Двигательная активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое, психическое и нравственное развитие, является фактором, повышающим резервные и функциональные возможности организма, сдерживающим возрастные инволюционные процессы и способствующим удлинению активной творческой жизни и повышению работоспособности человека [1, 9]. В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в связи с тем, что оптимальная двигательная деятельность снижает риск возникновения многих тяжелых заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых [12].
Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности молодежи в России связано не только со сложными социально-экономическими условиями жизни, воздействием ряда биологических факторов, состоянием экологической среды. Недооценка в обществе оздоровительной роли физической культуры и массового спорта также показывает, что обучение студентов проходит в условиях, вызванных информационными перегрузками и гиподинамией [2, 3, 8, 10].
Для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах следует учитывать особенности физического здоровья молодежи. Определение исходного уровня физического развития и физической подготовленности студентов, изучение динамики функциональных показателей и габаритных размеров тела позволяет оценить успешность овладения студентами двигательными навыками. Мониторинг физического здоровья студентов направлен на усовершенствование и индивидуализацию учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении. Это позволяет разработать критерии оценки уровня физической подготовленности обучающихся и использовать в работе преподавателя инновационные технологии физического воспитания [5, 7].
Дифференцированный подход к проведению занятий со студентами разных медицинских групп здоровья значительно повышает эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий в высших учебных заведениях [6]. В литературе представлены данные по изучению и оценке региональных особенностей параметров тела, функциональных показателей организма и физического развития иркутских студенток с учетом распределения их на медицинские группы здоровья [4]. Однако данный вопрос изучен не в полной мере и требует некоторых уточнений и углубленного исследования.
Цель исследования. Дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности, компонентного состава тела студентов технического вуза разных медицинских групп здоровья.
Материалы и методы. В вузе студенты учебных групп посещают занятия по физической культуре 2 раза (1–2-й курсы обучения) и 1 раз (3–4-й курсы) в неделю продолжительностью 90 мин каждое, которые проводятся преимущественно с использованием упражнений общефизической подготовки, направленной на воспитание всех основных двигательных качеств согласно требованиям ФГОС второго поколения (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», М., 2000).
Всего в обследовании приняли участие 3279 студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) различных направлений обучения, из них 1640 девушек и 1639 юношей в возрасте от 17 до 21 года. К I (основной) функциональной группе здоровья были отнесены 812 девушек и 815 юношей. Ко II (подготовительной) функциональной группе отнесены 827 девушек и 824 юноши.
В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза согласно принципам Хельсинской Декларации (2008) и ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Для оценки основных двигательных качеств студентов обеих функциональных групп использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [11]. Юношам предложены следующие тесты. 1. Для оценки быстроты — бег на 100 м (с). 2. На общую выносливость — бег на 1000 м (м, с). 3. Силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – подтягивание (раз). 4. Скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х 5 м (с). 5. Скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз). 6. Гибкости — наклоны туловища (см). 7. Динамической силы мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места (см). Девушкам предложено пройти контрольные испытания в тестах 4, 5, 6, 7, тест 1 заменен на тест — бег 20 м с хода, тест 2 – на бег 5 мин (м) и тест 3 — на вис (с).
У обследуемых определяли компонентный уровень содержания в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989).
Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол обследования, в который заносились антропометрические параметры и данные физической подготовленности студентов. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». Для оптимизации и автоматизации анализа первичного цифрового материала разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).
В работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.
Результаты исследования. Данные антропометрического обследования и результаты тестирования двигательных качеств у девушек-студенток ИРНИТУ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика антропометрических параметров и двигательных качеств у девушек-студенток ИРНИТУ I и II функциональной группы (М±m)
№ п/п |
Показатели |
Функциональные группы |
Достоверность |
|
I |
II |
|||
|
Антропометрические |
|||
1 |
Длина тела, см |
167,0 ± 0,14 |
164,0 ± 0,22 |
Р<0,05 |
2 |
Масса тела, кг |
54,0 ± 0,18 |
56,5 ± 0,29 |
Р<0,05 |
3 |
Окружность грудной клетки, см |
87,0 ± 0,20 |
86,5 ± 0,12 |
Р<0,05 |
4 |
Жизненная емкость легких, л |
2,7 ± 0,02 |
2,5 ± 0,01 |
Р<0,05 |
5 |
Динамометрия кисти правой руки, кг |
27,0 ± 0,15 |
19,0 ± 0,21 |
Р<0,05 |
7 |
Динамометрия кисти левой руки, кг |
25,0 ± 0,16 |
17,5 ± 0,18 |
Р<0,05 |
|
Двигательные тесты |
|||
8 |
Челночный бег, с |
20,21 ± 0,10 |
21,9 ± 0,05 |
Р<0,05 |
9 |
Бег 20 м с ходу, с |
20,1 ± 0,06 |
30,99 ± 0,05 |
Р<0,05 |
10 |
Вис на перекладине, с |
15,75 ± 0,15 |
11,6 ± 0,22 |
Р<0,05 |
11 |
Подъем туловища, раз |
27,0 ± 0,19 |
20,0 ± 0,30 |
Р<0,05 |
12 |
Наклоны туловища, см |
20,25 ± 0, 18 |
20,5 ± 0,30 |
Р>0,05 |
13 |
Прыжок в длину с места, см |
161,2 ± 0, 49 |
149,3 ± 0,69 |
Р<0,05 |
14 |
Бег 5 мин (м) |
866,0 ± 5,4 |
791,0 ±8,26 |
Р<0,05 |
Как видно из таблицы 1, длина тела девушек в I функциональной группе выше, чем во II группе. Так, в I группе рост составил 167,0±0,14 см, во II группе – 164,0±0,22 см (Р<0,05). Масса тела студенток во II функциональной группе составляет 56,5±0,29 кг и достоверно выше на 2,5 кг, чем у представительниц основной группы — 54,0±0,18 кг (Р<0,05). Окружность грудной клетки в покое (ОГК) в I функциональной группе оказалась больше.
