Проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов, закрепления их в учреждениях образования не нова. Ежегодно десятки тысяч выпускников педагогических вузов вливаются в сферу образования. Исследования показывают, что начальный этап вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряжённостью, важностью для личного и профессионального развития начинающего педагога.
Изучая процесс перехода на новые образовательные стандарты в различных образовательных учреждениях, прежде всего, в школах, мы пришли к выводу: успешная профессиональная адаптация молодых учителей, обеспечивающая его готовность к изменениям, – одно из главных условий реализации ФГОС.
Опираясь на вышесказанное, а также на теоретический и практический исследовательский материал, мы разработали Программу психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей «Школа молодого педагога». Программа составлена с учётом анализа уже имеющихся научных разработок по схожей тематике [3].
Логика построения Программы обусловлена ведущими идеями, являющимися концептуальной основой подхода к педагогической компетентности. Обучение по Программе может рассматриваться как интегративный элемент в деятельности молодого специалиста.
По мнению А.Г. Асмолова, основой проектирования стандартов общего образования, отвечающих стратегии социокультурной модернизации образования, является системно-деятельностный подход [1, с. 24-25]. Наша экспериментальная программа включает в себя комплекс мероприятий, способствующих повышению квалификации молодого учителя до уровня, на котором он был бы способен моделировать собственную профессиональную деятельность с учётом требований, предъявляемых ФГОС.
Программа рассчитала на один учебный год и включает в себя следующие блоки:
I. Диагностический мониторинг, способствующий разрешению ситуации неопределённости и отражающий развитие личности педагога по трём аспектам:
a) профессиональный (изучение педагогического опыта, теоретической и методической подготовки учителя, оценки уровня профессиональной дезадаптации):
- изучение методических материалов и учебных программ молодых учителей;
- навыки применения ими разнообразных педагогических технологий;
- методика анализа результативности урока в контексте требований ФГОС [2, с. 37-45];
- опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» О.Н.Родиной и М.А.Дмитриевой [5];
b) поведенческий (анализ эмоционально-волевой сферы личности, изучение профессиональной мотивации):
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [4];
- методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса;
- индивидуальные беседы, направленные на выявление групп ценностей, мотивов, целеполагания молодых учителей;
c) личностный (изучение самооценки, предрасположенности к психоэмоциональному выгоранию молодых учителей путем выявления ими педагогических и психологических затруднений в своей работе):
- методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;
- анкетирование «Самооценка профессиональной деятельности учителя».
Следует отметить, что разрешение ситуации неопределённости, связанной с профессиональной адаптацией педагогов, будет максимально эффективным в том случае, если её цели, задачи и методы будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценки, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательна на каждом этапе деятельности учителя. Это помогает выявить те направления его деятельности, которые требуют коррекции.
II. Годовой план работы администрации и наставников с новоприбывшими учителями (знакомство с правилами внутреннего распорядка школы, должностными инструкциями, взаимопосещение уроков, инструктаж о ведении нормативной документации, подбор методической литературы, беседы и консультации и т.п.).
Цель: оказание помощи молодым специалистам и вновь прибывшим учителям при адаптации в педагогическом, ученическом и родительском коллективах; оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим и вновь прибывшим учителям.
Задачами плана являются:
1. Выявление уровня профессиональной подготовки.
2. Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы.
3. Оказание практической помощи молодым специалистам в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися.
4. Обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики.
5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6. Создание условий для саморазвития.
III. Семинары-митапы по модулям:
1. Модуль «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности».
2. Модуль «Современные педагогические технологии».
3. Модуль «Педагогика творческого саморазвития».
4. Модуль «Методическая компетентность учителя».
5. Модуль «Имидж современного педагога».
