Известно, что эффективность адаптации к учебной, творческой, спортивной деятельности зависит от функционального состояния жизнеобеспечивающих систем (Макунина О.А., 2005). Исследованиями Р.И. Айзман с соавт. (2010) показано, что одним из объективных показателей здоровья детей школьного возраста является уровень физического развития. Поэтому в данной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ уровня физического развития детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом.
Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие 80 юных теннисистов ГОУ ДОД «РСДЮСШОР по теннису г. Уфы». Экспериментальную группу составили спортсмены 7-8 лет с одинаковым стажем занятий большим теннисом и уровнем подготовленности. Допуск юных спортсменов к психофизиологическому обследованию проводился на основании письменного согласия одного из родителей и администрации спортивной школы.
Психофизиологические двигательные способности теннисистов исследовались на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» [2]. Из числа специфических двигательных способностей теннисистов определяли: реагирующую, дифференцировочную, ориентационную, ритмическую способности, переключение внимания.
Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Уровень физического развития определялся совокупностью методов, основанных на измерениях: длины, массы тела, силы правой и левой рук.
Анализ результатов указывает на тот факт, что мальчики 7-9 лет, занимающиеся теннисом, имеют достоверно большие значения показателей физического развития по сравнению с девочками, занимающимися спортом. Продольные соматические параметры в группе мальчиков, занимающихся спортом, достоверно выше на 4%, а сила правой кисти – на 23%. Аналогичные результаты были получены при анализе изучаемых показателей у обследуемого контингента детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. Так, у мальчиков 7-9 лет, занимающихся теннисом, показатели длины тела достоверно выше на 3-4%, показатели силы правой кисти – на 22%.
Следует отметить, что показатели массы тела и силы левой руки детей, занимающихся и не занимающихся спортом, не достигли достоверно значимых различий.
Отсутствие различий показателей массы тела и силы левой руки у мальчиков и девочек 7-9 лет предопределило дальнейший анализ и сопоставление полученных результатов с аналогичными исследованиями, полученными при изучении антропометрических показателей детей данного возраста, занимающихся в спортивных секциях различных регионов страны (г. Челябинск – Шибков А.А., Ефимова Н.В., 2013; г. Самара – Манюхин А.И., 2009; г. Киров – Тулякова О.В., 2012; г. Сургут – Литовченко О.Г., 2006). Данные представлены на рисунке 1.
см
Рис. 1. Региональные особенности длины тела детей 7-9 лет
Согласно представленным данным, мальчики обследуемой популяции г. Уфа имеют достоверно большие значения показателей продольных соматических параметров в сравнении с показателями мальчиков городов Самара и Киров, значения данного показателя у мальчиков Уфы достоверно выше на 5% и 4% соответственно. Региональные антропометрические константы мальчиков 7-9 лет г. Уфа наиболее приближены к данным, полученным при обследовании детей Челябинска. Показатели длины тела у мальчиков Уфы достоверно ниже аналогичных показателей мальчиков Сургута на 5%.
Достоверно значимые различия выявлены в показателе массы тела у мальчиков 7-9 лет городов Уфа, Челябинск, Сургут. Значения данного показателя у мальчиков Уфы были ниже на 14% и 20,3% соответственно.
кг
Рис. 2. Региональные особенности массы тела детей 7-9 лет
Сила мышц кисти правой и левой рук у мальчиков из г. Уфа была достоверно выше аналогичных показателей мальчиков из г. Челябинск на 21,6% (правая кисть) и 21,3% (левая кисть).
При обследовании девочек 7-9 лет г. Уфа статистически значимые отличия выявлены для таких показателей физического развития, как длина и масса тела, сила кистей правой и левой рук. Значения показателей длина и масса тела у девочек Уфы достоверно отличались от таковых показателей девочек Челябинска и Сургута. Так, показатель продольных измерений уфимских девочек был на 3% ниже, чем у девочек Сургута. Масса тела девочек Уфы была достоверно ниже массы тела девочек Челябинска и Сургута на 12% и 15% соответственно.
