Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATING CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS TECHNICAL UNIVERSITY IN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE

Mutuskhanova R.M. 1, 2
1 Grozny state oil technical university
2 Federal State Educational Budget Establishment Institution of Higher Education CHECHEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article is dedicated to the substantive and functional aspects of creation of the conditions of socialization of students of technical universities during the process of teaching of the Russian language by reference to the positive educational potential of a bilingual educational environment. As a result of analytical researches on the subject we found, that the formation of conditions of socialization of students in adequate accordance with their speciality training, aptitudes, abilities and motivation of the profession is a complex problem that can be solved in the context of the concept of professional socialization of students. The process of teaching in the bilingual educational environment of a regional University is a primary "development" of the profession. It defines the life and vision that determine the success of future activities of graduates of a technical College. The reflexive bilingual educational environment performs important functions of socialization, such as: 1) formation of professional attitudes, norms, value orientations, life goals; 2) the broadcast and dissemination of culture; 3) socio-professional selection.
social-pedagogical activity
socialization of a future specialist
professionally oriented personalities
pedagogical environmental complex of students' socialization

Осознавая роль образования в современном обществе, в соответствии с требованиями рынка труда, развитием качественно новой экономики, требующей повышения не только знаниевой подготовки, профессионализма, но и социальной грамотности специалиста, государство предпринимает необходимые меры для создания условий эффективного обучения в соответствующих образовательных учреждения, открывая новые факультеты и вузы, внедряя новые дисциплины, активно включенные в процесс социализации студентов. «Особенно важно умение быстро перестраиваться в билингвальной образовательной среде, где вносятся изменений в ее содержание, осваиваются новые технологии в совершенствовании речевой компетентности др.» [2, с. 75].

Актуальность данной проблемы рассматривается нами с точки зрения преимуществ социологического подхода, что позволяет осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс социализации характеризуется определенным набором приобретенных студентами и выпускниками вуза личностных качеств.

В результате аналитических изысканий мы выявили, что формирование социализации студентов в адекватным соответствии с их специальностью обучения, со склонностями, способностями и особенностями мотивации профессии, - это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации выпускников; именно в процессе обучения в  билингвальной образовательной среде регионального вуза происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, детерминирующие успешность будущей деятельности.

Концепцией модернизации российского образования становится повышение профессионального уровня выпускников, которое тесно взаимосвязано с определенными квалификационными характеристиками социализации, общими требованиями к специалисту, должностными и функциональными обязанностями. К данным характеристикам относятся:

  • общая социологическая культура и базовые знания общественно-полезной деятельности и поведения;
  • способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации в области передовых информационных технологий, включающей вопросы практического использования постоянно обновляющихся аппаратных и программных средств, развития компьютерных технологий и возможностей сети Интернет, повышающих уровень социализации студентов;
  • перспективность постоянного саморазвития и самосовершенствования в плане профессиональной социализации;
  • умение применять на практике полученные языковые знания и речевые навыки, постоянно учиться, приобретать навыки межличностного общения, командной работы;
  • нацеленность на карьеру, целеустремленность в достижении экономических успехов республики и связанного с этим личностного становленияи др.

Эти требования, прежде всего, сопровождают участников билингвальной образовательной среды, т.к. последняя обеспечивает более широкую мобильность в темпах и в вариативности методики обучения русскому языку, способствующему дружескому межличностному диалогу и полилогу. Она формирует способность выпускника осваивать на базе полученного профессионального образования языковую и речевую компетентность.

Процесс билингвального образования студентов в региональном техническом вузе влияет в большой степени на их профессиональную социализацию, т.к. усвоение академических знаний, умений и навыков увеличивает востребованность выпускника в разных областях рынка. Рефлексивная, билингвальная образовательная среда призвана выполнять такие важные функции социализации, как: 1) формирование профессиональных установок, норм, ценностных ориентиров, жизненных идеалов; 2) трансляцию и распространение культуры, передачу поколениями ценностей культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков; 3) социально-профессиональную селекцию, определяемую нами с точки зрения мотивации студентов, их социального багажа, состоящего из профессиональных установок, норм, представлений и правил, компетенций и личностных качеств, профессиональных поведенческих стратегий.

