В современном обществе растет уровень требований к специалистам различных профессий. Популярность любой профессии всегда зависела от происходящих событий в социуме и спроса на рынке труда. Но существует ряд профессий, актуальность которых для людей всегда будет присутствовать, к ним можно отнести врачей, учителей, инженеров и т.д. Профессиональное самоопределение старшеклассников часто проходит неосознанно, под влиянием родителей и друзей, что приводит к текучести кадров на предприятиях, к неустроенности профессионального выбора юношей. Отрицательные последствия неверно выбранной профессии из-за индивидуально-психологических особенностей затрагивают как саму личность, так и ее ближайшее окружение. Они выражаются в депрессивных состояниях, негативном восприятии мира, агрессии, подавленности. Этим и обусловливается необходимость информирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов в выборе профессии.
Мотивацию как основополагающее понятие психологии изучали такие известные зарубежные и отечественные авторы, как 3. Фрейд, Х. Хеккаузен, Дж. Аткинсон, Г. Оллпорт, К. Левин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, А. К. Маркова и др. Вариативность понятий «мотив» и «мотивация» обусловливает сложность изучения данного аспекта [7].
В зарубежной психологии раскрытие содержания понятия «мотив» зависит от концептуальных положений, на которых находится тот или иной исследователь. По мнению З. Фрейда, источник человеческой активности заложен в бессознательных влечениях [13]. Г. Оллпорт пришел к заключению, что любое действие, любая человеческая активность может превратиться в мотив [11]. Как отмечает К. Левин, понятие «квазипотребность» понимается с точки зрения динамического состояния, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения [9, с. 120]. Х. Хекхаузен пишет, что люди различаются по индивидуальным проявлениям тех или иных мотивов [14].
В отечественной психологии мотив является сложной многоуровневой системой, регулятором жизни индивида, его деятельности. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливают множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. По мнению В. И. Ковалева, высшим уровнем регуляции жизни индивида является сознательно-волевой. Мотивационная сфера включает в себя автоматически осуществляемые установки, направленность, область идеального, которое направляет человека на деятельность [8, с. 120–130].
В своих научных исследованиях С.Л. Рубинштейн трактовал мотив как осознанное побуждение для поведения и деятельности [12, с. 100–140]. А.Н. Леонтьев определяет мотив как предмет, который способен удовлетворить потребность человека [10].
Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации, можно отметить, что, несмотря на разнообразие зарубежных и отечественных подходов к изучению мотивов, большинство авторов трактуют их как совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Старший школьный возраст является интересным с точки зрения психологии по формированию различных мотивов. Он является одним из ключевых возрастов в формировании будущей жизни личности. На данном этапе юноши выбирают для себя приоритеты в жизни, профессиональную направленность. Также происходит жизненное самоопределение, стремление к осознанию себя как целостной личности.
Проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является актуальной и достаточно сложной в современном обществе. На мотив выбора профессии старшеклассниками оказывают влияние мотивы родителей, социальные ситуации, происходящие в обществе, особенности региона и т. д. Успешность выбора профессии зависит от того, насколько юноша сможет соотнести свои интересы, способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы своего решения. Необходима целенаправленная работа по осознанию своих индивидуальных возможностей, по формированию механизма принятия решений. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор.
Многообразие профессий велико и во многих случаях, как отмечает А.А. Вербицкий, ими может овладеть каждый [4]. Чтобы человек выбрал профессию, он должен расстаться с множеством выборов, которым он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии [5].
М.М. Абдуллаева указывает, что выбор профессии не разовое действие, а длительный процесс, поэтому его чаще всего называют процессом профессионального самоопределения [1].
В.Г. Асеев отмечает, что большинство старшеклассников в 15–16 лет психологически не готовы самостоятельно выбирать профессию, большинство из них испытывают страх в выборе профессии, пытаются переложить ответственность выбора на родителей [2].
