Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTEMPORARY FORMS OF PREVENTION AND CORRECTION OF MORAL ALIENATION OF STUDENTS

Malieva Z.K. 1
1 FSBEI HPE North Ossetia State University after K.L. Khetagurov
The problem of alienation of the individual from the traditional spiritual and moral values of humanism, patriotism, citizenship is one of the urgent problems of modern society. In the educational process of the university one of the ways to solve this problem is to organize of extracurricular educational activities aimed at the formation of valuable orientations of students. The novelty of the research is related to the detection and justification of the role of innovative forms of educational activities in the process of prevention and correction of students' moral alienation. The article reveals the essence and characteristics of the organization of Mercy actions and patriotic actions, BookCrossing, flashmob in the context of their influence on the formation of personal qualities of students. Is investigated the essence, characteristics use of the educational potential of historical reconstruction, sports and historical events. It is revealed the value of volunteer activities in the process of education of the humanistic values of of Mercy, generosity, tolerance, justice, responsibility. Is disclosed the role of of psychotherapeutic, psycho-social, the sensitive of trainings, contributing to the formation of social competence of students and correction of negative psychological states, which cause the alienation of: guilt, resentment, self-doubt, fear.
tournaments
volunteering
flashmob
historical reconstruction
charity actions
patriotic stock
bookcrossing
modern forms of of upbringing
moral alienation
upbringing
psychotherapeutic trainings
socio-psychological trainings
sensitive trainings

В современном мире проблема отчуждения личности от традиционных духовно-нравственных ценностей милосердия, человеколюбия, патриотизма, справедливости является одной из актуальных. Одним из путей решения данной проблемы является организация учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях. В процессе целенаправленной организации разнообразных видов деятельности – трудовой, общественно-политической, экологической, волонтерской, художественной, спортивной, формируются взгляды, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение обучающихся. В вузе одним из направлений решения проблемы морального отчуждения студентов является применение традиционных и инновационных форм воспитания.

Формы профилактики и коррекции морального отчуждения обучающихся представляют собой комплекс способов организации коллективной и индивидуальной деятельности, реализующейся в соответствии с педагогическими целями, задачами, принципами, подходами, методами и средствами.

Известно, что эффективность формирующего и преобразующего воспитательного воздействия определяется степенью возникающей ответной внутренней реакции на нее, стимулирующей собственную активность личности. Поэтому в качестве форм профилактики и коррекции морального отчуждения необходимо выбирать те, которые не только соответствуют педагогическим целям, но и затрагивают психоэмоциональную сферу обучающихся, побуждают их к самосовершенствованию своих личностных и профессиональных качеств [4].

В этом отношении эффективны традиционные формы воспитательной деятельности в вузе, такие как кураторские часы, круглые столы, кружки, секции, литературно-музыкальные композиции, соревнования, экскурсии [3]. Кроме этого, преодолению различных видов морального отчуждения студентов способствуют новые формы организации внеучебной деятельности, повышающие социальную активность. К ним относятся акции милосердия, патриотические акции, волонтерская деятельность, флешмобы, исторические реконструкции, турниры, тренинги, телемосты, студенческие балы. Рассмотрим наиболее результативные из них формы преодоления духовно-нравственного, гражданско-патриотического, этнокультурного отчуждения.

Акции милосердия – это совместное, специально организованное действие группы обучающихся, ориентированное на оказание помощи нуждающимся. Привлечение студентов к оказанию бескорыстной помощи социально незащищенной категории граждан: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, престарелым, многодетным и малообеспеченным семьям - способствует их гражданскому становлению, воспитанию доброты, отзывчивости, толерантности и доброжелательности, любви к ближнему.

Цель акции - воспитание человеколюбия, чуткости, отзывчивости, эмпатии, сострадания, терпимости и ответственности.

