Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE OF INTRODUCING DISTANCE LEARNING IN THE BLOCK OF NATURAL SCIENCES IN MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Solovykh G.N. 1 Kanunikova E.A. 1 Fabarisova L.G. 1 Tikhomirova G.M. 1 Nefedova E.M. 1 Osinkina T.V. 1 Khodyachikh I.N. 1
1 FSBEI of HE «Orenburg State Medical University», Russian Ministry of Health
The paper discusses the advantages of distance learning over the traditional form of learning, i.e. reducing costs of training, training a large number of people; applying modern means such as massive e-libraries, etc., creating a unified educational environment; flexibility and long-term action - a student is educated in their appropriate time and in a convenient location regardless of their place of residence as well as the economical efficiency through reducing the cost of long-distance travel to the place of learning. The article shares experience of distance learning organization in the block of natural sciences in medical high school, in particular methodological support; organization of the learning process and mid-term academic rating. The authors present an appraisal form based on the grade-rating system.
experience
introduction of distance learning
natural science block
medical high school.

В России датой официального начала внедрения дистанционных образовательных технологий обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования, а согласно приказу № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно [8]. С этого времени дистанционное обучение (ДО) занимает всё большую роль в модернизации нашего образования.

Цель исследования: анализ опыта внедрения дистанционных технологий обучения по блоку естественно-научных дисциплин в медицинских вузах.

Введение дистанционных технологий в обучение вызвало необходимость пересмотра программного и методического обеспечения учебного процесса и разработки и внедрения большого арсенала технологий для осуществления такого обучения, а главное, перестройки педагогического видения построения преподавания изучаемых дисциплин. В системе ДО преподаватель выполняет новые роли и функции. Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных. Определения понятия «обучающиеся» в системе ДО не существует, часто их называют слушателями, и основу их образовательного процесса при дистанционном обучении составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени [1; 2]. В то же время слушателям предоставляется возможность общаться с преподавателем и между собой как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона). Общающиеся, при использовании дистанционных технологий, оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., но и потому, что им предоставлена «свобода» в обучении, однако ею надо уметь пользоваться. Высокие требования предъявляются к личностным качествам обучающихся: настойчивости, целеустремлённости, честности и др. [3]. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, навыками работы с электронно-техническими средствами (компьютеры, компьютерные сети, мультимедиасистемы и т.д.). Следовательно, обучение с использованием дистанционных технологий требует определённой готовности к обучению: начального набора знаний, умений, навыков и материально-технического обеспечения рабочего места. Иногда противники дистанционного обучения часто указывают именно на этот факт как на возможность создания дополнительного «имущественного» неравенства в получении образования [5].

Большая социальная значимость ДО заключается в том, что такая возможность обучения в определённой степени снимает социальную напряжённость, обеспечивая равную возможность получения образования. Кроме того, посредством дистанционного образования осуществляется экспорт и импорт образовательных услуг [6]. Все сказанное определяет преимущества ДО перед другими формами получения образования. Однако, предъявляя специфические требования к преподавателю и слушателю, дистанционное обучение не снижает, а повышает как трудозатраты, так и временные затраты преподавателя. В определённой степени «отрицательное» отношение преподавателей к ДО объясняется их неосведомлённостью и усложнением педагогической деятельности. Хотя в идеале данная форма образования имеет и целый ряд преимуществ для вуза, позволяя снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездки к месту учёбы как учащихся, так и преподавателей и т.п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д., а также создаёт единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). Обучение через Интернет обладает и рядом других существенных преимуществ для студентов перед традиционной формой обучения: гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания, и, наконец, экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. В то же время есть и недостатки дистанционного образования, высвечивающие определённые проблемы, и одна из них - невозможность полноценного проведения лабораторных работ и формирования практических навыков, например навыка работы с микроскопом, препаратом и т.д. Частично работу с микроскопом можно заменить изучением фотографий микропрепаратов, но научиться пользоваться микроскопом, работать с препаратом без непосредственной работы с ними невозможно. В связи с этим для дисциплин, освоение которых предусматривает формирование практических навыков, необходима организация кратких практических курсов во время сессии.

Еще одна проблема дистанционного образования – отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, невозможность «спросить», что и как нужно делать, и «показать» и «объяснить», как это делать. В связи с этим ДО требует создания очень подробных пошаговых инструкций для выполнения каждого вида работы. К сожалению, многие студенты не обладают достаточной сознательностью и зачастую просто копируют готовые работы других студентов, а поэтому возникает необходимость разрабатывать большое количество вариантов заданий и высылать их индивидуально каждому студенту. Это требует больших трудозатрат и времени от преподавателя, что говорит о большей трудоемкости данного процесса, чем традиционные формы. Большого количества времени требует как создание расширенных обучающих материалов (видеолекций, методических пособий, заданий для практических работ), средств контроля (база тестов, контрольные работы), так и их последующая проверка и само виртуальное общение со студентами. Ведь вся работа со студентами в портале ведется индивидуально. После проверки задания каждому студенту необходимо расписать ошибки и замечания. Качество дистанционного образования, безусловно, зависит от материально-технического обеспечения, так как работа с каждым студентом ведется индивидуально через личный кабинет. Для обеспечения качественной и бесперебойной работы сайта необходим целый штат грамотных программистов, а также глубокая техническая подготовка как преподавателей, так и студентов [4].

