Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ON PREPAREDNESS PLANNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES DENTISTRY THE POSTGRADUATE EDUCATION

Getman N.A. 1 Zyryanov B.N. 1
1 Omsk State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation
The results of the survey of listeners refresher courses on dental specialties. The basic approaches to the design of individual educational route courses listener. The conditions of the design IOM. It was determined that the content of the design component of the IOM aims to carry out activities related to the selection of the content of training, selection of learning tools that are adequate to the intended target, the design process of training courses academic discipline of students, including taking into account the specifics of the dental profession, planning individual work with students with taking into account the psychological and andragogical (age) features. Clarified the basic requirements for diversity, multi-layered and multi-vector preparation, providing the physician to successfully adapt to rapid and dramatic transformation of medicine.
design
individual educational route (iom)
willingness to design individual educational route
principles of iom

В последнее время становится актуальным подход к организации образовательного процесса в последипломном образовании, который заключается в том, что он ориентирован на формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в своей профессиональной деятельности. Анализ реализации профессиональных стандартов показал, что стандарт направлен на цели и ценности профессиональной деятельности, перспективные потребности личности, общества и государства в сфере профессионального образования [7]. Сформировавшееся в последние годы новое представление о ценностях профессионального образования вывело на первый план развитие личности, ее саморазвитие и самореализацию в профессии с помощью, в том числе и проектирования своего профессионального развития с помощью самостоятельной работы. И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половинкова, М.Н. Скаткин и другие самостоятельную работу рассматривают как средство включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. Мы же рассматриваем реализацию индивидуального образовательного маршрута как условие качественного изменения не только профессионального образования, но и последипломного образования уже сформировавшихся профессионалов-врачей.

Цель нашей работы – выявление условий, позволяющих проектировать индивидуальный образовательный маршрут слушателей курсов повышения квалификации.

Материал и методы исследования

Раньше система образования была транслятором социального опыта, теперь она становится катализатором социальной мобильности человека, открывает ши­рокие возможности для быстрого продвижения по профессиональной лестнице. Анализируя прошлый опыт высшего образования, можно отметить, что советская система образования, без сомнения основательная и качественная, перестала отвечать запросам общества. Сегодняшним выпускникам вуза необходимо прививать умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая врачу возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям медицины [6]. Свободное обучение в условиях инновационной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения. С точки зрения современной (гуманистической) парадигмы образования под индивидуализацией обучения мы понимаем личностно-ориентированный подход к образованию, в том числе и взрослых, как к системе средств организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие личности как субъекта познания и культуры, как носителя индивидуальных личностных качеств, необходимых для полной его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной [3].

Индивидуализация обучения, как существенный признак современного образования, требует альтернативности образовательных систем, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды. В организационном плане это может выражаться в наличии у слушателей курсов повышения квалификации индивидуальных учебных планов уже с первого дня обучения. При этом, учитывая особенности и различия в начальном уровне подготовки врачей, необходимо предусмотреть некоторый ряд действий по внесению необходимых изменений в их индивидуальные образовательные маршруты. Составление ИОМ дает возможность «продвинутым» слушателям исключить из образовательной программы модули, уже освоенные ими в процессе изучения самостоятельно, либо на предыдущих курсах, участии конференциях и т.д.

Расширением данной возможности является предоставление слушателям параллельно с основной образовательной программой осваивать интересующие их модули специализаций. При индивидуальном планировании учебных программ каждый врач может осваивать учебную программу в сокращенные сроки.

