В современной практике дошкольного образования педагогии и родители сталкиваются с реакциями сопротивления детей воспитательным воздействиям взрослых, которые провоцируют негативизм ребенка, – неудовлетворение его природосообразных потребностей вследствие некомпетентных воздействий значимых взрослых (родителей и педагогов). Негативизм детей проявляется в непроизвольных поведенческих реакциях сопротивления – упрямстве и капризности [3].
Рассогласованность педагогических взаимодействий родителей между собой и педагогами воспринимается ребенком как деструктивное отношение к нему и приводит к реакциям сопротивления, а затем к формированию негативизма у ребенка. Современные родители, в свою очередь, склонны к переносу ответственности за воспитание ребенка на специалистов дошкольной образовательной организации.
Рассогласованность педагогических воздействий может проявляться в следующих типах:
- различие ожиданий и требований обоих родителей между собой;
- несовпадение ожиданий, требований, педагогического опыта педагогов и родителей;
- рассогласованность между требованиями образовательной программы, ориентацией педагога на «среднего ребенка», с одной стороны, и готовностью \ неготовностью к выполнению этих требований ребенком, с другой;
- противоречие между ожиданиями ребенка согласованности с ним позиции значимых взрослых и проявлением всеми взрослыми директивной, авторитарной позиции по отношению к воспитанию ребенка.
Таким образом, обозначим одну из педагогических причин возникновения негативизма детей дошкольного возраста – рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс (родителей и педагогов), и невнимательность к проявлению ребенком естественных потребностей как отсутствие эмоциональной отзывчивости взрослых к конструктивно-созидательным.
Часто используя в отношениях с детьми авторитарное воздействие, взрослые, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, испытывают моральные трудности, с опасностью перейти грань педагогической некомпетентности, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В таких ситуациях неравноправия у ребёнка наступает адекватно ответная реакция, когда он оказывает открытое или скрытое сопротивление позиции взрослых. Опытные родители и компетентные педагоги умеют управлять процессом конструктивного взаимодействия с ребенком, совершенствуясь по мере усложнения его духовно-интеллектуальных потребностей [2, с. 192-193].
Конструктивный характер педагогического взаимодействия проявляется как согласованные воздействия взрослых (родителей и педагогов) в решении жизненных задач удовлетворения потребностей ребенка на основе нравственности. В этом случае от родителей и педагогов требуется развитая рефлексивная способность к эмпатии и вербального оформления понимания потребностей ребенка. Согласованность (или рассогласованность) акций родителей (отца и матери или их заместителей) характеризует содержание их педагогического взаимодействия и проявление последующих реакций ребенка, характеризующихся особенностями возникновения и закрепления образований (негативного и позитивного содержания).
Согласованное педагогическое взаимодействие – это комплекс рефлексивных эмоционально-теплых воздействий взрослых участников педагогического процесса (родителей и педагогов), направленных на создание условий реализации индивидуальных потребностей ребенка в структуре его нравственных отношений с окружающими, что обеспечивает конструктивную социальную адаптацию и эффективное развитие его индивидуальной траектории личности [1]. Источником такого педагогического взаимодействия является проявление эмпатии.
Согласованное педагогическое взаимодействие в значительной степени зависит от учета родителями особенностей нервной системы своего ребенка, что позволяет строить общение и взаимодействия с ним с учетом его потребностей. Либо наоборот, ориентация родителей на шаблоны воспитательных воздействий вне учета особенностей темперамента своего ребенка неминуемо ведет к осложнению и провокации ситуаций конфликта, актуализирующего сферу защитных реакций ребенка и формирование негативизма.
Наша практика организации арт-педагогических условий в сопровождении детско-родительских отношений позволяет утверждать, что с ребенком дошкольного возраста допустимо согласованное педагогическое взаимодействие, суть которого сводится к чуткому проявлению взрослого к эмоциональным состояниям и потребностям ребенка и оказания помощи ему в первую очередь в вербализации его потребностей, что и составляет суть проявления эмоциональной отзывчивости.Эмоциональная отзывчивость понимается нами как рефлексивная способность индивида вербализовать свои переживания (эмоции) и состояния, которые и являются энергетическим потенциалом порождения потребностей [1]. Эмоциональная лексика взрослого, употребляемая им как способ обозначения своего состояния в зависимости от действий значимых для него окружающих людей, и становится первым шагом очеловечивания своих намерений и дальнейших действий, что позволяет партнеру по общению адекватно строить свою реакцию на акцию другого человека.
Эмоциональная отзывчивость обусловлена уровнем самооценки каждого из родителей, их способности к рефлексии; соотношением стилей поведения родителей в конфликтных ситуациях, где сотрудничество как готовность к согласованному взаимодействию в воспитании ребенка всегда обусловлена изначально проявлением приспособления (сопереживания, сочувствия, идентификации с переживаниями партнера, ребенка) в совокупности со стратегией соревновательности как активного желания донести свою позицию партнеру, и компромисса, как показателя готовности пристраиваться к партнеру и инициативы в проявлении своего отношения, при сочетании всех этих характеристик педагогическое взаимодействие в семье будет согласованным, на основе эмоциональной отзывчивости.
Мы провели диагностику особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательного процесса и частоты проявления детьми негативных реакций, базой исследования являлась МБДОУ «Детский сад № 127» города Твери. В исследовании приняло участие 107 детей дошкольного возраста и 214 родителей. Для диагностики мы использовали следующие методики: за основу в определении признаков наблюдения за негативными реакциями ребенка нами были взяты качественные характеристики, выявленные в исследовании Г.П. Логиновой, А.А. Шавыриной [5, с. 11], и преобразованы нами в инструкцию воспитателю для организации наблюдения за частотой проявления негативизма детей [4]; для определения особенностей педагогического взаимодействия мы использовали комплекс диагностик – методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой; опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; методика «Взаимодействие родителя с ребенком» разработанная М.И. Марковской.