Основные цели моделей ДО заключаются в том, чтобы: 1) дать возможность обучаемым совершенствовать и пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ; 2) получить качественное образование по различным направлениям вузовских программ; 3) получить диплом об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов [7; 9]. Всё сказанное и определило ряд задач, которые были поставлены и решались нами в рамках достижения поставленных целей при внедрении дистанционных технологий обучения. Являясь кафедрой первого курса, мы одними из первых столкнулись с проблемами и особенностями преподавания. В нашем вузе начато ДО студентов в форме «очная, с использованием дистанционных технологий» по специальностям «Фармация», «Сестринское дело» и «Клиническая психология». Кафедра «Биология» реализует по данным направлениям 10 дисциплин («Фармация» – 4, «Сестринское дело» - 2, «Клиническая психология» - 4).

Главной особенностью данной формы обучения является то, что всё общение со студентами проводится через личный кабинет на сайте нашего университета. Встреча студентов и преподавателей на первом курсе предусмотрена только на некоторых кафедрах для проведения практических занятий и экзамена (химия, биохимия). Для удобства студентов было подготовлено инструктивное письмо, в котором четко прописана этапность изучения дисциплины и требования, предъявляемые кафедрой к студенту. Информационное письмо начинается со сведений об общей трудоемкости дисциплины, о преподавателях, ответственных за данный факультет и дисциплину, а также дается список преподавателей, закрепленных за группами. Далее предлагается тематический план дисциплины, в котором четко прописаны темы и закрепленные за ними лекции-презентации, методические материалы в помощь для выполнения самостоятельной работы и перечень практических работ. Необходимо было разработать и предоставить студентам четкий регламент по оформлению работ, образцы титульных листов, названий файлов и требования к их формату. В ходе проверки студенческих работ необходимо проводить их комментирование, а при необходимости возвращать на переработку.

На первом этапе внедрения новой формы обучения нами были модернизированы рабочие программы по данным дисциплинам. Дисциплины с общей трудоемкостью в 2 зачетные единицы были разделены на темы; для дисциплин с трудоемкостью более 2 з.е. были выделены модули, а в них обозначены темы. Проведена коррекция учебно-методических комплексов. Обновлены и расширены текстовые материалы, подготовлены лекции-презентации и дополнительные материалы по некоторым наиболее сложным темам дисциплин, приступили к подготовке и изданию электронных учебных пособий для данной категории обучающихся.

Для контроля освоения дисциплин проведена модернизация фонда оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, обновлены и расширены базы тестов, использование которых может быть как в рамках текущего тестового контроля, так и для проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена), которые внесены в новую тестовую базу. Для контроля успешности освоения каждой темы дисциплины нами разработаны варианты контрольных работ. Количество вариантов, учитывая возможность плагиата при данной форме работы, было увеличено (по сравнению с первым годом преподавания), и предусмотрено формирование новых вариантов контрольных работ в результате перекомбинации имеющихся. Варианты контрольных работ имеют свою специфику в зависимости от дисциплины. Одним из примеров является следующий тип контрольной работы. Работа содержит вопросы из всех изучаемых тем, по каждой теме предлагается 4-5 теоретических вопросов и 1-2 практических задания в виде проблемно-ситуационных задач. Причем теоретические вопросы составлены в соответствии с материалами лекций и учебных пособий, созданных на кафедре, и студенту дана четкая инструкция о том, что ответы на теоретические вопросы должны содержать информацию из закрепленных материалов, а их объем не должен превышать определенного значения (в зависимости от вопроса). Надеемся, что данный подход позволит исключить простое копирование ответов из интернет-ресурсов, с чем мы столкнулись в первый год преподавания, когда работы студентов содержали огромные объемы текста, скопированного из «Википедии» и других источников, совершенно не переработанного, а значит и не усвоенного материала.

Для ознакомления с результатами успеваемости для студентов разработана форма оценочных листов, которая предоставляется им для ознакомления.

По факту проверки работ и при получении проходных баллов студент допускается до промежуточной аттестации в соответствии с рабочим учебным планом. По нашим дисциплинам зачеты и экзамены выставляются по итогам зачетного/экзаменационного тестирования. Из опыта первого года преподавания мы видим, что многие обучающиеся не умеют в должном объеме работать на компьютере и с информационными системами. В некоторых случаях приходилось прописывать алгоритм действий для копирования контрольной работы из личного кабинета и ее сохранения на персональном компьютере, давать четкие инструкции, если работу необходимо было выполнить письменно. За результаты освоения дисциплины выставляются баллы в соответствии с разработанной балльно-рейтинговой системой нашего университета. Рейтинг по дисциплине (Рд) рассчитывается по 100-балльной системе и включает в себя: 1 - рейтинг успеваемости (Ру, максимум 70 баллов), который рассчитывается на основании результатов всех заданий в контрольной(ых) работах; 2 - бонусного рейтинга (Б, 15 баллов), баллы за который начисляются за качественное и своевременное выполнение всех работ; и 3 - экзаменационного (зачетного) рейтинга (Рэ, 15 баллов), который выставляется по результатам тестирования. В зачетную книжку и экзаменационную /зачетную ведомость выставляется отметка о прохождении аттестации (зачтено/не зачтено или неудовлетворительно, удовлетворительно и т.д.), а также Рд по 100-балльной системе.

Для удобства расчета текущего и дисциплинарного рейтинга, проходных баллов, среднего балла успеваемости, а также для быстрой и своевременной подготовки отчетов по освоению дисциплин нами разработаны электронные журналы в программе Excel, использование которых значительно облегчает работу преподавателя и позволяет отслеживать текущую и итоговую успеваемость студентов в процессе освоения дисциплины.

В заключение отметим, что личный опыт внедрения авторами дистанционных форм обучения в медицинском вузе высветил как позитивные моменты данной образовательной системы, так и ряд проблем, решать которые предстоит в будущем.