Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE REGIONAL MUSEUM AS A MEANS OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE IN A MULTICULTURAL STUDENT ENVIRONMENT

Kondratenko E.V. 1 Rybakov A.V. 1 Andreeva I.N. 1
1 Mari State University
The article deals with the description of the formation of ethno-cultural competence and tolerance of foreign students in a multicultural society. The integration processes taking place in modern society, require to find new means, forms and methods of formation of tolerant relations in an increasingly complex society structure The authors present the results of questioning and interviewing foreign students, given the psychological and pedagogical basis justifying the value of trips to the Museum for the formation of ethno-cultural competence of foreign students. Regional museums of the Republic of Mari El were the an example of the implementation of the technology shaping the work with foreign students on formation of ethnocultural competence in multicultural student environment. The authors define the ways of development of interethnic communication as the basis for foreign students’s understanding the new socio-cultural reality and the establishment of friendly relations between representatives of different nationalities.
an ethno-cultural competence
a multicultural environment
a student society
a regional museum.

Развитие современного мирового сообщества невозможно без взаимодействия разных по своему составу, мировоззрению, взглядам национальных, этнических, культурных и религиозных социальных групп. Разнообразие интересов, социальных установок, норм и культурных традиций требует выстраивания новых траекторий общения, стилей взаимодействия, а часто и изменений сложившихся отношений между участниками межнационального общения. При этом каждый этнос стремится сохранить свои традиции, культуру, родной язык.

Республика Марий Эл, как и большинство других субъектов Российской Федерации, является поликультурным регионом. Тем не менее многонациональность населения не приводит к конфронтации этнических групп. Народы, проживающие на территории республики, имеют общую многовековую историю и научились с уважением относиться к другим культурам, не посягая на их традиционный образ жизни, не пытаясь установить этническую иерархию.

В настоящее время в связи с развитием интеграционных процессов в образовании существенную роль в поликультурном балансе республики начинает играть академическая мобильность: ежегодно студентами вузов республики становятся сотни иностранных граждан.

Недопустимость превращения поликультурной образовательной среды вуза в источник конфликтов по межнациональным, конфессиональным, историческим, социально-бытовым и другим вопросам требует формирования у обучающихся этнокультурной компетентности, которая современными авторами определяется как «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [4, c.35]. Решение задач интеграции иностранных студентов в поликультурную среду современного российского вуза связано с разрешением противоречия между необходимостью организации целенаправленной воспитательной деятельности по формированию этнокультурной компетентности студентов и недостаточной разработанностью системы форм, методов и средств данного вида деятельности. На наш взгляд, существенным потенциалом для разрешения данного противоречия обладает музейная педагогика, ориентированная на знакомство иностранных студентов с новым этнокультурным окружением, его традициями и историей  средствами краеведческого материала.

Цель исследования

Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности иностранных студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза.

Методы исследования

Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анализ результатов анкетирования и интервьюирования иностранных и российских студентов, обучающихся в поликультурном регионе, моделирование, опытно-экспериментальная работа по организации ситуаций межкультурного общения в системе воспитательной работы вуза средствами музейной педагогики.

Результаты исследования

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что современная концепция формирования этнокультурной компетентности в поликультурной образовательной среде основана на совокупности позиций таких методологических подходов, как системного, культурологического, аксиологического, гуманистического, компетентностного, этнопедагогического, деятельностного, а также принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, диалога культур, комплексности, междисциплинарности и вариативности. Формирование этнокультурной компетентности иностранных студентов предполагает интеграцию знаний из разных источников и способность решать задачи межэтнического взаимодействия, соотнесение ценностей своей культуры с ценностями культуры других народов, развития способности к межэтническому взаимодействию. Среди важнейших составляющих компонентов этнокультурной компетентности, которые необходимо формировать у иностранных студентов, выделяют демократическую систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение принимать людей с иной культурой, национальным менталитетом, исторически сложившимися национальными традициями; психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе уважения и согласия [5]. В зарубежных исследованиях понятие этнокультурной компетентности зачастую рассматривается как синоним межкультурной компетентности (М. Беннетт) и определяется в целом как способность к эффективному общению в ситуациях межкультурного взаимодействия, адекватное восприятие этой ситуации и отношение к ней в соответствии с культурным контекстом. Новое этнокультурное окружение, изменение социальных реалий и возникновение жизненных ситуаций в первую очередь требует уточнения, корректировки и пополнения знаний иностранных студентов в области различных культур. Все сказанное предполагает такую организацию жизнедеятельности иностранных студентов, которая, оказывая влияние на состояние и развитие их этнокультурной компетентности, позволяет сочетать это влияние с предоставлением возможностей для всестороннего развития и совершенствования личности в рамках ее культурной среды [2].

Опрос, проведенный в начале учебного 2015/2016 учебного года среди иностранных студентов МарГУ, показал, что 58 % респондентов считают, что поведение приезжающих никак не должно измениться в связи с переездом в другую страну. Следует отметить, что данной точки зрения придерживались студенты, которые были знакомы раньше и приехали вместе из одного региона. Студенты, которые оказались в новой социальной среде без знакомых, допускают, что их поведение должно претерпеть изменения в соответствии с принятыми в данном регионе нормами и правилами поведения. При этом доля российских студентов, считающих, что поведение иностранных студентов должно претерпевать определенные изменения, составила 72 %. Примечательно, что на вопрос «Испытываете ли вы дискомфорт от наличия иностранных студентов в вашем вузе?» положительно ответили 16 % опрашиваемых, отрицательный ответ дали 60 % и «при определенных обстоятельствах» – 24 %.

