Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования существенно затрагивает организацию всего учебного процесса, так как характеризуется сложными, противоречивыми тенденциями, не может носить автономный характер и в значительной степени подвержена влиянию ряда факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий, которые в значительной мере обусловлены возрастанием важности стремления обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного общемировым и национальным социокультурным потребностям. Следовательно, одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для воспитания высокообразованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, обладающих мобильностью, динамизмом и конструктивностью, то есть формирования конкурентоспособной личности с развитым чувством ответственности за судьбу страны. Указанные выше качества личности, безусловно, связаны между собой, хотя формируются различными способами и методами, в разном возрасте и определенных условиях. Некоторые из них следует формировать ещё в школе, другие в вузе, но только при условии систематического включения обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность.
Для обеспечения выполнения этих целей идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных и инновационных технологий, создании и развитии единой информационной образовательной среды, с широким применением активных методов обучения. Активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения актуализирована при инновационной организации обучения. Инновационные технологии называют активными, так как обучающий вместо информатора выполняет роль направляющего, а сама информация не цель, а лишь средство для освоения действий. Особую актуальность приобретают интерактивные методы обучения, способствующие развитию личности в процессе свободной и творческой деятельности, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат (Гончарова О.В.).
В.А. Крутилин считает, что «интерактивное обучение» – это:
- обучение, которое предполагает взаимодействие обучающихся между собой и учителем (может быть непосредственным и опосредованным), позволяющее реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности;
- процесс общения «на равных», при котором все участники готовы обмениваться друг с другом информацией, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения в видении проблемы;
- обучение, включающее в себя анализ реальных проблем и ситуаций окружающей действительности (неинтересное, неактуальное учебное задание не способно вызвать интерес у учащихся) [3].
По мнению А.Ю. Прилепо, интерактивные методы обучения – это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [7].
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов. В основе данной технологии лежат идеи свободного воспитания американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика, которые предлагали строить обучение через деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом направлении знаний. В настоящий момент метод проектов является интегрированным компонентом системы образования и имеет своей целью предоставить учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Данная педагогическая технология предполагает комплекс методов (исследовательских, поисковых, проблемных) для развития рефлекторного мышления, суть которого заключается в постоянном поиске, анализе, проверке достоверности фактов и, как итог, предоставлении полученного продукта на публичное обсуждение. Как правило, чаще всего, конечным результатом проектной деятельности является участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах. Среди преимуществ данной технологии следует назвать предоставление возможности достаточно среднему ребенку раскрыть свой нереализованный потенциал на практически любом этапе учебной деятельности в школе и при изучении практически любой части учебной дисциплины. Одновременно участник подобного интеллектуального состязания приобретает навыки определенных коммуникативных умений, воспитывает в себе упорство, учится самоконтролю – столь необходимые качества для реализации и представления своего исследования на конкурсе или конференции.
Основные проблемы, сдерживающие распространение метода проектов в общеобразовательных учреждениях, состоят в сложности координирования проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задачи так, чтобы можно было использовать стереотипные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий. Однако именно данная технология позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, так как ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся, выполнение проектной работы требует от исполнителей именно творчества, а не простого воспроизводства информации, побуждая самостоятельно конструировать свои умения ориентироваться в информационном пространстве, поскольку задания всегда содержат больший или меньший элемент неизвестности, следовательно, дают возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-исследовательские. В старших классах более применимы, на мой взгляд, практико-исследовательские проекты. Они имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.
К примеру, мы с учащимися 10 класса осуществили проект «Экологически чистые продукты», который можно отнести к групповому практико-исследовательскому типу. В ходе выполнения работы были выполнены следующие мероприятия: формирование целей проекта, подбор «продуктовой корзины» для исследования, анализ количественного и качественного состава отобранных продуктов питания, проведение социологического опроса, представление результатов на конференции. Реализация проекта стала возможна благодаря поддержке Липецкой лаборатории гигиены питания и при взаимодействии гимназии с Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина, на базе которого провели химические замеры вредных добавок и количества витаминов в них. В ходе нашего исследования мы также провели социологический опрос с целью выяснить специфические факторы и качества продуктов питания, влияющие на спрос этих продуктов у покупателей – жителей нашего города. Нами опрошено 300 человек разного возраста, социального положения и с разным доходом (родственники, соседи, знакомые). Результаты диагностики показали, что только 12 % людей в первую очередь обращают внимание на свойства упаковки. 24 % учитывают при покупке товара срок хранения. 28 % обращают внимание на производителя. На 38 % оказывает влияние реклама. 48 % предпочитают продукты без консервантов. 69 % в первую очередь при покупке руководствуются ценой. И 92 % опрошенных нами людей хотели бы покупать экопродукты. Это комплексный межпредметный проект, который затрагивает вопросы экологии человека и требует продолжения исследования на более высоком научном уровне.
В системе высшего образования исследовательско-проектная деятельность обучающихся должна продолжаться, стать важным компонентом учебно-воспитательного процесса и характеризоваться междисциплинарным подходом, включающим в себя нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личностных черт человека. Данный вид деятельности как условие развития самоопределяющейся личности, формулирующей познавательно преобразующие отношения к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми, является наиболее адекватной условиям вуза формой учебного сотрудничества.
Следует отметить, что технология проектной деятельности, ориентированная на обучение в средней школе, достаточно хорошо разработана, однако, применяя ее в вузе, следует вносить серьезные коррективы с учетом специфичности самого учебного процесса высшей школы, возрастных особенностей и индивидуальных возможностей студентов, а также профессиональной направленности обучающихся. «Их проекты могут ограничиваться временем одного занятия или нескольких месяцев. Они предполагают взаимосвязанные действия (на координационном и соподчиненном уровнях) на всех стадиях проекта: рефлексии, разработки задания или самого проекта, его реализации, самооценки, экспертной оценки и презентации» [2].
