системе повышения квалификации. В то же время – это особая подсистема образования, дающая право на получение диплома государственного образца на ведение нового вида деятельности с учетом развития интересов и способностей личности взрослого человека.

Каковы перспективные направления в системе профессиональной подготовки? Нами обозначены некоторые направления, в числе которых: подготовка педагогов к реализации идей инклюзивного образования в образовательном процессе; подготовка педагогов к компетентной деятельности в условиях продуктивного образования; подготовка педагогов к опережающей работе с обучающимися в современном образовательном учреждении [12, c. 75]

Мы определили лишь некоторые, на наш взгляд, важные направления. Каждое из них требует комплексного рассмотрения. Так, чтобы подготовить педагога к реализации идей инклюзивного образования, необходимо дать ему комплекс знаний в области медицины, психологии, педагогики, социальной педагогики, права. Курсы повышения квалификации ввиду своей краткосрочности помогут лишь ввести педагогов в эту проблему, осознать ее важность и значимость в условиях демократизации нашего общества. Но педагог, работающий со студентами с ограниченными возможностями здоровья, нуждается и в других знаниях. Убеждены в том, что более обширные и объемные программы профессиональной переподготовки помогут восполнить некоторые дефициты в знаниях. В то же время считаем, что нельзя довольствоваться обучением даже по программам переподготовки. Занимаясь столь сложной и многоаспектной проблемой, как инклюзивное образование, необходимо уяснить, что учиться и совершенствоваться необходимо постоянно. В образовательных учреждениях накапливается ценный опыт, педагоги разрабатывают новые технологии, методики и приемы работы – все это необходимо изучать, а наиболее интересные находки использовать в практической деятельности.

Каждое перечисленное нами предполагаемое направление профессиональной переподготовки является и особой философией. С одной стороны, обучающийся должен понять свою внутреннюю сущность. С другой стороны, речь идет о внутренней сущности человека и способах раскрытия ее глубин. Особое внимание в программах переподготовки следует уделить и истории вопроса, чтобы знать истоки проблемы. Мы раскрыли лишь некоторые ресурсы профессиональной переподготовки, их гораздо больше. Суть наших размышлений иная: найти эти резервы и направить их в нужное русло – будущее нашего образования. А оно должно быть опережающим, особенно на поствузовском этапе профессиональной деятельности специалиста.

К ресурсам профессиональной переподготовки, на наш взгляд, следует отнести и расширение сети организаций, занимающихся обучением кадров. Согласны с позицией С.Г. Вершловского, А.М. Новикова, что следует расширять арсенал организующих профессиональную переподготовку за счет внутриориентированного обучения, корпоративного обучения и создания обучающихся организаций. Аргумент в пользу понятия «обучающиеся организации» заключается в том, что непрерывное образование становится одним из важных условий соответствия современным требованиям. Считаем правомерной мысль А.М. Новикова: «Организации, которые не обучаются (и соответственно, не изменяются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными» [6, с. 125].

Выводы. Время действия профессиональной переподготовки как подсистемы единой системы непрерывного образования небольшой, всего несколько десятилетий. Период рождения совпадает с кризисом в обществе. Мы рассматриваем кризис в более широком значении. С одной стороны, кризис обнажает проблемы, с другой – способствует поиску выхода из сложной ситуации. Именно со второй точки зрения мы рассматриваем кризис, ибо в кризисное время появляется объективная потребность в переподготовке кадров, в том числе и педагогических. За время своего существования складывающаяся в стране система переподготовки показала не только свою жизнестойкость и жизнеспособность, но и мобильность, гибкость.