Анализируя результаты опроса, следует отметить, что большинство иностранных студентов, поступивших в МарГУ (76,4 %), изначально высказывают интерес к истории, культуре, традициям республики и народов, проживающих в Республике Марий Эл.

Значимую роль в формировании этнокультурной компетентности иностранных студентов играют технологии музейной педагогики. Понятие «музейная педагогика» возникло в начале XX века в Германии (А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь). В России музейная педагогика начала формироваться в конце XIX – начале XX в., получив теоретическое обоснование и методическое развитие в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования образовательного и воспитательного потенциала различных музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко). На современном этапе музейная педагогика строится с учетом принципов теории диалога культур М.М. Бахтина и В.С. Библера, определяющих музей как территорию культурного диалога, позволяющего существенно расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт участников этого диалога, способствуя их адаптации в новой социокультурной среде.

В связи с этим в план воспитательной работы со студентами-иностранцами, обучающимися в МарГУ, были включены разнообразные формы музейной педагогики: тематические лекции, экскурсии, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, консультации по проблемам научных исследований студентов, этнокультурные образовательные программы, фольклорные концерты, праздники, исторические игры, конкурсы, викторины, ориентированные на формирование интереса и уважения к культуре, истории и традициям народов, проживающих на территории Республики Марий Эл [1; 3].

Знакомство иностранных студентов Марийского государственного университета с историей и культурой региона начинается с посещения музеев университета. Одним из таких музеев является исторический музей университета, экспозиции которого раскрывают процесс становления и развития высшего образования в нашем крае, рассказывает о выдающихся людях, сыгравших ключевые роли в развитии образования в Республике Марий Эл. Здесь представлены фотографии, документы, личные вещи людей, внёсших неоценимый вклад в дело обучения молодёжи.

Археологический и зоологический музеи университета также обладают значительным потенциалом для развития познавательного интереса к Республике Марий Эл, ее истории и богатству природных ресурсов. При посещении музеев студенты знакомятся с новыми словами, обозначающими животные и растения нашей страны, которые потом повторяются на занятиях.

Музей спортивной славы Марийского государственного университета расширяет знания обучающихся о выдающихся спортсменах республики и их достижениях. Данный музей насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов и материалов, собранных за сорок четыре года краеведческой работы и, по существу, является музеем богатой спортивной истории всей Республики Марий Эл.

В рамках социально-культурного партнерства республиканских музеев и университета в план воспитательной работы с иностранными студентами были включены экскурсии в Национальный музей Республики Марий Эл имени Т.Е. Евсеева, Национальную художественную галерею, Республиканский музей изобразительных искусств и музей истории г. Йошкар-Олы, в ходе которых студенты познакомились с этнографическими коллекциями, образцами декоративно-прикладного искусства, археологии и геральдики, художественными работами и фотодокументами, связанными с историей города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Студенты-иностранцы приняли активное участие в Международной акции «Ночь музеев», праздновании Дня национального героя (26 апреля).

После ряда экскурсий нами было проведено интервьюирование иностранных студентов, которое позволяет утверждать, что большое впечатление на них произвели экспозиции: «Обряды жизненного цикла: Традиционная культура народа мари XIX–XX веков», «Страницы истории Марийского края с древнейших времен до 80-х гг. XX века», «Удивительный мир животных. Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл».

Посещение музеев дополняется пешеходными экскурсиями по столице Республики Марий Эл – городу Йошкар-Оле, в ходе которых студенты не только знакомятся с местными достопримечательностями и памятниками культуры, но и решают проблемы, связанные с реалиями проживания в незнакомом городе (узнают названия улиц, по которым проще добраться до вуза или общежития, местоположение магазинов, в которых могут приобрести привычные для них продукты). Немаловажным является и тот факт, что экскурсоводами являются зачастую не только преподаватели и кураторы групп, но и сверстники иностранных студентов – студенты МарГУ, обучающиеся по дополнительной образовательной программе «Гид-переводчик».

Результаты исследования

В доступной и увлекательной форме, получая информацию о месте своего нового проживания, знакомясь с историей и культурой страны и региона, иностранные студенты начинают активнее общаться со своими однокурсниками, знакомятся с достопримечательностями города, узнают жизнь местного населения и быстрее усваивают и начинают соблюдать социальные нормы, принятые в России и Республике Марий Эл.

Об успешном формировании этнокультурной компетентности иностранных студентов свидетельствуют и результаты анкетирования, проведенного в мае-июне 2016 года. Так, на вопрос «Возникают ли у вас противоречия с российскими студентами?» положительно («Да, регулярно») ответили только 2 %, 74 % студентов ответили отрицательно, 24 % выбрали ответ «иногда возникают». В начале учебного года (в сентябре 2015 года) доля студентов-иностранцев, регулярно вступающих в конфликт с российскими студентами, составляла 18 %. На вопрос «Испытываете ли чувство неприязни к людям других национальностей?» в сентябре 2015 года положительно ответили 38 % респондентов. В мае 2016 года доля таких студентов снизилась до 26 %. При этом на 21 % уменьшилась доля иностранных студентов, которые при ответе на вопрос «Что в большей степени определяет Ваше отношение к другому человеку?» в качестве основного ответа выбрали ответ «национальность». Возросла доля студентов, которые на вопрос «С кем Вы предпочитаете общаться во внеучебное время?», в качестве ответа выбрали варианты «студенты из группы» (60,6 %), «соседи по общежитию» (50 %). В начале учебного года в качестве приоритетного фигурировал ответ «соотечественники» (46,7 %).

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование воспитательного потенциала краеведческого музея оказывает положительное влияние на формирование способности иностранных студентов «верно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических сообществ, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия», что и составляет суть этнокультурной компетентности [6].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 16-16-12006.