Значение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ) оказалось достоверно на 7,4% больше у студенток, отнесенных к I функциональной группе (2,7±0,02 л), в сравнении с подготовительной группой — 2,5±0,01 л (Р<0,05).
Важным показателем, характеризующим физическое развитие человека, является динамометрия кистей рук. Полученные в ходе исследования значения показателей силы кисти правой руки у девушек I функциональной группы на 8 кг выше, чем у представительниц II группы (27,0±0,15 и 19,0±0,21 кг соответственно, Р<0,05). Значения показателей силы кисти левой руки у девушек I функциональной группы также выше на 7,5 кг, чем у представительниц II группы (25,0±0,16 и 17,5±0,18 кг соответственно, Р<0,05).
Показатели физической подготовленности девушек I функциональной группы оказались выше, чем у их сверстниц из II функциональной группы. Меньше на 7,7% в I группе по отношению ко II функциональной группе оказались значения показателей скоростной выносливости и ловкости (тест «челночный бег») — 20,21±0,10 и 21,9±0,05 с соответственно (Р<0,05). Значение в двигательном качестве быстрота (тест «20 м с ходу») составило в основной группе 20,1±0,06 с, что лучше на 54,1% по сравнению со II функциональной группой — 30,99±0,05 с (Р<0,05).
В тесте на выносливость «бег 5 мин» девушки I функциональной группы также показали более высокий результат. Они пробежали дистанцию на 75 м длиннее (866,0±5,4 м) по сравнению с представительницами II функциональной группы — 791,0±8,26 (Р<0,05).
В тесте «подъем туловища», характеризующем силу мышц сгибателей туловища, значения показателей у девушек I функциональной группы оказались на 25,9% выше, чем подготовительной (27,0±0,19 раз, 20,0±0,30 раз соответственно). Время выполнения теста «вис на перекладине» у девушек I функциональной группы на 26,3% больше, чем у II функциональной группы (15,75±0,15 с и 11,6±0,22 с соответственно, Р<0,05).
Данные, характеризующие гибкость студенток, показывают, что различия между значениями показателя теста «наклон туловища вперед» незначительны (Р>0,05).
Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей (тест «прыжок в длину с места») на 7,5% достоверно выше в основной группе студенток — 161,2±0,49 см, чем в подготовительной — 149,3±0,69 см (Р<0,05).
Показатель мышечной массы у девушек I функциональной группы составляет 24,86±0,29 кг, что на 5,6% выше, чем у представительниц II функциональной группы — 23,42±0,27 кг (Р<0,05). Однако содержание жировой массы оказалось на 1,02 кг (6,3%) больше у студенток подготовительной группы и составило 16,09±0,39 кг, чем у девушек основной группы — 15,07±0,32 кг (Р<0,05). По нашему мнению, более высокое содержание мышечной массы в теле девушек I функциональной группы и лучшее физическое развитие обеспечивает их преимущество в двигательных качествах по сравнению со студентками, отнесенными ко II функциональной группе. Различий между показателями костной массы в наблюдаемых группах не установлено (Р>0,05).
Результаты исследования, приведенные в таблице 2, характеризуют юношей I функциональной группы физически более развитыми, чем юноши II группы. Студенты I функциональной группы выше (182,0±0,19 см) и тяжелее (75,5±0,26 кг), чем юноши II функциональной группы (175,5±0,38 см и 60,5±0,53 кг соответственно).