Анализ современных условий подготовки кадров высшей квалификации позволил сделать вывод о том, что в них не в полной мере рассмотрены вопросы подготовки в области проектирования самостоятельного получения желаемого уровня профессиональной квалификации. На основе анализа нами было определено содержание компонентов самообразовательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации (на примере врачей-стоматологов). Каждый компонент состоит из универсальной и специфической составляющей, при этом универсальные составляющие не зависят от специализации (в нашем случае опрашивались врачи-стоматологи, проходившие повышение квалификации в г. Чите) и являются общими для всех специалистов, а специфические составляющие содержания компонентов профессиональной деятельности зависят от специализации. Содержание когнитивного компонента направлено на осуществление познавательной активности в области приобретения профессиональных знаний, предусматривающих анализ, обобщение и систематизацию имеющегося мирового опыта, в том числе и собственного; предполагает знания сущности и логики врачебной деятельности, а также проявление готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности для ее реализации в практике [5]. Содержание проектировочного компонента направлено на осуществление деятельности, связанной с отбором содержания повышения квалификации, выбором средств обучения, адекватных намеченной цели, проектированием процесса обучения слушателей курсов учебной дисциплине, в том числе с учётом специфики специальности, планированием индивидуальной работы с обучающимися с учетом психологических и андрагогических (возрастных) особенностей. Содержание конструктивного компонента предполагает деятельность, связанную с теоретическим обобщением и систематизацией материала учебной дисциплины и разработкой методических указаний для обучающихся; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения профессиональных задач; составлением учебно-методического комплекса с учётом требований, установленных профессиональными стандартами по различным специальностям. Содержание организационного компонента направлено на реализацию знаний и умений в области организации методической деятельности, связанной: со структурированием и конкретизацией целей обучения, отбором методов и форм организации процесса обучения; с установлением профессионально-деловых отношений с субъектами образовательного процесса (слушателей мы рассматриваем как активных субъектов образовательного процесса). Содержание коммуникативного компонента предполагает деятельность, связанную с формированием у врачей-стоматологов умений и опыта профессиональной коммуникации, построением различных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса в ходе повышения квалификации, осуществлением информационного взаимодействия между ними, в том числе и при использовании информационных технологий [5].

Анализ различных подходов к профессиональной компетентности преподавателя и её структуре (Артюхина А.И., Вяликова Г.С., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Кудрявая Н.В., Маркова А.К., Новиков А.М., Творогова Н.Д. и др.) позволил обосновать и разработать требования к компетенциям преподавателя вуза, который осуществляет проведение курсовой переподготовки. Без нижеперечисленных развитых у преподавателя компетенций достаточно сложно осуществлять качественную переподготовку специалистов-профессионалов. Информационный компонент преподавателя высшей школы в области профессионально-педагогической деятельности включает знания структуры педагогического процесса, целей и задач обучения, методики преподавания, содержания обучения и др.; деятельностный – умения структурирования и конкретизации целей обучения, выбор методов, средств и организационных форм образовательного процесса, их применение в преподавании дисциплин определённого профиля, планирование образовательных и развивающих задач; технологический – владение процессом реализации цели и проектирования содержания обучения, отбором методов, форм, средств обучения, в том числе с применением информационных технологий, и способами обучения профессиональной коммуникации [2].

Нами было взято за аксиому, что преподаватель, работающий со слушателями на курсах повышения квалификации в дополнительном профессиональном образовании, имеет повышенный уровень профессионально-педагогической квалификации, это предполагает владение знаниями и умениями в области организации образовательного процесса высшей школы. Наличие информационного взаимодействия с обучающимися, владение опытом разработки методики преподавания дисциплин, а также опытом при: проведении открытых занятий; разработки программы учебной дисциплины, учебно-методических комплексов; отборе форм текущего и итогового контроля обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; построения субъект-субъектного взаимодействия с участниками образовательного процесса, в том числе на основе применения информационных технологий. На высоком уровне необходимо владение знаниями и умениями в области организации медицинского и педагогического образования в России и за рубежом, выявления закономерностей педагогики, психологии и андрагогики профессионального образования; отбора содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя, а также опытом: применения информационных технологий при проведении мастер-классов, открытых занятий, обучающих семинаров для коллег; разработки и внедрения программ учебных дисциплин, методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся; разработки и использования средств и методов контроля учебных достижений обучающихся и способов организации самостоятельной работы обучающихся; организации процесса взаимодействия с субъектами образовательного процесса [1].