Задачи:

- развитие инициативы по оказанию поддержки нуждающейся категории граждан: детям-сиротам, детям-инвалидам, престарелым и одиноким людям;

- формирование потребностей и мотивов нравственного поведения обучающихся;

- формирование уважительного отношения к однокурсникам и преподавателям, развитие коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.

Формы проведения акций милосердия самые разнообразные. Например, участие студентов в акции по проведению новогоднего праздника в детском доме, включающей сбор новогодних подарков для детей-сирот, или в благотворительной акции по сбору бывших в употреблении детских и взрослых вещей, игрушек, книг, обуви для последующей передачи в малообеспеченные семьи способствует воспитанию доброты, готовности оказать посильную помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Патриотические акции – это групповые формы организации совместной деятельности молодёжи, направленные на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности и социальной активности.

Цель акции - гражданско-патриотическое воспитание студентов и привлечение их к добровольческой деятельности.

Задачи:

- воспитание любви к своей стране, нравственности, гражданского сознания, чувства сопричастности к истории своей Родины;

- воспитание чувства гордости за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- формирование идеалов гуманизма, потребностей и мотивов гражданского поведения;

- развитие инициативы по оказанию моральной и посильной материальной поддержки ветеранам ВОВ;

- формирование уважительного отношения к ветеранам.

Патриотические акции могут проводиться как на уровне образовательной организации, так и города, республики или страны в целом. Во всероссийском масштабе примером патриотической акции, ставшей символом современной России, является «Георгиевская ленточка». Наиболее активными проводниками и участниками этой акции, выражающими уважение к героическим событиям прошлого, к героям, сражавшимся на полях сражений, ежегодно становятся студенты.

Ярким примером патриотической акции, служащей формированию национальной идентичности, социальной активности, чувства гордости за свою страну и ее историю, стала акция «Крым наш», главным участником которой была студенческая молодёжь.

Становится популярным среди студентов участие в новой патриотической акции буккросинга, или книгообмена (от англ. book – книга; crossing – переход). Студенты, прочитав книгу о героях или героических событиях в истории нашей Родины, передают ее другим, оставляя в общественном месте – в транспорте, на лавочке на улице, в парке, в студенческой аудитории, в кафе. В свою очередь другой, любой случайный человек, может ее взять, прочитать, но повторить то же самое действие, оставив ее в общественном месте [6]. Целью проведения акции является не только нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, но и формирование интереса к чтению, бережного отношения к книге. Буккросинг направлен на решение культурно-просветительских  задач и в то же время содержит элементы игры – отправка книг, «освобождение» в путешествие по миру, регистрация книг и участников на специальном сайте, прослеживание «маршрута» книги в социальных сетях.

Флешмоб (от англ. flash – вспышка; мгновение; mob – толпа) – это заранее спроектированная массовая акция, в которой группа людей (мобберы) спонтанно возникает в общественном месте и в течение небольшого промежутка времени совершает заранее подготовленные действия (по сценарию), затем так же неожиданно быстро расходится в разные стороны, растворяясь в толпе, как ни в чём не бывало. Флешмоб – это акция, проводимая в общественном месте и рассчитанная на случайных зрителей. Мобберы действуют по спланированному сценарию, при этом создается непонятная, неожиданная для этого места ситуация (например, хоровое пение в магазине), в которой участники ведут себя вполне естественно - никто не смеётся, все серьёзны и сосредоточены на своем деле [1].

Важным правилом флешмоба является то, что действие должно казаться спонтанным, участники не должны общаться друг с другом до, во время и после проведения акции, чтобы у зрителей возникло ощущение, что они такие же случайные, не знакомые друг с другом, люди. При этом участники не должны создавать неудобства для случайных зрителей или нарушать общественный порядок. Флешмоб не должен вызывать у зрителей негативных, агрессивных реакций или смеха, а только возбуждать удивление и недоумение, побуждать задуматься над смыслом происходящего.

