Главной задачей, стоящей сегодня перед педагогами дошкольного образования, является обеспечение любому ребенку дошкольного возраста того уровня развития, который обеспечит ему успешность при обучении в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, результатом дошкольного образования выступают целевые ориентиры, которые представляют собой социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка и предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими уровня дошкольного образования.
Актуальной проблемой педагогической теории и практики является готовность к школе, которая формируется у ребенка в дошкольном детстве и становится базовой основой овладения им новым видом деятельности – учебной. Е.Е. Кравцова [6; 7] высказывала мнение, что если по каким-либо причинам развитие ребёнка на предыдущем этапе было неполноценным, не получили развитие специфические черты личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём. Таким образом, большое значение имеет то, что было заложено в дошкольном детстве. К моменту поступления ребенка в школу учебная деятельность только начинает формироваться. Предпосылки к учебной деятельности, выраженные в виде компонентов готовности к освоению универсальных учебных действий, должны быть заложены на уровне дошкольного образования.
Цель
Описание структуры готовности к школе в аспекте готовности детей дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме; систематизация, классификация, аналогия, моделирование.
Результаты исследования
Современное образования направлено на формирование способности обучаемого к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, самостоятельной организации процесса освоения, т.е. умение учиться. Иными словами, формируются универсальные учебные действия (далее УУД) как обобщенные действия, которые создают возможности для ориентации обучаемых в разных предметных областях и в построении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее цели, ценностных и операциональных составляющих [8].
Развитие УУД на разных ступенях обучения рассматривали А.Г. Асмолов, Л.И. Боженкова, Л.А. Теплоухова и другие. По мнению А.Г. Асмолова [2], овладение обобщенными универсальными учебными действиями способно создать возможность самостоятельно усваивать новое знание, успешно формировать умения, включающие организацию процесса освоения, т.е. умение учиться. Он выделяет основные виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Логика развития УУД призвана помочь обучающемуся в организации собственной познавательной деятельности, создается в логике: от действия – к мысли.
Мы под универсальными учебными действиями понимаем совокупность способов действий, обеспечивающих целенаправленное самостоятельное познание и преобразование окружающей действительности, результатом которого является формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
В основе универсальных учебных действий лежат психологические процессы и механизмы процесса освоения знаний, формирования целостной картины мира, а также структура учебной деятельности. Готовность к школьному обучению [9] как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста обеспечивает успешный переход к систематическому организованному школьному обучению, что обусловлено созреванием организма – нервной системы, развитием личности, уровнем развития психических процессов.
А. Анастази [1] понимает готовность к обучению в школе как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками». Й. Шванцара понимает готовность к школе как «школьную зрелость» и называет степень готовности, при которой ребенок способен принимать участие в школьном обучении, выделяя умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович [3] готовность к школе рассматривает в виде совокупности компонентов мыслительной деятельности, познавательного интереса, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. А.И. Запорожец [5] представляет готовность к школе как целостную систему качеств личности ребенка, включающую мотивацию, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Д.Б. Эльконин [10] рассматривает готовность к школе как сформированность предпосылок к учебной деятельности, к которым относит умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение выполнять по образцу и др. Е.Е. Кравцова [6; 7] считает, что проблема готовности к школе является комплексной и включает знания, умения, желание учиться и целый набор психологических свойств и качеств. Она выделяет такие показатели готовности к школе, как произвольность, особенности общения и взаимодействия со сверстниками, самосознание личности.
Таким образом, ученые по-разному определяют готовность к школе и выделяют различные ее компоненты. Мы рассматриваем структуру готовности к школе через призму компонентов учебной деятельности.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем под готовностью к школе понимать совокупность мотивационных установок и способов действий, характеризующихся целенаправленностью и связанных с поиском и усвоением знаний, планированием собственной деятельности, применением полученных знаний в ходе решения практических задач, осуществлением анализа хода деятельности, и результатов, которые обеспечивают развитие интеллектуальных и личностных качеств, необходимых для возникновения личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Следовательно, необходимо определить не только какие действия будут развиваться на уровне начального общего образования, но и что может выступать в качестве основы возникновения этой деятельности. Иными словами, нужно определить, какие компоненты готовности к освоению универсальных учебных действий должны быть заложены на уровне дошкольного образования. Таким образом, готовность к школе можно рассматривать как предпосылки к учебной деятельности, выступающие в качестве основы формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают готовность обучающихся осваивать в ходе дальнейшего обучения на уровне начального общего образования универсальные учебные действия.
На основе анализа литературы мы выделяем четыре компонента готовности к школе: личностный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и коммуникативный.
Личностный компонент составляют познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, сформированность психологической позиции школьника. Личностный компонент готовности подразумевает также освоение норм поведения в обществе, умение оценивать себя и свои поступки в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами.
Эмоционально-волевой компонент включает, прежде всего, способность к целеполаганию на основе соотнесения уже известного и того, что еще неизвестно, как постановку учебной задачи; составление планирования и прогнозирование результата; возможность контроля в форме соотнесения результата с определенным эталоном; коррекцию и внесение необходимых изменений в план и способ действия; волевую саморегуляцию как стремление к волевому усилию и преодолению препятствий. На уровне дошкольного образования формирование эмоционально-волевого компонента готовности связано, прежде всего, с развитием произвольности поведения. Произвольность представляет способность ребенка выстраивать и корректировать свое поведение и характер деятельности в соответствии с предлагаемыми правилами и образцами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя подходящие средства.
Интеллектуальный компонент готовности составляет самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск и выделение уже имеющейся или недостающей информации, моделирование ситуации или результата, логические действия анализа, сравнения, синтеза, классификации объектов, сериации, установление причинно-следственных отношений, поэтому интеллектуальный компонент составляет умение выделить необходимую для решения проблемы информацию, определить оптимальные способы действия, дать оценку процессу и результатам деятельности, направленной на решение проблемы. К интеллектуальному компоненту готовности также относятся развитое дифференцированное восприятие, способность к концентрации внимания, аналитическое мышление, которое выражается в способности понимания связей между явлениями; способность к логическому запоминанию, умение воспроизведения образца, а также развитие тонких дифференцированных движений руки и сенсомоторной координации.
Особого внимания заслуживают развитие познавательной активности и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста как базовая основа формирования в дальнейшем познавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативный компонент готовности составляют умения учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителями и сверстниками, обосновывать свое мнение. В дошкольном возрасте развиваются такие коммуникативные универсальные учебные действия детей, как способность к децентрации в выполнении действий в общении, в игре, в изобразительной и других видах деятельности. Развиваются умения детей согласовывать действия, соблюдая порядок действий, проявлять выдержку, работать в паре: меняться ролями, слушая друг друга. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение с другими детьми становится важным фактором формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Каждый компонент готовности к школе соотносится с соответствующим видом универсальных учебных действий. Личностный компонент готовности способствует овладению личностными универсальными учебными действиями, эмоционально-волевой – регулятивными универсальными учебными действиями, интеллектуальный – познавательными универсальными учебными действиями, коммуникативный компонент – коммуникативными универсальными учебными действиями. В таблице представлены сравнительные данные формирования компонентов готовности к школе у обучающихся на уровне дошкольного образования и универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования.
Формирование готовности к школе у обучающихся на уровне дошкольного образования и универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования
Личностный компонент готовности |
Личностные универсальные учебные действия |
- познавательные мотивы; - ориентация на моральные нормы и их выполнение; - сформированность внутренней позиции школьника. |
- сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности. |
Интеллектуальный компонент готовности |
Познавательные универсальные учебные действия |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой имеющейся или недостающей информации; - моделирование ситуации или результата; - логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов; - установление причинно-следственных связей.
|
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
Коммуникативный компонент готовности |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
- развитие навыков устной речи; - умение учитывать позицию собеседника, - организовывать сотрудничество с учителями и сверстниками, - обосновывать свое мнение.
|
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. |
Эмоционально-волевой компонент готовности |
Регулятивные универсальные учебные действия |
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; - планирование в виде составления плана и последовательности действий; - прогнозирование как предвосхищение результата, определение его временных характеристик; - контроль в виде соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция через внесение дополнительных изменений в план и способ действия; - оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий. |
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Выводы
Таким образом, успешность перехода ребенка от одной ступени развития к другой обусловливается тем багажом знаний, умений и качеств, которые были сформированы на предыдущем этапе развития. Готовность к школе формируется в дошкольном детстве и становится базовой основой дальнейшего развития ребенка, овладения им нового вида деятельности – учебной. Закономерности развития подтверждают необходимость преемственности, которая является необходимой связью между новым и старым в процессе развития. Преемственность должна обеспечить формирование необходимых для дальнейшего обучения личностных качеств, сохраняя при этом самоценность дошкольного детства.
Основным результатом уровня дошкольного образования представляется приобретение детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни, и становятся основой дальнейшего развития универсальных учебных действий.
Готовность к школе может рассматриваться как предпосылки к учебной деятельности, выступающие в качестве основы формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают готовность обучающихся осваивать в ходе дальнейшего обучения на уровне начального общего образования универсальные учебные действия.