Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

UNCOORDINATED OF PEDAGOGICAL INTERACTION AS FACTOR OF MANIFESTATION OF NEGATIVISM OF CHILDREN

Skvortsova T.P. 1
1 FGBOOU VO "The Novgorod state university of Yaroslav the Wise"
В статье рассматривается анализ педагогического взаимодействия как фактор проявления негативизма детей дошкольного возраста. Дается определение понятию негативизм ребенка, представляются особенности его проявления и причины. Проявляется негативизм детей дошкольного возраста в непроизвольных реакциях сопротивления – упрямстве и капризности. Одной из педагогических причин негативизма детей дошкольного возраста является рассогласованное педагогическое взаимодействие взрослых субъектов образовательного процесса и невнимательность к проявлению ребенком его естественных потребностей. Дается определение согласованному педагогическому взаимодействию на основе эмоциональной отзывчивости. В статье приводится типология рассогласованного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Представлены диагностические данные, свидетельствующие о зависимости частоты проявления негативных реакций у ребенка дошкольного возраста от особенностей педагогического взаимодействия в семье. Эмпирические данные доказаны корреляционным анализом – обнаруживается обратная корреляционная связь между частотой негативных проявлений ребенка и особенностями педагогического взаимодействия в семье, в структуре которого обнаруживается низкий уровень эмоциональной отзывчивости родителей.
It is considered the analysis of the pedagogical interaction as the factor of manifestation of negativism preschool children in the article. There is the definition of the concept of negativity of a child; the features of its manifestations and causes are presented. The main pedagogical reason is mismatched pedagogical interaction of subjects of educational process. We present a typology mismatch subjects of the educational process. The diagnostic evidence depending on the frequency of the adverse reactions from the child of preschool age on the characteristics of pedagogical interaction in the family is presented there. The empirical evidence is proved with correlation analysis – there is an inverse correlation between the frequency of the negative manifestations of the child and the peculiarities of pedagogical interaction in the family, in which structure low levels of emotional responsiveness of parents are detected.
the coordinated and uncoordinated pedagogical interaction
negativism of children of preschool age
obstinacy
capriciousness

В современной практике дошкольного образования педагогии и родители сталкиваются с реакциями сопротивления детей воспитательным воздействиям взрослых, которые провоцируют негативизм ребенка, – неудовлетворение его природосообразных потребностей вследствие некомпетентных воздействий значимых взрослых (родителей и педагогов). Негативизм детей проявляется в непроизвольных поведенческих реакциях сопротивления упрямстве и капризности [3].

Рассогласованность педагогических взаимодействий родителей между собой и педагогами воспринимается ребенком как деструктивное отношение к нему и приводит к реакциям сопротивления, а затем к формированию негативизма у ребенка. Современные родители, в свою очередь, склонны к переносу ответственности за воспитание ребенка на специалистов дошкольной образовательной организации.

Рассогласованность педагогических воздействий может проявляться в следующих типах:

  1. различие ожиданий и требований обоих родителей между собой;
  2. несовпадение ожиданий, требований, педагогического опыта педагогов и родителей;
  3. рассогласованность между требованиями образовательной программы, ориентацией педагога на «среднего ребенка», с одной стороны, и готовностью \ неготовностью к выполнению этих требований ребенком, с другой;
  4. противоречие между ожиданиями ребенка согласованности с ним позиции значимых взрослых и проявлением всеми взрослыми директивной, авторитарной позиции по отношению к воспитанию ребенка.

Таким образом, обозначим одну из педагогических причин возникновения негативизма детей дошкольного возраста – рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс (родителей и педагогов), и невнимательность к проявлению ребенком естественных потребностей как отсутствие эмоциональной отзывчивости взрослых к конструктивно-созидательным.

Часто используя в отношениях с детьми авторитарное воздействие, взрослые, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, испытывают моральные трудности, с опасностью перейти грань педагогической некомпетентности, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В таких ситуациях неравноправия у ребёнка наступает адекватно ответная реакция, когда он оказывает открытое или скрытое сопротивление позиции взрослых. Опытные родители и компетентные педагоги умеют управлять процессом конструктивного взаимодействия с ребенком, совершенствуясь по мере усложнения его духовно-интеллектуальных потребностей [2, с. 192-193].

Конструктивный характер педагогического взаимодействия проявляется как согласованные воздействия взрослых (родителей и педагогов) в решении жизненных задач удовлетворения потребностей ребенка на основе нравственности. В этом случае от родителей и педагогов требуется развитая рефлексивная способность к эмпатии и вербального оформления понимания потребностей ребенка. Согласованность (или рассогласованность) акций родителей (отца и матери или их заместителей) характеризует содержание их педагогического взаимодействия и проявление последующих реакций ребенка, характеризующихся особенностями возникновения и закрепления образований (негативного и позитивного содержания).

Согласованное педагогическое взаимодействие – это комплекс рефлексивных эмоционально-теплых воздействий взрослых участников педагогического процесса (родителей и педагогов), направленных на создание условий реализации индивидуальных потребностей ребенка в структуре его нравственных отношений с окружающими, что обеспечивает конструктивную социальную адаптацию и эффективное развитие его индивидуальной траектории личности [1]. Источником такого педагогического взаимодействия является проявление эмпатии.

Согласованное педагогическое взаимодействие в значительной степени зависит от учета родителями особенностей нервной системы своего ребенка, что позволяет строить общение и взаимодействия с ним с учетом его потребностей. Либо наоборот, ориентация родителей на шаблоны воспитательных воздействий вне учета особенностей темперамента своего ребенка неминуемо ведет к осложнению и провокации ситуаций конфликта, актуализирующего сферу защитных реакций ребенка и формирование негативизма.

Наша практика организации арт-педагогических условий в сопровождении детско-родительских отношений позволяет утверждать, что с ребенком дошкольного возраста допустимо согласованное педагогическое взаимодействие, суть которого сводится к чуткому проявлению взрослого к эмоциональным состояниям и потребностям ребенка и оказания помощи ему в первую очередь в вербализации его потребностей, что и составляет суть проявления эмоциональной отзывчивости.Эмоциональная отзывчивость понимается нами как рефлексивная способность индивида вербализовать свои переживания (эмоции) и состояния, которые и являются энергетическим потенциалом порождения потребностей [1]. Эмоциональная лексика взрослого, употребляемая им как способ обозначения своего состояния в зависимости от действий значимых для него окружающих людей, и становится первым шагом очеловечивания своих намерений и дальнейших действий, что позволяет партнеру по общению адекватно строить свою реакцию на акцию другого человека.

Эмоциональная отзывчивость обусловлена уровнем самооценки каждого из родителей, их способности к рефлексии; соотношением стилей поведения родителей в конфликтных ситуациях, где сотрудничество как готовность к согласованному взаимодействию в воспитании ребенка всегда обусловлена изначально проявлением приспособления (сопереживания, сочувствия, идентификации с переживаниями партнера, ребенка) в совокупности со стратегией соревновательности как активного желания донести свою позицию партнеру, и компромисса, как показателя готовности пристраиваться к партнеру и инициативы в проявлении своего отношения, при сочетании всех этих характеристик педагогическое взаимодействие в семье будет согласованным, на основе эмоциональной отзывчивости.

Мы провели диагностику особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательного процесса и частоты проявления детьми негативных реакций, базой исследования являлась МБДОУ «Детский сад № 127» города Твери. В исследовании приняло участие 107 детей дошкольного возраста и 214 родителей. Для диагностики мы использовали следующие методики: за основу в определении признаков наблюдения за негативными реакциями ребенка нами были взяты качественные характеристики, выявленные в исследовании Г.П. Логиновой, А.А. Шавыриной [5, с. 11], и преобразованы нами в инструкцию воспитателю для организации наблюдения за частотой проявления негативизма детей [4]; для определения особенностей педагогического взаимодействия мы использовали комплекс диагностик – методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой; опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; методика «Взаимодействие родителя с ребенком» разработанная М.И. Марковской.

Согласно нашим диагностическим исследованиям, почти каждый второй ребенок воспитывается в ситуации рассогласованного педагогического взаимодействия. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности педагогического взаимодействия в семье на основе эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическое взаимодействие

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа,

кол-во детей (%)

Согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости

30 (55 %)

28 (54 %)

Рассогласованное педагогическое взаимодействие

25 (45 %)

24 (46 %)

 

Таким образом, нами было выявлено, что в контрольной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялось в 30 семьях (55 %), характеризовалось адекватным уровнем требовательности и строгости, оптимальным уровнем проявления тревожности за ребенка, высоким уровнем последовательности и удовлетворенности отношениями с ребенком, низкой воспитательной конфронтацией в семье. В экспериментальной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялся в 28 семьях (55 %).