Таблица 2
Характеристика антропометрических параметров и двигательных качеств у юношей-студентов ИРНИТУ I и II функциональной группы (М±m)
№ п/п |
Показатели |
Функциональные группы |
Достоверность |
|
I |
II |
|||
|
Антропометрические |
|||
1 |
Длина тела, см |
182,0 ± 0,19 |
175,5 ± 0,38 |
Р<0,05 |
2 |
Масса тела, кг |
75,5 ± 0,26 |
60,5 ± 0,53 |
Р<0,05 |
3 |
Окружность грудной клетки, см |
96,0 ± 0,20 |
93,5 ± 0,38 |
Р<0,05 |
4 |
Жизненная емкость легких, л |
5,05 ± 0,02 |
4,45 ± 0,03 |
Р<0,05 |
5 |
Динамометрия кисти правой руки, кг |
48,2 ± 0,21 |
40,5 ± 0,27 |
Р<0,05 |
7 |
Динамометрия кисти левой руки, кг |
46,4 ± 0,20 |
38,3 ± 0,29 |
Р<0,05 |
|
Двигательные тесты |
|||
8 |
Челночный бег, с |
15,0 ± 0,07 |
16,1 ± 0,04 |
Р<0,05 |
9 |
Бег 100 м, с |
14,1 ± 0,06 |
14,7 ± 0,03 |
Р<0,05 |
10 |
Подтягивание на перекладине, с |
9,3 ± 0,14 |
4,7 ± 0,28 |
Р<0,05 |
11 |
Подъем туловища, раз |
31,1 ± 0,17 |
29,1 ± 0,33 |
Р<0,05 |
12 |
Наклоны туловища, см |
23,3 ± 0, 23 |
21,4 ± 0,48 |
Р>0,05 |
13 |
Прыжок в длину с места, см |
242,5 ± 0, 51 |
229,0 ± 1,01 |
Р<0,05 |
14 |
Бег 1000 м, м/с |
3:46,8±0:03 |
4:04,3±0:03 |
Р<0,05 |
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) оказалась достоверно на 11,8% больше у студентов, отнесенных к I функциональной группе (5,05±0,02 л), в сравнении с подготовительной группой — 4,45±0,03 л (Р<0,05).
Полученные в ходе исследования значения показателей силы кисти правой руки у юношей I функциональной группы на 7,7 кг выше, чем у представителей II группы (48,2±0,21 и 40,5±0,27 кг соответственно, Р<0,05). Значения показателей силы кисти левой руки у студентов I функциональной группы выше на 8,1 кг, чем у студентов II группы (46,4±0,20 и 38,3±0,29 кг соответственно, Р<0,05).
Выше на 6,8% в I функциональной группе по отношению ко II оказались значения показателей в скоростной выносливости и ловкости (тест «челночный бег») — 15,0±0,07 и 16,1±0,04 с соответственно (Р<0,05). Значение в двигательном качестве быстрота (тест «100 м») составило в основной группе 14,1±0,06 с, что лучше на 4,1% по сравнению со II функциональной группой — 14,7±0,03 с (Р<0,05).
В тесте на общую выносливость «бег 1000 м» юноши I функциональной группы также показали лучший результат. Они пробежали дистанцию за 3:46,8±0:03 м/с по сравнению с представителями II функциональной группы — 4:04,3±0:03 м/с (Р<0,05).
В тесте «подъем туловища», характеризующем силу мышц сгибателей туловища, значения показателей у юношей I функциональной группы оказались на 6,4% выше, чем в подготовительной (31,1±0,17 раз и 29,1±0,33 раз соответственно). Количество подтягиваний на перекладине у студентов I функциональной группы на 49,4% больше, чем у II функциональной группы (9,3±0,14 и 4,7±0,28 раз соответственно, Р<0,05). Данные, характеризующие гибкость юношей-студентов, показывают, что различия между значениями показателя теста «наклон туловища вперед» между группами незначительны (Р>0,05).
Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей (тест «прыжок в длину с места») на 5,6% достоверно выше в основной группе студентов — 242,5±0, 51 см, чем в подготовительной — 229,0±1,01 см (Р<0,05).
Показатель мышечной массы у юношей I функциональной группы составляет 30,46±0,26 кг, что на 7,3% выше, чем у представителей II функциональной группы — 28,24±0,25 кг (Р<0,05). Однако содержание жировой массы оказалось на 6,7% больше у представителей подготовительной группы — 12,88±0,22 кг, чем в основной — 12,01±0,21 кг (Р<0,05). Различий между показателями костной массы в наблюдаемых группах юношей не установлено (Р>0,05).
Выводы:
- Антропометрические и физиометрические показатели у студентов ИРНИТУ I функциональной группы (за исключением массы тела у девушек) достоверно выше, чем у студентов II функциональной группы здоровья.
- Значения показателей в двигательных тестах в I функциональной группе здоровья достоверно выше как у девушек, так и у юношей. Достоверной разницы в тесте на гибкость между студентками обеих функциональных групп не установлено.
- Более высокое содержание мышечной массы в теле девушек и юношей I функциональной группы и лучшее физическое развитие обеспечивают их преимущество в двигательных качествах по сравнению со студентами, отнесенными ко II функциональной группе. Содержание жировой массы оказалось больше у всех обследованных студентов, отнесенных ко II функциональной группе (Р<0,05). Различий между показателями костной массы в наблюдаемых функциональных группах здоровья как девушек, так и юношей не установлено (Р>0,05).
- Данные, полученные в результате исследования физического здоровья студентов разных функциональных групп, позволяют педагогическому составу кафедры усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и шире использовать индивидуальные образовательные маршруты при обучении дисциплине «Физическая культура» в Иркутском национальном исследовательском техническом университете.