Понятие этапа профессионального развития в каждой специальности понимают по-своему. В одном случае это высокая исполнительская скорость, в другом – умение качественно выполнить работу повышенного уровня сложности, в третьем – высокая творческая готовность, креативность, желание и возможность создавать новое [9].
Применительно к медицинской специальности нельзя выделить только одно какое-то направление профессионализма [2; 8; 10]. В медицине высокое профессиональное мастерство – это и умение качественно и быстро выполнять простые врачебные и сестринские манипуляции, и способность увидеть за набором количественных показателей другое качество здоровья, осваивать и создавать новое. Высокий профессионализм врача в большинстве своем складывается из сформированного «врачебного мышления» и «золотых рук», выполняющих конкретные манипуляции. Для медицинской сестры, несмотря на её меньшую ответственность, важны эти же качества.
Целью настоящего исследования является изучение этапа профессионального развития медицинского персонала психиатрической службы. Это фрагмент комплексного социально-гигиенического исследования, посвященного кадровым вопросам психиатрической службы. В нем изучали различные аспекты: организационную составляющую, кадровую обеспеченность, профессиональную подготовку, мотивационную сферу, социально-профессиональные и профессионально-психологические характеристики персонала, самооценку состояния профессионального здоровья сотрудников психиатрической службы [3-8].
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2503 сотрудника психиатрической службы. Это специалисты с высшим и средним медицинским образованием, работающие во всех учреждениях психиатрического профиля 4 регионов Центральной России: Ивановской, Владимирской, Рязанской и Ярославской областей.
Обеспеченность медицинским персоналом в этих областях обеспечивается наличием на территориях областей медицинских училищ, а также охваченностью территорий медицинскими вузами – имеются в Иванове, Ярославле и Рязани. В опросе приняли участие 603 врача (из них 182 организатора здравоохранения и 421 врач-клиницист) и 1900 человек среднего медперсонала (237 организаторов сестринского дела и 1663 практикующие медсестры). Участие в исследовании приняли медики, работающие как в психиатрической службе системы здравоохранения, так и в службе социальной защиты населения.
Медперсонал системы здравоохранения работает в психиатрических учреждениях клинического уровня, неклинических учреждениях и психиатрических кабинетах ЦРБ.
В своем исследовании по изучению кадров психиатрической службы мы использовали классификацию этапов профессионального развития, принятую в акмеологии [1].
В соответствии с ней выделено 6 этапов: допрофессионализм (первичное знакомство с профессией), адаптация к профессии, самоактуализация, свободное владение профессией, суперпрофессионализм, непрофессионализм.
Все эти составляющие были внесены в варианты ответов, подготовленные для респондентов, часть специалистов не смогли оценить свой этап профессионализма.
Общая оценка медицинскими работниками этапа своего профессионального развития представлена по основным группам специалистов - медицинский персонал врачебного и сестринского звена (табл. 1), гендерным подгруппам медиков (табл. 2).
Таблица 1
Самооценка медицинским персоналом этапа своего профессионального развития
(в зависимости от профессионального статуса)
Этап профессионализма |
Медперсонал психиатрических учреждений |
Из них |
|||||
врачебный персонал |
средний медперсонал |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
Допрофессионализм (первичное знакомство с профессией) |
25 |
1,0 |
7 |
1,2 |
18 |
0,9 |
|
|
t1=0,3381 |
t2=0,1725 |
|||||
t3=0,4361 |
|
||||||
Адаптация к профессии |
183 |
7,3 |
81 |
13,5 |
102 |
5,4 |
|
|
t1=4,1280, p1<0,001 |
t2=2,6484, p2<0,01 |
|||||
t3=5,4422, p3<0,001 |
|
||||||
Самоактуализация |
225 |
9,0 |
96 |
15,9 |
129 |
6,8 |
|
|
t1=4,3433, p1<0,001 |
t2=2,7078, p2<0,01 |
|||||
t3=5,7147, p3<0,001 |
|
||||||
Свободное владение профессией |
2016 |
80,5 |
409 |
67,8 |
1607 |
84,6 |
|
|
t1=6,1717, p1<0,001 |
t2=3,5225, p2<0,01 |
|||||
t3=8,0732, p3<0,001 |
|
||||||
Суперпрофессионализм |
33 |
1,3 |
7 |
1,2 |
26 |
1,4 |
|
|
t1=0,3201 |
t2=0,1426 |
|||||
t3=0,4060 |
|
||||||
Непрофессионализм |
2 |
0,1 |
1 |
0,1 |
16 |
0 |
|
|
t1=0,4909 |
t2=0,3533 |
|||||
t3=2,5308, p3<0,02 |
|
||||||
Не смогли оценить |
19 |
0,8 |
2 |
0,3 |
17 |
0,9 |
|
|
2503 |
100,0 |
603 |
100,0 |
1900 |
100,0 |
|
Примечание. t 1-3—коэффициенты Стьюдента, p1– достоверность разницы показателей врачебного персонала (n=603) и общей выборки респондентов (n=2503), p2 - достоверность разницы показателей среднего медперсонала (СМП) (n=1900) и общей выборки респондентов, p3 - достоверность разницы показателей врачебного и СМП. Показатели с достоверными отличиями выделены жирным шрифтом.
