Актуальность исследования влияния стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Этому способствуют изменения в социально-экономической сфере, которые соответственно влияют на условия жизни детей, а также интенсификация учебной деятельности, что определяет необходимость углубленного анализа факторов, влияющих на адаптацию к школе [1].
Специалисты вкладывают в понятие «адаптация» - процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. В основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги. Адаптация - это особенный период развития личности, от которого на существенном уровне зависимости находится характер ее последующего формирования. Эффективная приспособленность дает возможность совмещать интегрированность ребенка в команде с его персональной автономностью.
С целью обозначения условия общепризнанных норм применяется термин «устойчивая адаптация». Присутствие изменений в обычных обстоятельствах существования создает условия, добавляющие дезорганизацию в психологический вид деятельности. В данном случае обычно включается система переадаптации. Под этим на сегодняшний день подразумевается процедура перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых незнакомых условиях существования или конечный результат данного процесса, носящий позитивное значение для развития личности.
Возможно отметить последующие взаимозависимые типы психологического приспособления (и в соответствии с этим дезадаптации) ребенка, описываемые как её элементы:
1) (психо)физическое приспособление, или качество организма рационально преобразовывать физические функции в согласовании с условиями сферы. К этому относятся подобные адаптационные движения, несоблюдение которых приводит к отклоняющемуся действию и как результат – непосредственно эмоциональной дезадаптации, а кроме того, физические проявления стресса;
2) непосредственно психическое приспособление, патологии каковой объединены с напряженностью, эмоциональным стрессом;
3) психо-общественное приспособление, или приспособление персоны к разговору с новым коллективом.
Период адаптации детей к образовательному учреждению начальной ступени считается исключительно значимым в процессе формирования личности. В этом периоде необходимо предоставлять наибольший интерес как к ребенку лично, его душевному состоянию, так и к собственному отношению к ребенку. Также следует не забывать, что дошкольнику приходится встречаться с новейшими актуальными обстоятельствами, и его принятие их считается преобладающей в развитии характера и последующего качества его способности к обучению. Умение детей каким-либо образом отвечать на новообразования в окружающем его обществе находится в зависимости от характера, степени участия семьи в воспитании и обучении ребенка, а кроме того, от его социальной компетентности и полученного навыка действия в предшествующей социальной группе [5].
Образующиеся неминуемые границы в действии, а кроме того, новейшие для ребенка условия имеют большие шансы сильно ослабить его положительное отношение к школе. С целью соответствующей и положительной адаптации детей к школе родителям следует стремительно принимать участие в его эмоциональной подготовке. Наибольшее значение имеет то, что способен совершить семейный круг по отношению к ребенку – обучить его удерживаться от расслабления в учебное время. В обстоятельствах семьи дошкольник приобретает новую роль учащегося, самостоятельной личности, в семье обязаны учитывать его мнение и стиль учебной деятельности, особенно в зависимости от пола ребенка [8]. Результативность обучения ребенка в школе в значительной степени находится в зависимости от состояния самочувствия обучающегося. Физически здоровые ребята энергичны, самостоятельны, трудоспособны, однако, к сожалению, статистика нынешнего дня свидетельствует о катастрофичном уменьшении степени физического самочувствия ребят и молодого поколения.
Особенную роль для преодоления сложных актуальных условий, появление каковых в адаптивный промежуток считается логичным, играют детско-родительские взаимоотношения [2; 4; 6].
Любой образ, согласно собственному, проявляет воздействие на эмоциональную приспособленность первоклассников к школе. По этой причине значимым фактором считается исследование отношений отца с матерью и детей с целью позитивного прохождения обучающимся периода приспособления к школе [4, с. 115].
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям [7, с. 134].
Детско-родительские взаимоотношения могут характеризоваться крайне разными суждениями и определениями, они обусловливаются начальными теоретическими позициями авторов. Одновременно с этим почти в абсолютно всех точках зрения возможно обнаружить начальную дихотомию, что формирует противоречивость либо поляризацию взаимоотношений родителей. Непосредственно отец приводит детей к действительности, считается носителем социальных общепризнанных норм и законов, дает оценку их воздействия, реализует требуемые наказания, какие обусловлены установленными родительскими правилами. Искаженная роль родителя может вызвать у детей старшего дошкольного возраста проявления тревожности и агрессивности [10].
