Сегодня кризис, разразившийся во всем мире и затронувший все сферы общественной жизни (политическую, экономическую, культурную и т.д.), коснулся и России. По мнению отечественных ученых, наиболее опасные его проявления, заключающиеся в снижении интеллектуального и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных, традиционных духовно-нравственных ценностей и искажении ценностных ориентиров, свидетельствуют о «гуманитарном кризисе» [11, c.5]. Для преодоления этих негативных явлений насущной проблемой становится вопрос воспитания человека культуры с широким мировоззрением, ориентированным на гуманистические, нравственные и эстетические ценности, в системе которых взаимодействие с окружающей средой, природой, искусством носит не потребительский, а созидательный характер.
В связи с этим современное российское общество и государство проявляют крайнюю озабоченность воспитанием подрастающего поколения и молодежи, формированием их личностной структуры ценностей, развитием духовно-нравственных качеств, эстетических чувств и пр. Ряд государственных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.) отмечает необходимость планомерного развития человека, его личностно и профессионально значимых качеств. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» отмечается, что гражданам РФ гарантирован доступ к «знаниям, информации и культурным ценностям» [11, c.14].
Огромная роль в обучении и воспитании молодежи отводится системе высшего образования. Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) закрепляют компетентностный подход в профессиональной подготовке, сущностной характеристикой которого является нацеленность обучения на формирование качеств личности, способной к успешной профессиональной самореализации. Компетентностный подход признан наиболее продуктивным в практике лесотехнического образования, имеющего особое значение, определяемое ролью инженерных кадров в обеспечении развития и процветания общества. Поэтому подготовка компетентных специалистов становится одной из приоритетных целей образования. Важно, что политика государства отражает необходимость ориентации образовательного процесса не только на передачу нового материала, информации, но и на освоение гуманитарных личностно-развивающих знаний и умений, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и людям [9].
Концепты «ценности» и «ценностные отношения» всегда интересовали ученых. Понятие «ценности» впервые затронул в своих философских трудах И. Кант в XVIII в., обозначая должное и отличая его от сущего, того, что есть [6]. Во второй половине XIX в. понятие ценности, подразумевая под ней значимость чего-либо для человека, вводит немецкий философ Г. Лотце [1]. В это же время появляется самостоятельная научная дисциплина – аксиология. Философы – неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт развили в своих трудах учение о ценностях. В. Виндельбанд предметом философского изучения утверждает ценности, которые сформировались в процессе развития человечества и, передаваясь из поколения в поколение, становились основой духовной жизни личности, общества [4].
Активно занимались изучением феномена «ценность» отечественные исследователи. Известный советский философ М.С. Каган под ценностью понимает «внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения» [5, с.164]. Авторитетные представители российской педагогической науки В.А. Сластенин и Г.А. Чижакова определяют ценности как вещественно-предметные свойства явлений, характеристики человека и общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для индивида и общества [10]. Они выделяют различные виды ценностей – экономические, социальные, психологические, нравственные, эстетические, познавательные и др. При всем разнообразии трактовок сложного понятия «ценность» многие ученые отмечают ее главные особенности: ценность всегда связана с человеком и имеет сложную структуру, в которую входят сознание, отношение, поведение [1; 2].
Ценности становятся ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных сознания и отношений. Ценностное сознание – это форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Именно оно является основой нового типа мировоззрения, строящегося на отражении и проектировании реальной жизни людей, их устремлённости в будущее с учётом опыта предшествующих поколений и позиции всеобщего блага [10]. Ценностное отношение, по мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, – это внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой свойство последнего не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам человека или поставленной им цели. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром [10].
Советский психолог, исследователь проблем человеческих отношений В.Н. Мясищев рассматривал личность как субъект, сознательно относящийся к окружающему миру, с одной стороны, и как субъект общественных отношений, с другой. Кроме того, по мнению автора, отношение всегда имеет предмет, выражением отношения является практическое действие, а мерой – поступок. В.Н. Мясищев выделяет три типа отношений человека: к миру вещей и явлениям природы; к людям и явлениям социума; к самому себе [7].
Особый интерес у ученых вызывает проблема ценностного отношения к искусству. М.С. Каган отмечал, что «искусство образно моделирует реальное ценностное отношение», а также способно сформировать к вещам отношение как «к носителям нравственно-эстетических ценностей» [5, с.114]. По мнению автора, понятия «эстетические и художественные ценности» неразрывно связаны с искусством [8]. Молодой исследователь С.С. Важенина, обобщая взгляды различных ученых на происхождение и сущность ценностей и ценностного отношения, трактует ценностное отношение к искусству как «внутреннюю позицию личности, отражающую переживаемую связь человека с искусством, характеризующуюся эстетической значимостью для него искусства, практического интереса к нему, которая основана на его художественном опыте, формируется в процессе художественной деятельности и художественного общения» [3, с.36].
