Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZING LEISURE ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF SOCIO -CULTURAL ANIMATION

Ganshina G.V. 1 Babaeva E.V. 1 Muraveva Z.V. 1
1 State University of Humanities and Technology
The article presents the analysis of theoretical sources on the problem of leisure of children with disabilities by means of socio-cultural animation, as well as the experience of cultural institutions in the development and implementation of projects aimed at using different means and forms of socio-cultural animation for creating interesting, diverse leisure activities, the active participation of children with disabilities taking into account age, interests, physical abilities and individual preferences. Animation is an effective form of community outreach, whose main objective is the implementation of recreational, rehabilitative, psychotherapeutic, recreational and preventive programs. The main features of the contemporary socio-cultural animation - high level of cultural and technical equipment, using of modern technologies and forms, methods, aesthetically rich space and the high artistic level of the leisure process. Technologies of socio-cultural animation successfully implemented in the framework of rehabilitation programmes for the disabled.
key words: leisure activities
children with disabilities
means of socio-cultural animation socio-cultural rehabilitation
integration of children with disabilities in the socio-cultural environment.

Важнейшим показателем уровня развития общественных отношений, продвинутости и прогрессивности всего общества в целом всегда являлось осуществление определенной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений – сложный и многогранный процесс, включающий в себя и материально-техническую обеспеченность, и информационно-технологические разработки, и институционально-организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.

Целью данного исследования является обоснование роли социально-культурной анимации в организации содержательного досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь общества становится первоочередной задачей государства. Благодаря продуманной политике правительства Российской Федерации люди с ограничениями здоровья получают новые возможности для самореализации и интеграции в обществе. Социальная политика нашей страны ставит задачу оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на первый план, равно как и создание возможности для реализации гражданских, экономических, политических и иных прав.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сформировал новый взгляд на решение проблем инвалидности, где основной упор был сделан на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Государственная политика в отношении инвалидов заключается не только в медицинской помощи, но и обеспечении прав и свобод наравне с другими гражданами нашей страны [16, гл. 1, ст. 2]. Согласно данному Федеральному закону, инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [16, гл. 1, ст. 1].

На достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального здоровья направлен процесс реабилитации, обеспечивающий возможность изменить жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья в сторону более высокого уровня независимости. Эффективная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья способствует возвращению больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности, формирует у них позитивное отношение к жизни, учебе, семье.

Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, главной целью которых является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии, обеспечение положительных изменений в образе жизни человека, интеграция его в общество [10]. Инвалидная среда – это особое, специфическое социокультурное пространство, где личность самореализуется и самоактуализируется. Большими возможностями для организации интересного, разнопланового досуга, проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений, обладает социально-культурная анимация [3, С. 555].

Социокультурная анимация в современном российском обществе представлена в основном как деятельность по развлечению детей и взрослых, в то время как ее подлинное значение выходит за пределы этой роли и включает еще ряд важнейших характеристик. Главная роль социально-культурной анимации – установить органическую связь между человеком, обществом и государством и сделать их факторами развития друг друга [7, с. 49-52].

Роберт Лабури, директор Национального института Народного воспитания (INEP), говорит о дуализме феномена анимации и выделяет следующие методы: приспособление, социальную терапию и освобождение через принятие участия в деятельности. По Р. Лабури, анимация – это особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанных на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, реабилитационных, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения [17, С. 20-21].

Социально-культурная анимация в современном российском обществе – направление относительно молодое. На сегодняшний день анимация становится эффективным видом работы с населением, основная цель которой реализация досуговых, реабилитационных, психотерапевтических, развлекательных и профилактических программ [6, С.78]. Развиваясь, социокультурная анимация является приоритетным направлением, что обусловлено широким потенциалом и полифункциональностью анимационной деятельности [8, с. 956]. Анимация удовлетворяет потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности, в общении и творчестве, культуре и саморазвитии, направлена на формирование здоровой многогранной личности [4, C.228].

Современные технологии социально-культурной анимации позволяют решать разнообразные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, предупреждать и корректировать нарушения развития личности ребенка, даря возможность самоидентификации и самореализации через вовлечение их в разнообразные творческие, образовательные и иные виды социокультурной деятельности. Участие в анимационных программах способствует оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, заряжая детей положительными эмоциями и даря возможность позитивно воспринимать окружающую реальность [5, C. 872].