Как мы видим, подавляющая часть специалистов определяют свой этап профессионального развития как свободное владение профессией - 80,5%. Среди врачей этот показатель достоверно ниже среднего по выборке - 67,8% (p<0,001 при t=6,1717), среди СМП - достоверно выше - 84,6% (p<0,01 при t=3,5225).
Среди врачей, имеющих большую ответственность за конечный результат оказания медицинской помощи, это снижение происходит за счет смещения доли респондентов в группы этапа адаптации к профессии и самоактуализации в ней. Так, среди врачей 13,5% считают, что в профессиональном плане они находятся на этапе адаптации к профессии, что достоверно выше среднего показателя по выборке (7,3%, p<0,001 при t=4,1280), и результатов СМП (5,4%, p<0,001 при t=5,4422). Каждый шестой врач (15,9%) оценивает свой этап профессионального развития как самоактуализацию, что достоверно выше, чем в целом по выборке (9,0%, p<0,001 при t=4,3433) и в группе СМП (6,8%, p<0,001 при t=5,7147).
Относительно гендерных особенностей самооценки уровня профессионализма обращает на себя внимание, что мужчины более критичны к своему уровню профессионального развития (табл. 2). Так, оценили свой этап как свободное владение профессией 67,9% мужчин, что достоверно отлично как от средних данных (80,5%, p<0,001 при t=4,3473), так и от показателей в группе женщин (82,2%, p<0,001 при t=4,8786). Это также происходит за счет смещения оценки в сторону адаптации к профессии (11,9% при 7,3% в целом и 6,7% у женщин, p<0,001) и самоактуализации в ней (17,7% при 9,0% и 7,9% соответственно, p<0,001).
Таблица 2
Самооценка медицинским персоналом этапа своего профессионального развития
(в зависимости от гендерного признака)
Этап профессионализма |
Медперсонал психиатрических учреждений |
Из них |
||||
мужчины |
женщины |
|||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Допрофессионализм (первичное знакомство с профессией) |
25 |
1,0 |
2 |
0,7 |
23 |
1,0 |
Адаптация к профессии |
183 |
7,3 |
33 |
11,9 |
150 |
6,7 |
Самоактуализация |
225 |
9,0 |
49 |
17,7 |
176 |
7,9 |
Свободное владение профессией |
2016 |
80,5 |
188 |
67,9 |
1828 |
82,2 |
Суперпрофессионализм |
33 |
1,3 |
5 |
1,8 |
28 |
1,3 |
Непрофессионализм |
2 |
0,1 |
0 |
0 |
2 |
0,1 |
Не смогли оценить |
19 |
0,8 |
0 |
0 |
19 |
0,8 |
|
2503 |
100,0 |
277 |
100,0 |
2226 |
100,0 |
В учреждениях здравоохранения в исследовании участвовали сотрудники больниц клинического, неклинического уровня и кабинетов в структуре ЦРБ. Психиатрические учреждения системы социального обслуживания были представлены психоневрологическими интернатами (ПНИ). Наиболее часто (83,9%) оценивают свой уровень как свободное владение профессией специалисты ПНИ, причем это прослеживается как во врачебной (73,7%), так и особенно в медсестринской (85,2%) группах.
Сходные результаты оценки своего уровня профессионализма показывают и медицинские работники неклинических (неголовных) психиатрических учреждений. В их группе достоверно самый высокая доля лиц, оценивающих свой уровень как свободное владение профессией - 83,9% (при 80,5% в целом по выборке, p<0,05 при t=1,9664 и 80,0% в группе медицинского персонала системы здравоохранения, p<0,05 при t=2,1926).