Р.С. Вайсман указывает на то, что готовность к выбору профессии должна формироваться педагогами с первых шагов обучения в школе. Еще в начальных классах детей знакомят с профессиями, качествами, нужными для различного рода профессиональной деятельности. В дальнейшем организуется помощь подросткам психологами и педагогами в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, изучении рынка труда. В старших классах поднимаются темы о путях получения профессии, ошибках при ее выборе. Данная работа помогает ученикам ощущать педагогическую поддержку и сопричастность со стороны педагогов в выборе дальнейшей судьбы [3].
Подводя итоги анализа психолого-педагогической литературы, отметим, что проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является актуальной и достаточно сложной в современном обществе. Все это обусловило проведение нами экспериментального исследования.
Объект исследования: мотивы выбора профессии
Предмет исследования: особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.
Цель работы: изучение особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками в профильном образовательном учреждении и общеобразовательном учреждении.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск, Республика Мордовия и МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск, Республика Мордовия. В исследовании принял участие 31 старшеклассник. Выбор этих двух учреждений обусловлен тем, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» является школой, осуществляющей профильное обучение. В данной школе проводится факультатив на тему «Моя будущая профессия». В результате этого ученики данной школы получают знания о будущей профессии, у них формируются способности осознанного выбора профессии и внутреннего мотива.
Для простоты оформления документации учеников МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» в количестве 16 человек обозначили как «экспериментальная группа № 1» (ЭГ № 1), а учеников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» в количестве 15 человек мы обозначили как «экспериментальная группа № 2» (ЭГ № 2). Однако по списку учеников в этих классах было больше, но в связи с повышенной частотой заболевания не все ученики смогли принять участие в эксперименте.
Для реализации поставленных задач в эксперименте использовались личностные опросники (методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В. Овчаровой, методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией С.С. Гриншпун, методика Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности») и методы математической обработки результатов исследования (U-критерий Манна—Уитни). Наше экспериментальное исследование опиралось на методологию системно-контекстной психодиагностики (СКП-диагностика) [6].
Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), показал, что ведущий тип мотивации при выборе профессии у большинства старшеклассников в ЭГ № 1 (68,75 %) - внешний положительный мотив, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. Средние показатели внешний отрицательный мотив и внутренний социально значимый мотив по 12,5%. У ЭГ № 1 отсутствует внутренний индивидуально-значимый мотив.
Ведущий тип мотивации при выборе профессии у участников ЭГ № 2 – внутренний социально-значимый мотив (60% учащихся), т.е. работа имеет для учеников личную значимость, большую роль играет удовлетворение от работы благодаря ее творческому характеру, возможности общения с коллективом. Средние показатели у внутреннего индивидуально-значимого мотива 33 %, т.е. внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Низкие показатели у внешне положительного мотива – 26,7%, т.е. у материального стимулирования, данный мотив имеет меньшую значимость для личности.
Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун), показал, что в структуре мотивационной сферы у большинства старшеклассников ЭГ № 1 преобладают мотивы престижности профессии (43,75%), т.е. профессия выбирается исходя из соображений ее популярности в обществе. Средние показатели у мотива материального благополучия – у 37,5 % учащихся, т.е. востребованности материального благополучия, получения денежного вознаграждения в ущерб удовлетворенности от работы, оно уходит на дальний план. Низкие показатели у мотива делового характера — 6,25%, т. е. у учеников низкий показатель поиска информации, деловых контактов и взаимодействия с определенными людьми, организации работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
В структуре мотивационной сферы у большинства старшеклассников ЭГ № 2 преобладает мотив творческой реализации в труде – у 60% испытуемых, ученики хотят получать удовольствие от творческой реализации своей личности в работе. Средние показатели у мотива делового характера (27%), низкие показатели у мотива престижности профессии и мотива материального благополучия. В ходе психолого-педагогического исследования было выявлено, что большинство учеников ЭГ № 2 руководствуются больше творческим потенциалом и реализацией себя в профессии, чем материальным благополучием и престижем профессии в социуме.
Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд), показал, что высокие показатели профессиональных типов у старшеклассников ЭГ № 1 по шкале артистический (62,5%), т.е. они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Средние показатели профессиональных типов у старшеклассников (62,5%) по шкале социальный, т.е. в среднем старшеклассники этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Низкие показатели профессиональных типов у старшеклассников контрольной группы (81,25%) по шкале реалистичный, т.е. ученики ЭГ № 1 неадекватно оценивают свои возможности, много мечтают и не сопоставляют свои индивидуальные возможности и требования профессий.
Высокий уровень профессиональных типов у старшеклассников ЭГ № 2 развиты на высоком уровне – у 93,3% учащихся по шкале реалистичный, т.е. старшеклассники, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы, адекватно оценивают свои индивидуальные возможности и требования профессий. Средний показатель профессиональных типов у 33,4% испытуемых ЭГ № 2 по шкале интеллектуальный и предпринимательский. Низкий уровень профессиональных типов у большинства испытуемых (93,3%) ЭГ № 2, по шкале артистичный. Таким образом, старшеклассники не «летают» в облаках, выполняют реальную практическую работу, руководствуясь своими навыками и способностями.
Таким образом, данные психолого-педагогического исследования показали, что у старшеклассников ЭГ № 2 мотивы выбора профессии являются внутренними, осознанными: старшеклассники руководствуются своими индивидуальными возможностями, осознанно подходят к выбору профессии благодаря использованному в работе факультативу «Моя будущая профессия».
Для определения эффективности апробированной нами программы психолого-педагогической особенности мотивов выбора профессии мы использовали метод статистической обработки — U-критерий Манна—Уитни.
Результаты вычисления показали, что существует отличие в особенностях мотивов выбора профессии старшеклассниками, есть разница между ЭГ № 1 и ЭГ № 2 на 1%-ном уровне. Так, Uэмп по методике «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) составляет Uэмп=23** а по методике «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун) Uэмп=49,5** при Uкрр ≥ 0,05=72; р ≥ 0,01=56. По методике «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд) только по одной шкале «Предпринимательский» не найдены статистические различия (Uэмп=98,5 при Uкрр ≥ 0,05=72; р ≥ 0,01=56). Все остальные шкалы имеют статистически значимые различия на 1%-ном уровне.
Подводя итоги психолого-педагогического исследования, можно отметить, что старшеклассникам общеобразовательной школы присущи внешние мотивы выбора профессии, они руководствуются мнением родителей, не знают особенностей профессий, у них нет осознанного выбора, есть материальная значимость профессии. А у школьников профильной школы преобладают внутренние мотивы выбора профессии, ученики руководствуются своими индивидуальными особенностями личности, их профессиональный выбор является более осознанным, чем в общеобразовательной школе.
Данное различие, на наш взгляд, обусловлено тем, что если школьнику не формировать осознанный мотив выбора профессии, то ему будет присущ внешний мотив выбора профессии. Он будет руководствоваться мнением родителей, не будет знать особенностей профессий. В своем выборе школьник будет руководствоваться материальной значимостью профессии. В случае если у школьника будет сформирован осознанный мотив выбора профессии, то у него будет сформирована внутренняя мотивация в выборе профессии. И в заключение хотелось бы дать методические рекомендации к выбору профессии старшеклассникам.
- Необходимо составление списка определенных профессий с учетом интересов учащимся.
- Составление перечня требований к профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
- Определение значимости каждого требования к профессии – выяснения значимости всех перечисленных требований.
- Оценка своего соответствия требованиям каждой из выбранной профессии – соотнесения собственных требований с требованиями профессий. Анализ развития профессиональных качеств: интеллектуальных способностей, психологических особенностей, состояния здоровья — требованиям профессии.
- Подсчет и анализ результатов – какая профессия из всего списка больше других подходит по всем пунктам.
- Проверка результатов – обсуждение своего решения с учителями, психологом, родителями.
- Определение основных практических шагов к освоению профессии.