Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FROM EXPERIENCE OF MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE YOUNG TEACHER IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Dubitskaya E.A. 1 Sotnikova M.S. 1
1 Moscow state pedagogical University
In article the problem of professional adaptation of the young teacher is staticized. The author has offered the experimental program representing a complex of the actions promoting overcoming of difficulties of professional adaptation of young teachers and increase of their qualification to level on which they would be capable to model own professional activity taking into account requirements imposed on FGOS. The program will include diagnostic monitoring, the annual plan of work of administration and mentors with newly arrived teachers, seminars-mitapy on modules, and also the psychological trainings directed to assistance of successful social and psychological adaptation of young teachers. The comparative and comparative analysis of the results of diagnostics received before implementation of the experimental program is allowed to state that professional adaptation of young teachers has heterochronic character. However in implementation process of the program for separate indicators in experimental group positive dynamics in the level of success of the beginning teachers, in comparison with control group was observed. Thus, it is possible to draw a conclusion on efficiency of the offered actions in the context of psychology and pedagogical maintenance of professional adaptation of young teachers in sales terms of new educational standards
professional adaptation
new educational standards
psychology and pedagogical maintenance
young teacher

Проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов, закрепления их в учреждениях образования не нова. Ежегодно десятки тысяч выпускников педагогических вузов вливаются в сферу образования. Исследования показывают, что начальный этап вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряжённостью, важностью для личного и профессионального развития начинающего педагога.

Изучая процесс перехода на новые образовательные стандарты в различных образовательных учреждениях, прежде всего, в школах, мы пришли к выводу: успешная профессиональная адаптация молодых учителей, обеспечивающая его готовность к изменениям, – одно из главных условий реализации ФГОС.

Опираясь на вышесказанное, а также на теоретический и практический исследовательский материал, мы разработали Программу психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей «Школа молодого педагога». Программа составлена с учётом анализа уже имеющихся научных разработок по схожей тематике [3].

Логика построения Программы обусловлена ведущими идеями, являющимися концептуальной основой подхода к педагогической компетентности. Обучение по Программе может рассматриваться как интегративный элемент в деятельности молодого специалиста.

По мнению А.Г. Асмолова, основой проектирования стандартов общего образования, отвечающих стратегии социокультурной модернизации образования, является системно-деятельностный подход [1, с. 24-25]. Наша экспериментальная программа включает в себя комплекс мероприятий, способствующих повышению квалификации молодого учителя до уровня, на котором он был бы способен моделировать собственную профессиональную деятельность с учётом требований, предъявляемых ФГОС.

Программа рассчитала на один учебный год и включает в себя следующие блоки:

I.  Диагностический мониторинг, способствующий разрешению ситуации неопределённости и отражающий развитие личности педагога по трём аспектам:

a)  профессиональный (изучение педагогического опыта, теоретической и методической подготовки учителя, оценки уровня профессиональной дезадаптации):

-                   изучение методических материалов и учебных программ молодых учителей;

-                   навыки применения ими разнообразных педагогических технологий;

-                   методика анализа результативности урока в контексте требований ФГОС [2, с. 37-45];

-                   опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» О.Н.Родиной и М.А.Дмитриевой [5];

b)  поведенческий (анализ эмоционально-волевой сферы личности, изучение профессиональной мотивации):

-                   опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [4];

-                   методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса;

-                   индивидуальные беседы, направленные на выявление групп ценностей, мотивов, целеполагания молодых учителей;

c)  личностный (изучение самооценки, предрасположенности к психоэмоциональному выгоранию молодых учителей путем выявления ими педагогических и психологических затруднений в своей работе):

-                   методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;

-                   анкетирование «Самооценка профессиональной деятельности учителя».

Следует отметить, что разрешение ситуации неопределённости, связанной с профессиональной адаптацией педагогов, будет максимально эффективным в том случае, если её цели, задачи и методы будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценки, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательна на каждом этапе деятельности учителя. Это помогает выявить те направления его деятельности, которые требуют коррекции.

II.   Годовой план работы администрации и наставников с новоприбывшими учителями (знакомство с правилами внутреннего распорядка школы, должностными инструкциями, взаимопосещение уроков, инструктаж о ведении нормативной документации, подбор методической литературы, беседы и консультации и т.п.).

Цель: оказание помощи молодым специалистам и вновь прибывшим учителям при адаптации в педагогическом, ученическом и родительском коллективах; оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим и вновь прибывшим учителям.

Задачами плана являются:

1.                  Выявление уровня профессиональной подготовки.

2.                  Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы.

3.                  Оказание практической помощи молодым специалистам в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися.

4.                  Обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики.

5.                  Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.

6.                  Создание условий для саморазвития.

III.      Семинары-митапы по модулям:

1.                  Модуль «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности».

2.                  Модуль «Современные педагогические технологии».

3.                  Модуль «Педагогика творческого саморазвития».

4.                  Модуль «Методическая компетентность учителя».

5.                  Модуль «Имидж современного педагога».

В каждом из модулей предлагается комплекс мероприятий, направленных на преодоление профессиональной дезадаптации молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов, в частности:

-                   внесение ясности в требования, предъявляемые новыми ФГОС;

-                   развитие навыков осуществления урочной и внеурочной деятельности в контексте требований новых образовательных стандартов (переход к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, формирование универсальных учебных действий, использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред, формирование метапредметных результатов обучения, проектная деятельность);

-                   повышение уровня компетентности в стратегии контроля знаний: проверять не то, что легче проверить, а наиболее важное; проверять не воспроизведение, а владение знаниями в различных ситуациях; проверять способность найти и понять новую информацию;

-                   повышение уровня компетентности в стратегии оценивания знаний: использование традиционных и инновационных оценочных средств, выявление динамики личностного развития, сочетание систем внутреннего и внешнего оценивания, применение накопительной системы оценки индивидуальных достижений, использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

-                   повышение уровня профессиональной мотивации, сниженной на фоне высоких требований, предъявляемых к молодому учителю, и большого объёма отчётной документации;

-                   нормализация процессов саморегуляции молодого учителя в условиях изменений уровня ответственности в работе;

-                   повышение самооценки, сниженной в ситуации стресса начального этапа профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, низкого материального уровня начинающего учителя;

-                   снижение уровня профессионального выгорания, вызванного повышенной учебной нагрузкой, расширением спектра  обязанностей, эмоциональным перенапряжением.

-                   Разрабатывая содержание модулей, мы исходили из того, что структура семинаров должна быть предельно адекватна значимым потребностям участников образовательного процесса. В основе проведения совместной групповой работы лежат следующие положения:

-                   организуя взаимодействие участников, деятельность группы, мы исходим из потребностей участников и общей цели группы;

-                   новые понятия не предлагаются в готовом виде, модератор создаёт условия для поиска решения, когда действия участников рассматриваются как шаги к достижению общей цели;

-                   все найденные решения (признаки, определения) фиксируются модератором и сохраняются для дальнейшей работы с ними участников;

-                   модератор фиксирует в ходе групповой работы ситуации противоречия между имевшимся и найденным, гипотезой и результатом, отмечает как положительный результат ситуацию, когда участники обнаруживают недостаточность имеющегося знания (определения, решения);

-                   модератор поддерживает все высказывания (предложения, гипотезы, вопросы), имеющие отношение к обсуждаемой теме вне зависимости от того, совпадают ли они с его собственным мнением;

-                   модератор при обсуждении различных точек зрения участников обостряет дискуссию так, чтобы предположения, позиции, мнения участников выступали предельно ясно и контрастно;

-                   все найденные признаки, определения, решения оцениваются на предмет их эвристической ценности, модератор создаёт условия для определения границ применимости найденных решений, предлагает к обсуждению коллизии, парадоксы, задания-ловушки;

-                   модератор обращается к личному опыту участников, рассматривая его как ценный ресурс для достижения общей цели группы.

Этапы работы на семинарах-митапах строятся в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Таблица 1

Структура семинара-митапа

 

Этапы

Методы

1.       

Актуализация тематики встречи.

Майевтический диалог («метод Сократа»).

2.       

Определение ожиданий участников, формулировка запросов.

Майевтический диалог.

3.       

Постановка проблемы (описание феноменологического поля – выявление противоречия – определение недостатка – определение искомого).

Дискуссия, коллизия, майевтический диалог, парадокс, риторический вопрос и другие методы критического мышления.

4.       

Поиск решения.

Мозговой штурм, технология критического мышления, дискуссия, исследование проблем в микрогруппах, ролевая игра, использование элементов педагогической мастерской.

5.       

Проверка эвристического потенциала решения.

Наводящие вопросы, майевтический диалог.

6.       

Рефлексия.

Рефлексивные вопросы, рефлексивные таблицы.

