Развитие современного мирового сообщества невозможно без взаимодействия разных по своему составу, мировоззрению, взглядам национальных, этнических, культурных и религиозных социальных групп. Разнообразие интересов, социальных установок, норм и культурных традиций требует выстраивания новых траекторий общения, стилей взаимодействия, а часто и изменений сложившихся отношений между участниками межнационального общения. При этом каждый этнос стремится сохранить свои традиции, культуру, родной язык.
Республика Марий Эл, как и большинство других субъектов Российской Федерации, является поликультурным регионом. Тем не менее многонациональность населения не приводит к конфронтации этнических групп. Народы, проживающие на территории республики, имеют общую многовековую историю и научились с уважением относиться к другим культурам, не посягая на их традиционный образ жизни, не пытаясь установить этническую иерархию.
В настоящее время в связи с развитием интеграционных процессов в образовании существенную роль в поликультурном балансе республики начинает играть академическая мобильность: ежегодно студентами вузов республики становятся сотни иностранных граждан.
Недопустимость превращения поликультурной образовательной среды вуза в источник конфликтов по межнациональным, конфессиональным, историческим, социально-бытовым и другим вопросам требует формирования у обучающихся этнокультурной компетентности, которая современными авторами определяется как «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [4, c.35]. Решение задач интеграции иностранных студентов в поликультурную среду современного российского вуза связано с разрешением противоречия между необходимостью организации целенаправленной воспитательной деятельности по формированию этнокультурной компетентности студентов и недостаточной разработанностью системы форм, методов и средств данного вида деятельности. На наш взгляд, существенным потенциалом для разрешения данного противоречия обладает музейная педагогика, ориентированная на знакомство иностранных студентов с новым этнокультурным окружением, его традициями и историей средствами краеведческого материала.
Цель исследования
Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности иностранных студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза.
Методы исследования
Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анализ результатов анкетирования и интервьюирования иностранных и российских студентов, обучающихся в поликультурном регионе, моделирование, опытно-экспериментальная работа по организации ситуаций межкультурного общения в системе воспитательной работы вуза средствами музейной педагогики.
Результаты исследования
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что современная концепция формирования этнокультурной компетентности в поликультурной образовательной среде основана на совокупности позиций таких методологических подходов, как системного, культурологического, аксиологического, гуманистического, компетентностного, этнопедагогического, деятельностного, а также принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, диалога культур, комплексности, междисциплинарности и вариативности. Формирование этнокультурной компетентности иностранных студентов предполагает интеграцию знаний из разных источников и способность решать задачи межэтнического взаимодействия, соотнесение ценностей своей культуры с ценностями культуры других народов, развития способности к межэтническому взаимодействию. Среди важнейших составляющих компонентов этнокультурной компетентности, которые необходимо формировать у иностранных студентов, выделяют демократическую систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение принимать людей с иной культурой, национальным менталитетом, исторически сложившимися национальными традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе уважения и согласия [5]. В зарубежных исследованиях понятие этнокультурной компетентности зачастую рассматривается как синоним межкультурной компетентности (М. Беннетт) и определяется в целом как способность к эффективному общению в ситуациях межкультурного взаимодействия, адекватное восприятие этой ситуации и отношение к ней в соответствии с культурным контекстом. Новое этнокультурное окружение, изменение социальных реалий и возникновение жизненных ситуаций в первую очередь требует уточнения, корректировки и пополнения знаний иностранных студентов в области различных культур. Все сказанное предполагает такую организацию жизнедеятельности иностранных студентов, которая, оказывая влияние на состояние и развитие их этнокультурной компетентности, позволяет сочетать это влияние с предоставлением возможностей для всестороннего развития и совершенствования личности в рамках ее культурной среды [2].
Опрос, проведенный в начале учебного 2015/2016 учебного года среди иностранных студентов МарГУ, показал, что 58 % респондентов считают, что поведение приезжающих никак не должно измениться в связи с переездом в другую страну. Следует отметить, что данной точки зрения придерживались студенты, которые были знакомы раньше и приехали вместе из одного региона. Студенты, которые оказались в новой социальной среде без знакомых, допускают, что их поведение должно претерпеть изменения в соответствии с принятыми в данном регионе нормами и правилами поведения. При этом доля российских студентов, считающих, что поведение иностранных студентов должно претерпевать определенные изменения, составила 72 %. Примечательно, что на вопрос «Испытываете ли вы дискомфорт от наличия иностранных студентов в вашем вузе?» положительно ответили 16 % опрашиваемых, отрицательный ответ дали 60 % и «при определенных обстоятельствах» – 24 %.
Анализируя результаты опроса, следует отметить, что большинство иностранных студентов, поступивших в МарГУ (76,4 %), изначально высказывают интерес к истории, культуре, традициям республики и народов, проживающих в Республике Марий Эл.
Значимую роль в формировании этнокультурной компетентности иностранных студентов играют технологии музейной педагогики. Понятие «музейная педагогика» возникло в начале XX века в Германии (А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь). В России музейная педагогика начала формироваться в конце XIX – начале XX в., получив теоретическое обоснование и методическое развитие в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования образовательного и воспитательного потенциала различных музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко). На современном этапе музейная педагогика строится с учетом принципов теории диалога культур М.М. Бахтина и В.С. Библера, определяющих музей как территорию культурного диалога, позволяющего существенно расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт участников этого диалога, способствуя их адаптации в новой социокультурной среде.