Нами была разработана анкета для слушателей с целью выявления их мотивации и готовности к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Проведенное анкетирование слушателей курсов повышения квалификации показало, что на вопрос: Знаете ли Вы, что такое индивидуальный образовательный маршрут? – 60 % ответили утвердительно, 20 % – имеют от этом представление и 20 % не знают о индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) ничего. Желания работать в новом формате было выяснено при ответе на вопрос: Хотите ли Вы обучаться по индивидуальному образовательному маршруту? 50 % изъявили желание обучаться в формате ИОМ, а 50 % не проявили к этому никакого интереса, ответив, что им все равно. О готовности и наличии возможности обучаться по ИОМ мы выяснили у слушателей, которые, ответив на вопрос «Есть ли у Вас необходимость и возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту?», показали следующие результаты: 40 % – есть и возможность и необходимость обучаться по ИОМ, 20 % не проявили интереса к этой форме обучения, предпочитая обучение «по старинке», 40 % – хотели бы обучаться по ИОМ, но не совсем понимают, как это осуществить. Вопрос « Какие типы   индивидуальных образовательных маршрутов вы знаете?» привел слушателей в замешательство и последовал ответ, что они не знают типы ИОМ. Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы, как проектируется индивидуальный образовательный маршрут?», 60 % – предположили, что частично имеют определенное представление, но не осуществляли этого никогда, 40 % однозначно ответили – нет. Такие же результаты были получены и при ответе на вопрос «Сможете ли Вы спрогнозировать результаты обучения на этапе последипломного образования по индивидуальному образовательному маршруту?» Большинство слушателей ответили отрицательно. Слушатели более полно, развернуто ответили на вопрос: укажите свои приоритеты при построении индивидуального образовательного маршрута – имплантология, работа с микроскопом, реставрация зубов с применением виниров, эндодонтия с использованием стационарного микроскопа, применение в ортопедической стоматологии протезирования на основе диоксида церкония и т.д. Слушатели четко указали на два-три приоритета в построении индивидуального образовательного маршрута по стоматологическим специальностям, а именно:

А) Терапевтическая стоматология – 75 %

Б) Детская стоматология – 25 %

В) Хирургическая стоматология – 30 %

Г) Ортопедическая стоматология – 40 %

Д) Ортодонтия – 50 %

Е) Челюстно-лицевая стоматология – 15 %

Ж) Стоматология общей практики – 10 %.

Ответ на вопрос «Владеете ли Вы самоанализом своей профессиональной образовательной деятельности?» указал на то, что подавляющее большинство слушателей (60 %) могут анализировать результаты своей профессиональной деятельности и выявлять недочеты и пути их устранения.

В результате мы выявили, что уровень сформированности компетентности слушателей в области проектирования ИОМ соответствует среднему уровню. У слушателей недостаточно знаний для осуществления данного вида деятельности, хотя в наличии есть и готовность и желание ее осуществлять. Нами были предложены обучающие семинары по проектированию ИОМ [1].

Нами были рассмотрены в качестве основных принципов для проектирования ИОМ слушателей, для отбора содержания, методов и средств обучения при формировании компетентности в области профессиональной деятельности: принцип практико-ориентированности, который обеспечивает самостоятельные профессионально ориентированные, в том числе практические, действия для осуществления теоретического обобщения и систематизации содержания дисциплины медицинского профиля, выражающейся в обучении действиям по алгоритму в условиях быстрого усовершенствования медицинских технологий, обучении врачебной коммуникации и принятию решений в условиях дефицита времени с учётом конкретных целей и задач курса и разработки методических указаний для слушателей. Принцип мотивации и учета андрагогических особенностей преподавателями медицинского вуза, которые на курсах повышения квалификации работают с разновозрастной аудиторией, предполагает определение цели обучения, отбор методов и средств, организацию образовательного процесса на основе личностно-значимой позиции слушателей, образовательных потребностей в соответствии с имеющимся образовательным потенциалом и предыдущим опытом врачебной деятельности. Принцип профессиональной ориентации обучения, который предполагает формирование знаний, умений и опыта врачебной деятельности преподавателем медицинского вуза в процессе проектирования и разработки структуры и содержания ИОМ. Принцип интеграции медицинских и педагогических знаний предполагает сочетание различных аспектов лечебного процесса (диагностика, лечение, реабилитация, профилактика, прогнозирование), педагогических (приёмам анализа результатов деятельности врачей с целью предотвращения врачебных ошибок, способов интерпретации клинического обследования, образцов подготовки рекомендаций для пациентов) и психологических (учета возрастных, психологических и физиологических особенностей больного, межличностного общения, психологической атмосферы в коллективе). Принцип адресности обеспечивает возможность варьирования, изменения используемых форм, методов, приёмов, корректировку содержания тем, их последовательность в зависимости от врачебной специализации, занимаемой должности, уровня подготовленности, пола, возраста, индивидуальных особенностей врачей-стоматологов. Принцип обратной связи предполагает осмысление значения получения информации о результативности прохождения каждой темы блока или курса в целом для дальнейшего усовершенствования программы дисциплины в рамках ИОМ. Реализация данного принципа достигается обеспечением контроля на основе информационного взаимодействия, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности. Принцип адекватности содержания обучения современным методам и средствам, реализующим дидактические возможности информационных технологий в процессе развития профессиональной компетентности врача. Принцип взаимосвязи, предполагающий возможность сочетания методов и средств обучения врачей со спецификой профессиональной деятельности. Отбор содержания, организационных форм, методов и средств обучения преподавателем связан с особенностями профессиональной деятельности врачей-стоматологов [2,6].

