Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RATIO ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL

Golovneva E.V. 1 Golovneva N.A. 1 Murtazina E.A. 1
1 Sterlitamak Branch Bashkir State University
The article considers the problem of spiritual education of a growing person as the enduring values in different periods of society development. The analysis of the concept "spirituality", given the characteristics of its components as a unity of the higher human faculties: senses, thinking, will, to the extent of their individual severity; adequate and intellectually-sensual-volitional expression patterns of existence based on universal values: beauty, truth, goodness. Revealed the methodical ways of spiritual education of preschool children.It is shown that emotional responsiveness of preschool children develops through the introduction to spiritual culture: music, painting, literature, and folk art. The integration of the unity of aesthetic feelings and moral experiences provides the basis for the education of spirituality, the understanding of diversity of human values. Education is understood as a process of spiritual interaction between adult and child, as posologoa activities, in-depth communication of teachers with pupils in joint educational, creative activities.
education
spirituality
components of spiritual education
preschool age
human values

Задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей общечеловеческой ценности актуальна в разные периоды развития общества, особенно в моменты социального напряжения человека.

Научная мысль Нового времени, русские космисты, представители экзистенциализма, антропологической философии, давшие необходимые основания для психологических исследований духовной сферы, признавали духовность сущностной силой развития общества, закономерно отражающей окружающий мир и общество в нем, гармоническим единством эмоционального, нравственного, интеллектуального в сознании личности.

Гуманитарная парадигма современного знания утверждает новое понимание сущности человека как духовного существа, достоверно обосновывая тот факт, что духовное образование личности – основа и ценностно-смысловой аспект всей его жизнедеятельности.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом анализе проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

В качестве материалов и методов исследования выступили: теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

По мнению Л.С. Выготского, в процессе развития ребенок проживает сложный процесс становления эстетических эмоций, формирующихся в контексте освоения духовных ценностей [1]. В раннем возрасте распространенной формой эмоционально-ценностных переживаний является удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это осуществить. Рубинштейн С.Л. назвал его «аффективно-эмоциональной чувственностью» [8, с. 42].

В дошкольный период эмоциональная сфера детей развивается от «аффективно-эмоциональной чувственности» до сложной эстетической, мировоззренческой чувственности, связанной с чувственным постижением духовного мира другого человека, отношения к сверстнику, другим людям, к нравственным, эстетическим ценностям. Эстетическое чувство у ребенка в данном случае формируется в контексте духовной культуры и характеризует переход от уровня биофизиологических удовольствий к уровню духовных радостей. Поэтому воспитание духовности у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач педагогов.

Раннее развитие эмоционально-образного восприятия имеет особое значение, поскольку соотносится с развитием правого полушария головного мозга. Традиционное образование, в том числе и в начальной школе, в большей степени связано с развитием у детей вербально-логического мышления, формированием функций, свойственных левому полушарию головного мозга, при этом правому полушарию, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, уделяется меньше внимания в практической работе с детьми. Отсюда часто встречающаяся эмоциональная неразвитость детей и, как следствие этого, яркие проявления бездуховности: склонность к жестокости, насилию, неустойчивость к токсикомании, как неосознанному средству компенсации внутренней пустоты.

Воспитание развитого эстетического чувства является необходимым компонентом в системе воспитания духовности детей вследствие своего «духовно-бескорыстного характера». «Духовно-бескорыстный характер» эстетического чувства М.С. Каган объясняет двумя причинами: 1. Эстетические чувства порождены бескорыстным интересом субъекта к объекту. Биологические или социальные потребности вызывают эмоции биофизиологического плана: голод, жажда, стремление к обладанию и др. Эстетические чувства имеют иное происхождение и отражают духовную способность к созерцанию, переживанию явления, предмета, объекта, ценность которого заключена в самом факте его существования. М.С. Каган называет эстетические эмоции альтруистическими, поскольку они вызваны определенной духовной ценностью предмета, его соответствием интересам духа, а не тела. 2. Бескорыстно-духовное переживание возникает не от созерцания объекта как такового, а от его соотнесения с идеалом [9, 56].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить сущностное содержание понятия духовности, связанной с проявлением человеком милосердия, сострадания, альтруизма, любви, толерантности.

Среди многообразия психолого-педагогических концепций, рассматривающих проблему духовности, можно выделить направления, исследующие духовность с позиций: особого духовного состояния, связанного с поисками корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я, потребности личности к познанию и социально-альтруистическому действию, потребности личности в самоактуализации духовных способностей. В нашем исследовании нами было принято как ведущее последнее направление, определяющее духовность как комплекс высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях: красоты, истины, добра.

С позиций организации работы с детьми дошкольного возраста интерес представляет характеристика понятия «духовность», предложенная О.Ф. Степановой: «духовность – целостное интегративное новообразование периода дошкольного детства, включающее единство трех универсальных способностей: способности к со-чувствию, способности к со-знанию, способности к со-действию, детерминированных духовными ценностями». Сущность и структура духовности отражена в разработанной О.Ф. Степановой модели развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста. Центром данной модели является осознание личностью собственного «Я», которое развивается от эгоцентрического мировосприятия до альтруистического действия во благо другого человека.

Модель развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста позволяет представить определенный эталон, раскрыть взаимосвязь между его составляющими. Она включает следующие структурные элементы: осознание собственного «Я», как отправная точка развития духовности (В.Д. Шадриков) [12], являющаяся одновременно причиной и следствием развития духовности личности; эмоционально-чувственный опыт как основание духовного потенциала личности, поскольку «бытие в онтогенезе начинается с эмоционально-чувственного бытия» (П.К. Анохин); развитие, понимаемое как поступательное преобразование в процессе воспитания духовности различных сфер ребенка: эмоциональной, интеллектуальной, произвольной.