В каждом из модулей предлагается комплекс мероприятий, направленных на преодоление профессиональной дезадаптации молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов, в частности:
- внесение ясности в требования, предъявляемые новыми ФГОС;
- развитие навыков осуществления урочной и внеурочной деятельности в контексте требований новых образовательных стандартов (переход к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, формирование универсальных учебных действий, использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред, формирование метапредметных результатов обучения, проектная деятельность);
- повышение уровня компетентности в стратегии контроля знаний: проверять не то, что легче проверить, а наиболее важное; проверять не воспроизведение, а владение знаниями в различных ситуациях; проверять способность найти и понять новую информацию;
- повышение уровня компетентности в стратегии оценивания знаний: использование традиционных и инновационных оценочных средств, выявление динамики личностного развития, сочетание систем внутреннего и внешнего оценивания, применение накопительной системы оценки индивидуальных достижений, использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
- повышение уровня профессиональной мотивации, сниженной на фоне высоких требований, предъявляемых к молодому учителю, и большого объёма отчётной документации;
- нормализация процессов саморегуляции молодого учителя в условиях изменений уровня ответственности в работе;
- повышение самооценки, сниженной в ситуации стресса начального этапа профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, низкого материального уровня начинающего учителя;
- снижение уровня профессионального выгорания, вызванного повышенной учебной нагрузкой, расширением спектра обязанностей, эмоциональным перенапряжением.
- Разрабатывая содержание модулей, мы исходили из того, что структура семинаров должна быть предельно адекватна значимым потребностям участников образовательного процесса. В основе проведения совместной групповой работы лежат следующие положения:
- организуя взаимодействие участников, деятельность группы, мы исходим из потребностей участников и общей цели группы;
- новые понятия не предлагаются в готовом виде, модератор создаёт условия для поиска решения, когда действия участников рассматриваются как шаги к достижению общей цели;
- все найденные решения (признаки, определения) фиксируются модератором и сохраняются для дальнейшей работы с ними участников;
- модератор фиксирует в ходе групповой работы ситуации противоречия между имевшимся и найденным, гипотезой и результатом, отмечает как положительный результат ситуацию, когда участники обнаруживают недостаточность имеющегося знания (определения, решения);
- модератор поддерживает все высказывания (предложения, гипотезы, вопросы), имеющие отношение к обсуждаемой теме вне зависимости от того, совпадают ли они с его собственным мнением;
- модератор при обсуждении различных точек зрения участников обостряет дискуссию так, чтобы предположения, позиции, мнения участников выступали предельно ясно и контрастно;
- все найденные признаки, определения, решения оцениваются на предмет их эвристической ценности, модератор создаёт условия для определения границ применимости найденных решений, предлагает к обсуждению коллизии, парадоксы, задания-ловушки;
- модератор обращается к личному опыту участников, рассматривая его как ценный ресурс для достижения общей цели группы.
Этапы работы на семинарах-митапах строятся в соответствии с системно-деятельностным подходом.
Таблица 1
Структура семинара-митапа
|
Этапы |
Методы |
1. |
Актуализация тематики встречи. |
Майевтический диалог («метод Сократа»). |
2. |
Определение ожиданий участников, формулировка запросов. |
Майевтический диалог. |
3. |
Постановка проблемы (описание феноменологического поля – выявление противоречия – определение недостатка – определение искомого). |
Дискуссия, коллизия, майевтический диалог, парадокс, риторический вопрос и другие методы критического мышления. |
4. |
Поиск решения. |
Мозговой штурм, технология критического мышления, дискуссия, исследование проблем в микрогруппах, ролевая игра, использование элементов педагогической мастерской. |
5. |
Проверка эвристического потенциала решения. |
Наводящие вопросы, майевтический диалог. |
6. |
Рефлексия. |
Рефлексивные вопросы, рефлексивные таблицы. |
Разработка предлагаемой программы велась в соответствии с принципами:
• Научности: педагогика и психология представлены как развивающаяся система, имеющая связь с другими науками;
• Практической ориентации: отбирается содержание, направленное на решение практических психолого-педагогических задач;
• Культуросообразности: используются научные знания, соответствующие современному состоянию культуры;
• Модульности: суть этого принципа заключается в том, что внутри содержания выделяются модули, которые в зависимости от уровня подготовки слушателей и образовательной ситуации могут в структуре курса располагаться по-разному и наполняться разным содержанием.
