Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGIES OF REMOTE EDUCATION IN WORK WITH PARENTS AS THE MODERN RESOURCE OF INCREASE OF PARENTAL COMPETENCE

Minosyants N.G. 1
1 Moscow pedagogical state university, "Higher School of Education" institute
In this work problems of traditional approaches to increase of competence of the parents who are trained schools of the first step are considered. Increase of parental competence within a parental general compulsory education is one of labor-intensive processes in work of the teacher. Many forms of work with parents need improvement. Modern technologies of distance learning are allocated as the effective and timely help to parents in questions of education and education of the children." Education for parents" does to possibility of the site process of increase of competence of parents saturated, interactive, creative, help to interest parents. New approaches to the organization of increase of parental competence are capable to bring educational process to new level.
parental competence
education of parents
school of the first step
work forms with parents
technologies of remote education.

Родители – первые воспитатели и учителя своих детей. В семье обеспечивается физическое, умственное, эмоциональное развитие ребенка. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии маленького человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и  к самообразованию.  Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов [2].

Участие родителей в образовательном процессе – неотъемлемая часть развития нашего общества. Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» [3]. Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками образовательных отношений являются, в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих [5]. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях обучения требует поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей.

Родительская компетентность в педагогической, психологической, правовой, здоровьесберегающей областях, вопросах ИКТ является основой для формирования ответственности за судьбу ребенка, адекватного восприятия и личного участия в судьбе школы не в качестве оппонента, а в качестве союзника. Повышение компетентности позволяет родителям быть полноправными участниками образовательного процесса.

Работа с родителями в школе первой ступени сегодня реализуется в трех направлениях – участие родителей в учебно-воспитательном процессе, участие в управлении учебно-воспитательным процессом и повышение родительской компетентности в рамках родительского всеобуча. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе предполагает присутствие родителей на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Вся семья может стать непосредственным участником общешкольных и классных мероприятий, семейных проектов, дней творчества детей и родителей. Возможно участие родителей и в управлении учебно-воспитательным процессом. В этом случае родители участвуют в работе совета школы, попечительского совета школы, родительского комитета класса и комитета общественного контроля, организации родительских собраний, мероприятий учебной и внеурочной деятельности. Родители контактируют с другими родителями или лицами их замещающими. Могут организовать кружки, секции, клубы, театральные и музыкальные студии.

Повышение компетентности родителей, которое реализуется в коллективных, групповых и индивидуальных формах работы является сегодня самым трудоемким направлением для педагога школы первой ступени. В арсенале работы с родителями индивидуальные консультации, тренинги, беседы, посещение ребенка на дому, родительские собрания, педагогические лектории, научно-практические конференции, родительские университеты. Традиционные для школы первой ступени итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания требуют большой кропотливой работы в течение всего учебного года. Для проведения таких конференций готовятся мониторинги учебного и воспитательного процессов с участием родителей, фотовыставки, книжные киоски, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе, рекомендации по теме конференции для родителей.  Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Такой педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.  Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении  с лекторием и педагогическим всеобучем являются более сложной формой работы с родителями по овладению теорией воспитания. Университеты предполагают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая аудитория родителей готова к работе в этой форме. И часто в школах имеют место упрощенные «Родительские университеты».  День открытых дверей  требует очень большой подготовки. Но сегодня эта форма используется практически в каждом образовательном учреждении, и сценариев проведения такого мероприятия очень много. Родительские собрания – организационные, текущие, тематические, итоговые, общешкольные, классные, все они направлены на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении. Классные родительские собрания – традиционная форма работы, между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании [7]. В последние годы появились и новые формы сотрудничества с родителями: семинары – практикумы, педагогические гостиные, педагогические брифинги, родительские клубы, читательская конференция, аукцион, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, педагогическая лаборатория. Педагоги сопровождают родителей детей, обучающихся по индивидуальным учебным программам в условиях семейного образования и экстерната.

Организация процесса повышения родительской компетентности проходит для педагогов в несколько этапов: определение потребности родителей в обучении, поиск ресурсов для его организации, составление планов, программ, оценка результатов. Педагог отбирает материал для программ обучения родителей, который базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, соответствует возрастным особенностям детей, родительскому восприятию. Учебные занятия с родителями педагог выстраивает  в соответствии с образовательными целями определенного раздела программы, способствует решению обозначенных  в программе задач. Педагог учитывает необходимость вариативности программы обучения родителей. Вариативность реализуется в  технологиях сопровождения семей в вопросах образования и воспитания, в возможности создания авторской программы каждым педагогом, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, содержания процесса повышения педагогической компетентности родителей обучающихся разных возрастных групп, возможности самостоятельно систематизировать материал для повышения компетентности родителей, в использовании различных форм образования родителей, методики проведения учебных занятий.

Для реализации разработанных программ педагогом могут быть использованы различные технологии организации обучения родителей: непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития ребенка, привлечение, по возможности, всех членов семьи для решения учебно-воспитательных задач.

Программы и технологии сопровождения семьи в воспитании детей дифференцируются для каждой группы родителей: по возрасту, образованию, профессии родителей, составу и типу семьи, индивидуальному запросу в воспитании ребенка. Такой подход к повышению родительской компетентности требует от педагогов серьезной теоретической, творческой подготовки и является очень трудоемким процессом. Существенные затраты времени на подготовку и проведение таких мероприятий не всегда бывают оправданы. Не все родители посещают рекомендуемые мероприятия в связи с занятостью на работе. Не решает вопрос качественного повышения родительской компетентности и приглашение специалистов на общешкольные мероприятия, которые обычно проводятся 3–4 раза в году.

Многие педагоги продолжают выбирать декларативную манеру общения с родителями, директивный характер воздействия на семью, однообразные формы работы – беседы, традиционные родительские собрания, а это влечет за собой незаинтересованность родителей, нежелание посещать родительские собрания, неготовность к конструктивному разговору со школой.

Сегодня в образовательном процессе получили интенсивное развитие и завоевали свое место информационные образовательные технологии – онлайн консультации, онлайн дневники, электронные книги, интерактивное обучение, дистанционное обучение. Новые информационные технологии в педагогике позволяют существенно усовершенствовать традиционные формы повышения педагогической культуры родителей: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста [4].

 Благодаря технологиям дистанционного обучения помощь семье становится очень эффективной и своевременной. Сайт, мобильное приложение способны своевременно оказать консультационную помощь родителям по воспитанию ребенка, по возникшим проблемам в семье, а значит, повысить компетентность родителей, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Сайт «Образование для родителей» – международный инновационный проект был создан   для повышения родительской компетентности обучающихся школы первой ступени в педагогических, психологических, социальных, личностных, образовательных, здоровье- сберегающих, правовых, ИКТ вопросах.

Основными задачами сайта являются:

  • Создание постоянно-действующей площадки с открытым доступом для родителей, которые могут обращаться за поддержкой в любое время.
  • Оказание информационных, консультационных и образовательных услуг для родителей с привлечением ведущих специалистов в педагогической, психологической, юридической, медицинской, ИКТ и социальной областях.
  • Создание базы нормативных документов образования для родителей.
  • Создание базы модульные курсов для родителей.
  • Проведение дистанционного модульного обучения родителей обучающихся школы первой ступени (для всех категорий родителей и типов семей).
  • Проектирование и проведение дистанционных семейных конкурсов, проектов.
  • Создание электронного портфолио родителей.
  • Создание и формирование родительского сообщества.
  • Организация дистанционных родительских клубов по интересам.
  • Организация и проведение дистанционных родительских собраний по параллелям школы первой ступени.
  • Организация сотрудничества с другими сайтами и представителями образовательного сообщества других стран.