Каждый стиль по-своему оказывает влияние на психологическую адаптацию первоклассников к школе. Поэтому немаловажным моментом является изучение взаимоотношений родителей и ребенка для положительного прохождения обучающимся этапа адаптации к школе.
Детско-родительские отношения определяются как сложная система, включающая отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские отношения не являются данностью, они проходят сложный путь формирования и обусловлены комплексом основных психологических факторов [3; 9].
Детско-родительские взаимоотношения обусловливаются как непростая концепция, содержащая подход родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские взаимоотношения никак не считаются данностью, они образуют непростую систему развития, обусловлены системой главных эмоциональных условий и становятся, в свою очередь, сами главным фактором адаптации ребенка.
В нашем исследовании именно анализ адаптации первоклассников к школе, проведенный по признаку влияния стиля детско-родительских отношений, и является целью нашего исследования с показателями психологической адаптации первоклассников к школе.
Объектом исследования выступает психологическая адаптация первоклассников к школе. Предметом - взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и психологической адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза: первоклассники, воспитывающиеся в семьях с конструктивным стилем детско-родительских отношений, характеризуются более высоким уровнем психологической адаптации к школе.
Уровень психологической адаптации первоклассников к школе мы проверяли по двум критериям: уровень учебной мотивации и уровень тревожности.
Уровень учебной мотивации мы определили с помощью анкеты оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой.
Стили детско-родительских отношений были выявлены по результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня школьной мотивации первоклассников по методике Н.Г. Лускановой.
Анализ распределения результатов показал, что среди испытуемых преобладает количество детей с мотивацией уровня «Норма» (14 человек). Их число составляет почти половину всех испытуемых. Обучающиеся с высоким и игровым уровнем мотивации вместе составляют столько же, сколько и обучающиеся с нормой, на каждом уровне по семь человек. Низкий и негативный уровень мотивации выявлен у двух детей, что составляет больше половины испытуемых с высоким и игровым уровнем.
Уровень тревожности был нами изучен с помощью проективной методики «Рисунок школы», результаты представлены на рисунке 2.
По рисунку 2 видно, что более всего детей (23 ученика) имеют средний уровень тревожности, что является нормой. Низкий уровень тревожности у 8 человек. Это количество почти втрое меньше, чем испытуемых со средним уровнем. Высокий уровень тревожности выявился только у одного испытуемого.
Выявление стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников было проведено в процессе анализа результатов опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Этот опросник принимает родительские отношения как систему отношений с ребенком, сложившихся паттернов поведения, понимание индивидуально-типологических особенностей ребенка и его поведения.
По опроснику можно определить пять типов интересующих нас стилей.
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.
3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников была установлена методом корреляционного анализа Пирсона и показана в таблице.
Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников
Стиль |
Мотивация |
Тревожность |
|
Принятие/Отвержение |
Корреляция Пирсона |
-,093 |
-,140 |
Знч.(2-сторон) |
,612 |
,445 |
|
Кооперация |
Корреляция Пирсона |
,191 |
-,245 |
Знч.(2-сторон) |
,296 |
,177 |
|
Симбиоз |
Корреляция Пирсона |
-,269 |
,362* |
Знч.(2-сторон) |
,136 |
,042 |
|
Контроль |
Корреляция Пирсона |
-,303 |
,170 |
Знч.(2-сторон) |
,092 |
,351 |
|
Отношение к неудачам ребенка |
Корреляция Пирсона |
-,167 |
-,212 |
Знч.(2-сторон) |
,361 |
,243 |
Анализ данных, представленных в таблице оценки силы корреляционной связи, позволяет сделать вывод о том, что существует умеренная положительная взаимосвязь между тревожностью и таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз.
Также выявлена взаимосвязь между другими показателями: чем выше контроль родителей над детьми, тем ниже мотивация первоклассников; чем выше такой стиль детско-родительских отношений, как кооперация, тем ниже тревожность детей; чем ниже отношение к неудачам ребенка, т.е. чем лояльнее родители принимают неуспешность своего ребенка, тем ниже тревожность обучающегося.
Таким образом, практическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и адаптации первоклассников к школе показывает, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами выявлена умеренная положительная взаимосвязь между таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз, и тревожностью первоклассников.