Интересными представляются данные по оценке этапа своего профессионального развития сотрудниками психиатрической службы, по-разному оценивающими свою удовлетворенность трудом.
В таблицах 3-5 представлены данные по всем группам врачебного (организаторы здравоохранения, практические врачи) и СМП (организаторы сестринского дела, практические медсестры) персонала, из числа полностью удовлетворенных, частично удовлетворенных и не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью специалистов.
Во врачебной группе (табл. 3) более высоко оценивают свой этап профессионального развития организаторы здравоохранения, чем практические врачи.
Таблица 3
Самооценка врачебным медицинским персоналом этапа своего профессионального развития (в зависимости от степени удовлетворенности трудом)
Этап профессионализма |
Медицинский персонал |
|||||||
в целом |
в том числе по степени удовлетворенности трудом |
|||||||
полностью удовлетворены |
частично удовлетворены |
не удовлетворены |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Организаторы здравоохранения |
||||||||
Допрофессионализм |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Адаптация к профессии |
9 |
4,9 |
1 |
1,8 |
7 |
5,7 |
1 |
33,3 |
Самоактуализация |
19 |
10,4 |
5 |
8,9 |
14 |
11,4 |
0 |
0 |
Своб. владение профессией |
151 |
83,0 |
49 |
87,5 |
100 |
81,3 |
2 |
66,7 |
Суперпрофессионализм |
3 |
1,7 |
1 |
1,8 |
2 |
1,6 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
182 |
100,0 |
56 |
100,0 |
123 |
100,0 |
3 |
100,0 |
Практические врачи |
||||||||
Допрофессионализм |
7 |
1,7 |
2 |
2,5 |
5 |
1,5 |
0 |
0 |
Адаптация к профессии |
72 |
17,1 |
11 |
13,6 |
60 |
18,1 |
1 |
11,1 |
Самоактуализация |
77 |
18,3 |
15 |
18,5 |
59 |
17,8 |
3 |
33,3 |
Своб. владение профессией |
258 |
61,3 |
52 |
64,2 |
201 |
60,7 |
5 |
55,6 |
Суперпрофессионализм |
4 |
1,0 |
1 |
1,2 |
3 |
0,9 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0,2 |
0 |
0 |
1 |
0,3 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
2 |
0,4 |
0 |
0 |
2 |
0,7 |
0 |
0 |
|
421 |
100,0 |
81 |
100,0 |
331 |
100,0 |
9 |
100,0 |
Врачебный персонал в целом |
||||||||
Допрофессионализм |
7 |
1,2 |
2 |
1,6 |
5 |
1,1 |
0 |
0 |
Адаптация к профессии |
81 |
13,5 |
12 |
8,7 |
67 |
14,8 |
2 |
16,7 |
Самоактуализация |
96 |
15,9 |
20 |
14,5 |
73 |
16,1 |
3 |
25,0 |
Своб. владение профессией |
409 |
67,8 |
101 |
73,6 |
301 |
66,3 |
7 |
58,3 |
Суперпрофессионализм |
7 |
1,2 |
2 |
1,6 |
5 |
1,1 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
1 |
0,2 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
2 |
0,3 |
0 |
0 |
2 |
0,4 |
0 |
0 |
|
603 |
100,0 |
137 |
100,0 |
454 |
100,0 |
12 |
100,0 |
Как свободное владение профессией оценили его 83,0% руководителей по сравнению с 61,3% рядовых врачей. Как и ожидалось, среди врачей достаточна доля специалистов, находящихся на этапе адаптации к профессии и самоактуализации в ней.
Оценивая этап профессионализма в группах медиков с разной удовлетворенностью трудом, выявлена прямая зависимость между повышением уровня удовлетворенности трудом и уровнем самооценкой этапа профессионального развития. Так, в группе врачебного персонала среди неудовлетворенных специалистов число персонала на этапе свободного владения профессией составляет 58,3%, среди частично удовлетворенных повышается до 66,3% и в группе полностью удовлетворенных специалистов составляет уже 73,6%. Эта же тенденция прослеживается как в группе практических врачей (55,6-60,7-64,2% соответственно), так и организаторов здравоохранения (66,7-81,3–87,5% соответственно).
В когорте сестринского персонала (табл. 4) обращает на себя внимание более высокая, по сравнению с врачебной группой, доля специалистов, высоко оценивающих свой уровень профессионального развития. Среди медсестер в целом 84,6% считают, что свободно владеют профессией, среди врачей так оценили свой профессиональный этап лишь 67,8%.
