Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USAGE OF E-EDUCATION AT THE UNDERGRADUATE TRAINING

Kurkina N.R. 1 Chirkunova E.K. 2
1 Mordovia State Pedagogical Institute of Evseviev M.E.
2 Samara State Technical University
The article reveals the importance and necessity of the use of e-education in the training of undergraduates. The global market for e-education was researched, which suggests that today about 90% of educational institutions in the world are able to offer training in electronic version. In this regard, the authors confirmed the need for a new architecture of full-time and part-time undergraduate students training that will allow them to interactively have constant access to educational resources needed to realize their individual and professional development. The authors propose a mechanism for the development of distance education courses, disciplines included in the curriculum of masters training that will allow you to erase the boundary between full-time and correspondence form of education through the integrated use of distance educational technologies and building of virtual educational environment. The authors cited observations from the practice and gave practical advice on further use of e-education in higher education.
e-education
distance educational technologies
inclusive education
competences.

В настоящее время популярность электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в РФ и за рубежом в профессиональном образовании интенсивно растет.

Как показал анализ, рынок электронного обучения в мире в 2015 году оценивается в 200 миллиардов долларов, это почти в 4 раз больше, чем в 2011 году. При этом классическое обучение все больше уступает электронному, и его доля в образовательном секторе упала с 70 % до 58 %, что позволило сэкономить до 62 % времени преподавателя при организации обучения. К наиболее быстро растущим рынкам электронного обучения следует отнести Китай – 45 %, Вьетнам 44 % в год, Малайзию 39 %, Индия со значением роста в год 33 %. К 2019 году половину всех занятий планируется проводить в режиме on-lain [4].

В Российской Федерации применение электронного обучения в образовательных организациях поддерживается Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015–2016 года, часть 2 статья 16[1]. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ходе реализации образовательных программ позволит повысить их доступность и обеспечить качество. Приказом Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 2 был утвержден «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», допускающий при применении электронного обучения составление индивидуальных планов освоения обучающимися образовательных программ.

Электронное обучение активно используется в высших учебных заведениях и уже можно говорить о положительных и отрицательных моментах его использования.

К основным положительным моментам использования e-learning относятся:

  1. Экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах.
  2. Сокращение затрат, связанных с арендой залов, с оплатой расходов бизнес-тренером. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32–45 %.
  3. Электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя;
  4. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15–25 %;
  5. Легкое освоение учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видео лекций неограниченное количество раз.

К отрицательным моментам использования e-learning относятся:

1. Отсутствует 100 % гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:

  • тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
  • настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов.
  • ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip адрес.

2. Отсутствует обратная связь между преподавателем и магистрантом (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.

В крупных Российских университетах, в том числе в федеральных и национально-исследовательских, внедрение электронного обучения является приоритетным направлением развития. Активно работают центры, факультеты и институты дистанционного образования при вузах.

Следует отметить, что в МГПИ им. М.Е. Евсевьева достаточно активно используют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе высшего профессионального образования, это: интерактивный комплекс Flipbox для проведения презентаций и видеоконференций; Sun Rav Bookoffice для создания электронных учебников, система iSpring, My Test XPro для проверки знаний по электронным тест-тренажерам; информационная система 1 С: Университет для проверки индивидуальных результатов освоения дисциплины студентами.

Реализация учебной программы обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – электронной библиотеке и сетевым ресурсам Интернет.

При этом следует отметить, что системное использование дистанционных курсов в магистерских программах подготовки, особенно при заочной форме обучения, недостаточно обеспечено.

Существующей в нашей стране системе обучения требуется разработка и реализация новых моделей и технологий очно-заочного и заочного обучения.

В связи с этим необходима новая архитектура построения заочного обучения работающих магистрантов, которая позволит им в интерактивном режиме иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам, необходимым для реализации своего индивидуального вектора профессионального развития [1].

Очень часто на практике преподаватель встречает взрослого слушателя. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Взрослый человек имеет сложившееся мировоззрение, сформированную жизненную и профессиональную точки зрения позицию. Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим значительную помощь в этом оказывает современное электронное обучение, которое должно учитывать принципы андрагогики.

Также использование электронного обучения в построении новой модели очно- заочного магистерского обучения позволит обеспечить слушателей в системе инклюзивного образования.

На наш взгляд, понимание самого термина «инклюзивное образование» может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это органичное и целесообразное включение в образовательный процесс обучающихся, имеющих особые образовательные потребности (одаренные дети, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.п.). Среди специальных педагогов и психологов данный термин чаще используется в узком смысле – включение детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс. И та, и другая трактовка, на наш взгляд, имеет право на существование.

При подготовке магистрантов необходимо разрабатывать основные образовательные программы с включением в нее дистанционных курсов, форм учебной работы on-lain, интерактивных форм обучения с использованием открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что является весьма актуальной проблемой и востребованной на практике.

Однако внедрение интерактивных методов обучения сталкивается с социально- экономическими проблемами на разных уровнях. С одной стороны, недостаточность материальных средств у учебных заведений, преподавателей, родителей обучающихся детей (например, отсутствие средств на покупку компьютера и оплаты интернет не позволяет работать с образовательными оболочками); с другой, слабая восприимчивость к принципам и методам интерактивного обучения, как педагогами, так и обучающимися. Приоритет отдается подчинению и дисциплине. Упор делается на информацию, «наполнение» обучающихся знаниями по принципу – чем больше, тем лучше. Как нам представляется, электронное обучение может стать эффективной системой непрерывного образования и гарантией того, что студенты и после выхода из вуза смогут продолжать обучение дистанционно для повышения профессионализма [5].