В основном разделе сайта указаны сведения об организаторах, отзывы родителей, педагогов, специалистов, партнеров. В этом разделе можно найти календарь событий, который помогает планировать свою работу всем участникам дистанционного образовательного процесса, а также размещены благодарности и сертификаты для тех, кто прошел дистанционные модульные курсы и поучаствовал в проектах, конкурсах, родительских собраниях, клубах, других мероприятиях. В разделе «Медиатека» для родителей обучающихся школы первой ступени представлена нормативно-правовая база взаимодействия школы и семьи, что важно на этапе начала сотрудничества семьи с образовательным учреждением. Родители сегодня являются социальными заказчиками образовательных услуг, защитниками прав и интересов ребенка, могут быть экспертами качества образования. Система работы школы предусматривает участие родителей в попечительском, управляющем, наблюдательном совете, других коллегиальных органах управления, предусмотренных уставом образовательной организации [5]. В разделе «Медиатека» мамы и папы могут изучить «Конституцию РФ», «Закон об образовании в Российской Федерации», «Столичное образование», «Фундаментальное ядро общего образования», «Федеральные государственные образовательные стандарты» всех ступеней образования и другие документы. Также могут найти полезные ссылки на основные образовательные ресурсы. Комментарии специалистов к этим документам и ресурсам  помогают  родителям разобраться во многих современных понятиях образования и правовых отношениях с образовательным учреждением.  В разделе «Родительские собрания» родители  могут в онлайн-режиме посетить тематические родительские собрания: «Семейное образование», «Период адаптации к первому классу» «Учимся в школе», «Особые дети», «Профессиональное самоопределение в школе первой ступени», «Развитие эмоционального интеллекта» и другие. Также в этом разделе представлены материалы родительских собраний по возрастам детей, что дает возможность родителям школы первой ступени разобраться с вопросами воспитания сегодняшнего дня и заглянуть в будущее. Родители могут неоднократно просматривать материал, визуальное сопровождение материала в виде презентаций, видеороликов поможет его качественно усвоить и применить на практике. На сайте родители могут прокомментировать материал, рассказать о своем опыте, получить поддержку родительского и педагогического сообщества. Все это помогает формировать правильную родительскую позицию, что очень важно на первых годах обучения ребенка в школе. На сайте организованы родительские клубы: «Семья», «Взгляд ученого», «Профориентация», «Клуб отцов», «Наше творчество», «Клуб бабушек и дедушек». Основная задача этого раздела помочь родителям вооружиться основами педагогической культуры, развить педагогическое мышление, увидеть свои возможности, почувствовать ответственность за воспитание детей, а значит, создать условия для развития духовно-богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.  Деятельность клубов осуществляется в заданное время в чате и проходит в виде родительского ринга, где можно обсудить различные ситуации в воспитании детей, представить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными мнениями участников клуба.  В разделе «Портфолио для родителей» родители не только найдут ответы на вопрос как помочь своему ребенку правильно организовать и пополнять портфель личных достижений. После  индивидуальных консультаций в онлайн-режиме мамы и папы смогут организовать  семейный или свой личный портфолио. В эту работу могут включиться бабушки и дедушки. В разделе «Конкурсы» родители могут поучаствовать в конкурсе «Я – образованный родитель», цель которого повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания детей. Родителям можно участвовать в одной или нескольких номинациях. Подведение итогов проводится по каждой из них. Предполагается, что после участия в конкурсе родители смогут ежедневно на практике применять усвоенный алгоритм общения с ребенком, сохранять дружественную атмосферу в семье. Вся семья может принять участие и в творческом конкурсе «Педагогический процесс в кадре». Конкурс потребует фоторабот, на которых запечатлены моменты процесса родительского воспитания в семье. Авторами таких работ могут быть все члены семьи.  Отдельный раздел сайта «Проекты». В него входят электронные издательские проекты «Пишу книгу о своем ребенке» и журнал «Союз родителей». В этих проектах роль авторов выполняют только родители. В проекте  «Фестиваль родительских идей» – родители смогут обменяться идеями в воспитании детей.

На сайте «Образование для родителей» организованы дистанционные модульные курсы. Дистанционные модульные курсы для родителей – систематически проводимые и теоретически обоснованные программы, целью которых является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания обучающихся школы первой ступени становятся сегодня современной, интересной и продуктивной формой работы.

Дистанционные модульные курсы для родителей обучающихся школы первой ступени объединены в тематические блоки по названию родительских компетенций:

  • педагогический,
  • психологический,
  • социальный,
  • личностный,
  • здоровьесберегающий,
  • правовой,
  • вопросы ИКТ.

Такая работа на сайте позволяет сегодня педагогу и специалисту реализовывать то, что было недоступно для преподавателей недавнего прошлого, но не отменяет  традиционное общение педагогов и родителей.   Такой процесс общения помогает перейти к интерактивным методам, индивидуализировать программы для повышения компетентности родителей.  На сайте «Образование для родителей» регулярно проводятся онлайн тренинги, онлайн семинары, онлайн конференции, онлайн консультации, фестивали, конкурсы,  работа с электронным портфолио. Родители могут реализовать себя в творческих начинаниях – написать главу книги о своем ребенке и поучаствовать в онлайн передачах. Технология дистанционного обучения позволяет оптимизировать и упростить процесс получения информации для родителей обучающихся школы первой ступени. В частности родители могут усваивать лекционный материал в интерактивном режиме, тем самым выбирая удобное время и хорошее настроение для получения знаний. Преподаватели, в свою очередь,  делают лекцию более наглядной, легкой для восприятия, подключают к своей работе ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, ИКТ, здоровьесбережения, организуют дистанционное обучение и, самое главное – получают обратную связь. В таких лекциях присутствует современная иллюстративная информация, ее может быть достаточно много: это и видео, инфографика, справочные материалы, динамические изображения. Работа на сайте может быть адаптирована под совместную, индивидуальную, исследовательскую работу. Пока в нашей стране подобные методики образования родителей только начинают внедряться, но педагоги уже могут оценить их преимущества. Новые подходы к организации повышения компетентности родителей способны вывести образовательный процесс на качественно новый уровень.

Благодаря всем этим начинаниям, родители в онлайн режиме знакомятся с необходимыми нормативными документами образования, эффективными методами преподавания. Можно с уверенностью сказать, что речь идет об эволюции взаимодействия на уровне «педагог-родитель». Инновации в образовании делают процесс обучения родителей насыщенным, интерактивным и творческим, помогают заинтересовать родителей и открыть для них принципиально новые возможности. Именно такой подход отвечает требованиям времени и создает основу образовательной системы будущего.