В настоящее время с целью развития конкурентных преимуществ специалистов в сфере туризма целесообразно использовать возможности тренинг-технологий, организуемых на основе системного и практикоориентированного подходов и позволяющих приобрести реальный опыт «погружения» в деятельность туристического предприятия в целом и в работу конкретных исполнителей в частности [8].
Таким образом, для повышения конкурентоспособности специалистов сферы туризма руководителям туристских предприятий целесообразно применение принципов социально-психологического тренинга.
К социально-психологическому тренингу относятся все разновидности тренинга, воздействующие на качества, умения и способности, которые проявляются в процессе общения.
Впервые данное понятие применил М. Форверг, подразумевающий, что данный вид тренинга основывается на постулате экспериментальной психологии. Который гласит, что человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % – что видит, 70 % того, что может пересказать и 90 % – что делает сам.
Таким образом, под социально-психологическим тренингом (СПТ) подразумевается тренинг, основной целью которого является повышение эффективности общения, выступающего своеобразной формой взаимодействия личности с другими людьми [1].
При этом процесс общения рассматривается с трех сторон:
- коммуникативной, предполагающей взаимообмен информацией между партнерами по общению;
- перцептивной, подразумевающей процесс восприятия друг друга и установленного взаимопонимания между людьми;
- интерактивная, представляющая собой организацию взаимодействия между людьми [11].
Социально-психологический тренинг подразумевает:
- выполнение заданий на групповое сплочение, направленных на формирование эмоционального настроя на работу в группе среди участников тренинга. Данные упражнения направлены на разрушение привычных стереотипов поведения, ослабление психологической защиты, совместное переживание определенных эмоций, что способствует возникновению эмпатии и способности самому выражать собственные чувства;
- проведение групповых дискуссий в рамках тематики занятия;
- выполнение психогимнастических упражнений содержательного плана, направленных на установление эффективного контакта, с учетом возрастных и личностных особенностей участников тренинга;
- выполнение упражнений на восприятие и понимание эмоционального состояния партнера, развитие эмпатических тенденций и сензитивности, упражнения на умение грамотно принимать и передавать информацию, на умение эффективно слушать и слышать;
- выполнение психогимнастических упражнений, способствующих повышению работоспособности при работе в группе, в течение всего дня проведения тренинга, а также снятию напряжения и активизации внимания;
- выполнение психогимнастических упражнений, основной целью которых является формирование обратной разномодальной личностной связи;
разыгрывание и анализ ситуаций, направленных на проявление полученных навыков в контексте поведения [7].
Специфика социально-психологического тренинга подразумевает обязательное соблюдение принципов, которые позволяют повысить эффективность работы тренинговой группы:
- принцип творческой активности, подразумевающий наличие желания у участников тренинга присоединиться к выполнению задания в любой момент;
- принцип исследовательской позиции, предполагающий осознание и открытие участниками тренинга психологических закономерностей, осознание собственных ресурсов, возможностей и особенностей;
- принцип партнерского общения, подразумевающий учет интересов, чувств, переживаний всех участников взаимодействия;
- принцип акцентирования языка чувств;
- организация процесса общения по принципу «здесь и сейчас»;
- принцип доверительного общения;
- принцип конфиденциальности, подразумевающий запрет на распространение любой информации личного характера за пределы группы;
- принцип персонификации высказываний, предполагающий отказ от безличных речевых форм и принятие необходимости говорить личными формами, такими как «Я – высказывания» [1].
Реализация перечисленных принципов позволяет создать среди участников тренинга атмосферу безопасности, открытости, доверительного отношения и психологического комфорта. Данный факт позволяет партнерам по тренингу использовать разные стили поведения, видеть допущенные ошибки и возможности их решения.
Основной целью проведения социально-психологического тренинга среди сотрудников туристического предприятия является подготовка их к организации эффективного взаимодействия с клиентами туристкой организации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Развить умения и навыки эффективного общения у сотрудников туристического предприятия, которые включают в себя:
- умение устанавливать контакт с клиентами турфирмы, понимать и учитывать в процессе общения психологические особенности людей (возрастные и личностные);
- умение слушать и слышать, подразумевающее развитие нерефлексивного и рефлексивного слушания;
- эмпатические умения, включающие в себя умение воспринимать и понимать эмоциональное состояние клиентов туристического предприятия, владение способами выражения собственных эмоций и развитие сензитивности;
- умение психологически грамотно принимать и передавать различную информацию, владение разнообразными формами и методами организации процесса общения;
Развить умения «ненасильственной коммуникации» или общения без принуждения, подразумевающее:
- осознание оптимального использования коммуникативных средств – вербальных и невербальных;
- создание оптимальной эмоциональной атмосферы в процессе оказания туристических услуг;
- овладение техникой «Я – высказывание» в противовес «Ты – высказыванию».
