Создание позитивного имиджа образовательной организации (ОО) в первую очередь возложено на его персонал, особенно на ту его часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных услуг — преподавателей. Но умеет ли сегодняшний учитель использовать средства НИТ в целях формирования имиджа ОО, обладает ли достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу? Государственным образовательным стандартом не предусмотрено изучение будущим учителем дисциплин, отражающих теоретические и практические навыки рассматриваемого процесса. Данная проблема вызвала спрос на специалистов, способных эффективно и профессионально применять возможности НИТ в создании положительного имиджа ОО. В рамках диссертационного исследования были проанализированы образовательные стандарты педагогических специальностей филологического, исторического, физико-математического, технологического факультетов, факультета информатики и факультета лингвистики и перевода и др. Наиболее пристальное внимание нами было уделено стандарту специальности «Информатика», квалификация «Учитель информатики», в связи с особенностями организации учебного процесса, максимально тесно связанного с использованием средств НИТ [2].
В соответствии с «ГОС ВО» по специальности «Информатика» (квалификация «Учитель информатики») РФ содержание профессиональной образовательной программы подготовки будущих учителей информатики обеспечивается: общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами (цикл ГСЭ); общими математическими и естественнонаучными дисциплинами (цикл ЕН); общепрофессиональными дисциплинами (цикл ОПД); дисциплинами предметной подготовки (цикл ДПП); факультативными дисциплинами (цикл ФТД); дисциплинами по выбору (СДВ). Анализ данного документа показал, что категория «использование НИТ в формировании имиджа ОО» в стандарте не рассматривается. Однако в рамках ГСЭ, ОПД, ДПП, ФТД, СДВ мы обнаружили потенциальные возможности для раскрытия основ деятельности по использованию НИТ в формировании имиджа ОО. Нами были рассмотрены все дисциплины, однако особое внимание обратили на следующие: цикл ГСЭ: «Русский язык и культура речи»; цикл ОПД: «Психология», «Педагогика», «Теория и методика обучения информатике», «Современные средства оценивания результатов обучения»; цикл ДПП: «Теоретические основы информатики», «Архитектура компьютера», «Программное обеспечение ЭВМ», «Информационные системы», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании»; факультативные дисциплины и дисциплины по выбору (циклы ФТД, СДВ). В данных дисциплинах также рассматриваются вопросы, связанные с использованием НИТ [1].
Для эффективности подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО необходима интеграция и структуризация знаний, получаемых в рамках вышеперечисленных дисциплин [1, 3]. Анализируя подходы к структуризации знаний, мы исходили из того, что будущий учитель должен владеть не отдельными разрозненными знаниями, а их системой, которая целостно отражает функциональную структуру деятельности по использованию НИТ в формировании имиджа ОО и организуется на основе современных научных теорий, идей, принципов. Анализ научной литературы и наше исследование показывают, что наиболее эффективна структуризация этих знаний в блоках: общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. В связи с тем, что выделенное количество часов на изучение дисциплины не может увеличиваться, мы изучили учебные планы и программы подготовки будущих учителей информатики в рамках циклов ГСЭ, ОПД, ДПП, ФТД и СДВ и выявили в курсах дидактические единицы, способствующие подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО [2].
Однако необходимо сказать, что проведенный анализ возможностей учебного плана показал, что подготовка будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО в рамках данных дисциплин обеспечивается недостаточно. Поэтому генерализующую роль в организации данной подготовки мы отводим спецкурсу «Использование НИТ в формировании имиджа ОО», в рамках которого можно решить рассматриваемую в нашем исследовании проблему.
