Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL FACTORS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES FORMATION FOR CADETS

Voronina T.N. 1 Lukyanov A.S. 2
1 Stavropol branch of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia
2 FGAOU VO North Caucasus Federal University
The article considers the problem of professionally important qualities formation for students of Russian Ministry’s of interior (cadets).There are shown the basic characteristics of professional activity of officers, which is necessary in the process of cadets’professional training. There are also shown the principled professionally important qualities of cadets, which formation is necessary for successful professional activity of officers: professional and ethical qualities, professional and moral stability, military duty, professional orientation, need for professional development. There are also shown pedagogical factors of professionally important qualities cadets’ formation: formation of motivational readiness to professional activity, modeling of military and professional responsible behavior for cadets, development of self-regulation skills and skills of self-development, integration of military, professional, special, military-educational and moral-psychological training.
cadets
professionally important qualities
professional training
military duty
pedagogical factors
formation of professionally important qualities.

Развитие международного терроризма в мире и его влияния на внутриполитическую обстановку в стране вызывает острую необходимость подготовки специалистов внутренних войск, обладающих высоким уровнем развития профессионально важных качеств – профессионально-нравственных качеств, воинского долга, бдительности, психологической и в целом нравственной устойчивости и др. Подготовка высококвалифицированных специалистов для внутренних войск МВД обусловлена также сложностью задач, выполняемых сегодня войсками по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан. Основа воспитания солдат и будущих офицеров, глубоко осознающих свои профессионально важные качества, закладывается в период обучения в военных вузах.

Однако здесь возникают трудности в формировании профессионально важных качеств у курсантов в связи с тем, что у поступающей в вуз современной молодёжи отмечается более позднее наступление социальной зрелости, низкий уровень развития нравственно-патриотических качеств. Без учёта этих особенностей усиливается противоречие между осуществляемыми общими подходами к обучению и воспитанию курсантов и индивидуальным характером формирования личных и профессионально важных качеств, необходимых компетенций для эффективного несения службы в войсках.

Одним из приоритетных направлений реформирования образовательного пространства России по-прежнему остаётся создание модели профессионального образования, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, нацеленной на раскрытие её творческого потенциала и овладения компетенциями будущей профессиональной деятельности. Проблема современной системы воспитания молодого поколения в целом совпадает с проблемами нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД РФ. По своему профессиональному назначению выпускники вузов МВД РФ призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. При этом курсанты и слушатели вузов МВД РФ, будущие сотрудники ОВД, наделены правом применения вынужденных мер принуждения. Граждански грамотное, юридически обоснованное и нравственное использование этих мер требует сформированности особых профессионально важных качеств у сотрудников МВД.

Необходимость таких качеств обусловливается тем, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд особенностей: исключительная социальная значимость решаемых задач, своеобразие целей (в том числе уничтожение противника путём применения оружия и боевой техники), влияние мощных средовых факторов: экстремальные условия (особые и сложные), опасности (направленность действий факторов среды на уничтожение субъекта профессиональной деятельности), внезапности (неожиданные и резкие изменения значимой обстановки) [1].

В первую очередь к принципиальным профессионально важным качествам для будущих сотрудников ОВД относятся профессионально-нравственные качества и профессионально-нравственная устойчивость. Формирование личности сотрудника правоохранительных органов происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую атмосферу деятельности, способствующей его дальнейшему развитию как личности. Обучение является важнейшим периодом социализации будущего профессионала, где формируются его морально-нравственные качества, составляющие основу общепрофессиональных компетенций специалиста.

Отдельное внимание в системе профессионально важных качеств курсанта, уделяемое проблеме формирования профессионально-нравственной устойчивости к профессиональной деятельности сотрудников ОВД обусловлено тем, что, как показывает практика, нынешние качества выпускников вузов МВД России не всегда адекватны реалиям жизни, общественным потребностям, в том числе и предъявляемым руководством министерства требованиям, не всегда отвечают потребностям оперативно-служебной деятельности (И.А. Латкова, Е.В. Семёнова, А.М. Столяренко, М.М. Тарасов и др.) [напр., 8].

Занимаясь проблемой профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России, Е.В. Семёнова под этой устойчивостью понимает интегративное качество личности, основанное на системной взаимосвязи её свойств и состояний и проявляющееся в способности устойчиво следовать нормам закона, нравственным убеждениям и принципам, проявлять «иммунитет» к негативным воздействиям среды и общества в целом [7].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования профессионально-нравственной устойчивости у сотрудников органов внутренних дел имеют очень широкий диапазон. Так, отчётливо прослеживается тенденция рассматривать личность сотрудника ОВД с точки зрения профессиональной подготовки к действиям в экстремальных условиях. По-видимому, это является результатом прямого переноса представлений о путях и методах формирования устойчивости личности из военной педагогики и психологии, где эта проблема стала разрабатываться впервые. При этом остаются без должного внимания, на наш взгляд, особенности повседневной служебной деятельности сотрудников, где к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, относятся и такие, как внезапность, давление со стороны третьих лиц, ненормированная нагрузка и др. [2].