В связи с этим в план воспитательной работы со студентами-иностранцами, обучающимися в МарГУ, были включены разнообразные формы музейной педагогики: тематические лекции, экскурсии, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, консультации по проблемам научных исследований студентов, этнокультурные образовательные программы, фольклорные концерты, праздники, исторические игры, конкурсы, викторины, ориентированные на формирование интереса и уважения к культуре, истории и традициям народов, проживающих на территории Республики Марий Эл [1; 3].
Знакомство иностранных студентов Марийского государственного университета с историей и культурой региона начинается с посещения музеев университета. Одним из таких музеев является исторический музей университета, экспозиции которого раскрывают процесс становления и развития высшего образования в нашем крае, рассказывает о выдающихся людях, сыгравших ключевые роли в развитии образования в Республике Марий Эл. Здесь представлены фотографии, документы, личные вещи людей, внёсших неоценимый вклад в дело обучения молодёжи.
Археологический и зоологический музеи университета также обладают значительным потенциалом для развития познавательного интереса к Республике Марий Эл, ее истории и богатству природных ресурсов. При посещении музеев студенты знакомятся с новыми словами, обозначающими животные и растения нашей страны, которые потом повторяются на занятиях.
Музей спортивной славы Марийского государственного университета расширяет знания обучающихся о выдающихся спортсменах республики и их достижениях. Данный музей насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов и материалов, собранных за сорок четыре года краеведческой работы и, по существу, является музеем богатой спортивной истории всей Республики Марий Эл.
В рамках социально-культурного партнерства республиканских музеев и университета в план воспитательной работы с иностранными студентами были включены экскурсии в Национальный музей Республики Марий Эл имени Т.Е. Евсеева, Национальную художественную галерею, Республиканский музей изобразительных искусств и музей истории г. Йошкар-Олы, в ходе которых студенты познакомились с этнографическими коллекциями, образцами декоративно-прикладного искусства, археологии и геральдики, художественными работами и фотодокументами, связанными с историей города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Студенты-иностранцы приняли активное участие в Международной акции «Ночь музеев», праздновании Дня национального героя (26 апреля).
После ряда экскурсий нами было проведено интервьюирование иностранных студентов, которое позволяет утверждать, что большое впечатление на них произвели экспозиции: «Обряды жизненного цикла: Традиционная культура народа мари XIX–XX веков», «Страницы истории Марийского края с древнейших времен до 80-х гг. XX века», «Удивительный мир животных. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл».
Посещение музеев дополняется пешеходными экскурсиями по столице Республики Марий Эл – городу Йошкар-Оле, в ходе которых студенты не только знакомятся с местными достопримечательностями и памятниками культуры, но и решают проблемы, связанные с реалиями проживания в незнакомом городе (узнают названия улиц, по которым проще добраться до вуза или общежития, местоположение магазинов, в которых могут приобрести привычные для них продукты). Немаловажным является и тот факт, что экскурсоводами являются зачастую не только преподаватели и кураторы групп, но и сверстники иностранных студентов – студенты МарГУ, обучающиеся по дополнительной образовательной программе «Гид-переводчик».
Результаты исследования
В доступной и увлекательной форме, получая информацию о месте своего нового проживания, знакомясь с историей и культурой страны и региона, иностранные студенты начинают активнее общаться со своими однокурсниками, знакомятся с достопримечательностями города, узнают жизнь местного населения и быстрее усваивают и начинают соблюдать социальные нормы, принятые в России и Республике Марий Эл.
Об успешном формировании этнокультурной компетентности иностранных студентов свидетельствуют и результаты анкетирования, проведенного в мае-июне 2016 года. Так, на вопрос «Возникают ли у вас противоречия с российскими студентами?» положительно («Да, регулярно») ответили только 2 %, 74 % студентов ответили отрицательно, 24 % выбрали ответ «иногда возникают». В начале учебного года (в сентябре 2015 года) доля студентов-иностранцев, регулярно вступающих в конфликт с российскими студентами, составляла 18 %. На вопрос «Испытываете ли чувство неприязни к людям других национальностей?» в сентябре 2015 года положительно ответили 38 % респондентов. В мае 2016 года доля таких студентов снизилась до 26 %. При этом на 21 % уменьшилась доля иностранных студентов, которые при ответе на вопрос «Что в большей степени определяет Ваше отношение к другому человеку?» в качестве основного ответа выбрали ответ «национальность». Возросла доля студентов, которые на вопрос «С кем Вы предпочитаете общаться во внеучебное время?», в качестве ответа выбрали варианты «студенты из группы» (60,6 %), «соседи по общежитию» (50 %). В начале учебного года в качестве приоритетного фигурировал ответ «соотечественники» (46,7 %).
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование воспитательного потенциала краеведческого музея оказывает положительное влияние на формирование способности иностранных студентов «верно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических сообществ, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия», что и составляет суть этнокультурной компетентности [6].
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 16-16-12006.