 

Разработка предлагаемой программы велась в соответствии с принципами:

•          Научности: педагогика и психология представлены как развивающаяся система, имеющая связь с другими науками;

•          Практической ориентации: отбирается содержание, направленное на решение практических психолого-педагогических задач;

•          Культуросообразности: используются научные знания, соответствующие современному состоянию культуры;

•          Модульности: суть этого принципа заключается в том, что внутри содержания выделяются модули, которые в зависимости от уровня подготовки слушателей и образовательной ситуации могут в структуре курса располагаться по-разному и наполняться разным содержанием.

IV.      Программа психологических тренингов, направленная на содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей, помощь в установлении эмоционального контакта с коллективом, создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений, отработку различных способов межличностного восприятия, осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку, предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.

Тренинговая работа осуществляется совместно с работой семинаров-митапов, в зависимости от особенностей, запросов и потребностей группы. Упражнения структурируются по трём аспектам развития личности: поведенческому, профессиональному и личностному.

Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает специально отведённые часы на самостоятельную работу начинающих учителей и их индивидуальную работу со специалистами. Для ознакомления с педагогическим опытом и анализа возможных ошибок в профессиональной деятельности молодого учителя предполагается взаимопосещение уроков.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В рамках каждого этапа реализации Программы предполагается совместная многоступенчатая и разноплановая работа администрации, социально-психологической службы, представителей окружного методического центра, опытных учителей-коллег с молодыми учителями. Образовательный процесс выстраивается на основе различных форм организации учебной деятельности: лекций, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, диспутов, круглых столов, педагогических и имитационных игр. Методы сопровождения профессиональной адаптации коррелируют с методами саморазвития.

Итоговый контроль по содержательным модулям данной программы обеспечивает первое направление аттестации. Рекомендуемой формой итогового контроля является собеседование по психологии. Кроме того, возможно проведение открытого зачёта.

В течение 2014–2015 учебного года Программа психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей «Школа молодого педагога» была успешно внедрена в управленческую подструктуру организации инновационной деятельности трёх школ г. Москвы, что позволило нам проверить её эффективность.

Для статистического подсчёта и сравнительно-сопоставительного анализа данных использовался -критерий («хи-квадрат критерий»). Представим данные статистического анализа в таблице 2.

Таблица 2

Сводные результаты статистического анализа

№ п/п

Показатели

Значения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1.       

Анализ результативности урока в контексте требований ФГОС

7,01

26,21

9,21

2.       

Оценка профессиональной дезадаптации

5,93

13,11

11,34

3.       

Выявление стиля саморегуляции поведения

 

 

 

 

a)      планирование

1,57

12,1

9,21

 

b)      моделирование

0,18

1,5

9,21

 

c)      программирование

0,56

4,3

9,21

 

d)     оценка результатов

0,17

3,2

9,21

 

e)      гибкость

0,12

0,07

9,21

 

f)       самостоятельность

0,05

4,41

9,21

4.

Диагностика мотивации к достижению успеха

4,64

4,15

11,34

5.

Определение психического выгорания

 

 

 

 

a)      индекс психического выгорания

0,74

12,43

9,21

 

b)      уровень психоэмоционального истощения

1,8

1,04

9,21

 

c)      уровень личностного отдаления

0,05

1,68

9,21

 

d)     уровень профессиональной мотивации

0,19

3,78

9,21

6.

Самооценка профессиональной деятельности учителя

 

 

 

 

a)      анализ педагогической деятельности

2,2

5,59

6,64

 

b)      планирование

2,1

12,03

6,64

 

c)      организация

1,63

4,28

6,64

 

d)     контроль и коррекция

1,63

11,8

6,64

 

e)      владение технологией современного урока

2,69

7,7

6,64

Исходя из результатов сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что профессиональная адаптация молодых учителей носит гетерохронный характер. Однако в процессе реализации экспериментальной программы сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в условиях реализации новых образовательных стандартов в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в уровне успешности начинающих педагогов по таким показателям, как: результативность урока в контексте требований ФГОС, уровень профессиональной дезадаптации, саморегуляция поведения, психическое выгорание, самооценка профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: своевременная реализация комплекса вышеуказанных мероприятий, а также ответственный, компетентностный подход социально-психологической службы, руководителей образовательного учреждения и самого молодого учителя обеспечивают успешное психолого-педагогического сопровождение его адаптации к профессиональной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов.