Социология явилась одной из первых сфер, где факторный подход нашел свое глубокое и широкое применение еще в конце XIX в. Под факторами в науке понимают причину, движущую силу развития [4, с. 26], причинную обусловленность изменений в социальной сфере жизнедеятельности человека или общества. В настоящее время факторный подход активно используется во всех отраслях науки наравне с системным и историческим подходами.
Факторы имеют безусловную значимость для образования личности. В то же время они выступают инструментом удовлетворения образовательных потребностей, прежде всего, познавательных. Это сближает их с ценностями. Вместе с тем потребность, в их числе и познавательная, не является ценностью. Ценностью является то, что удовлетворяет потребность (В.П. Тугаринов). В педагогике широко используются три группы факторов: социальная среда, наследственность, воспитание. Данные факторы удовлетворяют потребности в организации эффективного педагогического процесса, в этом смысле представляют собой безусловную педагогическую ценность, точнее, значимость. Вместе с тем данные факторы являются движущей силой, причиной, средством удовлетворения образовательных потребностей личности. Они значимы для образования. Наблюдается диалектическая взаимосвязь между ценностью и значимостью факторов в образовании личности. Возникает необходимость более подробно рассмотреть, что такое факторы, их функции, образовательные возможности факторного подхода; социально-педагогические условия и средства реализации факторов в образовании личности.
Понятие «фактор», «теория факторов» нашли свое обоснованное применение в математике. М. Вебер, в конце ХIХ века ввел в социологию понятие «факторный подход». «Фактор» (factor) как понятие в переводе с латинского языка означает свершившееся, сделанное. В социологии, да и в педагогике, факторы рассматриваются как причина, как движущая сила образования и развития личности. Так, Ф.Ф. Королев [6] выделяет социальный, наследственный и воспитательный факторы в образовании личности. Без наличия движущих сил немыслимо ни воспитание, ни обучение, ни образование. Данный факт свидетельствует, что к образованию личности необходим факторный подход, который выступает, во-первых, как принцип, требующий учета влияния всех причин на образование и развитие личности; во-вторых, факторы выступают как способы образования и развития личности.
В науке выделяется бесчисленное множество факторов, влияющих на развитие естественных и общественных процессов. На развитие социума влияют экономические, социально-политические, социально-культурные, природно-географические и многие другие факторы. Данное утверждение следует отнести и к педагогическим факторам.
Важнейшую роль в образовании и развитии личности принадлежит рефлексивной деятельности человека. Этот факт вызывает необходимость обратиться к человеческому фактору. Человеческий фактор в социологии, социальной педагогике и психологии рассматривается в широком и узком смысле: в широком смысле как комплекс факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность свершения процесса на основе потребностей, мотивации, ценностных предпочтений; в узком смысле, факторы отражают связь человека с конкретными технологиями, используемые в процессах различного уровня, протекающие в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
Использование факторного подхода в педагогике связано с выяснением причин, условий и средств, способствующих образованию и развитию личности. Значимость факторного подхода в образовательной подготовке специалиста возрастает по мере развития рефлексивной сферы личности. Дело в том, что сам образовательный процесс основывается на рефлексии, самообразовании, взаимодействии личности со средствами образования, осуществляется в определенном социально-культурном пространстве.
Рефлексия позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний [2; 3]. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии [5]. Рефлексия носит деятельностный характер. Ядром социокультурной рефлексии выступает самоконтроль, самоанализ, самокоррекция культуры нравственных отношений, руководство нравственными ценностями в своей жизнедеятельности [5, с. 21-22].
Процесс образования выступает как двусторонний процесс. Один его аспект отражает взаимодействие личности с субъектами и средствами образования; другой – внутреннюю рефлексивную деятельность личности, связанную с осмыслением сущности явлений, отношений к получаемым знаниям, к себе, результатами своей деятельности, ее оценке. Возникает необходимость выделения внешних и внутренних факторов.
Анализ педагогической теории и практики образования показывает, что к внешним факторам образования следует отнести: образовательный стандарт; компетентность, профессиональное мастерство и взаимодействие членов педагогического коллектива в образовательном процессе; гражданскую направленность коллектива преподавателей и студентов; престижность конкретной профессионально-образовательной деятельности, ее ценность для подготовки специалиста и развития личности; статус личности, психологический климат в студенческом и педагогическом коллективах.
Образование личности немыслимо без включения в педагогический процесс внутренних факторов, носящие психолого-педагогический характер. В психологии к ним относят интеллектуальный, эмоциональный, волевой и действенно-практический.
Интеллектуальный фактор связан с развитием творческого мышления, овладением знаниями, умениями мыслительной и предметно практической деятельности, представляющий значимость для образования личности, включает в себя: развитие творческого мышления, нестандартного подхода к решению познавательных проблем; развитие научных, профессионально-познавательных интересов и потребностей личности и др.
Эмоциональный фактор выступает средством формирования позитивного отношения к ценностям образования, включает в себя: ценностное отношение к профессионально-познавательной деятельности; установление доверительного общения между субъектами образовательного процесса; формирование эмоционально-ценностного отношения к целям образования, включение их в структуру личности; устойчивую эмоциональную установку на познавательную деятельность личности.
Волевой фактор связан с приложением личностью определенных усилий для придания учебной деятельности эффективности, включает в себя: актуализацию и активизацию профессионально-познавательной деятельности студентов; преодоление познавательных трудностей; регуляцию познавательных возможностей в системе межличностных отношений участников процесса образования; самопобуждение студентом своей образовательной деятельности на организацию познавательной самостоятельности.
Действенно-практический фактор образования личности связан с формированием умений и навыков познавательной и предметно-практической деятельности, удовлетворением духовных потребностей, включает в себя: формирование познавательных умений и навыков, выступающих как инструментальные ценности; включение студентов в самостоятельную познавательную деятельность; ценностные ориентации студентов на познавательные ценности, формирование установки на реализацию студентами результатов теоретической подготовки в практической деятельности и др.
Кроме того, к внутренним факторам образования личности следует отнести развитие рефлексивной сферы личности, включающей самосознание и самоорганизацию и самообразование. Самосознание выступает как рефлексивный процесс, подчиненный познанию личностью собственного, внутреннего состояния, осмысления того, как тебя понимают другие [4]. Самосознание, как отношение к себе, выступает базой отношения к себе, самоорганизации, ценностных ориентаций, нацеленных на самообразование личности. В функциональном плане развитие самосознания позволяет личности ориентироваться в ценностях образовательной деятельности; формировать установку на ценности познавательной деятельности; отношение к себе как определенной ценности. Все это способствует переводу образования в самообразование. Развитие самосознания, осознание самооценки связано с самоорганизацией, без которой невозможно формирование самостоятельности и развитие творческого потенциала личности. Самоорганизация означает способность личности определить цель своей деятельности и выбрать средства для ее достижения, спланировать свою деятельность и адаптировать себя к конкретной деятельности [4].
Самоорганизация выступает фактором по отношению к самообразованию личности. Самообразование непосредственно связано с такими рефлексивными процессами, как самовоспитание и самообучение, самоконтроль и самооценка. Самообразование является основным условием реализации творческих сил человека и готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.
Следует обратить внимание на социально-культурные факторы образования и развития личности: нравственный, эстетический, правовой, политический, экологический факторы образования личности, выступающие и как ценности воспитания. Ведущими в системе социально-культурных факторов выступают нравственно-эстетические факторы образования.
Нравственное воспитание, как фактор и ценность, в образовании личности выполняет важные функции: ценностно-ориентировочную, регулятивную, мотивационную. Следует учесть, что нравственные ценности занимают приоритетное место в образовании личности. На соблюдении нравственных принципов отношений основывается вся культура межличностных и общественных отношений, не позволяющая миру превратиться в хаос. Проблемы нравственного воспитания органически связаны с эстетическими проблемами. Органически связаны между собою ведущие категории нравственности – добро и эстетики – прекрасное. Добро всегда прекрасное, оно не бывает безобразным. Это вызывает педагогический процесс образования личности основывать на принципах нравственности, но и принципах эстетики.
В философии выделяют три группы эстетических ценностей: базовые, дополнительные и синтетические. К базовым ценностям относят красоту и связанные с ней такие ценности, как «изящное» и «грациозное». К дополнительным ценностям относят «прекрасное и величественное», «прекрасное и трагическое», «возвышенное и комическое». К синтетическим относят ценности, которые объединяют эстетические ценности: «возвышенное с прекрасным», «трагическое с комическим» [9]. К эстетическим ценностям, имеющим выход на образование личности, следует отнести: идеал эстетического развития, как цель эстетического образования личности, непосредственно связан с нравственным идеалом; категориальный аппарат эстетической культуры, исходя из принципа «красота должна господствовать в мире»; ценностное отношение к эстетической культуре, как фактор образования личности; личностные качества, как результат эстетического образования; систему взглядов и установок, ценностных ориентаций на ценности эстетической культуры и образования личности.