Таблица 4
Самооценка средним медицинским персоналом этапа своего профессионального развития
(в зависимости от степени удовлетворенности трудом)
Этап профессионализма |
Медицинский персонал |
|||||||
в целом |
в том числе по степени удовлетворенности трудом |
|||||||
полностью удовлетворены |
частично удовлетворены |
не удовлетворены |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Организаторы сестринского процесса |
||||||||
Допрофессионализм |
2 |
0,8 |
1 |
1,1 |
0 |
0 |
1 |
25,0 |
Адаптация к профессии |
12 |
5,1 |
5 |
5,6 |
7 |
4,9 |
0 |
0 |
Самоактуализация |
16 |
6,8 |
5 |
5,6 |
10 |
7,0 |
1 |
25,0 |
Своб. владение профессией |
205 |
86,5 |
78 |
86,6 |
125 |
87,4 |
2 |
50,0 |
Суперпрофессионализм |
1 |
0,4 |
1 |
1,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
1 |
0,4 |
0 |
0 |
1 |
0,7 |
0 |
0 |
|
237 |
100,0 |
90 |
100,0 |
143 |
100,0 |
4 |
100,0 |
Практические медсестры |
||||||||
Допрофессионализм |
16 |
1,0 |
2 |
0,5 |
13 |
1,1 |
1 |
1,9 |
Адаптация к профессии |
90 |
5,4 |
16 |
4,1 |
71 |
5,8 |
3 |
5,8 |
Самоактуализация |
113 |
6,8 |
10 |
2,6 |
95 |
7,8 |
8 |
15,4 |
Своб. владение профессией |
1402 |
84,3 |
351 |
90,4 |
1012 |
82,7 |
39 |
75,0 |
Суперпрофессионализм |
25 |
1,5 |
8 |
2,1 |
17 |
1,4 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0,1 |
1 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
16 |
0,9 |
0 |
0 |
15 |
1,2 |
1 |
1,9 |
|
1663 |
100,0 |
388 |
100,0 |
1223 |
100,0 |
52 |
100,0 |
Средний медперсонал в целом |
||||||||
Допрофессионализм |
18 |
0,9 |
3 |
0,6 |
13 |
1,0 |
2 |
3.6 |
Адаптация к профессии |
102 |
5,4 |
21 |
4,4 |
78 |
5,7 |
3 |
5,4 |
Самоактуализация |
129 |
6,8 |
15 |
3,1 |
105 |
7,7 |
9 |
16,1 |
Своб. владение профессией |
1607 |
84,6 |
429 |
89,8 |
1137 |
83,2 |
41 |
73,1 |
Суперпрофессионализм |
26 |
1,4 |
9 |
1,9 |
17 |
1,2 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0 |
1 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
17 |
0,9 |
0 |
0 |
16 |
1,2 |
1 |
1,8 |
|
1900 |
100 |
478 |
100,0 |
1366 |
100,0 |
56 |
100.0 |
Как явствует из таблицы, организаторы сестринского дела чаще оценивают свой профессионализм как более высокий по сравнению с рядовыми медсестрами.
Относительно же связи данного показателя с удовлетворенностью - тенденции в среде СМП сходны с врачебными. В группе СМП среди неудовлетворенных специалистов число находящихся на этапе свободного владения профессией составляет 73,1%, среди частично удовлетворенных повышается до 83,2% и в группе полностью удовлетворенных специалистов составляет уже 89,8%. Эта же тенденция прослеживается как в группе практических медсестер (75,0–82,7-90,4% соответственно), так и организаторов сестринского дела (50,0-84,7-86,6% соответственно).
Все тенденции взаимосвязи этих показателей прослеживаются и в целом по выборке, доля лиц с оценкой своего этапа как высокопрофессионального (свободное владение профессией) повышается по мере повышения удовлетворенности - 70,6–78,9-86,1% соответственно (табл. 5).
