Процесс праксиологической подготовки обучающихся в вузе предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике, определяет направление поиска педагогических путей повышения его эффективности. Одной из важнейших проблем высшего профессионального образования в современных условиях является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров на основе сохранения её фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данная проблема связана с повышением требований к выпускникам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит необходимостью принятия мер по улучшению эффективности вузовской подготовки и, соответственно, осуществлению праксиологической подготовки к успешной профессиональной деятельности. Оптимизация образовательного процесса в вузе требует выявления педагогических закономерностей и принципов, оказывающих влияние на процесс праксиологической подготовки обучающихся, что позволит построить данный процесс наиболее оптимально и эффективно для успешной профессиональной деятельности студентов в самых различных областях.
Анализ психолого-педагогических трудов показал, что ученые не уделяют специального внимания изучению педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся, что проявляется в отсутствии специальных теоретических исследований, посвященных данной проблеме. По этой причине в нашем исследовании в качестве теоретической основы мы будем опираться на работы, посвященные общим закономерностям педагогического процесса, которые контекстно связаны с исследуемой областью. С нашей точки зрения, выявление и характеристика педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся в вузе позволит нам построить данный процесс наиболее оптимально и эффективно для успешной профессиональной деятельности студентов в самых различных областях.
Остановимся на общих характеристиках понятия «педагогические закономерности».
В педагогической литературе понятие «педагогические закономерности» чаще всего рассматривается как объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях) [1; 3-6].
В рамках проводимого исследования понятие «педагогические закономерности» рассматривается как объективные, существенные, необходимые, общие, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами педагогической системы, отражающие механизмы самореализации, функционирования и саморазвития педагогической системы. Соответственно, «педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся» – это объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами праксиологической подготовки обучающихся, отражающие механизмы формирования, самореализации, функционирования и саморазвития праксиологической подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности.
Привязывая представления о педагогической закономерности к процессу праксиологической подготовки обучающихся, отметим, что закономерность отражает единство компонентов праксиологической подготовки, ориентирования на праксиологическую подготовленность к успешной профессиональной деятельности посредством формирования праксиологических знаний, умений, личностных качеств, опыта праксиологической деятельности.
Проанализируем с учетом общих теоретических предпосылок [2] и теоретико-методологических подходов исследуемого процесса (компетентностный, синергетический, аксиологический) и сформулируем педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.
Цели и задачи праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности обусловлены требованиями государства, общества и личности к подготовке выпускников, обладающих праксиологической подготовленностью и способных к успешной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов за счет сознательного выбора средств, приемов и методов работы, обеспечивающих результативность труда, активизирующих творчество, побуждающих их к активной преобразующей деятельности. Это конкретизируется через структурно-содержательные компоненты праксиологической подготовки обучающихся: познавательный, аксиологический, организационный, творческий, в их единстве и взаимосвязи. Мера педагогической поддержки обучающихся в процессе их праксиологической подготовки соответствует уровню овладения обучающимися общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. С учетом сказанного в качестве одной из закономерностей исследуемого процесса выделяется вхождение обучающихся в процесс их праксиологической подготовки через активные усилия их самих при педагогической поддержке со стороны преподавателей или других участников образовательного процесса, и как результат – формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности. Следовательно, данная закономерность связана с необходимостью педагогической поддержки обучающихся в процессе их праксиологической подготовки в условиях бакалавриата. В условиях магистерской подготовки их праксиологическая подготовка осуществляется за счет самоорганизации данного процесса самими обучающимися без педагогической поддержки со стороны.