Социально-культурная анимация позволяет решать задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, ее творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного социального контроля в сфере культуры. А Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный [9, С.123]. Стремление к свободному социальному творчеству – необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний» [9, С. 105]. Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной и политической жизни общества. В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института.

Являясь частью свободного времени, анимация привлекает нерегламентированностью и добровольностью выбора ее различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации [1]. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) [14, С.46].

Анимация не может осуществляться по принуждению. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий, применяемых в анимационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основные особенности современной социально-культурной анимации – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

Технологии социально-культурной анимации успешно реализуются в рамках реабилитационных программ для инвалидов. В качестве примера обратимся к опыту детского центра речевого общения «Варрель», работающего с проблемными детьми (заболевания органов слуха и речи). Основная концепция центра – развитие общения через активное включение детей в социально-культурную деятельность. В центре считают, что научиться вести себя в обществе, правильно двигаться и разговаривать, общаться друг с другом можно только, создавая что-то своими руками, то есть вся работа строится на деятельностном подходе. Различные кружки, среди которых лепка, живопись, хореография, выжигание и другие, функционируют на базе центра. Педагоги активно готовят ребят к участию в районных и городских фестивалях и конкурсах. Площадки для выступлений самые разные: стадионы, детские центры и клубы, дворцы творчества. В отличие от большинства специальных учреждений в «Варрели» используют игровые, занимательные, интерактивные формы организации досуга детей. Под наблюдением сурдологов, логопедов, психологов, неврологов и других специалистов ребята занимаются в кружках. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата специально созданы кабинеты и залы двигательной реабилитации и лечебной хореографии. Но главное в работе центра – это общение детей, речевой и ролевой тренинг. Вместе с детьми занимаются родители. Участвуя в досуговых мероприятиях, воспитанники забывают о своих проблемах, и даже зрителям порой трудно догадаться, что перед ними танцуют и поют дети, еще недавно считавшиеся неспособными нормально общаться и двигаться [11, С. 19].

Интересный подход организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представлен в Реабилитационном центре города Иркутска. Центром накоплен огромный опыт проведения различных мероприятий творческой, развлекательной, просветительской направленности. Одним из обязательных условий реабилитации центр считает участие детей в детских фестивалях, конкурсах, турнирах, посещение музеев, театров, библиотек, что способствует развитию творческого потенциала и интересов детей, раскрепощению и проявлению своего собственного «Я». В Зоогалерее специально создан живой уголок или «контактный зоопарк», где дети приобщаются к труду и получают новые знания, учатся ухаживать за животными и растениями, заводят любимцев. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, бережному отношению к природе, развитию эстетического вкуса. Педагоги центра отмечают, что наличие такого живого уголка в реабилитационном центре не просто приносит радость, но и гармонизирует эмоции детей [15, с. 271-279].

Состояние здоровья и особенности восприятия мира детьми с ограниченными возможностями ставят перед сотрудниками социально-культурных учреждений множество задач. Особенный подход к организации досуга слабовидящих людей предусмотрен в некоторых музеях города Москвы. Слепой почти полностью лишается возможности знакомства с экспозицией музея. Для данной категории посетителей сотрудники музеев оформляют экспозиции, которые можно и нужно изучать на ощупь. Ряд музеев практикуют проведение специальных выставок, демонстрирующих общественности творческие способности инвалидов. Лидером в данной области музейной работы заслуженно считается Государственный музей – гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского. Проходят выставки художников-инвалидов и в Государственном Дарвиновском музее, который называют по праву «анималистической Третьяковкой» за обширную коллекцию подлинных произведений искусства, посвященных эволюции животного и растительного мира на Земле. По мнению специалистов Дарвиновского музея, возможны два варианта таких экспонатов: 1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.; 2) открыто стоящие экспонаты, которые можно «смотреть» на ощупь только посетителям с ослабленным зрением. «Хорошо, если в музее осуществимы оба варианта, это расширяет круг доступных для слепых экспонатов. Сотрудники ряда московских музеев уже прилагают усилия, чтобы «открыть» основную экспозицию незрячим посетителям (Московский государственный музей «Дом Бурганова», Музей истории городского освещения «Огни Москвы», Мемориальный музей космонавтики и др.)» [2]. В Дарвиновском музее такие экспонаты представлены в виде «мягких этикеток» – кусочков шерсти разных животных, жесткой шкуры медведя или мягкого подшерстка зайца. Такие экспонаты нравятся всем посетителям, как взрослым, так и самым маленьким посетителям музея, и не только незрячим. В Итальянском городе Болонья создан «Тактильный музей». Начиная с 1999 г., музей знакомит слепых с искусством. Картины известных художников переносят на рельефные копии, которые посетители музея могут трогать и таким образом «видеть» картину. Современные технологии позволяют развивать данную идею и создавать уже не маленькие музеи с небольшой экспозицией, а целую сеть трогательных музеев. При помощи 3D-печати и краудфандинга студенты из Ростова-на-Дону создают тактильные экспонаты для инвалидов по зрению, позволяя им «увидеть» на ощупь людей и объекты окружающего мира. В Ростовской специальной библиотеке для слепых уже запущены экспозиции «Известные личности», «Биология» и «Животные». Из специального пластика и 3D-принтера авторы проекта могут создать любой предмет, который после можно изучить на ощупь. Проекту всего несколько лет, в него включено 3 музея по 20 экспонатов, планируется открытие таких тактильных музеев по всей России. Также авторы разработали аудио-гид и создали сайт с 3D-моделями, чтобы каждый желающий мог повторить проект и создать собственную экспозицию.

С каждым годом растет число фестивалей, организуемых для людей с ограниченными возможностями здоровья. Такого рода фестивали, праздники, концерты – еще одна возможность для детей с ОВЗ представить свое творчество, поучаствовать в интересных мастер-классах, узнать о современных достижениях науки, пообщаться с людьми. Ежегодно в Москве проходит городской праздник-фестиваль «Расправь крылья!» для семей с детьми-инвалидами. Благотворительный фестиваль в 2016 году был приурочен к празднованию Дня семьи и проводился в парке «Останкино». В программе фестиваля были включены сладкая ярмарка, выездной планетарий, семейные эстафеты и конкурсы, кинотеатр с просмотром детских мультфильмов, концерт с выступлением звезд эстрады, мастер-классы и, конечно же, подарки. Фестиваль посетили около 3000 человек.

Особо хочется отметить деятельность Центра социально-культурной анимации «Одухотворение» (г. Москва). Под руководством директора центра Тарасова Леонида Викторовича в центре ежедневно проводятся занятия с людьми с особенностями развития. В основе деятельности центра – технологии социокультурной анимации. Здесь не просто организуют досуг инвалидов, но и помогают им раскрыть свои способности, найти свое предназначение в жизни.

Центр реализует крупные международные и всероссийские программы, такие как: международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance», Международная литературно-просветительская премия «Золотое сердце», Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством – к творческому развитию личности», Журнал культурно-творческой интеллигенции инвалидов «Луч Фомальгаута».

Программы анимационной работы позволяют молодым инвалидам и детям-инвалидам в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, формированию навыков ведения самостоятельной жизни, а также направлены на оказание помощи родителям, создание благоприятного социального окружения силами сотрудников центра, добровольцев и др.

Выводы. Социально-культурная среда дает ребенку с особенностями развития возможность реализовать свой творческий потенциал, получить новые яркие эмоции, найти интересное дело и друзей, получить новые знания. Занимаясь в различных кружках, секциях, посещая музей или библиотеку, дети-инвалиды получают возможность живого общения, обретают поддержку, уверенность в своих возможностях и умение сорадоваться успехам других. Организация содержательного досуга средствами социально-культурной анимации способствует не только раскрытию творческого потенциала инвалидов, но и восстановлению утраченных способностей к деятельности, реабилитации. Сущностью социально-культурной анимации для людей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение, включение их в разнообразные формы досуга, актуализация и реализация их творческих способностей. Анимационная деятельность является эффективным средством реабилитации инвалидов, способствуя интеграции их в социально-культурную среду.