Методология разработки курсов дисциплин данной магистерской программы с использованием электронного обучения должна быть основана на концепции развития личности, которая предусматривает индивидуализированный характер профессиональной подготовки обучающихся на уровне магистратуры, что обеспечивает высокий уровень учета возможностей каждого, способствует его саморазвитию в профессии и профессиональной самореализации [3].

Ключевым фактором данного направления развития образования является создание условий для формирования у магистрантов компетенций в сфере самостоятельной когнитивной деятельности с использованием технологий электронного обучения. Данная методология обеспечивает построение образовательного пространства профессиональной подготовки магистрантов, на основе следующих принципов: интеграции, открытости, мобильности, интерактивности [2].

Такая форма построения процесса стирает границу между очной и заочной формой обучения за счет комплексного использования дистанционных образовательных технологий и построения виртуальной образовательной среды образования.

Основная задача, которую необходимо решить – это разработать дистанционные курсы дисциплин, входящих в состав учебного плана подготовки магистров. К основным элементам разработки дистанционных курсов можно отнести:

  1. Подготовка информации о программе, курсах, особенностях организации образовательного процесса, построение индивидуального учебного плана, организации практик, НИР для студенческого Web-портала, как основного коммуникационного канала, связующего магистранта с университетом.
  2. Использование средств мобильной связи на iPhone, что позволит магистрантам быстро «просмотреть» лекцию, вернуться к наиболее сложным вопросам, загрузить и посмотреть нужные фрагменты лекции, прослушать аудиозапись лекции.
  3. Разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин, доступных в электронной форме или в режиме онлайн: кейсы, тестовые задания, задачи и другие виды заданий для самостоятельной работы, а также методические рекомендации к их выполнению.
  4. Подготовка методических материалов использования средства синхронных коммуникаций в ходе освоения курсов в дистанционном режиме: проведение тьюториалов, конференций, онлайн-презентаций результатов проектной деятельности, проведение тренингов, проектных и модельных семинаров.
  5. Разработка методических материалов для организации обучения с использованием средств асинхронной коммуникации: блоги будут использоваться для организации саморефлексии, дискуссии – для обсуждения кейсов, для организации групповых проектов – электронная почта, электронное портфолио (e-portfolio).

Реализация магистерской программы, учебный план которой включает в себя дистанционные курсы дисциплин и элементы электронного обучения помимо компетенций, указанных в ФГОС высшего образования, помогут сформировать магистрантам следующие компетенции: во-первых, академические компетенции, включающие поиск и оценку информации, работу с первоисточниками, выполнение исследовательских проектов. Во-вторых, так называемые бизнес-компетенции или компетенции владения средствами синхронной коммуникации, включающие умение проводить электронные совещания, тьюториал, коллоквиум, семинар, навыки совместного использования экрана для демонстрации, проведение онлайн презентаций. В-третьих, компетенции, связанные с демонстрацией и презентацией результатов своей работы в электронном пространстве, в частности, навык составления электронного портфолио.

Применение программных продуктов в учебном процессе позволяет реализовать творческое взаимодействия студента и преподавателя. Здесь важно избегать обучения «под копирку», когда студенты решают однотипные задачи без применения логического и творческого мышления. Для этого студентам предлагается ряд практических примеров по экономической деятельности предприятий, что позволяет им научиться разбираться не только в смоделированных заданиях, но в дальнейшем уметь воспользоваться приобретенными навыками в реальной экономической ситуации. Здесь наглядно проявляется значимость самостоятельной работы, которая охватывает не только умение пользоваться дополнительными источниками информации, но и развивает навыки самостоятельного поиска решения разнообразных экономических задач, связанных с деятельностью выбранного в качестве исследования предприятия. Студент вынужден самостоятельно обращаться к учебной, дополнительной литературе и, что особенно важно, к консультациям преподавателя. В этом случае реализуется пространственно-временная связь преподаватель – студент [5].

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования системы непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни – life-long learning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Так, настоящей онлайновой революцией в образовании для всех является образовательный портал Coursera.org, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира [6].

Перспективы модернизации образования находятся в сфере применения новых учебных оболочек и продвинутых программах обучения, где применяются совершенно другие параметры оценок. К таким показателям можно отнести:

– оценка индивидуальных достижений, оценка внутреннего мониторинга качества, внутренние оценки образовательных программ;

– уровень образованности населения (среднее число лет, проведенных каждым взрослым жителем в стационарном образовательном учреждении), в т.ч. уровень профессиональной образованности населения;

– доступность образования для каждого жителя страны: финансовая, территориальная и т.д.;

– влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу и т.д.;

– влияние образования, в том числе профессионального образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, на количество правонарушений, и т.д.

В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений в России, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Уже сейчас в России обучением с помощью электронных технологий занимаются более 100 зарубежных компаний, которые охватывают более 350 тыс. российских граждан. На сегодняшний день около 90 % учебных заведений в мире способно предложить обучение в электронном варианте [4]. Поэтому нам надо стремиться развивать электронное обучение в соответствии с мировыми трендами, это: мобильное обучение; интеграция с социальными сервисами; развитие SAAS решений.