IV. Программа психологических тренингов, направленная на содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей, помощь в установлении эмоционального контакта с коллективом, создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений, отработку различных способов межличностного восприятия, осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку, предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Тренинговая работа осуществляется совместно с работой семинаров-митапов, в зависимости от особенностей, запросов и потребностей группы. Упражнения структурируются по трём аспектам развития личности: поведенческому, профессиональному и личностному.
Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает специально отведённые часы на самостоятельную работу начинающих учителей и их индивидуальную работу со специалистами. Для ознакомления с педагогическим опытом и анализа возможных ошибок в профессиональной деятельности молодого учителя предполагается взаимопосещение уроков.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В рамках каждого этапа реализации Программы предполагается совместная многоступенчатая и разноплановая работа администрации, социально-психологической службы, представителей окружного методического центра, опытных учителей-коллег с молодыми учителями. Образовательный процесс выстраивается на основе различных форм организации учебной деятельности: лекций, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, диспутов, круглых столов, педагогических и имитационных игр. Методы сопровождения профессиональной адаптации коррелируют с методами саморазвития.
Итоговый контроль по содержательным модулям данной программы обеспечивает первое направление аттестации. Рекомендуемой формой итогового контроля является собеседование по психологии. Кроме того, возможно проведение открытого зачёта.
В течение 2014–2015 учебного года Программа психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей «Школа молодого педагога» была успешно внедрена в управленческую подструктуру организации инновационной деятельности трёх школ г. Москвы, что позволило нам проверить её эффективность.
Для статистического подсчёта и сравнительно-сопоставительного анализа данных использовался -критерий («хи-квадрат критерий»). Представим данные статистического анализа в таблице 2.
Таблица 2
Сводные результаты статистического анализа
№ п/п |
Показатели |
Значения |
||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
||
1. |
Анализ результативности урока в контексте требований ФГОС |
7,01 |
26,21 |
9,21 |
2. |
Оценка профессиональной дезадаптации |
5,93 |
13,11 |
11,34 |
3. |
Выявление стиля саморегуляции поведения |
|
|
|
|
a) планирование |
1,57 |
12,1 |
9,21 |
|
b) моделирование |
0,18 |
1,5 |
9,21 |
|
c) программирование |
0,56 |
4,3 |
9,21 |
|
d) оценка результатов |
0,17 |
3,2 |
9,21 |
|
e) гибкость |
0,12 |
0,07 |
9,21 |
|
f) самостоятельность |
0,05 |
4,41 |
9,21 |
4. |
Диагностика мотивации к достижению успеха |
4,64 |
4,15 |
11,34 |
5. |
Определение психического выгорания |
|
|
|
|
a) индекс психического выгорания |
0,74 |
12,43 |
9,21 |
|
b) уровень психоэмоционального истощения |
1,8 |
1,04 |
9,21 |
|
c) уровень личностного отдаления |
0,05 |
1,68 |
9,21 |
|
d) уровень профессиональной мотивации |
0,19 |
3,78 |
9,21 |
6. |
Самооценка профессиональной деятельности учителя |
|
|
|
|
a) анализ педагогической деятельности |
2,2 |
5,59 |
6,64 |
|
b) планирование |
2,1 |
12,03 |
6,64 |
|
c) организация |
1,63 |
4,28 |
6,64 |
|
d) контроль и коррекция |
1,63 |
11,8 |
6,64 |
|
e) владение технологией современного урока |
2,69 |
7,7 |
6,64 |
Исходя из результатов сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что профессиональная адаптация молодых учителей носит гетерохронный характер. Однако в процессе реализации экспериментальной программы сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в условиях реализации новых образовательных стандартов в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в уровне успешности начинающих педагогов по таким показателям, как: результативность урока в контексте требований ФГОС, уровень профессиональной дезадаптации, саморегуляция поведения, психическое выгорание, самооценка профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод: своевременная реализация комплекса вышеуказанных мероприятий, а также ответственный, компетентностный подход социально-психологической службы, руководителей образовательного учреждения и самого молодого учителя обеспечивают успешное психолого-педагогического сопровождение его адаптации к профессиональной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов.