Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL OF DEVELOPMENT OF DIDACTIC CULTURE OF A FUTURE TEACHER OF HISTORY

Mirzagitova A.L. 1
1 Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region)Federal University
The teacher is a special profession, occupies an important place in any world culture. In modern sociocultural conditions, the teacher is gradually changing its function: from transmitter of knowledge to the maintainer of the educational process, we are talking about the establishment of new requirements to the professional culture of teachers, in particular, and its didactic component. The formation of the teaching culture of future teachers of history involves a consistent, gradual mastering of didactic knowledge, skills, skills, didactic-oriented skills and the ability to self-development of subjects of instruction. The author developed a model for the development of didactic culture of a future teacher of history, which determines structural-functional components of training and includes the following blocks: the target, conceptual, algorithmic, content, organizational-pedagogical conditions, technological, productive. This article is intended for educators, researchers dealing with questions of professional training.
professional training
future teacher of history
didactic training
didactic culture model

В современных условиях социальных трансформаций особое место занимает профессиональное педагогическое образование, которое выступает одним из главных факторов успеха модернизации профессиональной подготовки. Современное высокотехнологическое информационное общество предъявляет новые требования к учителю, как к личности и профессионалу, способному осуществить обучение и развитие подрастающего поколения. Немалую долю в профессиональной культуре учителя занимает дидактическая культура, определяющая его возможности по реализации закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирования компетенций учащихся в процессе обучения. Вопрос развития дидактической культуры будущего учителя истории как проводника знаний и социально-общественных норм и идеологических государственных принципов представляется актуальной задачей.

Цель исследования

Цель исследования заключается в моделировании процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории, позволяющей осуществить усилить дидактическую подготовку к профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования

Нами использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, учебно-методической документации; педагогическое проектирование и моделирование; диагностические методы оценки (опросы, тестирование, контроль).

Результаты исследования и их обсуждение

Нами установлено, что дидактическая культура будущего учителя истории представляет собой интегративное качество его личности, совокупность его профессиональных и общекультурных компетенций как педагога предметника в области дидактической деятельности с опорой на инновационные технологии обучения, обеспечивающее сохранение гуманистических и культурно-исторических ценностей, способствующее формированию ценностных ориентаций и системы исторических знаний ученика, а также творческому саморазвитию [3]. Нами предложено рассматривать дидактическую культуру будущего учителя истории как совокупность двух компонентов: метапредметного компонента (включающего в себя личностно-деятельностный, мотивационно-ценностный, проектировочный и технологический элементы) и предметного компонента (включающего в себя: патриотизм, политическую грамотность, критическое мышление, социокультурную грамотность).

Дидактическую подготовку современного учителя истории мы рассматриваем в рамках расширенной дидактической триады «преподавание – учение – саморазвитие», что позволит существенно усилить профессиональную подготовку и задействовать личностный потенциал будущего учителя. «Саморазвитие» мы рассматриваем: 1) как механизм профессионального роста и самосовершенствования (формирования мотивации к самосовершенствованию), в конечном итоге обуславливающий профессиональный рост и профессиональное мастерство учителя; 2) как предмет изучения (в аспекте саморазвития ученика), определяющего необходимость изменений при проектировании содержания, выборе педагогических форм, средств и методов обучения.

Основываясь на исследовании А.Н. Дахина [1], представим последовательность педагогического моделирования процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории:

1. Определение предпосылок формирования дидактической культуры будущего учителя истории и целевой установки модели. Здесь необходимо провести анализ состояния и возможного развития педагогической ситуации и осуществить формулировку цели и результата моделирования.

2. Формулировка основной идеи достижения цели, выбор подходов, принципов, способствующих разрешений противоречий. Данный этап определяет методологические закономерности (подходы и принципы) к процессу формирования дидактической культуры будущего учителя истории, обуславливающие педагогическую и организационную деятельность.

3. Определение этапов достижения поставленной цели по критериям, определяющим развитие моделируемого процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории. Совокупность критериев развития определяется исходя из логической структуры учебного процесса и освоения программы профессиональной подготовки будущими учителями истории; на каждом из временных этапов происходит «наращивание» дидактической культуры, формирующейся на всех этапах профессиональной подготовки и профессиональной деятельности педагогов.