В образовательной среде технического вуза различаем внутренние и внешние условия, играющие ведущую роль в процессе социализации студентов и ориентирующие их на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде. Внешние условия – это место проживания, учебы, престижность получаемого образования, комфортность окружения, инфраструктура и т.д. Позитивность или, наоборот, негативность перечисленных факторов оказывает влияние на процесс социализации и адаптации.

К внутренним условиям можно отнести создаваемые в образовательной среде межличностные отношения: преподаватель – студент, студент – студент, профессорско-преподавательский состав, его профессионализм, социально-психологический климат в преподавательской и студенческой среде и т.д. Возможно влияние на социализацию студентов всяких организаций, объединений, групп по интересам (спорт, политика, религия и т.д.). В условиях наибольшего благоприятствования нашего технического вуза, применения педагогических технологий и создания педагогических условий билингвального обучения происходит успешная социализация студентов, формирование у них чувства социально-профессиональной идентификации, профессиональной адаптации, профессиональной устойчивости. Практика нашей преподавательской деятельности показала, что этот процесс может быть успешным только при соблюдении следующих педагогических условий:

  • адекватное отражение проблемы формирования социализации в целях, содержании, методах и организационных формах подготовки в ходе преподавания русского языка в республиканском техническом вузе;
  • целенаправленное планирование и организация учебных программ, спецкурсов, предполагающих формирование социализации студентов на основе четкого определения структурных и содержательных компонентов обучающего процесса.

Формирование социализации студентов в ходе обучения русскому языку предполагает не только познавательную деятельность, но и сопровождается «приобретением опыта межличностного общения в рамках повседневных социальных взаимодействий, связанных с социализацией в процессе усвоения норм, ценностей и социальных установок» [6, с. 192].

Мы рассматриваем критерии успешности социализации студентов в условиях образовательной среды технического вуза через следующие показатели, привязанные к знанию русского языка: 1) мотивацию на конкретный вид профессиональной деятельности; 2) наличие и развитие профессионально и социально важных личностных качеств; 3) сформированность профессиональной компетентности и профессионального мышления, направленные на успешную социализацию и т.д.

Все аспекты образовательного и воспитательного процесса взаимосвязаны и опираются на существующие индивидуальные особенности обучаемых, развивая социальные способности, приобретаемые свойства личности; отвечающие требованиям социально-значимой деятельности; изменяющиеся под влиянием социального воспитания; соответствующие социальным нормам. В рамках времени обучения сложно охватить всю структуру личности, включающей в себя следующие компоненты: темперамент; характер; направленность; способности; волевые качества; эмоции; мотивации. Однако, создавая управляемый, рефлексивный образовательный процесс, в который интегрируется студент, создаются и условия для выражения его индивидуальности, определения свойственного данному студенту хода мыслей и поведения в различных ситуациях.

В процесс обучения происходит усвоение и активное воспроизводство (рефлексия) студентами практического языкового материала (примеры, упражнения, аутентичные тексты для обработки и анализа) студентами, осуществляемых в общении с участниками, и выведение результатов усвоения опыта такой системной, целенаправленной образовательной и воспитательной деятельности, т.к. воспитание есть неотъемлемая часть образовательной среды. «Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации» [5, с. 26].

В этой связи работает сложный механизм идентификации, т.е. осознание, определение студентами своей связи, своей принадлежности к определенному социуму, который оказывает в нашем случае позитивное, дисциплинирующее воздействие на участников образовательной среды, формируя рефлексию и обеспечивая реальные позитивные результаты.  Однако, наряду с этим, следует учитывать важнейший механизм формирования психики личности - национально-региональный компонент, этническое и родовое качество, накладывающий часто видимый отпечаток на характер взаимодействия, общения. Практика обучения включает и необходимые социально-культурные, познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого нашего контингента студентов в конкретном геополитическом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Грамотно излагающий свои суждения, свободно и активно мыслящий, прогнозирующий плоды своей деятельности специалист становится результатом развивающей, рефлексивной практико-ориентированной образовательной среды, принципы которой: фундаментальность и профессиональная направленность содержания, форм и методов обучения; научность содержания и методов учебного процесса, его сближение с современным научным знанием и общественной практикой; культуросообразность, понимаемая как «единство всех достижений культуры; систематичность в овладении достижениями науки и культуры; активность, самостоятельность и созидательность в работе, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного» [3, с. 48], как выражения комплексного компетентностного подхода; доступность и др.

