Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS FOR OBTAINING COLLECTIVE STUDYING POSITIVE SOCIAL EXPERIENCE IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT SCHOOLS

Mescheryakova I.N. 1 Mikhaylova N.M. 1
1 Federal State budget institution of higher education "Orenburg State Pedagogical University"
In this article the actual problem of creating the conditions for the acquisition of a team of students a positive social experience in modern information and educational environment of the school. The article analyzes the experience of teachers - student leaders to create conditions for the acquisition of a team of students a positive social experience in modern information and educational environment of the school. Special attention is given to this important condition as humanitarian information-educational environment of school, the design and maintenance of which involved teachers and school administration. As the authors of the research objectives was determined attempt to study the problem of creating high-quality, technologically humanitarian educational environment that can meet the diverse interests and needs of participants in the educational process. This area is also complemented by the consideration of the feasibility of establishing student self-government within the framework of educational classes and educational organization.
social experience
education
information and educational environment
staff trained
the environment

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в школе обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. Психолого-педагогический аспект воспитания и развития личности обучающегося в условиях современной школы непосредственно связан с проблемой формирования коллектива класса. Эта проблема является актуальной в условиях модернизации образования, когда во главу угла поставлены личностные результаты.

Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в российском обществе ощущается «недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения» [3]. Этот факт говорит о необходимости более пристального внимания к организации воспитательной среды в образовательной организации.

Накопление опыта создания в ходе воспитания различных по своему качеству сред, облегчающих решение педагогических задач, приводит к пониманию образовательной среды как особого технологического средства. Отдельные вопросы средовой проблематики в истории отечественной школы отражены в трудах М.М. Скаткина, З.И. Равкина, Р.Б. Вендровской, Ф.А. Фрадкина, Т.Н. Мальковской, В.Д. Семенова, З.А. Галагузовой, В.Г. Бочаровой и др. С понятием социальной среды тесно связано понятие социального воспитания.

В Примерной основной образовательной программе в п. 1.1.2 в качестве одного из принципов формирования обозначается учет психолого-педагогических особенностей развития детей в соответствии с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками [8]. Следовательно, одной из главных задач системы воспитания в школе является формирование ученического коллектива, как сложной социально психологической системы, характеризующейся единством организации и психологической общности.

Сухомлинский В.А., определяя одну из задач школы в обеспечении творческого саморазвития личности ученика в коллективе, описал систему проектирования и создания целостного педагогического процесса. Фундаментом воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский является идея направленного развития субъектной позиции ребенка [9]. Таким образом, можно сказать, что ребенок становится источником воспитательного влияния для других членов коллектива. Но в то же время необходимо помнить, что ребенок может входить в состав нескольких коллективов (классный, школьный, спортивный и др.) и влияния разных коллективов бывают противоречивыми.

В широком спектре педагогических исследований в рамках проблемы формирования детского коллектива можно выделить такие, как: выявление эффективных форм организации, методов сплочения и формирования детских коллективов (О.С. Богданова, М.Д. Виноградова, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), определение условий развития воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.) [6]. Отечественная педагогика имеет богатые традиции коллективного воспитания.

В современном понимании концепции воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова) этот феномен представлен как своеобразная модель общества в целом, которая отражает формы его организации, структуру отношений, которые ему присущи, свойственную ему атмосферу, систему общечеловеческих ценностей, принятую в нем. При этом коллектив обучающихся рассматривается как динамическая модель, в которой представлены отношения сегодняшнего дня современного общества, а также тенденции его развития.

Для педагога детский коллектив – одна из целей деятельности, объект заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для общества детский коллектив, будучи его компонентом, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Таким образом, можно рассмотреть детский коллектив как объединение на основе общих интересов и потребностей, а так же как результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, которая необходима для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Коллектив как специально организованное объединение обучающихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, характеризующих коллектив. Успешность формирования детского коллектива определяется условиями, созданными в образовательной организации.

Одним из условий формирования и функционирования классного коллектива является специально организованная гуманитарная информационно-образовательная среда школы, олицетворяющая проявление социального контекста воспитания. Осуществляя воспитательный процесс в гуманитарной информационно-образовательной среде школы, педагог способствует приобретению обучающимися социального опыта. Этот опыт деятельности обеспечивает ученикам процесс освоения ими различных социальных ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом; развитие системы связей с другими людьми. В учении Б.Ф. Скиннера среда является главным понятием теории и практики модификации поведения: дела человека – следствие запланированных факторов среды.

Формированием среды можно управлять. Следовательно, необходимо рассмотреть проблему создания качественной, технологичной гуманитарной информационно-образовательной среды, способной удовлетворить разнообразные интересы и запросы участников воспитательного процесса.

Гуманитарная информационная образовательная среда образовательной организации – важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса. Гуманитарная информационно-образовательная среда (ГИОС) – это информационно-образовательная среда, обращённая к человеческой личности, к правам и интересам человека [4; 5].

По определению А.А. Андреева, с точки зрения структурной организации гуманитарная информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система плюс ее обеспечение [1], т.е. подсистемы:

  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • информационно-методическое обеспечение [1].

Исходя из понятия педагогической системы, среди компонентов ИОС выделяем субъекты и объекты. Субъектами образовательной деятельности в школе являются обучающиеся, педагоги, администрация и родители. Объектами – средства обучения и диагностический инструментарий образовательной деятельности, методическое и материально-техническое обеспечение, управленческий ресурс, способы коммуникации.