Развить навыки уверенно-достойного поведения в процессе оказания туристических услуг, которые включают в себя:
- умение различать агрессивность, уверенность и неуверенность в различных ситуациях;
- формирование умения в любой ситуации актуализировать уверенно-достойное поведение;
- развитие конструктивного взаимодействия с клиентами туристического предприятия.
Развить творческий потенциал сотрудника туристического предприятия, который предполагает:
- осознание механизмов, которые блокируют креативность менеджера по туризму;
- умение находить выход из нестандартных ситуаций;
- умение развивать креативность у себя и собственных сотрудников.
Сформировать навыки проектирования профессиональной деятельности [10].
Выделяют следующие группы методических средств (техники), применяемых при проведении социально-психологического тренинга:
- Техники представления информации, основной целью которых является получение и осознание информации. К ним относятся лекции, систематизированные обзоры, программированные инструкции и групповые дискуссии. Основными методическими требованиями к данной группе методов являются новизна информации и предоставление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разнообразных формах, таких как: образная, метафорическая, юмористическая и т.п.
- Имитационные техники, предполагающие тренировку специалистов туристического предприятия в безопасных условиях. К разновидностям данных технологий относятся ролевые и деловые игры, психогимнастические упражнения, техники психодрамы и социодрамы, а также медитативные техники.
- Техники создания реальной среды, предполагающие действия с реальными рисками. Данная категория техник почти не используется в процессе проведения социально-психологического тренинга [1].
Структура социально-психологического тренинга включает в себя 4 основных этапа:
1. Этап создания работоспособности, включающий в себя:
- подбор группы, оптимальный размер которой составляет 10–12 человек;
- процедура знакомства;
- обсуждение организационных моментов, а именно:
а) сообщение цели работы в тренинговой группе;
b) обсуждение правил работы группы;
c) обсуждение ожиданий и опасений участников тренинга.
К основным задачам тренера на этапе создания работоспособности относятся:
- диагностировать каждого участника тренинга и группу в целом;
- привлечь внимание участников тренинга к основным идеям, поставить перед тренинговой группой профессионально значимые цели, увязав их с личностными целями каждого;
- создать реалистичные представления о целях, организации и содержании работы;
- создать благоприятные возможности для активизации всех партнеров по тренингу;
- провести первые совместные действия [11].
2. Этап ориентации, который проходит в виде ролевой игры или групповой дискуссии. Основной задачей данного этапа является уточнение и конкретизация каждым участников тренинга своих индивидуальных целей в тренинге. Для этого должны быть созданы условия для самостоятельного обнаружения личностных ресурсов каждым участником тренинговой группы, которые нуждаются в развитии и коррекции.
3. Этап обучения, основной целью которого является создание условий для последовательного освоения условий эффективного общения, ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции приобретенных навыков в поведенческий репертуар [7].
Этап обучения состоит из пяти взаимосвязанных элементов, каждый из которых включает в себя информационный блок, упражнение простое, упражнение средней сложности, сложное упражнение:
3.1 Удовлетворение условий эффективного общения как вербального, так и невербального общения;
3.2 Установление контакта с партнером в тренинговой группе;
3.3 Прием-передача информации;
3.4 Выполнение условий эффективного слушания;
3.5 Восприятие и понимание эмоционального состояния партнера;
4. Завершающий этап, включающий в себя:
4.1 Этап целостного действия или этап закрепления, осуществляемый в виде ролевой игры или «вертушки»;
4.2 Процедура «чемодана».
Данный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях. Также заключительный этап называют этапом целостного действия. На заключительном этапе в рамках проведения ролевой или деловой игры для каждого из участников и тренинговой группой в целом предоставляется обобщенная и индивидуализированная информация об эффективности работы в процессе тренинга, измеряются субъективные результаты тренинга с помощью процедуры «чемодана».
Таким образом, анализируя возможности применения тренинговых технологий в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы туристского бизнеса, можно констатировать, что тренинговые технологии сокращают период адаптации молодых специалистов на предприятии сферы туризма; совершенствуют профессиональные компетенции специалистов сферы туризма, способствуя развитию умений организовывать рекламу и презентации основных направлений деятельности, активно участвуя в проведении «круглых столов», выставок, научно-практических конференций.
Важными результатами становятся формирование нравственно-гуманистических ценностей сотрудников, развитие культуры профессиональной деятельности и становление специалиста как творческой личности, способной принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, владеть культурными способами построения отношений, что во многом определяет качества конкурентоспособной личности.