Сила мышц кисти правой и левой рук у девочек Уфы была достоверно выше аналогичных показателей девочек Челябинска на 21,4% (правая кисть) и 40,2% (левая кисть).
Анализ данных рисунков 1,2 позволяет констатировать усиление гендерных отличий у детей 7-9 лет. Однако в популяции детей обследуемого возраста городов Самары и Кирова достоверные половые отличия в антропометрических показателях отсутствовали. Региональные антропометрические константы мальчиков и девочек г. Уфа наиболее приближены к данным, полученным при обследовании детей Челябинска. Также следует отметить, что среди сравниваемых популяций детей наиболее высокий уровень физического развития имеют дети Сургута. По мнению А.А. Шибкова и Н.В. Ефимовой (2012), проживание в гипокомфортных климатогеографических условиях Тюменского Севера отражается на региональных особенностях адаптации, что проявляется в опережении темпов ростовых процессов в онтогенезе детей.
Практический интерес представляет распределение детей 7-9 лет по признаку гармоничности развития, т.к. физическое развитие растущего организма является показателем состояния здоровья ребенка. Чем значительнее отклонение в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний (Шибков А.А., 2014).
Анализ распределения детей 7-9 лет по признаку гармоничности физического развития указывает на проявление половых различий как в группе детей, занимающихся теннисом, так и не занимающихся спортом.
Таблица 1
Распределение детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, по признаку гармоничности развития, % (n=149)
Оценка физического развития (Индекс Рорера) |
Пол |
Занимающиеся теннисом (Д – 38, М – 42) |
Не занимающиеся теннисом (Д – 39, М – 30) |
р= |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
Гармоничное |
М |
35 |
83,3 |
22 |
73,3 |
0,05 |
Д |
30 |
79 |
29 |
74,3 |
0,05 |
|
р= |
0,05 |
- |
||||
Низкое |
М |
6 |
14,4 |
6 |
20 |
0,05 |
Д |
7 |
18,4 |
7 |
18 |
- |
|
р= |
0,05 |
- |
||||
Избыточное |
М |
1 |
2,3 |
2 |
6,7 |
0,05 |
Д |
1 |
2,6 |
3 |
7,7 |
0,05 |
|
р= |
_ |
- |
Примечание: М – мальчики, Д – девочки.
Обследование детей 7-9 лет показало достоверно больший процент гармонично развитых мальчиков, занимающихся теннисом, по сравнению с мальчиками, не занимающимися спортом; различия составляют 4,7%.
Показатели дисгармоничного и резко дисгармоничного развития мальчиков 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, также достигли достоверно значимых различий. Значения дисгармоничного развития у мальчиков, занимающихся теннисом, были на 5,6% меньше, чем у не занимающихся спортом, резко дисгармоничного на – 4,4%.
У девочек, занимающихся теннисом, гармоничное развитие отмечено на 4,7% больше, чем у девочек, не занимающихся спортом. Достоверно значимых различий не было обнаружено у девочек 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. У девочек, не занимающихся теннисом, резко дисгармоничное развитие отмечено на 5,1%, больше, чем у девочек, занимающихся теннисом.
Достоверно значимые различия, достигнутые в показателях физического развития у детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, мы склонны связывать с высокой пластичностью процессов развития, которая зависит от особенностей воздействия экзогенных факторов в сенситивные периоды раннего онтогенеза. Именно таким периодом является возраст 7-9 лет, а тренировочную деятельность следует рассматривать в качестве экзогенного фактора.
Практический интерес представляет изучение психофизиологических качеств детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. С целью подтверждения гипотезы о том, что целенаправленная тренировочная деятельность влияет на уровень проявления психофизиологических качеств, был проведен сравнительный анализ данных показателей. Результаты представлены в таблице 2.