Участие в флешмобах позволяет обучающимся отвлечься от рутины будничной жизни, получить запас бодрости, почувствовать себя независимым от шаблонных стереотипов поведения, самоутвердиться, самоорганизоваться, получить опыт творческого самовыражения, произвести значительное впечатление на окружающих, приобрести новых знакомых и друзей.

Воспитательный и развивающий потенциал флешмоб-акций, организуемых в образовательных учреждениях, возрастает благодаря наличию воспитательной цели, профессионально разработанному сценарию и компетентному педагогическому управлению. Участие в данных акциях помогает обучающимся преодолевать психологические барьеры и комплексы, стереотипы поведения, формирует коммуникативные навыки, социальную активность, навыки самоорганизации.

В современных условиях флешмоб стал одной из результативных в воспитательном аспекте технологий, привлекающих к добровольному участию большое число людей. Особенно молодежи, для которой участие в акции выглядит более притягательным по сравнению с вовлечением в традиционные формы воспитательной деятельности. Кроме этого, достоинством подобных акций является малобюджетность времени и средств, возможность анонимного участия, сходство с игрой.

Историческая реконструкция - это совместная организованная деятельность, ориентированная на воссоздание разнообразных аспектов исторических объектов или событий с опорой на существующую историческую информацию. Это форма воспитательной работы образовательных учреждений, направленная на решение научных, воспитательных, культурно-просветительских задач и применяющая для этого методы конструирования, эксперимента, моделирования, ролевой игры.

В аспекте решения проблемы культурно-нравственного отчуждения применение исторической реконструкции, как формы воспитания, дает возможность для формирования интереса к культуре и истории прошлого народа и страны, развития коммуникативных компетенций, повышения уровня мотивации к исследованию и популяризации знаний об истории Родины [5]. Участие студентов в реконструкциях массовых исторических сражений (Куликовского сражения, Бородинской битвы или сражений Великой Отечественной войны), спортивных турнирах, фестивалях является эффективным механизмом формирования патриотического и гражданского сознания.

Наиболее популярной разновидностью исторической реконструкции являются турниры, представляющие собой синтез военно-спортивной и культурно-просветительской игровой деятельности, осуществляющейся в театрально-постановочной или спортивной форме. Участие студентов в  турнирах направлено на формирование интереса к истории родного края, развитие творческих способностей, интереса к исследовательской деятельности, умения работать в группе, навыков социального взаимодействия и сотрудничества, способности к организации и планированию. Кроме того, дает возможность обучающимся объективно оценить свою силу, ловкость и умения.

Тренинг (англ. train - обучать, воспитывать) - форма интерактивного обучения, направленная на формирование актуальных знаний, умений, навыков и социальных установок. В то же время тренинг представляет собой метод организации условий для самораскрытия, формирования адекватной самооценки, умений видеть и решать собственные психологические проблемы. Основная задача тренингов – развитие социальных и профессиональных компетенций, необходимых для повышения личной эффективности.

Существует множество видов тренингов, применяемых в различных областях, однако для профилактики и коррекции морального отчуждения личности наиболее эффективным является психотерапевтический и социально-психологический тренинг.

Психотерапевтический, или мягкий личностный тренинг представляет собой совокупность действий, ориентированных на изменения в сознании, укрепление эмоциональной устойчивости, решение психологических проблем участников. Основной задачей психотерапевтического тренинга является возвращение способности справляться с жизненными проблемами самостоятельно, избавление от повторяющегося механизма действия, обуславливающего возникновение проблемы.

Участие в психотерапевтических тренингах помогает людям справиться с психологическими проблемами, приводящими к состоянию отчуждения: преодолеть чувство вины, обиды, чрезмерную застенчивость, неуверенность, недовольство собой, свои страхи, повышенную тревожность или мнительность [7].