Результатом использования эстетического потенциала культуры выступает образованность личности, проявляющая в форме: идеала развития духовной и физической красоты человека; образованности, отражающей интеллектуальное развитие личности, красоту мыслительной деятельности, выраженной в логике и убедительных суждениях; ценностных отношений к культуре, развитию личностных качеств, свидетельствующих об организации жизнедеятельности человека по законам красоты и нравственности; ориентации личности на ценности культуры отношений.
Следовательно, связь нравственных и эстетических ценностей в образовании личности проявляется при формировании: сознания (ценностная ориентированность на категории культуры); отношений (характер социальной культуры отношений личности); поведения (руководство ценностями) в деятельности и жизненной практике. Для реализации факторов необходимо наличие условий социального, педагогического и психологического характера. Факторы логически связаны с условиями, между ними существует диалектическая взаимосвязь. Более того, они связаны взаимопереходами. Их различают по выполняемым функциям. Факторы выступают в функции движущей силы, а условия, в качестве среды, обстоятельств, в которых реализуются факторы.
Процесс образования личности выступает как двусторонний процесс, основывается на взаимодействии участников процесса, взаимосвязи и взаимодействия внешних и внутренних условий. Анализ процесса профессиональной подготовки студентов и педагогической литературы показывает, что к внешним условиям образования личности следует отнести [5]: осознание коллективом преподавателей требований, предъявляемых к образованию и профессиональной подготовке студентов; подготовленность преподавателей осуществлять образовательную подготовку студентов на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; умение педагога определить степень подготовленности студентов к самостоятельной познавательной деятельности; наличие у педагога умений осуществлять личностно-ориентированное обучение студентов; наличие критериев и средств получения информации об уровне развития познавательных потребностей и самостоятельности личности студента.
Эффективность внешних условий повышается при сочетании с внутренними условиями. Анализ практики и результатов исследования показывает, что к внутренним условиям образования личности следует отнести: осознание учащимися необходимости развития своих познавательных потребностей; формирование установки на активную познавательно-образовательную деятельность; ценностные ориентации студентов в сфере образовательно- познавательной деятельности; актуализация ценностей познавательной деятельности; коррекция цели образования на развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов; формирование познавательной направленности личности на ценности образования.
Практика показывает, что успехи образования личности зависят от управленческой деятельности, связанной с выбором условий, которые зависят от обстоятельств, например, от ценностных ориентаций и установок студентов в сфере образования. Для реализации факторов необходимы условия и средства. Средства, по мнению С.И. Ожегова, выступают в двух значениях: как прием, способ достижения цели, и как предмет, орудие для совершения действий [8, c. 758]. Н.Л. Коршунова, обстоятельно изучавшая связь средств и условий, пришла к выводу, что между ними существует органическая связь. Средства конкретны, соотносимы с целью и носят реальный характер. Условия стоят на более высокой иерархической ступени, чем средства, и являются более абстрактными. Вместе с тем следует заметить, если средства носят обобщенный характер, выступают в форме комплекса, в этом случае они выполняют функцию условий [7, c. 9]. Таким образом, под «условиями» в педагогике следует понимать «все то, от чего зависит другое…» [9, c. 469], прежде всего, среду, без которой не может существовать процесс и явление. Под «средством» необходимо рассматривать «все то, что необходимо для достижения цели» [1, с. 291].
В процессе образования реализуется целый ряд целей: воспитание гражданина-патриота; подготовка компетентного профессионала; всестороннее развитие личности; интеллектуально-нравственное воспитание личности; физическое развитие личности; развитие творческого потенциала личности; формирование самостоятельности и т.д. Для реализации этих целей используются: методический комплекс; деятельность педагогического коллектива; техническое обеспечение образовательного процесса; средства коммуникации; учебно-познавательная деятельность учащихся; приемы учебно-познавательной деятельности; инструментальные ценности познавательной деятельности и т.д. Таким образом, эффективность педагогического процесса образования обусловливается наличием комплекса социальных, социально-культурных, социально-педагогических, психолого-педагогических факторов и соответствующего комплекса условий их реализации.