Перейдем к определению следующей закономерности. Содержание праксиологической подготовки обучающихся вариативно, и ее осуществление происходит сообразно овладению студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. При этом преподаватель использует учебно-профессиональные задания праксиологического характера разного уровня сложности с постепенным переходом от регуляции к саморегуляции. Его функция поддержки в процессе осуществления праксиологической подготовки обучающихся в вузе к профессиональной деятельности сменяется функцией сопровождения, что выражается в осуществлении пролонгированной педагогической деятельности в процессе праксиологической подготовки. Отметим, что также происходит смена деятельности обучающихся: первоначально при поддержке преподавателей или других участников образовательного процесса они изучают основные и специальные праксиологические приемы и операции, опыт праксиологической деятельности; далее – активно включаются в процесс праксиологической подготовки, пополняют знания об основных и специальных праксиологических приемах и операциях, систематизируют их с целью успешного решения профессиональных задач и формирования собственного опыта праксиологической деятельности. Следовательно, данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: осуществление праксиологической подготовки обучающихся и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит последовательно по мере формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций со сменой форм пролонгированной педагогической деятельности – от педагогической поддержки и содействия в изучении основных и специальных праксиологических приемов и операций, опыта праксиологической деятельности к организационно-педагогическому сопровождению в процессе обогащения собственного опыта праксиологической деятельности. Данную закономерность обозначим как организацию пролонгированной педагогической деятельности в виде организационно-педагогической поддержки, содействия и сопровождения праксиологической подготовки обучающихся.
Переходим к следующей закономерности. Последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза способствует формированию их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности. Данный процесс рассматривается как поступательное продвижение: от осуществления студентом праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях, которая способствует приумножению их собственного опыта праксиологической деятельности. Данное продвижение способствует формированию праксиологической подготовленности обучающихся к успешной профессиональной деятельности, что сопровождается переходом с критического уровня сформированности их праксиологической подготовленности на допустимый и далее – к продуктивному. Следовательно, данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит поступательно: от осуществления праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях за счет поступательного приумножения собственного опыта праксиологической деятельности. Данную закономерность можно выразить в кратком формате как последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности за счет поступательного приумножения их собственного опыта праксиологической деятельности.
Реализация рассмотренных выше педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся в образовательном процессе вуза позволяет рассматривать праксиологическую подготовку как целостное явление, обеспечивающее результативную подготовку обучающихся к успешной профессиональной деятельности.
С нашей точки зрения, все выявленные закономерности праксиологической подготовки обучающихся диалектически взаимосвязаны между собой. Это усложняет и одновременно гармонизирует праксиологическую подготовку студентов. Данные закономерности определяют направления деятельности преподавателей и студентов в ходе праксиологической подготовки в высшем учебном заведении.
Далее остановимся на раскрытии сущности и содержании педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся в вузе, поскольку на основе педагогических закономерностей базируются педагогические принципы. Если закономерности проявляют существенную связь между причиной и следствием, то принципы являются основными требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса.
В рамках проводимого исследования понятие «педагогические принципы» рассматривается как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями, которые позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития. Соответственно, «педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся» - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с ее педагогическими целями и закономерностями.
Анализ научной литературы показал, что в педагогике принципы обучения пока не получили глубокого научного обоснования и каждый ученый считает нужным изложить свою классификацию педагогических принципов обучения. Так, С.И. Зиновьев к педагогическим принципам относил: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний [5].
В.И. Андреев предлагает следующую систему педагогических принципов: наглядности, сознательности и активности в обучении, систематичности, последовательности, доступности, научности [1].
И.Ф. Исаев, В.Л. Ортинский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов к принципам педагогического процесса относят принципы: гуманистической направленности педагогического процесса; комплексности различных видов деятельности; коллективного характера обучения; сочетания педагогического руководства с организацией совместной деятельности; учета индивидуальных особенностей студента во всем педагогическом процессе и его подсистемах; принцип сознательности, активности, самодеятельности, креативности студентов и другие [7; 8].
По мнению И.И. Черкасовой, Т.А. Ярковой, педагогическими принципами обучения в высшей школе являются: ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности [9].
К педагогическим принципам, по мнению Е.В. Демкиной, относятся: принцип диспозиционной личностной и профессиональной ориентации, определяющий целевые установки образовательного процесса на развитие и саморазвитие студента, способного свободно ориентироваться в сложных ситуациях, ответственно и профессионально действовать в современных условиях; принцип программируемости процесса передачи и усвоения профессионального опыта, предполагающий организацию учебно-профессиональной деятельности студентов с усвоением способов решения заранее обозначенных профессиональных задач; принцип инновационно-опережающего обучения, подразумевающий подготовку студентов в инновационной среде вуза; принцип целостности образовательного процесса, предполагающий единство и взаимосвязь внутренней и внешнепредметной деятельности студентов, теоретического и практического обучения [3].