Студенческая проектная деятельность может быть направлена на достижение когнитивных, деятельностных, творческих и других целей. Когнитивные цели реализуются через работу с литературой, эксперимент, обобщение и выводы. Это наиболее простые исследовательские проекты, ориентированные на обучающихся со средним или низким уровнем подготовки. Более сильным студентам можно предложить выполнить более глубокие исследования, преследующие помимо когнитивных деятельностные и творческие цели, основанные на самоорганизации, умении планировать свою деятельность, возможности создания компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, а также умении изложить полученные результаты и, при необходимости, вступить в дискуссию.
Рассмотрим, к примеру, один из исследовательских проектов с когнитивными целями, реализованным студентами института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, под названием «Влияние косметических средств на организм человека», и направленного на сравнительный анализ химического состава выбранных продуктов, а также мониторинга потребительских предпочтений, в котором приняли участие 100 девушек в возрасте 18–22 лет. Идея проекта принадлежала самим студентам, а преподаватель выступал лишь в роли координатора, консультанта или наблюдателя. Изначально была выдвинута гипотеза, сформулированы цели и задачи, разработаны основные положения проекта, составлена анкета для мониторинга общественного мнения. Основные вопросы анкеты были направлены на выявление наиболее часто используемой категории косметических средств, а также самого популярного бренда. Все эти этапы проходили при консультативно-координационной помощи преподавателя. Далее студенты самостоятельно провели анализ состава косметических продуктов, опрос респондентов, обработали и структурировали полученную информацию, сделали выводы. Выполнение данного проекта позволило выявить среди распространенных косметических средств те, которые могут представлять опасность для здоровья и найти им более безопасную альтернативу. Итоги исследовательского проекта были представлены на VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016», г. Москва, а также в ежегодном региональном конкурсе «Экология для всех», г. Елец. Несмотря на незамысловатость идеи и простоту исполнения данный вид проектной деятельности способствовал развитию познавательных и коммуникативных компетенций, которые являются одними из основополагающих для будущего учителя начальных классов.
Метод проектов сочетает в себе совокупность проблемных, поисковых и исследовательских методов, вследствие чего формируются рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, информационные и презентационные умения, а также оценочная самостоятельность (самооценка, оценка коллег).
Со студенткой третьего курса, обучающейся по направлению адаптивная физкультура Елецкого государственного университета, мы осуществили проект «Элементы экологического образования в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте для дошкольников с диагнозом ДЦП», основанного на принципе проблемности и реализующего все три цели проектной деятельности высшей школы – когнитивной, творческой и деятельностной. Этот проект осуществлялся в течение 9 месяцев с сентября по май в МКОУ СОШ №10 «М. Монтессори» г Ефремова. Определив цели и задачи, способствующие их достижению, был разработан «индивидуальный маршрут» для каждого ребенка с учетом их индивидуальных особенностей и спрогнозированы желаемые результаты, после чего весь материал представлен для ознакомления родителям детей. Получив семейную поддержку, мы приступили к работе. В «индивидуальном маршруте» было условно выделено три части:
1. Работа, направленная на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности – формирование экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой в процессе коррекции и развитии сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП. На этом этапе с ребятами проводилась Арт-терапия «Оригами объектов неживой и живой природы», игры на развитие восприятия цвета и величины «Собери букет», «Самый высокий – самый низкий» и др.
2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. Детям предлагались игры «Пальчиковый театр», конструктор ЛЕГО, упражнения «Управление эмоциями».
3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. На этом этапе индивидуального маршрута осуществлялись такие же мероприятия, как на предыдущих двух, но с усложнением, например, «Найди такой же предмет», «Разрезанные картинки», «Незаконченные рисунки» и др. Также, в конце каждого занятия обязательно проводились релаксационные игры и упражнения, которые направлены на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
Нашими предполагаемыми результатами было повышение познавательной активности и работоспособности ребенка. По окончании проекта мы, родители и педагоги, действительно, наблюдали повышение интереса детей к совместной деятельности со взрослым, развитие у них потребности в общении посредством речи, а также повышения устойчивости внимания. Данный проект имеет большое значение, так как осуществлялся в совокупности с другими приемами обучения, такими как технология развития критического мышления, технология рейтинговой оценки результатов и др., что очень важно для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по работе с детьми, имеющими физические отклонения. Этот проект принял участие в Международном конкурсе творческих работ «Все в твоих руках».
«Проектное обучение в вузе – это не только одна из интерактивных форм обучения, представляющая собой внедрение частных проектов в учебную деятельность студентов. Это педагогическая технология, содержащая систему организационных, корректирующих и контролирующих действий педагога по созданию особых ситуаций для приобретения обучающимися нового личного опыта. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей будущего специалиста в профессиональном, социальном и личностном плане» [3]. Используя метод проектов в вузе, студенты получают возможность проявлять свою собственную инициативу, реализовывать замысел, учатся развивать исследовательские навыки, способности использовать и применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач, выдвигать проблему и находить пути ее решения, анализировать собранный материал. Проектная деятельность открывает перед каждым обучающимся возможность приобрести и сформировать собственные компетенции, столь необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности, а компетентность – это динамичное, самообновляющееся, способное к модернизации качество конкурентоспособного человека, которое закладывается еще в процессе школьного обучения, развивается в системе высшего образования и совершенствуется в трудовой деятельности, стремясь к высшей форме развития – профессиональному мастерству.