Кадровое обеспечение школы – это деятельность, направленная на комплектование коллектива образовательной организации профессионально подготовленными работниками, способными на уровне современных требований эффективно осуществлять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции образовательной организации в области реализации образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение школы – это совокупность материальных ресурсов образовательной организации, необходимых для реализации образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение школы – это воплощение содержания образования на различных уровнях (общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала) на основе использования эффективных образовательных технологий.

Информационное обеспечение школы – создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией субъектов образовательного процесса, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных.

Гуманитарная информационно-образовательная среда школы (по ФГОС)

Таким образом, информационно-образовательная среда понимается как система влияний и условий развития личности обучающихся, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, как пространство возможностей для всех участников воспитательного процесса. Следовательно, можно говорить, что ГИОС – интегративная среда, где происходит объединение различных социальных групп (обучающиеся, педагоги, родители) в единое сообщество посредством различных инструментов (рисунок). Путь через влияния среды с позиции социального воспитания – это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка.

В рамках педагогики среды вслед за философом Д. Дьюи специалисты по воспитанию предполагают, что эффект усвоения ценностей и позитивного социального опыта достигается в соответствии с «теорией соленого огурца». Достаточно погрузить ребенка в практику, демонстрировать ему изо дня в день практику других школьников, как он со временем сам «пропитается» нужными ценностями, установками, взглядами, а воспитательная среда становится тем специальным «рассолом», который обеспечивает формирование личности.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, огромное внимание уделяет организации воспитывающей среды. При этом в воспитательной деятельности необходим учет этапности освоения окружающей среды (в том числе ГИОС образовательной организации), связанного с решением задач адаптации, индивидуализации, интеграции личности.

Для успешного формирования и функционирования классного коллектива в ГИОС школы педагоги создают возможность взаимопомощи и сотрудничества с использованием различных ресурсов и инструментов, как одного из необходимых условий:

- нравственный пример педагога, его готовность в любой момент придти на помощь другому (помощь в решении семейных проблем, решение проблем успеваемости, умение предсказать, предвидеть и спроектировать профессиональную направленность ребенка и т.д. – развитие кадрового потенциала);

- создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе с последующей коррекцией результата (диагностика Л.А. Головей «Оценка отношений подростка с классом», А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив?» [2] и др. – информационное обеспечение среды);

- демократический, диалоговый стиль общения (обмен мнениями, совместное обсуждение проблем (одна из форм – сетевое взаимодействие), умение слушать и слышать другого, входить в ситуацию, без страха высказывать свое мнение, умение признавать свои ошибки и давать право на ошибку другому, не решать за ученика, а помочь ему самому решать свои проблемы – развитие коммуникативных навыков участников воспитательного процесса);

- формирование единых ценностных установок (ориентация на общечеловеческие ценности, создание культуросообразной среды жизнедеятельности – интеграция ресурсов и программно-аппаратных средств современной открытой информационной среды в ИОС школы) – Н.Е. Щуркова «Воспитание ценностных отношений – основа воспитательного процесса»;

- формирование нравственных убеждений, позиций, толерантных взаимоотношений (работа в микрогруппах, создание ситуаций нравственного выбора, часы общения и др.) – Л. Колберг «Осуществление нравственного выбора».

Следовательно, воспитательные мероприятия, организуемые педагогом, должны носить социокультурный контекст и включать учащихся в разные виды жизнедеятельности в условиях информационной образовательной среды школы, демонстрирующие формы, правила и нормы позитивного межличностного взаимодействия. При таком понимании воспитательная деятельность превращается в создание динамической сети взаимосвязанных педагогических событий.

Одним из условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта является создание ученического самоуправления в рамках воспитательной системы класса и образовательной организации. Развитие самоуправления помогает каждому учащемуся ощутить сопричастность к решению коллективных проблем, оптимизации взаимоотношений в классном сообществе, организации взаимопомощи в ученическом коллективе в рамках класса, школы. Для этого необходимо осуществить следующий поэтапный процесс:

- формирование микрогрупп, которые в дальнейшем несут ответственность за порученные дела, каждая микрогруппа имеет свое название и девиз. Среди членов звена распределяются функции ученического самоуправления: звеньевой, культорг, редактор, эколог и т.д.;

- планирование коллективных творческих дел (с учетом мнения учащихся);

- организация и проведение классных и школьных КТД («День именинника», Коммунарский сбор, операция «Кормушка», «Рыцари и принцессы», «Новогодняя сказка», учеба актива, «Дед Мороз в доме ветерана» и др.) – И.П. Иванов «Методика коллективных творческих дел»;

- подведение итогов, рефлексия, поощрение.

Результаты организованных мероприятий могут отразиться в сложившихся в классе традициях, в которых активно будут участвовать ученики и родители (например: экскурсии, «День именинника», «День здоровья», весенние игры в лапту и др.). А итоги мероприятий могут быть представлены на сайте образовательной организации и на личных web-страницах классных руководителей.

Процесс ученического самоуправления динамичен: в течение учебного года ученик может по желанию перейти из одной микрогруппы в другую, сменить ролевую функцию (руководителя, организатора, подчиненного). Наряду с постоянными органами самоуправления в ученическом коллективе создаются различные временные органы, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Каждому ребенку в системе самоуправления необходимо предоставить выбор возможностей самореализации.

Таким образом, выделен ряд необходимых условий успешного приобретения коллективом обучающихся позитивного социального опыта, реализация которых позволит обучающимся приобрести компетенции, необходимые для жизни в современном социуме.