Рассмотрим подробнее спецкурс. Цели спецкурса – подготовка будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО, выявление и развитие у студента личностно-профессиональных качеств, необходимых для реализации данного процесса. Основные задачи спецкурса: раскрыть роль имиджа и возможности применения НИТ в формировании имиджа ОО; раскрыть понятия «имидж ОО», «использование НИТ в формировании имиджа ОО», «готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО»; компоненты имиджа ОО и их содержание [4, 5]; структуру и содержание готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО; снабдить будущих учителей методикой по применению НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения; обеспечить приобретение опыта в использовании НИТ в формировании имиджа ОО (проекты, размещение выполненных проектов на портале, участие в различных тематических конференциях и т.д.); способствовать продвижению будущего учителя на более высокий уровень готовности к использованию НИТ в формировании имиджа ОО. В основе содержания предлагаемого курса лежат современные исследования в области НИТ и имиджелогии, а также знания междисциплинарного характера. По окончании изучения спецкурса будущий учитель должен: знать общие и специальные знания и умения в области НИТ и имиджелогии; знать специальные знания и умения по использованию НИТ в формировании имиджа ОО; эффективно применять полученные знания и умения на практике по использованию НИТ в формировании имиджа ОО для поддержания и усиления позитивного общественного мнения о его престиже, качестве образовательных услуг и репутации.
Рассмотрим содержание курса: корпоративный имидж организации: понятие корпоративного имиджа организации, его основные составляющие (миссия, корпоративная культура, философия и т.д.); фундаментальный имидж; внешний имидж организации: функции внешнего имиджирования, идентификация, акцентуация и продвижение в технологии формирования внешнего имиджа, проектирование корпоративного имиджа, определение целевых аудиторий и т.д.; внутренний имидж организации: целенаправленное управление внутренней коммуникацией в целях имиджирования, программы стимулирования труда и формирование позитивного имиджа организации и т.д.; психология позитивного имиджа организации: имидж как психологическая PR-категория, характеристики имиджа как психического образа, его виды и функции, рекомендации по формированию позитивного имиджа организации, базовые структурные модели имиджа организации и их компоненты: имидж (товара), имидж потребителей товара, внутренний имидж организации, имидж руководителя, имидж персонала, визуальный имидж, социальный имидж, бизнес имидж и др.; понятие и теория имиджа: понятие имиджа; история происхождения имиджа; структура, параметры, задачи, функции, современные технологии, используемые в создании имиджа, механизмы формирования и функционирования имиджа; аудитории имиджа и их роль; типы имиджей; имидж и авторитет, имидж и репутация; типология имиджа; имидж как социально-культурный феномен; имидж как социально-психологический феномен; имидж как информационно-коммуникативный феномен; имидж как предмет имиджелогии; история возникновения имиджелогии — науки о технологии личного обаяния; общие представления по работе с компьютером: назначение и функционирование персонального компьютера, устройства ввода-вывода информации, владение интерфейсом операционной системы, гигиена компьютера; основы информационной безопасности; новые информационные технологии: понятие «НИТ»; эволюция НИТ; классификация НИТ: по назначению и характеру использования (обеспечивающие и функциональные ИТ), по пользовательскому интерфейсу, по способу организации сетевого взаимодействия, по принципу построения, по степени охвата задач управления, по участию ТС в диалоге с пользователем, по способу управления производственной технологией; вербальный имидж человека: понятие вербального имиджа, его место и роль в структуре имиджеобразующей информации; характеристика и основные составляющие вербального имиджа (коммуникативная культура, коммуникативные умения, культура речи (устной, письменной), техника речи, активный словарь и т.д.). Техника формирования позитивного вербального имиджа; педагогическая имиджелогия (ПИ) как отрасль знаний: Имидж как предмет педагогической имиджелогии. ПИ как отрасль педагогической науки. Цели и задачи педагогической имиджелогии. Связь ПИ с другими науками. Имиджевая коммуникация как объект педагогической имиджелогии. Теоретический аспект педагогической имиджелогии. Прикладной аспект педагогической имиджелогии; имиджмейкинг ОО: понятие имиджа ОО; компоненты имиджа ОО: имидж руководителя, имидж персонала, имидж потребителя образовательных услуг (выпускника, учащегося, родителей, класса и т.