Формирование ценностного отношения к искусству у будущих бакалавров Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), обучающихся по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки»), является необходимым, поскольку область их профессиональной деятельности связана с производством полуфабрикатов и изделий из древесины и древесных материалов, проектированием технических условий, стандартов, технических описаний новых лесозаготовительных процессов и процессов изготовления изделий из древесины, разработкой проектов новых и реконструкции действующих лесозаготовительных и деревоперерабатывающих участков с учетом эстетических параметров и т.д. Выпускникам предстоит работать на предприятиях, занимающихся производством продукции из дерева: на мебельных фабриках, в сувенирных мастерских, компаниях по строительству недвижимости и т.д. Глубокие знания не только технологии деревообработки, но и художественных стилей, языка искусства, специфических приемов декора, традиционных способов художественной обработки древесины и т.д. позволит специалисту по деревообработке сделать свою продукцию конкурентоспособной и максимально приближенной к запросам потребителя, которого привлекает экологичность, универсальность и эстетичность [12].
Сформированное у студентов лесотехнического университета ценностное отношение к искусству позволит выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки») и обеспечить успешное усвоение обучающимися некоторых общекультурных компетенций: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1), анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2), способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), способность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-6) [8]. Освоению этих компетенций будет способствовать изучение гуманитарно-художественных дисциплин («Философия», «История», «Культурология», «Основы дизайна», «Проектирование и моделирование мебели», «Дизайн мебели и интерьера», «Специальные виды отделки»), имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность. Именно через содержание этих дисциплин обучающимся раскроются сущность понятий «культура», «искусство», «художественный стиль», «художественная и эстетическая ценность», многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Кроме того, они узнают лингвистическую систему, как средство межкультурного общения и инструмента познания культуры определенной национальной общности, в том числе лингвокультуры, выработают умение рассуждать об искусстве, художественных шедеврах разных видов искусства, давать объективную оценку различным социальным явлениям и культурным процессам и т.д. [12].
Из вышеприведенного анализа следует, что ФГОС ВО по направлению 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» содержит предпосылки создания необходимых условий для освоения не только фундаментальных, технических знаний и приобретение технологических умений и навыков обучающихся. Будущий бакалавр в области технологии деревообработки имеет возможность овладеть гуманитарными знаниями, художественными и эстетическими ценностями, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него чувства прекрасного, эстетического вкуса и представлений и пр. На производственной практике, изготавливая сувенирную и иную художественную продукцию, будущий специалист получит необходимый опыт художественной деятельности. Таким образом, сформированное ценностное отношение к искусству даст возможность обучающимся по профилю «Технология деревообработки» приобрести профессиональные знания и навыки, а также способность применять их на практике с помощью погружения в атмосферу искусства.
На основе анализа научно-педагогической литературы считаем необходимым предложить следующее определение: формирование ценностного отношения студентов вуза лесотехнического профиля к искусству – это целенаправленный педагогически организованный процесс становления и развития жизненной позиции личности, отражающий осознание и эмоциональное восприятие ею ценностей искусства, направленный на приобретение художественного опыта, формирующегося в результате художественной деятельности. Следует отметить, что формирование ценностного отношения к искусству у обучающихся в вузе лесотехнического профиля способствует расширению знаний и опыта в будущей профессии, развитию художественных, эстетических, творческих способностей обучающихся, дает возможность глубокого изучения наследия народных мастеров и позволяет выработать собственный стиль в художественной деятельности. В результате проведенного исследования разработаны критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля (таблица).
Критерии, показатели и уровни сформированности
ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля
Критерии |
Показатели |
Уровни |
1 |
2 |
3 |
Когнитивный |
Знание о ценностях искусства, стилей, основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины широки, разносторонни и систематизированы |
Высокий |
Знание о ценностях искусства, стилей, основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины не систематизированы и ограничены стандартными подходами, связанными с пониманием искусства как необходимости приспособления к жизни в данном обществе |
Средний |
|
Знание о ценностях искусства, стилей, основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины поверхностны, фрагментарны или отсутствуют |
Низкий |
|
Эмоционально-волевой |
Сформированы умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства, оценивания художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей |
Высокий |
Умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства проявляются непостоянно, оценивание художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей вызывает затруднение. |
Средний |
|
Студент неспособен осознанно и эмоционально воспринимать ценности искусства, оценивать художественные произведения с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей. |
Низкий |
|
Практически-действенный |
Студент проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, воплощению ценностного содержания произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах. |
Высокий |
Студент не всегда проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, ему не всегда удается воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах. |
Средний |
|
Студент не готов к созданию художественных продуктов, не способен воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах. |
Низкий |
Разработанные нами диагностические материалы (критерии, показатели и уровни) позволят определить динамику формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля при условии создания комплекса педагогических условий для воспитательных воздействий на молодёжь. Педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у обучающихся должны включать 1) учет межпредметных связей инженерно-технических и гуманитарно-художественных дисциплин; 2) усиление внимания к формированию представления об искусстве как способе ценностного освоения окружающего мира; 3) организация внеаудиторной (экскурсионной, выставочной) деятельности студентов; 4) использование активных методов воспитания, включающих студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов – носителей художественно-эстетических ценностей. Средством формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля может выступать художественная деятельность как один из основных видов деятельности бакалавров в области технологии деревообработки, предполагающая изготовление различных изделий из древесины, сувенирной продукции, художественную обработку изделий из древесины и т.д.
Подытоживая, следует отметить, что изучение теоретических основ формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля позволило определить и научно обосновать актуальность исследования, раскрыть его понятийный аппарат, выявить критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения у обучающихся. На основе этих данных в дальнейшем нами будет разработана методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля.