Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAINING OF VOLUNTEERS ACTIVITIES WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Priyatkina N.Y. 1
1 Ivanovo State University, Shuya branch
In the article the features of preparation of pedagogical high school students to volunteer work with children with disabilities. As the main target value of volunteering was seen to promote the intellectual, spiritual and moral development of the child's personality, the formation and expression of their personality, the accumulation of subjective experience of the individual and collaborative activities that contribute to successful socialization.Volunteer training system is carried out in the framework of a special course "Technology of the organization of volunteer activities with children with HIA" and aimed at forming positive attitudes in students to volunteer; organization of special education students the basics of volunteer work with children with disabilities; to attract students to the development and implementation of socially important educational projects; on approbation in volunteer activities for new forms of sports and recreation, cultural and educational work with children with disabilities and children with disabilities; to develop mechanisms of interaction with the university correctional schools and families bringing up children with disabilities and children with HIA. The result of training is the willingness of students to the implementation of voluntary activity, which is manifested in the ability to provide a positive educational impact on children with HIA, establish friendly relationships with children and colleagues, teamwork, the ability to organize and take action, games, cultural, educational and sports and recreation events.
volunteer
volunteering
children with disabilities
technology organization of volunteer activities with children with disabilities

Добровольческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является важным ресурсом в решении современных социальных проблем.  Под  волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [2].

Основную массу добровольцев составляет студенческая молодежь, поэтому  волонтерское движение также рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи, но в его организации и развитии имеются определенные трудности.

Так, практики волонтерской работы единодушно заявляют о проблеме недостаточной разработанности единой методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений. Поэтому требуется специальная подготовка волонтеров, готовых к реализации различных видов добровольческой деятельности.  В отличие от профессиональной подготовки  и развития компетентности  личностный рост добровольца - это процесс, обладающий большой самостоятельностью и внутренней мотивированностью [3]. Добровольческая деятельность формирует у молодежи,  кроме таких важных  качеств личности, как милосердие, сострадание, отзывчивость,  еще и качества, важные в будущей профессиональной деятельности: ответственность за порученное дело, инициативность, гуманное и толерантное отношение к другому человеку, трудолюбие.

Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности, как отмечает А.А. Шагурова, проявляется  в осознании и контроле собственных эмоций; стрессоустойчивости; смелости в принятии решений и развитии лидерских навыков [4].

Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.

Одним из значимых направлений волонтерской деятельности является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Именно педагогический вуз, где обучаются будущие учителя, является тем центром, который может осуществлять такую специальную подготовку волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования – разработать и реализовать программу подготовки волонтеров к осуществлению деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленной цели осуществляется через следующие направления работы:

·                    формирование позитивных установок у студентов на добровольческую деятельность;

·                    организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·                    привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально значимых педагогических проектов;

·                    апробация в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·                    разработка механизмов взаимодействия вуза с коррекционными школами и семьями, воспитывающими детей инвалидов и детей с ОВЗ.

На основе исследований Шевыревой Е.Г. и Игнатенко А.Г. можно обобщить  комплекс условий, обеспечивающих эффективность психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих волонтеров:

·                    мотивированность и направленность студентов на добровольческую деятельность;

·                    стимулирование социальной активности, проявления лидерских качеств волонтеров;

·                    развитость системы студенческого самоуправления;

·                    организация эффективной системы обучения студентов основам волонтерской деятельности;

·                    научно-методическое обеспечение процесса (социально-педагогические задачи, ситуации, игры, методическое пособие для элективного курса и проектирования возможных проблемных ситуаций, программы подготовки волонтеров и волонтерской деятельности) [5].

 В ходе реализации проекта «Мир движений – океан возможностей» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Шуйском филиале Ивановского государственного университета был организован волонтерский отряд «ВеГОС +» (Вечно Горимый Отряд Студентов). В состав отряда вошли 30 студентов факультета физической культуры направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», и направления подготовки «Адаптивная физическая культура». Базой проекта выступила ОКГОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат VIII вида», в которой обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Такая аномалия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера [1].

Для качественной подготовки студентов – будущих педагогов к осуществлению волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ был разработан спецкурс «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ», включающий такие программы, как «Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении  детей с ОВЗ», «Технология гигиенического воспитания и обучения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья», «Безопасное поведение в социуме», «Технология организации культурно-просветительской деятельности с детьми с ОВЗ».

 На организационном этапе реализации обучения будущих волонтеров были изучены мотивы студентов к занятию волонтерской деятельностью. В качестве основных причин  участия в волонтерском движении 30% студентов выбрали «чувство сострадания к нуждающимся людям», 40% - «решение конкретной задачи, поставленной в проекте», 20% студентов выбрали «формирование новых качеств личности», и 10% студентов намерены «получить новый взгляд на жизнь, людей, работу».

На вопрос «Почему вы заинтересовались  волонтерской деятельностью?» 50% студентов ответили «хочу помогать нуждающимся людям», 20% студентов «хотят научиться чему-то новому», 30% студентов связывают волонтерскую деятельность с детьми с ОВЗ с «возможностью развития профессиональных компетенций».