При этом происходит смещение акцента с содержания на результат, в связи с чем вносятся изменения и в организацию самого образовательного процесса: учебный план в компетентностном формате содержит перечень компетенций и циклы, дисциплины (модули) основной образовательной программы (ООП), которые эти компетенции формируют, учитывая, что в соответствии с ФГОС ВПО компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Реализация социологического и компетентностного подходов позволяет широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (минимум 40 % от аудиторной нагрузки) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития не только социализации, но и профессионально-речевой компетентности и общекультурных навыков студентов. Наряду с традиционными формами обучения в последнее время интенсивно развиваются альтернативные технологии, определяемые, как минимум, тремя факторами: высокой информативностью, интерактивностью и мобильностью.  

Как известно, общество состоит из отдельных индивидуумов, особенности развития которых определяются законами социума, в котором они вращаются, формируются как личности. «Для того, чтобы стать личностью, индивид должен пройти социализацию, то есть усвоить общественный опыт, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из одних и тех же ситуаций различный социальный опыт» [1, с. 417].

В условиях республики студенты получают двойной социальный опыт, существуя в билингвальной и бикультурной среде [4]. Такое положение студента-билингва подтверждает необходимость при обучении русскому языку обращать внимание на нормы и ценности, как родной культуры, так и менталитет россиянина. Практика обучения подтверждает, что языковое образование способствует и толерантному межкультурному общению, на что направлена соответствующая организация учебного процесса, включающая различные свойства, систему взаимодействующих потребностей, интересов, практических установок и способностей, которая обеспечивает успех деятельности, характер и стиль поведения человека в социальной среде.

Процесс обучения в условиях национальной образовательной среды строится на глубинной и основополагающей основе государственных ценностей в условиях мировоззренческой нестабильности, размытости и нечеткости в определении базовых культурных констант многонационального, многоконфессионального российского общества, что делает возможным реализацию объединяющей социализации студентов, основы жизнеспособного, нравственного, патриотически надежного ядра студенческой молодежи.

На каждом этапе преподавательской работы проводятся контрольные речевые и лексические упражнения, игровые ситуации с целью определения степени акцентирования на тот или иной аспект речевой компетентности и социализации. В соответствии с этой направленностью работы проходила практическая апробация разработанной модели педагогического механизма, представленного разнообразными обучающими языковыми и речевыми упражнениями, составляющими содержательного наполнения курса, а точнее социокультурного компонента содержания образования по русскому языку, организации учебного процесса и методики его преподавания в вузе для того, чтобы обеспечить формирование социализации студентов. В соответствии с целеопределением данного понятия решались поставленные задачи через поэтапное развертывание его структурных компонентов: мотивационного, когнитивного, психологического, духовно-ценностного, коммуникативного и рефлексивного.

Мы исходим из понимания речевой и языковой компетентностей с учетом их роли в формировании социализации студентов, как сложного поэтапного обучающего процесса через широкий спектр языковых знаний к реализации студентами индивидуальной языковой способности, как определенной структуры речевого мышления и приобретения ими опыта его функционирования в практической профессиональной деятельности; вхождения и ориентирования в  социальной системе, проявляя способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, обеспечивающие доступ к информационным  ресурсам в течение всей активной профессиональной деятельности и не только.

Разработка дидактического аспекта обучающего процесса проводится на основе оригинальных текстовых, аутентичных речевых, языковых тренировочных и контрольных упражнений; анализа наиболее часто допускаемых студентами речевых ошибок, являющихся элементами единой целостной системы, направленной постижение мира специальных знаний средствами родного и русского языков. Через их творческое усвоение студент познает, усваивает идеи, законы, теории, нормы социального речевого поведения. Преподавателем создается благоприятная образовательная среда, необходимые и достаточные условия для успешного осуществления ближайшей дидактической и воспитательной целей педагогического труда.