Представленные в таблице 2 данные указывают на достоверно значимые различия латентных периодов реакции в тестах «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция различения», «Реакция выбора» у девочек и мальчик 7-9 лет вследствие целенаправленных тренировочных занятий.
Таблица 2
Основные показатели психофизиологических качеств детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом (М+m)
Психофизиологические показатели |
Пол |
Статистические показатели |
Достовер-ность различий (р=) |
||
занимающиеся теннисом (Д – 38, М – 42) |
не занимающиеся теннисом (Д – 39, М – 30) |
||||
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
Д |
283,2+6,2 |
360,2+1,2 |
0,001 |
|
М |
272,9+6,4 |
324,1+2,3 |
0,001 |
||
Реакция различения, мс |
Д |
416,7+10,9 |
488,2+8,6 |
0,01 |
|
М |
401,7+12,7 |
478+10,1 |
0,001 |
||
Реакция выбора, мс |
Д |
326,6+7,8 |
389,5+6,6 |
0,001 |
|
М |
320,7+7,8 |
393,1+4,2 |
0,001 |
||
Реакция на движущийся объект, мс |
Д |
-1,57+1,7 |
0,92+0,9 |
0,001 |
|
М |
0,25+0,6 |
0,98+0,8 |
0,001 |
||
Концентрация внимания, с |
Д |
69,5+6,3 |
91,0+1,3 |
0,001 |
|
М |
72,5+5,6 |
98,1+2,2 |
0,001 |
||
Концентрация внимания, количество ошибок |
Д |
0,94+0,28 |
0,30+0,1 |
0,067 |
|
М |
0,71+0,25 |
0,30+0,2 |
0,077 |
||
Скоростные качества, кол-во раз |
Д |
192,2+15,3 |
179,0+10,0 |
0,001 |
|
М |
198,3+14,4 |
180,2+12,1 |
0,001 |
Примечание: р - уровень достоверности различий по F-критерию Фишера.
Так, достоверно значимые различия (р=0,001) обнаружены в тесте ПЗМР у детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. В данном тесте мальчики-теннисисты на 51,2 мс быстрее справлялись с заданием по сравнению с мальчиками, не занимающимися теннисом; девочки-теннисистки на 77,0 мс быстрее справлялись с заданием по сравнению с девочками, не занимающимися теннисом.
Латентный период реакции в тесте «Реакция различения» у девочек и мальчиков 7-9 лет, занимающихся теннисом, был меньше, чем у сверстников, не занимающимися теннисом (на 71,5 и 76,3 мс соответственно при р=0,001).
В тесте «Реакция выбора» наблюдается аналогичная картина: латентный период реакции девочек-теннисисток был на 62,9 мс меньше, чем у девочек, не занимающихся теннисом, у мальчиков-теннисистов – на 72,1 мс (при р=0,001).
Математико-статистический анализ полученных результатов показал, что дети 7-9 лет, занимающиеся теннисом, быстрее справлялись с заданием по сравнению со своими ровесниками в тесте «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» (мальчики на 25,6 с, девочки – на 11,5 с). Однако высокая скорость работы детей, занимающихся большим теннисом, сопровождается более низким качеством ее выполнения, мальчики и девочки теннисисты делали больше ошибок, чем их сверстники (р=0,067 и р=0,77).
Нагрузки в большом теннисе носят скоростно-силовой характер, и, конечно же, двухгодичные тренировочные занятия привели к увеличению скоростных качеств детей 7-9 лет, занимающихся теннисом. Выполняя «Теппинг-тест», девочки-теннисистки за 60 с выполнили на 13 движений больше, чем девочки, не занимающиеся теннисом, мальчики-теннисисты – на 18,1 (при р=0,001).
Анализ результатов данного блока исследования позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная тренировочная деятельность достоверно улучшает психофизиологические качества юных теннисистов.