Социально-психологический тренинг – это форма психологического воздействия, направленная на развитие социально-психологической компетентности участников. Существует большое количество разных форм, построенных на принципах интенсивного группового взаимодействия, активности обучаемого и рефлексии, которые решают широкий круг задач. Основными задачам социально-психологического тренинга являются:

  1. Формирование психологических знаний, отображающих взгляды разных психологических школ на процесс взаимодействия людей, формирование личности, принципы и приемы эффективного общения.
  2. Развитие умений и навыков продуктивного общения: в паре, в составе группы, при вступлении во взаимодействие, т.е. обогащение техники и тактики общения.
  3. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения [2].

Участие в социально-психологическом тренинге содействует развитию позитивных и коррекции негативных личностных качеств и установок, решению экзистенциальных проблем, что позволяет эффективно справиться с проблемой профилактики и коррекции морального отчуждения личности.

Значительную роль в решении проблемы межличностного отчуждения играет сенситивный тренинг, который представляет совокупность групповых методов обучения, направленных на формирование способности воспринимать и понимать социально-психологические особенности других людей и прогнозировать их мысли, чувства и поведение. Основная цель тренинга заключается в совершенствовании способности личности понимать себя и других, что является фактором повышения уровня социальной компетентности и залогом эффективного социального взаимодействия.

Организация тренинга направлена на решение следующих задач:

- развитие конгруэнтности в межличностных отношениях;

- углубление знания о других (межличностного сознания);

- обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других;

- развитие диагностических навыков в межличностной сфере [8].

Участие в сенситивном тренинге корректирует субъективные взгляды обучающихся, развивает способность адекватно воспринимать вербальные и невербальные сигналы, поступающие от окружающих; понимать и прогнозировать эмоции, мысли и действия других.

Одной из эффективных форм профилактики и коррекции морального отчуждения личности является волонтерство (фр. volontair – добровольный; лат. voluntarius, voluntas – добрая воля). В современном мире под волонтерством понимают добровольное и бескорыстное участие людей в решении культурных, экологических, социальных и экономических проблем. Волонтер, или доброволец – это человек, который на безвозмездной основе и без внешнего принуждения, руководствуясь личной заинтересованностью, осуществляет различные виды деятельности, направленные на благо общества [9].

Одной из основных задач волонтерской деятельности студентов в вузе является оказание психолого-педагогической помощи учащимся образовательных учреждений и детских домов, семьям в воспитании трудных детей. Для успешной волонтерской деятельности необходимо осуществить информационную подготовку студентов, которая должна быть направлена на формирование знаний, необходимых для зарождения осмысленных и продуктивных отношений с ребенком.

В процессе подготовки студентов к волонтерской деятельности повышается психолого-педагогическая компетентность, ответственность и самодисциплина, заинтересованность в решении проблем подопечного и в достижении положительных результатов работы. Развиваются качества, позволяющие располагать к себе других людей, желание сотрудничать, помогать, вызывать доверие. В плане решения проблемы морального отчуждения участие в волонтерской деятельности является стимулом к трансформации духовно-нравственных ориентиров студентов, воспитанию ценностей милосердия, достоинства, совести, справедливости, открытости, великодушия, ответственности, честности, толерантности, благородства. Вместе с этим формируются необходимые компоненты социальных компетенций, такие как способность к коммуникации и творчеству, альтруизм, эмпатия, социальная чуткость, независимость, толерантность к чужому мнению, к конфликтным ситуациям, непосредственность, активность, открытость.

Таким образом, профилактика и коррекция морального отчуждения студентов – это объективно сложный и разноплановый процесс, поэтому эффективная педагогическая деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных традиционных и инновационных методов и форм организации образовательного процесса. Наиболее эффективными формами профилактики и коррекции морального отчуждения обучающихся являются те, которые затрагивают психоэмоциональную сферу обучающихся и стимулируют процессы саморазвития и самовоспитания. К таким формам относятся акции милосердия, патриотические акции, буккросинг, флешмоб, историческая реконструкция, турниры, волонтерство, психотерапевтические, социально-психологические, сенситивные тренинги.