Из возможных ожиданий, связанных с волонтерской деятельностью, 50% студентов выбрали «формирование новых жизненных установок личности», 30% студентов надеются на «раскрытие и формирование волевых ресурсов личности», и 10% студентов высказали надежду на «распространение инновационной модели социально значимой деятельности молодежи», 10% - на «удовлетворение потребности контакта с новыми людьми».

На вопрос «Хотели бы Вы пройти подготовительное обучение?» все студенты высказали такую необходимость, хотя у 60% студентов уже был опыт, полезный для волонтерской деятельности.

Для дальнейшего стимулирования к добровольческой деятельности студентам были оформлены «Личные книжки волонтера», в которых будет отражаться накопленный опыт волонтерской деятельности.

Обучение волонтеров по программе «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ» основывалось на принципе интерактивности, т.е. обучение, совмещенное с реальными практическими делами. Волонтеры не просто обучались теоретически, но и сразу активно включались в работу. Целевым ориентиром для студентов-волонтеров служит положение - уйти от опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка: его мышления, воображения, находчивости и чувства юмора; формирование здорового образа жизни и мотивов социальной деятельности.

Освоение данной программы направлено на овладение волонтерами технологией организации и проведения добровольческих культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для данной категории детей и формирование диагностических и аналитических умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, определяющих успешность общения; методических и организационных умений и навыков, необходимых для осуществления волонтерской  деятельности, экспертных умений и навыков, направленных на систематизацию достигнутого в ходе волонтерства результата, его анализа и определения дальнейшей стратегии действий.

Содержание подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) носило междисциплинарный характер и включало в себя следующие необходимые компоненты: знание нормативно-правовой базы, регламентирующей волонтерскую деятельность; необходимый объем психолого-педагогических и медицинских знаний и умений для организации взаимодействия с такой категорией детей, проектирование возможных проблемных ситуаций и способов их решения, владение технологией подготовки и проведения культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных программ и мероприятий.

Приоритетными  формами  работы с волонтерами были лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, анкетирование.

На лекционных занятиях студенты изучали физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ,  теоретические основы  выбора педагогических технологий  волонтерской деятельности c такой категорией детей, основные признаки, их классификацию, структуру и возможности применения. Методика организации и проведения сюжетно-ролевых, имитационных, спортивных, познавательных и развлекательных игр, благотворительных мероприятий, праздников, образовательных экскурсий, походов, творческих мастерских по интересам.

На практических занятиях рассматриваются основы педагогической режиссуры при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских мероприятий для детей с ОВЗ. Используются приемы визуализации, вербализации, презентации, обратной связи, методов «мозгового штурма» и «мозговой атаки», методика разработки и реализации социального проекта для детей с ОВЗ. В основу деятельности студентов–волонтеров были положены следующие принципы: «Смотреть не на проблему, а в глаза ребенку, принимать его таким,  какой он есть», «Больше общаться, больше совместных дел (не  делать за ребенка, а с ребенком)», «Показать ребенку себя и свой мир (быть воспитанными, добрыми, понимающими)», «Быть искренними с этими детьми».

В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности ребенка, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Обязательной формой подготовки будущих волонтеров являлись тренинги: «Организация  группового взаимодействия», «Как организовать мероприятие для детей с ОВЗ», «Сила игры в радости», «Творческая мастерская», «Проектировочная мастерская».

 Оценка качества освоения студентами спецкурса осуществлялась в форме презентации группового проекта программы.  Программа «Двигаемся вместе» включала разработку комплекса ежедневных физических упражнений для детей.

Программа «Праздник игры и  спорта» включала проведение сезонных специальных спартакиад и соревнований для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа «Безопасное колесо» направлена на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах, профилактику детского дорожного травматизма, здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Как прекрасен этот мир» направлена на духовно-нравственное и эстетическое  развитие детей: культурно-досуговые и просветительские мероприятия, конкурсы, праздники.

 В период реализации проекта с помощью студентов-волонтеров проводились ежедневные физкультурные занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, организованы  ряд спортивных праздников,  военно-спортивная игра «Зарница», областная специальная спартакиада «Мир движений», эстафета «Безопасное колесо», волонтерские акции «День Наума Грамотника», «Рождественская звезда», «Пасхальный сувенир» и др.

Участие в волонтерской деятельности способствовало активной исследовательской и проектной  деятельности студентов. В 2015–2016 гг.  студенты волонтерского отряда «ВеГОС+» выполняли  исследовательские задания, представляли результаты своих исследований  на научных конференциях, участвовали в конкурсах проектов, выбирали темы курсовых и дипломных  работ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Все эти аспекты свидетельствуют о том, что волонтерская деятельность способствует успешному формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.

Результатом подготовки студентов педагогического вуза  к волонтерской  деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья является готовность волонтеров  к установлению педагогически целесообразного взаимодействия с данной категорией детей, проявляющаяся   в умении оказывать положительное воспитательное влияние на детей,  способствовать их успешной социализации; в умении работать в команде; инициировать проведение волонтерских акций, умении методически грамотно организовать и провести культурно-просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особый акцент необходимо сделать на развитие у волонтеров в процессе практико-ориентированной подготовки таких личностных качеств, как гуманность, милосердие, вовлеченность, исполнительность, толерантность, активная жизненная позиция, эмпатия.

Таким образом, целенаправленно организованная и содержательная подготовка волонтеров способствует   эффективной добровольческой деятельности.