Исходя из предложенных принципов отбора содержания, методов и средств обучения врачей в формате реализации ИОМ для формирования компетентности в области профессиональной деятельности разработана модульная структура содержания и учебно-методическое обеспечение на базе информационных технологий для формирования компетентности врача. Организационные формы, методы и средства обучения слушателей представлены с учётом характерных особенностей деятельности врача (действие по алгоритму, напряжённость труда, проведение консилиумов, необходимость быстро и безошибочно принимать решение и др.) [5].

Нами осуществлены шаги по обоснованию этапов организации обучения с помощью ИОМ для формирования компетентности врачей в области профессиональной деятельности. На начальном этапе – когнитивно-ориентированное обучение (активная работа с информацией о ИОМ: ее осмысление, структурирование и презентация аудитории). Основной этап – деятельностно-ориентированное обучение (разработка ИОМ слушателей курсов, выполнение практико-ориентированных заданий, разработка слушателями технологических карт и освоение самостоятельного и с помощью преподавателя учебного процесса). На заключительном этапе – личностно-ориентированное обучение (анализ хода и результатов выполненной ИОМ, осмысление полученного опыта, рефлексия по поводу личностных изменений, определение стратегии собственной профессиональной деятельности) [1].

Выводы. Делая выводы, мы полагаем, что одним из условий индивидуализации современного образовательного процесса на последипломном образовании в вузе выступает обучение по индивидуальному образовательному маршруту. Слушатель понимает, что ответственность за свое образование, за качество знаний и за его результат несет он сам, меняется отношение его к процессу обучения. И в этом случае роль преподавателя состоит в том, чтобы помочь ему в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

Слушатели стоматологических специальностей в системе последипломного образования обладают высокой степенью мотивации к проектировочной деятельности. Исходя из специфики профессиональной подготовки слушателей стоматологических специальностей в системе последипломного образования, когда нет возможности ознакомиться с основами проектировочной деятельности в процессе изучения педагогических и психологических дисциплин, возникает необходимость специальной подготовки слушателей к проектированию ИОМ. Этим обусловлена целесообразность разработки специального обучающего семинара (курса) по проектированию индивидуального образовательного маршрута.

Подготовка слушателей к проектированию индивидуального образовательного маршрута включает в себя формирование системы личностных качеств, обуславливающих мотивационный, когнитивный, рефлексивный и технологический компоненты готовности к проектировочной деятельности.

Индивидуализация образования, которая может осуществляться с помощью реализации ИОМ, в современном последипломном образовании может успешно строиться при создании целого ряда организационно-педагогических условий. К ним можно отнести: индивидуальное планирование учебной деятельности слушателей, учитывающее их различный уровень подготовки, мотивы и устремления, ценностные ориентации; разработку индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения каждого врача в течение всего периода повышения квалификации.