Таблица 5
Самооценка медицинским персоналом этапа своего профессионального развития
(в зависимости от степени удовлетворенности трудом)
Этап профессионализма |
Медицинский персонал |
|||||||
в целом |
в том числе по степени удовлетворенности трудом |
|||||||
полностью удовлетворены |
частично удовлетворены |
не удовлетворены |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Врачебный персонал |
||||||||
Допрофессионализм |
7 |
1,2 |
2 |
1,6 |
5 |
1,1 |
0 |
0 |
Адаптация к профессии |
81 |
13,5 |
12 |
8,7 |
67 |
14,8 |
2 |
16,7 |
Самоактуализация |
96 |
15,9 |
20 |
14,5 |
73 |
16,1 |
3 |
25,0 |
Своб. владение профессией |
409 |
67,8 |
101 |
73,6 |
301 |
66,3 |
7 |
58,3 |
Суперпрофессионализм |
7 |
1,2 |
2 |
1,6 |
5 |
1,1 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
1 |
0,2 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
2 |
0,3 |
0 |
0 |
2 |
0,4 |
0 |
0 |
|
603 |
100,0 |
137 |
100,0 |
454 |
100,0 |
12 |
100,0 |
Средний медицинский персонал |
||||||||
Допрофессионализм |
18 |
0,9 |
3 |
0,6 |
13 |
1,0 |
2 |
3.6 |
Адаптация к профессии |
102 |
5,4 |
21 |
4,4 |
78 |
5,7 |
3 |
5,4 |
Самоактуализация |
129 |
6,8 |
15 |
3,1 |
105 |
7,7 |
9 |
16,1 |
Своб. владение профессией |
1607 |
84,6 |
429 |
89,8 |
1137 |
83,2 |
41 |
73,1 |
Суперпрофессионализм |
26 |
1,4 |
9 |
1,9 |
17 |
1,2 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
1 |
0 |
1 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
17 |
0,9 |
0 |
0 |
16 |
1,2 |
1 |
1,8 |
|
1900 |
100 |
478 |
100,0 |
1366 |
100,0 |
56 |
100.0 |
Медперсонал в целом |
||||||||
Допрофессионализм |
25 |
1,0 |
5 |
0,8 |
18 |
1,0 |
2 |
2,9 |
Адаптация к профессии |
183 |
7,3 |
33 |
5,4 |
145 |
8,0 |
5 |
7,4 |
Самоактуализация |
225 |
9,0 |
35 |
5,7 |
178 |
9,8 |
12 |
17,6 |
Своб. владение профессией |
2016 |
80,5 |
530 |
86,1 |
1438 |
78,9 |
48 |
70,6 |
Суперпрофессионализм |
33 |
1,3 |
11 |
1,8 |
22 |
1,2 |
0 |
0 |
Непрофессионализм |
2 |
0,1 |
1 |
0,2 |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
Не смогли оценить |
19 |
0,8 |
0 |
0 |
18 |
1,0 |
1 |
1,5 |
|
2503 |
100,0 |
615 |
100,0 |
1820 |
100,0 |
68 |
100,0 |
Специалисты, не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью, чаще находятся на этапе самоактуализации (17,6% в целом, 16,1% среди сестринского персонала и 25,0% среди врачебного). При уточняющем анализе выявлено, что во врачебной когорте эти специалисты в основном молодого возраста, которые только начали свою врачебную деятельность, и данный этап является естественным по времени в их развитии.
Выводы:
- Большая часть специалистов психиатрической службы определяют свой этап профессионального развития как свободное владение профессией - 80,5%.
- Среди врачей этот показатель достоверно ниже среднего по выборке - 67,8% (p<0,001 при t=6,1717), среди СМП - достоверно выше - 84,6% (p<0,01 при t=3,5225). Во врачебной группе такое снижение происходит за счет смещения доли респондентов в группы этапа адаптации к профессии и самоактуализации в ней. Организаторы здравоохранения и сестринского дела более высоко оценивают свой этап профессионального развития, чем практические врачи и медсестры.
- По гендерным особенностям выявлено, что мужчины более критичны к своему уровню профессионального развития. Оценили свой профессиональный этап как свободное владение профессией 67,9% мужчин, что достоверно отличается как от средних данных (80,5%, p<0,001), так и от показателей в группе женщин (82,2%, p<0,001).
- Выявлена прямая зависимость между повышением уровня удовлетворенности трудом и уровнем самооценки этапа профессионального развития. Специалисты, не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью, чаще находятся на этапе самоактуализации (17,6% в целом, 16,1% среди сестринского персонала и 25,0% среди врачебного).
- Анализ и учет данных особенностей является одним из ресурсов кадровой работы в здравоохранении. Эффективное становление в профессии, мотивация специалистов на совершенствование позволят повысить их уровень удовлетворенности трудом и закрепить молодые кадры в медицине.