д.), представление социального окружения о качестве образования, представление о цене образовательных услуг, представление об уровне комфортности школьной среды, внутренний имидж ОО, стиль ОО, визуальный имидж, внешняя атрибутика, финансовое положение, бизнес-имидж, социальный имидж, реклама, паблисити, представление о месте и роли отдельных индивидов и групп; имиджмейкинг как деятельность будущего учителя по формированию имиджа ОО; имиджмейкинг как система действий субъектов профессионально-педагогической коммуникации; имидж ОО как продукт имиджмейкинга будущего учителя и параметры его оценки (качественные и количественные); структура, функции и инструментарий имиджмейкинга ОО; комплексный характер и основные направления имиджмейкинга ОО; имиджмейкинг ОО как средство усиления позитивного общественного мнения о престиже, качестве услуг и репутации ОО; групповой имидж: понятие группового имиджа; многообразие групп и социальных общностей как субъектов имиджевой коммуникаци; «представительский» характер группового имиджа в восприятии аудитории имиджа; особенности социокультурных и социально-психологических стереотипов внутри- и межгруппового взаимодействия; гендерные имиджи; влияние гендерной системы на групповой имидж в «посферном» измерении; габитарный, цветовой имидж; самопрезентация образа с помощью одежды; вещественно-средовой имидж: габитарный имидж; понятие габитарного имиджа; внешность человека как «язык его личности»; факторы габитарного имиджа; механизм формирования, места в структуре имиджевого комплекса и его составляющие: природно-биологические; социокультурные; социально-эмпирические; знаково-символические; габитарный имидж в структуре невербального имиджа; цветовой имидж; понятие цветового имиджа; роль цвета одежды в создании имиджа; цветовая гармония — основа построения цветового имиджа; основные правила создания гармоничного цветового имиджа; типологии цветового имиджа личности: теплые и холодные колориты, контрастные и неконтрастные цветотипы, насыщенные и «легкие» цветотипы; тесты для диагностики природного цветотипа; самопрезентация образа с помощью одежды; понятие самопрезентации образа; роль одежды в презентации образа; применение эффектов и иллюзий зрительного восприятия; стратегии самопрезентации в одежде. Формирование образа с помощью одежды, общие правила подбора одежды, выбор стиля одежды и манеры одеваться по критериям: отношение к моде и традициям, демонстрируемые мотивы выбора одежды, параметры телосложения и др.; объектный имидж: материально-предметная сфера как объект имиджмейкинга; функции, структура, психологические и технико-технологические механизмы формирования и продвижения объектных имиджей; специфика и диапазон объектов — носителей стартовой имиджобразующей информации (вещи, живые объекты, символические и социокультурные явления и процессы) и т.д.; социальные сервисы; понятие социальных сервисов; виды социальных сервисов: блогосфера, викисфера, тегосфера, сфера Google, линкосфера и иные основы работы в социальных сервисах; технологии использования социальных сервисов; сетевой этикет, организация общения и культуры отношений в сети (организация личного информационного пространства, продвижение сетевого лица, этикет обезличенного взаимодействия); психологические и физиологические аспекты сетевого общения (влияние глобальных сетей, угрозы сетевого общения, социализация личности средствами коммуникационных сетей); основы построения web-сайта: понятия «сайт», «интернет-представительство», типология сайтов, предназначение, функции, структура; программные средства и технологии построения web-сайта; медиарилейшнз, пабликрилейшнз; основы работы с презентациями, мультимедийными презентациями, гипермедиа-технологиями, MS Office Outlook, аудио- и электронной почтой, текстовыми процессорами, табличными, видео-, аудио- и графическими редакторами, форумом, мультимедиа-проигрывателем, факсимальной связью, программами оптического распознавания символов, голосовой связью (IP-phone, Vocaltec); программные средства по работе с данными технологиями; викисфера; понятие викисферы; викиВики (WikiWiki), вики; применение викисферы в целях формирования имиджа ОО; графвиз, карты FreeMind.; тегосфера; понятие тегосферы; применение тегосферы в целях формирования имиджа ОО; фликр; сфера Google; понятие сферы Google; блокнот Google, документы и таблицы Google (коллективные документы), picasa, видеоканалы YouTube, календари Google, карты Google, сайты Google, Google Reader-a, Гугл группы; линкосфера; понятие линкосферы, faceBook, в Контакте, мой круг, социальные сети для учащихся, социальные сети для учителей, учащихся и их родителей, платформы для создания социальных сетей; сервисы «Самопрезентация и общение», «Социальные медиа», «Слайд», «Слайдшар», «Photobucket», «Видеоблог», «Подкастинг»; медиарилейшнз и пабликрилейшнз ОО: понятия «медиарилейшнз» и «пабликрилейшнз»; медиарилейшнз и пабликрилейшнз, PR-мероприятия ОО.
Другие разработанные разделы спецкурса представлены в пособии «Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения».