Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

VALUE AND MOTIVATIONAL BASES OF PUBLIC ACCREDITATION OF STUDY PROGRAMMES OF HIGHER EDUCATION

Matveeva O.A. 1
1 Volga Region State University of Technology
The article reveals scientific pedagogical and methodological foundations of independent systems of assessment of higher education quality, in particular, in professional and public accreditation of study programmes of higher education, which provide motivation for all subjects of the educational process in the continuous improvement of the quality of educational and assessment activities. Value and motivational orientations of professional and public accreditation are revealed and given scientific credence. Particular attention is given to the justification of motivational mechanisms of professional and public accreditation of study programmes of higher education that promote continuous improvement and striving to achieve better results in the educational organization. Axiological and acmeological aspects of pedagogical process are specified. Actual results of accreditation based on value and motivational explanation are described on the example of one of the leading universities - Immanuel Kant Baltic Federal University.
Quality of higher education
public accreditation
assessment of study programmes
value and motivational approach

Модернизация высшего образования в России происходит на фоне изменения образовательной парадигмы, главной задачей которой является совершенствование управления, мониторинга и оценки качества высшего образования в России. Объективная оценка качества образования и формирование независимых механизмов оценки качества образовательных программ вошли в число первоочередных задач и важнейших направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3; 6; 9].

Осмысление научно-педагогических и методологических основ независимых систем оценки качества образования, обеспечивающих мотивацию всех субъектов образовательного процесса на постоянное повышение качества образовательной и оценочной деятельности, представляет собой фундаментальную научную проблему, имеющую исключительно важное практическое значение в условиях модернизации современного высшего образования.

Проблема оценки качества высшего образования и обоснования ценностно-мотивационных установок ее реализации получила отражение в ряде исследований, которые можно объединить по следующим направлениям:

- исследования общетеоретических и общеметодологических вопросов сущности качества образования (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.П. Панасюк, А.П. Тряпицына) [1; 7];

- исследования в области педагогической квалитологии, квалиметрии и мониторинга в образовании (Г.Г. Азгальдов, В.А. Болотов, H.A. Селезнева, А.И. Субетто, И.Д. Фрумин);

- педагогическое проектирование образовательных систем (В.И. Андреев,
Е.А. Ямбург, Н.О. Яковлева) [1];

- методология ценностно-мотивационного управления качеством образования
(Е.П. Ильин, Н. Винер, А. Маслоу, А.П. Тряпицына, А.А. Факторович и др.) [2; 7; 8];

- исследования в области сравнительного анализа национальных систем образования, проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (В.И. Байденко, А.И. Вроейнстийн, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов) [3; 6];

- исследования концепта «экселленс» в сфере высшего образования (М. Брузони, Д. Гриффол, Р. Дамиан, С. Джексон, П. Пол, А. Ростлунд, О. Таварес и др.) [10].

Эти исследования оказали большое влияние на систематизацию научных знаний по рассматриваемой проблеме оценки качества образования и вопросам применения практики государственно-общественного управления образованием, однако ценностно-мотивационные аспекты профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования остались неизученными. Отмеченные недостатки педагогической теории и практики определили противоречия:

на научно-методологическом уровне:

- между новой парадигмой оценки качества высшего образования, нацеленной на его совершенствование, и сложившейся традиционной системой контроля со стороны государства в форме государственной аккредитации, основанной на оценке соответствий только установленным стандартам;

- между складывающимся в отечественной и зарубежной образовательной практике представлением о независимых системах оценки качества высшего образования и необходимостью научного обоснования ценностно-мотивационных основ профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

- между концептуально разработанными, системно представленными идеями педагогического менеджмента, педагогической квалитологии, педагогической аксиологии, и отсутствием преемственности по отношению к этим научно-педагогическим теориям при профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

на научно-теоретическом уровне:

- между возросшей потребностью личности, общества и государства в высоком качестве высшего образования и необходимостью совершенствования в этой связи независимых оценочных систем, в частности профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

- между необходимостью научного обоснования педагогических аспектов профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования и недостаточной разработанностью их теоретических, ценностных основ, ориентированных на опережающее развитие за счет мотивированного участия в оценке программ всех основных субъектов образовательного процесса.

Современная образовательная организация представляет собой сложноорганизованную открытую социальную систему, задача которой заключается в обеспечении качественного образования. Поэтому при организации внешней независимой экспертизы образовательных программ в образовательной организации становится таким важным аспект педагогического взаимодействия между всеми его субъектами, в том числе с аккредитующей организацией.

Для успешной реализации этих направлений требуются новые подходы в практической педагогике, одним из которых является формирование ценностно-мотиваци­онных установок оценочной деятельности.

Проанализировав существующие подходы к раскрытию сущности понятия «ценностно-мотивационные установки оценочной деятельности» с точки зрения организации педагогического процесса, мы остановились на определении Т.А. Скопицкой, которая понимает под формированием ценностно­мотивационных установок деятельности личности «целенаправленный многосторонний процесс воздействия на различные стороны развития личности с целью активизации мотивационной значимости деятельности на основе оценки и переосмысления человеком окружающей действительности и собственного опыта как ценности бытия и будущего» [7, с. 132].

Формирование ценностно-мотивационных установок в контексте образовательного процесса рассматривается нами как активное взаимодействие субъектов оценочной и образовательной деятельности на основе теоретических и практических составляющих образования. Полагаем, что в качестве таких установок могут выступить:

- создание доверительных субъект-субъектных отношений, в которых все участники педагогического взаимодействия становятся равноправными участниками оценочной деятельности;

- осознание значимости мотивационной ориентации всех субъектов педагогического взаимодействия, когда мотивационная активность приобретает все большее значение в оценочной деятельности не только на внутреннем, но и на внешнем уровнях;

- аксиологическая ориентация педагогического процесса: когда оценочная деятельность в образовательной организации направлена на выявление и развитие у всех субъектов педагогического взаимодействия ценностного отношения к самой оценочной деятельности, где акцент ставится на ценности самого образования и возможностях постоянного совершенствования;

- акмеологическая направленность педагогического процесса: когда оценочная деятельность ориентирована на непрерывное самообразование и самосовершенствование, а также мотивацию к достижению высоких результатов;

- воспитание чувства личной ответственности за выполненную работу на основе морально-нравственных норм и приверженность высоким этическим нормам, принятым в экспертном сообществе;

- эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, которое подчинено единой цели, а также способность к самоорганизации и сотрудничеству с целью решения поставленных задач. Функционирование образовательной организации как открытой педагогической системы обусловлено особенностями образовательной деятельности и типом взаимодействия между администрацией, преподавателями, студентами и всеми другими заинтересованными сторонами;

- принятие основными субъектами педагогического взаимодействия целевого направления по формированию ценностно-мотивационной установки деятельности: «от качества работы каждого субъекта образовательной деятельности к качеству образования»; поддержание высоких стандартов работы и профессионализм всех субъектов педагогического взаимодействия, которые рассматриваются как основа успешности проведения оценочной деятельности, в частности профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования.

Полагаем, что формирование ценностно-мотивационных установок в рамках проведения профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования будет успешным при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

- формирование института экспертной деятельности;

- разработка механизма изучения общественного мнения о программах высшего образования;

- наличие внешнего признания качества экспертной деятельности;

- разработка методического сопровождения экспертизы программ высшего образования.

В рамках исследования на примере одного из ведущих вузов страны – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» нами были представлены результаты процедуры профессионально-общественной аккредитации кластера образовательных программ и научно доказана ценность данной процедуры для всех субъектов педагогического взаимодействия.

Внешняя экспертиза кластера образовательных программ по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 210700.62 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210700.68 «Антенны и устройства СВЧ», 210700.68 «Технологии проектирования и производства электронных систем в области телекоммуникаций», реализуемых ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», проводилась в период с 29 по 31 октября 2012 г. и состояла из трёх основных этапов:

1 этап – процедура самообследования;

2 этап – визит внешней экспертной комиссии в вуз с целью подтверждения достоверности информации, содержащейся в отчетах по самообследованию, и для сбора дополнительных фактов, относящихся к реализации аккредитуемых программ и их соответствия экспертным показателям;

3 этап – написание отчета внешней экспертной комиссии с заключением по результатам внешней экспертизы.

Экспертная комиссия состояла из трех зарубежных и четырех российских экспертов, которые работали в вузе в течение трех дней согласно программе визита экспертной комиссии. В рамках работы в вузе состоялись встречи с руководством вуза, ответственными за аккредитацию, ответственными за направление подготовки, преподавателями, студентами, аспирантами и докторантами, выпускниками, работодателями.

Экспертиза образовательных программ проходила на соответствие семи показателям: политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы; утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций; оценка уровня знаний и компетенций студентов; гарантия качества и компетентности профессорско-преподавательского состава; учебные ресурсы и обеспечение студентов; информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию программы; информирование общественности.

Сводные результаты внешней экспертизы представлены на рисунке.

Результаты внешней экспертизы кластера образовательных программ, реализуемых ФГАОУ ВПО «БФУ им. И. Канта»

Основным отличием работы экспертов в рамках профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования явилась работа с людьми, а не с документами. Кроме того, по окончании экспертизы были подготовлены рекомендации по совершенствованию образовательных программ.

Далее через два года университетом, согласно внутренней стратегии развития образовательных программ, был подготовлен отчет о корректирующих действиях. В данном отчете были представлены конкретные мероприятия по исправлению замечаний комиссии. Среди наиболее значимых мероприятий были проведены следующие:

- образовательные программы были пересмотрены и модернизированы в части, определяющей цель и миссию, с привлечением всех участников образовательного процесса;

- разработана система материального стимулирования преподавателей, обеспечивающего реализацию кластера образовательных программ, позволяющая на основании мониторинга эффективности работы преподавателей осуществлять разовые выплаты преподавателям в зависимости от занимаемого в рейтинге места;

- в учебном плане направления увеличено количество курсов по выбору; построена технология выбора дисциплин за счет внедрения модульного принципа построения учебного плана; начата работа по реализации программ в сетевой форме, предполагающей обмен студентами, включенное обучение студентов, стажировки студентов, аспирантов и преподавателей в ведущих зарубежных университетах;

- проведены мероприятия по обучению преподавателей и студентов образовательной программы с электронными ресурсами библиотеки и с электронной образовательной средой;

- введен в действие портал тестирования БФУ им. И. Канта, в 2014 году разработана его мобильная версия, позволяющая в оперативном режиме проводить тестирования с использованием мобильных устройств;

- в 2013 году на базе программы бакалавриата образовательного кластера «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» проведена апробация портала балльно-рейтинговой оценки учебных достижений студентов, в 2015 году проведено полномасштабное внедрение указанной автоматизированной системы;

- на сайте университета разработана электронная анкета для студента «оценка качества образовательного процесса» («обучение глазами студента»). Результаты анкетирования позволили скорректировать содержание образовательной программы, а также учесть ее результаты при определении рейтинга преподавателей.

Таким образом, представленная технология гарантировала качественное превосходство перед ныне действующими формами экспертной работы и способствовала совершенствованию программ в долгосрочной перспективе.

Результаты исследования показали, что оценочная деятельность в рамках профессионально-общественной аккредитации может быть эффективна при условии организации целенаправленного, системного педагогического взаимодействия, объединенного общей целью формирования ценностно­мотивационных установок оценочной деятельности для устойчивого развития. Это позволяет содействовать синтезу научных, педагогических, психологических и социальных знаний и на этой основе способствует целостному восприятию основными субъектами педагогического взаимодействия ценности самой оценочной деятельности, а также осознанию проблем, стоящих перед академическим, студенческим и научным сообществами, и их комплексного характера для самосовершенствования и повышения качества образования.