Согласно нашим диагностическим исследованиям, почти каждый второй ребенок воспитывается в ситуации рассогласованного педагогического взаимодействия. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности педагогического взаимодействия в семье на основе эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента
Педагогическое взаимодействие |
Контрольная группа, кол-во детей (%) |
Экспериментальная группа, кол-во детей (%) |
Согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости |
30 (55 %) |
28 (54 %) |
Рассогласованное педагогическое взаимодействие |
25 (45 %) |
24 (46 %) |
Таким образом, нами было выявлено, что в контрольной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялось в 30 семьях (55 %), характеризовалось адекватным уровнем требовательности и строгости, оптимальным уровнем проявления тревожности за ребенка, высоким уровнем последовательности и удовлетворенности отношениями с ребенком, низкой воспитательной конфронтацией в семье. В экспериментальной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялся в 28 семьях (55 %).
Представленные данные наглядно свидетельствуют о том, что отсутствие или слабо развитая эмоциональная отзывчивость характерна для родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в 25 семьях (45 %) контрольной группы и в 24 семьях (46 %) экспериментальной группы, такое педагогическое взаимодействие характеризуется заниженной требовательностью со стороны одного родителя и завышенной требовательностью со стороны другого, разным уровнем контроля со стороны каждого из родителей, низким принятием и адаптивности к потребностям ребенка, отсутствием сотрудничества, диаметрально противоположным уровнем тревожности за ребенка у обоих родителей, низкой последовательностью в воспитательных воздействиях, низким уровнем удовлетворенности взаимоотношениями с ребенком, амбивалентностю в отношении такой характеристики воспитания как «строгость – мягкость», эмоциональные отношения с ребенком будут варьироваться от амбивалентного эмоционального принятия до эмоционального отвержения.
Примерно равное количество родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в контрольной и экспериментальной группах (45 % и соответственно 46 %) позволяет допустить, что малая степень осознанности (компетентности) родителей в особенностях психогенетического опыта (темперамента) своего ребенка и в сопоставлении с особенностями своего педагогического взаимодействия с ним и является основной педагогической причиной усугубления условий формирования индивидуального опыта негативизма ребенка. Так, у большинства родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием чаще всего обнаруживаются противоречия в общении и представлениях о конструктивном воспитании, низкий уровень рефлексии общения, преобладание стратегии конкуренции или избегания в решении конфликтных ситуаций.
Полученные данные коррелируют с частотой негативных проявлений детей. Данные о соотношении уровней частоты негативных проявлений детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение уровней частоты негативных проявлений у детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента
Уровень частоты негативных проявлений детей |
Дети всей выборки, кол-во детей (%)
|
Контрольная группа, кол-во детей (%) |
Экспериментальная группа, кол-во детей (%) |
Низкий |
22 чел. (21 %) |
12 чел. (22 %) |
10 чел. (19 %) |
Средний |
36 чел. (35 %) |
18 чел. (33 %) |
18 чел. (35 %) |
Высокий |
49 чел. (44 %) |
25 чел. (45 %) |
24 чел. (46 %) |
Итого |
107 чел. (100 %) |
55 чел. (100 %) |
52 чел. (100 %) |
Таким образом, представленные в таблице 2 результаты констатирующей диагностики указывают на то, что высокий уровень частоты негативизма у детей контрольной группы встречается у 45 % испытуемых, а в экспериментальной группе у 46 % детей. Низкий уровень негативных реакций проявляют дети, в семьях которых нами было диагностировано согласованное педагогическое взаимодействие, данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Соотношение разных уровней частоты проявления негативизма детей контрольной и экспериментальной групп и особенностей педагогического взаимодействия при разных уровнях эмоциональной отзывчивости у родителей на констатирующем этапе эксперимента
Уровень частоты негативных проявлений, количество детей (%) |
Эмоциональная отзывчивость у родителей |
Педагогическое взаимодействие |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Низкий 12 (22 %) |
Низкий 10 (19 %) |
Высокий |
Согласованное |
Средний 18 (33 %) |
Средний 18 (35 %) |
Средний |
Согласованное |
Высокий 25 (45 %) |
Высокий 24 (46 %) |
Низкий |
Рассогласованное |
Из таблицы 3 видно, что дети, которые проявляют высокий уровень негативных реакций, воспитываются в семьях с рассогласованным педагогическим взаимодействием, что позволяет установить корреляционную связь между частотой негативных реакций и особенностями педагогического взаимодействия в семье. Мы обнаружили обратную корреляционную связь между частотой негативных проявлений ребенка и особенностями педагогического взаимодействия в семье, равную – 0,8233, при p=0,05, что доказывает зависимость проявления частоты негативных реакций ребенка от особенностей педагогического взаимодействия в семье. При рассогласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет высокий или средний уровень проявления негативных реакций, а при согласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет низкий или средний уровень проявления негативных реакций.
Таким образом, полученные нами диагностические данные подтверждают предположение о том, что одной из педагогических причин негативизма детей дошкольного возраста является рассогласованное педагогическое взаимодействие родителей, в структуре которого обнаруживается низкий уровень эмоциональной отзывчивости родителей.