4. Представление структуры моделируемого процесса или объекта, необходимой для достижения идеального (моделируемого состояния). Здесь определяется совокупность блоков модели, необходимых для достижения поставленной цели и отражающих логическую и педагогическую структуру процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории.

5. Моделирование функционала модели, обеспечивающего механизм достижения поставленной цели формирования дидактической культуры будущего учителя истории. Определение способов преобразования, совершенствования педагогического процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории обеспечивает функциональность модели, возможность ее реализации в педагогической практике.

6. Определение критериев и способов диагностики достижения поставленной цели ? формирования дидактической культуры будущего учителя истории. Критерии дидактической культуры будущего учителя истории определяются ее предметными и метапредметными компонентами.

7. Реализация на практике представленной модели при диагностике, анализе и при необходимости, корректировки ее структурных или функциональных составляющих.

8. Обобщение результатов, представление оптимального варианта моделируемого процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории на основе опыта ее реализации в педагогической практике.

Оптимальная, по нашему мнению, модель формирования дидактической культуры будущего учителя истории включает в себя совокупность блоков (целевой, концептуальный, алгоритмический, содержательный, процессуальный, результативный) и их связей, комплексное поэтапное внедрение которых обуславливает результативность и достижение поставленной цели (рисунок).

Целевой блок модели включает в себя нормативные компоненты (ФГОС ВО и профессиональный стандарт педагога) и социальный заказ, обеспечивающие прогностическую функцию модели – подготовку учителя истории к будущей профессиональной деятельности, качество подготовки которого отвечает запросам рынка труда, требованиям профессионального стандарта, самих обучающихся с позиций перспектив будущей профессиональной деятельности.

Концептуальный блок модели представляет собой совокупность теоретико-методологических установок, позволяющих определить базис для проектирования, внедрения и анализа педагогической деятельности, обеспечивающих достижение поставленной цели: реализуемая нами триада дидактической подготовки «преподавание – учение – саморазвитие»; определяющие ее методологические подходы (культурологический подход; личностно-ориентированный подход; компетентностный подход; проектный подход) и принципы (гуманизации профессиональной подготовки; принцип культуросообразности; принцип мультикультурности; принцип сотрудничества; принцип саморефлексии; принцип профессиональной направленности), обеспечивающие на практике формирование структурных компонент дидактической культуры будущего учителя истории (метапредметного и предметного).

Алгоритмический блок модели включает в себя совокупность этапов формирования дидактической культуры будущего учителя истории: 1) интеграция, обеспечивающая установку межпредметных связей и взаимозависимостей предметных областей «Дидактика» и «История»; 2) однозначная детерминация – формирование дидактических умений (однозадачных дидактических действий) через освоение способов педагогической деятельности, направленных на решение дидактических задач; многозначная детерминация – формирование дидактических навыков через реализацию педагогической деятельности, направленной на решение дидактических задач; диалектическая детерминация – формирование дидактических компетенций, позволяющих осуществить целостную дидактическую деятельность педагога по организации и управления обучением.

Структурно-функциональная модель формирования дидактической культуры будущего учителя истории

Совершенствование (саморефлексия дидактической деятельности через анализ результатов самостоятельно организованного обучения) необходимо на каждом этапе формирования дидактической культуры, связано со всеми этапами и последовательно, и параллельно, «включается» после каждого из них, обеспечивая непрерывное саморазвитие и развитие дидактической культуры в ходе обучения и последующей профессиональной педагогической деятельности.

Блок организационно-педагогических условий определяет совокупность организационных форм, педагогических взаимодействий, содержание обучения (дисциплин), формирующих направленное воздействие на будущего учителя истории в ходе его профессиональной подготовки.

Первое педагогическое условие предполагает обновление содержания дидактической подготовки, заключающееся в: 1) усилении практической направленности дидактико-ориентированных дисциплин (педагогика, психология, теория и методика обучения) путем введения в учебный процесс проектов, обеспечивающих самостоятельную и групповую работу студентов под руководством преподавателя; 2) введении вариативной дисциплины «Самоменеджмент в профессиональной деятельности», позволяющей усилить «само» направленность всей дидактической подготовки и интеграцию предметных областей дидактики и истории на основе дидактической триады «преподавание – учение – саморазвитие». Нами осуществлено проектирование содержания дисциплины «Самоменеджмент профессиональной деятельности», направленной на развитие способностей будущего учителя истории к самоорганизации, самоанализу и саморазвитию в профессионально-личностном плане. Полученные в результате изучения данной симбиотической дисциплины знания, умения дают возможность студенту системно видеть цели и задачи своей профессиональной деятельности, а навыки и приобретенные компетенции – быть готовым к саморазвитию в профессии. Вкупе с дидактикоориентированными дисциплинами, дисциплина «Самоменеджмент профессиональной деятельности» обуславливает усиление дидактической подготовки будущего учителя в целом за счет готовности к саморефлексии, анализу и совершенствованию собственной учебной и педагогической деятельности, понимания и принятия позиции непрерывного развития (как собственного, так и учеников).

Второе организационно-педагогическое условие заключается в разработке учебно-методического обеспечения процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории. В ходе реализации этого условия нами разработаны и внедрены в учебный процесс Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета: методические рекомендации для преподавателей по организации практических занятий в предметной области «Дидактика»; рабочая программа, опорный конспект лекций, методические указания к выполнению практических работ, рабочая тетрадь для вариативной дисциплины «Самоменеджмент в профессиональной деятельности». Совокупность разработанной учебно-методической документации обеспечивает технологизацию дидактической подготовки будущего учителя истории, позволяя: преподавателям – осуществить эффективную организацию учебного процесса; студентам – облегчить восприятие и структурирование учебного материала, усилить роль самостоятельной учебной деятельности в профессиональной подготовке; вузу – существенно повысить качество профессиональной подготовки выпускников.

Третье организационно-педагогическое условие включает в себя разработку диагностического инструментария формирования дидактической культуры, обеспечивающего контроль учебного процесса, диагностику, управления и самоуправления развитием будущего учителя истории в сфере дидактической культуры. Разработанный нами диагностический инструментарий включает в себя: 1) традиционную оценку уровня сформированности компетенций будущего учителя истории в рамках дидактикоориентированных дисциплин, представленную в рабочих программах (формируется посредством рейтинговой оценки по результатам деятельности студента); 2) оценку формирования дидактической культуры, через степень проявления элементов метапредметного и предметного компонентов в рамках выполнения дидактико-ориентированных проектов, педагогической практики и освоения дисциплины «Самоменеджмент в профессиональной деятельности» (система оценивания имеет накопительный характер и обеспечивается через личную диагностическую карту каждого студента на протяжении всего периода профессиональной подготовки в вузе); 3) тестирование студента (самооценка и оценка педагогом) на основе определения состояния и потенциала развития дидактической культуры. Данный тест проводился в экспериментальных группах (ежегодно в период профессиональной подготовки) с целью определения траектории дальнейшего развития и саморазвития будущего учителя истории в области дидактической подготовки.

Технологический блок модели включает в себя совокупность активных педагогических форм, технологий, методов и средств, реализуемых в целях эффективного формирования дидактической культуры будущего учителя истории: неимитационные методы (проблемные лекции, лекции-беседы, лекции-консультации, лекции-провокации) и имитационные методы (игровые методы, кейс-метод, метод проектов), реализуемые в рамках дидактикоориентированных дисциплин и вариативной дисциплины «Самоменеджмент в профессиональной деятельности». В ходе внедрения педагогических технологий (технологии развивающего, проблемного, проектного обучения, игровые технологии. ИКТ) в учебный процесс учитывались психолого-педагогические особенности обучающихся, их уровень подготовки.

Оценочно-результативный блок модели обеспечивает определение продуктивности процесса формирования дидактической культуры будущего учителя истории для каждого студента на основе определения уровня сформированности метапредметных и предметных компонентов посредством суммативной оценки результатов учебной деятельности (освоения дидактико-ориентированных дисциплин, вариативной дисциплины «Самоменеджмент в профессиональной деятельности», педагогической практики, курсового и дипломного проектирования). Оценивание производится на основании проявления компонентов дидактической культуры будущего учителя истории на одном из трех уровней: высокий, средний, низкий.

Заключение

Формирование дидактической культуры будущего учителя истории предполагает последовательное, поэтапное овладение дидактическими знаниями, умениями, навыками, дидактико-ориентированными компетенциями и способностью к саморазвитию субъектов обучения.

Разработанная модель формирования дидактической культуры будущего учителя истории способствует повышению эффективности профессиональной подготовки будущих учителей истории в вузе. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе вуза, в системе повышения квалификации педагогов.