Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF ATTITUDES TO ADDITIONAL EDUCATION IN RURAL AREAS

Mestnikova A.E. 1 Alekseeva G.G. 1 Okhlopkova D.K. 2
1 Churapcha State Institute of Physical Education and Sports
2 North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov
An article presents the results of a psychological and pedagogical research conducted to reveal an attitude of parents to an additional education of their children in rural areas. Objects of research are parents of schoolchildren who attend additional courses and parents of children who studies in additional education institutions of Ytyk-Kyol village (Tatta district of the Sakha Republic). Parents’ expectations in relation to the results of additional education, level of satisfaction with the received services are revealed. Motives of family and child’s educational choice and main sources of information used by parents to choose additional educational programs are defined. And also parents’ opinions about the conditions that can provide more qualified and claimed children’s additional education are submitted. The research revealed undoubted interest of parents in additional education considered mostly as a tool for development and self-realization of children.
additional education
psychological and pedagogical research
parents
motives of choice
level of satisfaction

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на подрастающее поколение компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности, вытесняя потребность в общении, культурном развитии. Обществом осознается необходимость реализации и поддержки миссии дополнительного образования, как наиболее полно обеспечивающего право на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. Именно дополнительное образование, все более становящееся персональным образованием каждого ребенка, становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к изменениям [2].

В процессе дополнительного образования подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. В сфере дополнительного образования ребенок в стадии первичной социализации формирует свою социальную, профессиональную, этнокультурную и гражданскую идентичность, обеспечивая успешную интеграцию в социум. На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, развития социокультурного потенциала территории [2].

Решением совместной коллегии трех министерств образования, спорта и культуры 2016 год в Республике Саха (Якутия) объявлен Годом дополнительного образования. В Концепции года дополнительного образования в РС (Я) одним из ожидаемых результатов является формирование системы мониторинга и определения показателей, отражающих эффективность системы дополнительного образования в республике. В связи с этим в марте 2016 года по инициативе Таттинского Дома детского творчества «Сатабыл» было проведено психолого-педагогическое исследование с целью выявления отношения родителей к дополнительному образованию детей. Задачами исследования стали изучение мотивов образовательного выбора, определение ожиданий родителей в отношении результатов дополнительного образования и удовлетворенности получаемыми услугами, выявление мнения относительно условий, которые обеспечили бы качественное и востребованное дополнительное образование детей в сельской местности.

Объектом исследования стали родители школьников, посещающих дополнительные занятия в общеобразовательной школе, и родители детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования в с. Ытык-Кюель Таттинского района Республики Саха (Якутия). В опросе приняли участие 251 родитель, средний возраст респондентов составил 35,7 лет. Большая часть родителей отметили, что имеют высшее (48,2 %) или среднее специальное образование (33,9 %). Более трети всех опрошенных родителей отметили, что воспитывают 2 детей (35,9 %), около четверти родителей – 3 детей (25,9 %) и 1 ребенка (24,3 %). Многодетными, т.е. имеющими 4 и более детей, являются 13,5 % родителей, принявших участие в опросе.

По данным Управления науки и образования Таттинского района, охват учащихся в кружках и спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования составляет 2794 ребенка (по данным на 2015-2016 уч. год). В таблице 1 представлены основные учреждения дополнительного образования детей, а также статистические данные занятости детей дополнительным образованием за последние три года по Таттинскому району.

Таблица 1

Занятость школьников в учреждениях дополнительного образования в Таттинском районе РС (Я) за 2013–2016 гг.

Наименование УДОД

Охват детей 2013/14

Охват детей 2014/15

Охват детей 2015/16

Всего по району:

в том числе:

2985

2894

2794

МБОО ДО «Станция юных натуралистов» МР «Таттинский улус» РС (Я)

277

261

204

МБОО ДО «Детская спортивная школа имени И. Федосеева»

966

966

665

МБОО ДО Дом детского творчества «Сатабыл»

486

516

355

МБОО ДО «ДШИ имени Ф.С. Аргунова»

318

320

280

МБОО ДО «Харбалахская ДШИ»

100

100

100

МБОО ДО «Усть-Таттинская ДШИ»

98

100

100

МБОО ДО «Баягинская ДШИ»

100

100

100

Как видно из таблицы 1, большое количество детей посещают детскую спортивную школу имени И. Федосеева и Дом детского творчества «Сатабыл». В общей совокупности большинство школьников Таттинского улуса занимаются в детских школах искусств и посещают занятия по хореографии, пению, музыке, рисованию, декоративно-прикладному творчеству, актерскому мастерству.

Мнение родителей зачастую оказывается определяющим в выборе направления дополнительного образования детей. Такой выбор основан, прежде всего, исходя из интересов и увлечений детей, а так же тем, чем родители сами занимались в детстве. По результатам исследования выяснилось, что практически все родители в детстве посещали школьные кружки, секции, клубы (40 %), занимались в музыкальной, художественной школе (22,5 %), в Доме творчества, юннатской станции (15 %), в спортивной школе (9,6 %), в Доме культуры, театре, клубе (6,1 %).

По данным анкетирования, 94,3 % детей опрошенных родителей занимаются различными видами дополнительного образования. Приоритет – за занятиями спортом (29 %) и искусством (22,4 %), при этом, так же как и их родители в свое время, большая часть детей посещают дополнительное образование при учебном заведении. По сравнению с родителями, процент детей, получающих дополнительное образование в Доме творчества, юннатской станции и т.д., увеличился на 6,5 %, также увеличилось количество занимающихся в детско-юношеской спортивной школе на 5,4 %.

Наибольшая доля респондентов при выборе образовательного учреждения, кружка, секции руководствуются сочетанием трех ключевых факторов: 1) желание ребенка (23,3 %); 2) квалификационный показатель (19,0 %); 3) качественный показатель (15,5 %). Отметим, что родители со средним образованием на первое место ставят квалификацию педагогов дополнительного образования; с неоконченным высшим – обеспечение хорошей подготовки для поступления в школу/вуз и способствование лучшей успеваемости в школе; со средним специальным и высшим образованием – желание ребенка заниматься именно в этом учреждении дополнительного образования.

Довольно небольшая доля респондентов отметила в качестве причины выбора занятий то, что они являются бесплатными или доступными по оплате (8,5 %), что свидетельствует о небольшой значимости стоимости при выборе занятий для ребенка. Большинство родителей отметило, что они «будут платить столько, сколько скажут, т.к. их все устраивает» в дополнительных занятиях ребенка. Достаточно большая часть респондентов ответили, что согласились бы платить или платить больше за дополнительное образование ребенка, «если будет улучшена материальная база для дополнительных занятий (помещения, спортсооружения, мебель и т.д.)» – 18,2 %.

Территориальный фактор и перемещение детей в условиях сельской местности не столь проблематичны, как в городской, поэтому мотив выбора учреждения по фактору близости от дома был отмечен лишь у 3,5 % опрошенных нами родителей.

Рассмотрим источники информации, которые послужили при выборе дополнительных образовательных программ в исследуемой сельской местности (рис. 1).

Рис.1. Источники информации при выборе дополнительных образовательных программ, в %

По данным рисунка 1 видно, что основными источниками информации об учреждениях дополнительного образования являются друзья и знакомые (34,5 %), педагоги и администрация УДОД (18,0 %), а также рекомендация учителей школы, где обучается ребенок (16,2 %), то есть ведущую роль в процессе выбора кружков, секций, студий для детей играют непосредственные межличностные связи (рис.1).

Важным вопросом в изучении спроса на дополнительное образование детей, а также одной из основных задач проведенного исследования было выявление ожиданий семьи от участия ребенка в программах дополнительного образования (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос

«Что для Вас важнее всего в дополнительных занятиях Вашего ребенка?», в %

Варианты ответов

Кол-во

%

Укрепление здоровья и физическое развитие (развитие ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости)

135

23,0

Развитие коммуникабельности, навыков общения с людьми

117

20,0

Интеллектуальное развитие

67

11,4

Эстетическое, художественное воспитание

55

9,4

Чтобы ребенок находился под контролем и, не оставалось у него времени для «пустых» занятий

53

9,0

Реализация интересов, увлечений ребенка

43

7,3

Профессиональная ориентация, навыки трудовой деятельности

27

4,6

Подготовка к ГИА, ЕГЭ,

к поступлению в ССУЗ, вуз

24

4,1

Воспитание патриотизма, гражданственности

20

3,4

Семейная преемственность

15

2,6

Укрепление связи с родной тааттинской землей, предками.

15

2,6

Преемственность культуры саха

14

2,4

Компенсация отставания в учебе, «подтягивание» по предметам школьной программы

1

0,2

Общее количество выбора вариантов ответа

586

100

Как видно из таблицы 2, наиболее важным в деятельности дополнительного образования респонденты (23,0 %) отмечают укрепление здоровья и физическое развитие детей (развитие ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости). Среди ответов стоит отметить такие ожидаемые результаты, как развитие коммуникабельности и навыков общения с окружающими людьми (20,0 %), интеллектуальное развитие (11,4 %), эстетическое и художественное воспитание (9,4 %). Ответы позволили сделать вывод, что родители стремятся не только учитывать желание ребенка и поддержать его свободный выбор заниматься любимым делом в учреждении дополнительного образования, но и желают повысить успеваемость в школе, обеспечить уровень хорошей подготовки для поступления в профессиональные учебные заведения.

Исследование выявило высокую степень удовлетворенности родителей (99,2 %) дополнительным образованием в Таттинском районе, эффективность психолого-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования в сельской местности (рис. 2).

Рис. 2. Общее распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, Ваш ребенок получил в результате дополнительных занятий?», в %

Родители считают, что в результате проведенных занятий ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности (23,6 %), ребенок стал более целеустремленным и уверенным в себе (17,0 %), нашел занятие по душе, свое хобби (16,8 %), а также развил коммуникативные способности, научился общаться с другими людьми, нашел новых друзей (12,5 %).

Анализ ответов респондентов на открытый вопрос «Что необходимо сделать в сельской местности для того, чтобы дополнительное образование детей было качественным и востребованным?» показал, что в первую очередь нужно решить вопросы улучшения материально-технической базы, обеспечение педагогическими кадрами, улучшение условий труда педагогов, а также повышение организации методической работы.

Родители считают, что предпочтительными формами взаимодействия и сотрудничества с педагогами Дома детского творчества «Сатабыл» Таттинского улуса являются совместная деятельность по организации мероприятий, консультации, общие родительские собрания. Опрошенные еще не готовы нести финансовые расходы из личных средств, но готовы оказать организационную помощь: поддержать инициативу о предоставлении нового здания, организации мероприятий и координации деятельности с другими организациями.

Общий индекс одобрения образовательных проектов «Сатабыл» равен 62,8 %, что значительно опережает уровень информированности о проектах (42,3 %). Все 8 реализованных проектов учреждений дополнительного образования получили положительную оценку и одобрение родителей, что свидетельствует о заслуженном авторитете и высоком качестве работы данного учреждения дополнительного образования.

Проведенное психолого-педагогическое исследование выявило несомненную заинтересованность родителей в дополнительном образовании, рассматриваемом, прежде всего, как инструмент общего развития и самореализации детей. Благодаря полученным данным, обнаруживаются существующие в данной области проблемы, в основном материально-технического характера, при этом особых ограничений в доступности дополнительного образования не выявлено.

В качестве рекомендаций по повышению эффективности дополнительного образования в сельской местности следует отметить:

1. Для учреждений дополнительного образования:

- организовывать регулярные психолого-педагогические исследования отношения родителей к сфере дополнительного образования детей в сельской местности;

- проводить образовательные лектории, мастер-классы, консультации для родителей;

- информировать о программах, проектах дополнительного образования, включая рекомендации по возрасту, интересам и особенностям ребенка;

- семьям с низкими доходами предоставлять различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», пригласительные билеты и абонементы на занятия и др.).

2. Родителям:

- создавать благоприятные условия в семье для оказания помощи детям в развитии индивидуальных, физических и учебных возможностей;

- оказывать помощь и поддержку педагогическому коллективу дополнительного образования во внедрении в учебно-воспитательный процесс социально-педагогических технологий;

- проявлять инициативу и активно участвовать в совместных проектах с учреждениями дополнительного образования.

В результате активного сотрудничества будут созданы новые возможности для воспитания, личностного развития и успешной социализации подрастающего поколения, удовлетворяющего духовно-нравственные потребности, культурно-образовательные запросы семьи и общества.