Представленные данные наглядно свидетельствуют о том, что отсутствие или слабо развитая эмоциональная отзывчивость характерна для родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в 25 семьях (45 %) контрольной группы и в 24 семьях (46 %) экспериментальной группы, такое педагогическое взаимодействие характеризуется заниженной требовательностью со стороны одного родителя и завышенной требовательностью со стороны другого, разным уровнем контроля со стороны каждого из родителей, низким принятием и адаптивности к потребностям ребенка, отсутствием сотрудничества, диаметрально противоположным уровнем тревожности за ребенка у обоих родителей, низкой последовательностью в воспитательных воздействиях, низким уровнем удовлетворенности взаимоотношениями с ребенком, амбивалентностю в отношении такой характеристики воспитания как «строгость – мягкость», эмоциональные отношения с ребенком будут варьироваться от амбивалентного эмоционального принятия до эмоционального отвержения.

Примерно равное количество родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в контрольной и экспериментальной группах (45 % и соответственно 46 %) позволяет допустить, что малая степень осознанности (компетентности) родителей в особенностях психогенетического опыта (темперамента) своего ребенка и в сопоставлении с особенностями своего педагогического взаимодействия с ним и является основной педагогической причиной усугубления условий формирования индивидуального опыта негативизма ребенка. Так, у большинства родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием чаще всего обнаруживаются противоречия в общении и представлениях о конструктивном воспитании, низкий уровень рефлексии общения, преобладание стратегии конкуренции или избегания в решении конфликтных ситуаций.

Полученные данные коррелируют с частотой негативных проявлений детей. Данные о соотношении уровней частоты негативных проявлений детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение уровней частоты негативных проявлений у детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Уровень частоты негативных проявлений детей

Дети всей выборки, кол-во детей (%)

 

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа,

кол-во детей (%)

Низкий

22 чел. (21 %)

12 чел. (22 %)

10 чел. (19 %)

Средний

36 чел. (35 %)

18 чел. (33 %)

18 чел. (35 %)

Высокий

49 чел. (44 %)

25 чел. (45 %)

24 чел. (46 %)

Итого

107 чел. (100 %)

55 чел. (100 %)

52 чел. (100 %)

 

Таким образом, представленные в таблице 2 результаты констатирующей диагностики указывают на то, что высокий уровень частоты негативизма у детей контрольной группы встречается у 45 % испытуемых, а в экспериментальной группе у 46 % детей. Низкий уровень негативных реакций проявляют дети, в семьях которых нами было диагностировано согласованное педагогическое взаимодействие, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Соотношение разных уровней частоты проявления негативизма детей контрольной и экспериментальной групп и особенностей педагогического взаимодействия при разных уровнях эмоциональной отзывчивости у родителей на констатирующем этапе эксперимента

Уровень частоты негативных проявлений, количество детей (%)

Эмоциональная отзывчивость у родителей

Педагогическое взаимодействие

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

12 (22 %)

Низкий

10 (19 %)

Высокий

Согласованное

Средний

18 (33 %)

Средний

18 (35 %)

Средний

Согласованное

Высокий

25 (45 %)

Высокий

24 (46 %)

Низкий

Рассогласованное

 

Из таблицы 3 видно, что дети, которые проявляют высокий уровень негативных реакций, воспитываются в семьях с рассогласованным педагогическим взаимодействием, что позволяет установить корреляционную связь между частотой негативных реакций и особенностями педагогического взаимодействия в семье. Мы обнаружили обратную корреляционную связь между частотой негативных проявлений ребенка и особенностями педагогического взаимодействия в семье, равную – 0,8233, при p=0,05, что доказывает зависимость проявления частоты негативных реакций ребенка от особенностей педагогического взаимодействия в семье. При рассогласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет высокий или средний уровень проявления негативных реакций, а при согласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет низкий или средний уровень проявления негативных реакций.

Таким образом, полученные нами диагностические данные подтверждают предположение о том, что одной из педагогических причин негативизма детей дошкольного возраста является рассогласованное педагогическое взаимодействие родителей, в структуре которого обнаруживается низкий уровень эмоциональной отзывчивости родителей.