О.Ф. Степановой выявлена совокупность педагогических условий воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении: концептуальный блок – теоретическое обоснование концепции, конструирование модели духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста; содержательный блок – определение содержания воспитания духовности, обоснование комплексного использования образовательных программ, способствующих развитию духовного потенциала личности, создание программы «Прекрасный мир вокруг нас», выявление методов, форм и средств, направленных на решение задач воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста, процессуальный блок – разработка организации процесса воспитания духовности [10, с. 8].

Исходя из этого, целью воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении является воспитание у детей целостного интегративного новообразования в период дошкольного детства, включающего комплекс универсальных способностей: способности к сочувствию, к сознанию, к содействию, детерминированных ценностями духовной и нравственной культуры общества.

Концепция воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении акцентирует внимание педагогов на развитие духовных способностей личности, основывается на принципах альтруизма, толерантности, эмпатии, взаимопонимания, сотрудничества, проявляющихся в духовных способностях личности.

  1. Альтруизм – универсальный принцип, отражающий способность в бескорыстном служении другому человеку (alter – нем. – «другой»), в готовности к пожертвованию для его блага личными интересами. Центральный мотив деятельности в данном случае – интерес другого человека.
  2. Толерантность – принцип, проявляемый в осознании своих собственных позиций и в способности к снижению уровня эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.
  3. Эмпатия – в основе данного принципа лежат процессы децентрации и идентификации, характеризуемые не только как способность к сопереживанию, сочувствию, преодолению собственной позиции и принятию позиции Другого, но и как сложное внерациональное понимание духовного мира Другого, интуитивное проникновение в его переживания.
  4. Взаимопонимание – важный принцип воспитательного процесса. Для успешной его реализации необходимо взаимодействие между субъектами всех уровней. Взаимопонимание трактуется в данном случае как способность к проживанию состояния совместности, взаимности постижения смыслов и мотивов деятельности, а также межличностных отношений.
  5. Сотрудничество в данном контексте трактуется не только как принцип совместной активности субъектов образовательного процесса, но и как способность к совместной развивающей деятельности, основанной на межличностном взаимодействии педагога и детей [10, с. 9].

Анализ литературы по воспитанию духовности детей выявил наличие ряда работ, раскрывающих инновационные подходы в решении этой задачи в современных исследованиях на основе использования духовно-нравственного потенциала общечеловеческих и национальных ценностей с помощью разнообразных методических приемов и средств. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей (Л.Б. Абдуллина, Р.Р. Биктимерова, Е.В. Головнева; Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, Г.М. Синдикова, Ф.М. Сулейманова [2; 3; 4; 5; 7; 9; 11] и др.).

В связи с этим особое значение, подчеркивается в работе Г.М. Синдиковой, приобретает использование аксиологического потенциала музыки, музыкального переживания, раскрытие духовно-ценностного содержания музыкально-художественных образов как высших ценностей бытия в процессе изучения курса «Теория и методика музыкального воспитания», поскольку направлено на развитие у будущих педагогов «способности к «одухотворенному», подлинному образованию и воспитанию, мыслимому как сотворение внутреннего мира личности ребенка посредством передачи духовного богатства человечества, его культурных, национальных и общечеловеческих ценностей, без которых жизнь как общества, так и отдельного индивидуума теряет свой высший смысл» [9].

Ф.М. Сулейманова отмечает, что ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра, в ходе которой развиваются моральные нормы, привычки поведения. «Игровая деятельность, по мнению Ф.М. Сулеймановой, оказывает огромное влияние на развитие и становление детской личности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребёнок как бы переходит в развитый мир моральных форм человеческого поведения. Нормы, заключённые в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребёнка. Подчиняясь правилам игры, ребёнок получает удовольствие. Например, исполняя какую-либо роль в игре, ребёнок стремится показать её нравственную сущность (быть смелым, ловким, скромным, честным и т.д.). Такая целенаправленность поведения важна для формирования моральной устойчивости личности [11, с. 7]. Головнева Н.А., Биктимерова Р.Р. рассматривают «игровые упражнения как важное средство социального развития детей среднего дошкольного возраста» [4, с. 197]. Являясь одним из главных средств воспитания ребенка, игра «выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог, подчеркивают Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей» [3, с.7].

Богатый методический арсенал воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении представлен в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», проведенной на базе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета 5 апреля 2015 г. (Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева) [7].

Анализ современных подходов к решению проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста показал, что в ее основе лежит ценностный поход к воспитанию в системе образования. Воспитание понимается как процесс духовно-нравственного взаимодействия педагога и воспитанника, целью которого является образование из развивающихся способностей гармонического целого, как полилоговая деятельность, гуманистическое общение педагогов с воспитанниками в процессе совместной развивающей, творческой деятельности. Его успешность определяется личностными качествами педагога, его духовными способностями, ориентацией на общечеловеческие гуманистические ценности, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию.

Заключение

Таким образом, в данной статье рассмотрена задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей ценности в разные периоды развития общества. Дана характеристика понятия «духовность» как единство высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях. Раскрыты психологические механизмы воспитания духовности детей. Показано, что эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей.

Полученные результаты были использованы автором для разработки обучающей программы и практических занятий по методике воспитания детей дошкольного возраста.

Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 16–12 2016 г.