По мнению Е.В. Семёновой, эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД РФ обеспечивается соблюдением следующих факторов: взаимосвязью воспитания и самовоспитания в личностном росте курсантов и слушателей; педагогическим воздействием курсовых офицеров на становление будущего сотрудника МВД; оптимистически доброжелательной атмосферой вуза; деловым характером отношений в среде курсантов [7].

Другой принципиальной профессионально важной характеристикой для курсантов вузов МВД является профессиональный (воинский) долг. Особенности формирования профессионального долга у специалистов в различных сферах, а также различные аспекты воспитания воинского долга как значимого личностного качества и одной из ведущих детерминант, определяющих поведение военнослужащих в современных условиях, исследовали В.А. Андрощук, И.В. Большакова, А.М. Лавров, А.М. Морхинин и др. [1; 4; 5].

Как отмечает И.В. Большакова, по своей сущности воспитание воинского долга у курсантов вузов внутренних войск выступает как процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю курсантов путём интеграции в образовательную деятельность вузов внутренних войск элементов служебно-боевой деятельности, способствующих формированию у курсантов осознанного профессионально-нравственного выбора [1].

А.М. Морхинин подчёркивает, что содержание формирующего процесса, предполагающее своеобразные циклы воспитания воинского долга у курсантов в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России, должна включать: базовый цикл составляют меры, реализуемые в активном педагогическом взаимодействии с курсантами первого курса обучения; второй и последующие циклы ориентированы на повышение качественного уровня и степени осознанности воинского долга как особенного профессионально важного качества личности курсанта, требующего постоянного совершения ответственных, активных и самостоятельных поступков во всех формах образовательного процесса. При этом структура указанного процесса состоит из целей и задач, субъектов и объектов, функций, закономерностей, противоречий, принципов, форм, методов, приёмов, средств и результата воспитания воинского долга [5].

Особое внимание автор уделяет функциям воспитания воинского долга в вузах МВД России: он обосновывает функцию активизации развития военно-профессионального сознания курсантов, мотивообразующую функцию, функцию обеспечения баланса когнитивных и эмоциональных компонентов военно-профессиональной подготовки, эмоционально-обеспечивающую функцию. При этом А.М. Морхинин полагает, что совокупность функций реализуется в рамках соблюдения и учёта принципов активности курсантов, интеграции педагогической, учебной и служебно-боевой деятельности [5].

Рефлексивный анализ литературы по проблеме формирования служебного, профессионального, воинского долга у курсантов и слушателей вузов МВД России позволил нам выделить принципиальные педагогические условия этого процесса [1; 4; 5; 8]:

- формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы; сохранение, пропаганда и поддержание в курсантских подразделениях вузов внутренних войск боевых традиций войск России; формирование у курсантов чувства ненависти к врагам Отечества; работа по формированию образа командира как примера выполнения воинского долга и др.;

- моделирование ответственного военно-профессионального поведения курсантов в образовательном процессе вуза; интеграция наглядности в образовательном процессе; интеграция в образовательный процесс ситуационных игр и др.;

- создание условий для саморазвития личности в условиях целостного учебно-воспитательного процесса, что предусматривает использование таких механизмов социализации, как освоение социальной роли курсанта и слушателя, подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», в условиях «вхождения» в неё;

- обучение курсантов первичным психологическим методикам волевого саморегулирования; полное погружение курсантов в военно-социальную среду, предусматривающую использование навыков волевого саморегулирования; выработка у курсантов выдержки и способности взвешенного принятия решений в процессе повседневной деятельности.

Заметим, что деятельность высшей военной школы сегодня должна быть направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально-активной личности военного специалиста и обеспечивающих высокое качество его профессиональной подготовки. При этом одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способными целенаправленно обучать и воспитывать подчинённых, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск. Требования к интеллектуальным и психическим функциям военнослужащих внутренних войск в современных условиях столь высоки, что находятся на грани предельной возможности человека. Цена ошибок в профессиональной деятельности многократно возросла, так как эти ошибки могут привести к подрыву доверия сотрудников силовых структур, групповым нарушениям общественного порядка, межнациональным конфликтам. Практика показывает, что качество обучения курсантов в вузах МВД РФ и в последующем успешность военно-профессиональной деятельности выпускников зависят от качественного профессионального психологического отбора и их подготовки в вузе.

Д.М. Воронов отмечает, что многие выпускники вузов МВД РФ, столкнувшись в практической деятельности офицера с большими трудностями социального, экономического и психологического характера, стремятся оставить службу и найти другое применение своим способностям, знаниям и умениям. Это говорит о том, что наряду с такими важнейшими качественными показателями подготовки военного специалиста как знания, умения, навыки, должны формироваться не менее важные профессиональнозначимые качества личности, его военно-профессиональная направленность, сформированная и развитая потребность личности в профессиональном становлении. Профессиональная деятельность изменилась в направлении значительного увеличения количества параметров процессов и объектов, которыми управляет офицер внутренних войск с одновременным снижением времени, отводимого на выполнение отдельных управляющих воздействий; невозможности непосредственно наблюдать за управляемыми процессами; работы с информационными моделями; значительного повышения требований к интеллектуальным качествам профессионалов и др. [3].

Исследования показывают, что в последние годы наблюдается отчётливая тенденция к снижению числа поступающих абитуриентов, имеющих наиболее высокую готовность и способность к успешному обучению и военно-профессиональной деятельности в вузе. Данные комплексного социально-психологического и психофизиологического изучения допризывной молодёжи, проанализированные Д.М. Вороновым на основе работ В.А. Бодрова, A.A. Боченкова и других, показали, что в современных демографических и социальных условиях контингент лиц, призываемых на военную службу, не обладает достаточными предпосылками для достижения высокой военно-профессиональной работоспособности в короткое время. Низкой нервно-психической устойчивостью характеризуются 40 % призывников, недостаточностью интеллектуального развития 28 %, 40 % призывников имеют низкий уровень нравственных качеств, 33 % курят, 39 % систематически употребляют спиртные напитки, у 40 % недостаточная физическая подготовленность, у 17 % неустойчивая регуляция сердечно-сосудистой системы и функциональная недостаточность внешнего дыхания. В высших военно-учебных заведениях внутренних войск в настоящее время около 25 % курсантов испытывают трудности в военно-профессиональной адаптации. Очевидно, что это является причиной низкой интеллектуальной и физической работоспособности, а также устойчивости к стрессовым факторам. К сожалению, показатели пригодности допризывной молодёжи России к группам военных специальностей прогрессивно снижаются [3].

Для эффективного профессионально-личностного становления курсантов, по мнению Д.М. Воронова, необходимо изменение социально-психологических свойств и качеств личности, ведущих к новому уровню развития мотивов профессионального и личностного роста, изменение объёма и соотношения фундаментальных и специальных знаний, развития профессионально важных качеств, позволяющих успешно адаптироваться к военно-профессиональной деятельности. При этом организация учебного процесса должна представлять собой взаимодействие структурных и функциональных его компонентов, интегрировать военно-профессиональную, специальную, военно-педагогическую и морально-психологическую подготовку курсантов военного вуза МВД РФ [3].

Интересным, на наш взгляд, представляется мнение В.С. Остапенко, рассматривающего процесс вузовской подготовки курсантов вузов МВД России с точки зрения неких фундаментальных и интегративных образований, могущих отвечать за когнитивный контроль, планирование, организацию и управление профессионально важными качествами в условиях учебной деятельности курсанта ввиду того, что они выступают своего рода метакомпетенциями для будущего офицера. Принципиальным для В.С. Остапенко таким образованием выступает научное мировоззрение курсантов. Автор процесс формирования этого научного мировоззрения основывает на взаимосвязи мировоззренческого саморазвития личности и педагогической деятельности субъектов мировоззренческого воздействия, обеспечивающей становление и развитие интенциально-личностного феномена от миросозерцания, через миропонимание к мироотношению в специфическом педагогически адаптированном пространственно-временном континууме обучения. Организационно-педагогические условия формирования научного мировоззрения курсантов, по В.С. Остапенко, представлены организационными и педагогическими репрезентантами, как то [6]:

- рациональная сбалансированность субординационных субъект-объектных отношений в служебном процессе и демократических, гуманных субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе;

- развитие специфических профессионально значимых качеств курсантов как мировоззренческих (верность присяге, служебному долгу, личная правовая ответственность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, честность и нравственная чистоплотность, справедливость и неподкупность, объективность);

- направленность методов, форм, средств обучения и воспитания на утверждение гуманотворческой парадигмы в учебно-воспитательном процессе;

- педагогическая установка на становление и совершенствование инициативности, целенаправленности, заинтересованность в своём мировоззренческом росте;

- развитие стремления курсантов к всесторонней самоактуализации как потребности в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, творческих возможностей.

Резюмируя проведённый теоретический анализ проблемы формирования профессионально важных качеств для курсантов вузов внутренних войск МВД России, подчеркнём, что обучение в вузе является важным этапом в процессе военно-профессионального становления офицера. Именно здесь происходит интенсивное формирование профессионально важных качеств, знаний и навыков, профессионально-личностное становление будущих военных специалистов. В существующей системе военно-профессиональной подготовки специалистов необходимо совершенствовать диагностику и уровень развития профессионально важных качеств, профессиональный психологический отбор, прогнозирование успешности военно-профессиональной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих офицеров.