В целом, подводя итог вышерассмотренным классификациям педагогических принципов обучения, реализуемых в вузе, можно констатировать, что учеными выделяется следующая их традиционная совокупность: научности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; наглядности и образности обучения; сознательности, активности и ответственности студентов; совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов; соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной деятельностью в аудитории; профессиональной направленности обучения; гуманизации; гуманитаризации и др.
Однако при выделении педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся необходимо, прежде всего, учитывать основные положения компетентностного, синергетического и аксиологического подходов как теоретико-методологических оснований осуществления данной подготовки в вузе.
Таким образом, к педагогическим принципам праксиологической подготовки обучающихся отнесены следующие:
- принцип прикладной направленности;
- принцип профессиональной подготовленности;
- принцип эмерджентности;
- принцип ценностно-смысловой определенности. Кратко опишем их содержание.
Компетентностному подходу соответствует принцип прикладной направленности. Сущность данного принципа заключается в том, что осуществление праксиологической подготовки обучающихся в вузе направлено на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда выпускников, способных к успешной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов, решению познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности, и формирование у обучающихся праксиологических компетентностей, компонентами которых являются праксиологические знания, умения, личностные качества и опыт праксиологической деятельности.
Синергетическому подходу соответствует принцип профессиональной подготовленности. Данный принцип предполагает индивидуальность праксиологической подготовки обучающихся и индивидуальную траекторию формирования их праксиологической подготовленности в рамках праксиологической подготовки, темп их обучения, достижение разного уровня сформированности праксиологической подготовленности, выбор форм и методов их формирования, индивидуальных средств и педагогических методик в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки (бакалавриат, магистратура).
Принцип эмерджентности предполагает формирование у обучающихся праксиологической подготовленности, возникшей в результате объединения компонентов праксиологической подготовки (познавательный, аксиологический, организационный, творческий) в единую систему. Предполагается, что компоненты до объединения не обладали подобным свойством. Одновременная реализация всех компонентов праксиологической подготовки обучающихся и объединение их в единую систему приводит к подготовке высококвалифицированного выпускника, соответствующего потребностям общества и государства. Причем реализация каждого отдельного компонента данной подготовки не дает того нового результата в профессиональной деятельности выпускника, которое возникает за счет реализации всех компонентов праксиологической подготовки и объединения их в систему.
Аксиологический подход согласуется с принципом ценностно-смысловой определенности. Данный принцип определяет ценность осуществления праксиологической подготовки обучающихся для их успешной профессиональной деятельности и выражается в формирования у них ценностного отношения к изучению основных и специальных праксиологических приемов и операций, к овладению компонентами праксиологической подготовленности как профессионально значимыми, к освоению и выбору целесообразных действий на основе их профессиональной значимости.
Выделенные педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообусловливают друг друга, ни один из них нельзя задействовать отдельно. Комплексная реализация представленных педагогических принципов обеспечивает результативность праксиологической подготовки обучающихся в рамках их профессиональной подготовки в вузе и формирование всех компонентов праксиологической подготовленности обучающихся, ведущих к успешной профессиональной деятельности.
В целом анализ научной литературы позволил сделать следующие теоретические выводы.
Во-первых, понятие «педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся» рассматривается как объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами праксиологической подготовки обучающихся, отражающие механизмы формирования, самореализации, функционирования и саморазвития праксиологической подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности.
Во-вторых, выделена совокупность педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся: вхождение обучающихся в процесс их праксиологической подготовки осуществляется через активные усилия их самих при педагогической поддержке со стороны преподавателей или других участников образовательного процесса, и как результат – формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности; осуществление праксиологической подготовки обучающихся и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит последовательно по мере формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций со сменой форм пролонгированной педагогической деятельности – от педагогической поддержки и содействия в изучении основных и специальных праксиологических приемов и операций, опыта праксиологической деятельности к организационно-педагогическому сопровождению в процессе обогащения собственного опыта праксиологической деятельности; последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит поступательно: от осуществления праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях за счет поступательного приумножения собственного опыта праксиологической деятельности.
В-третьих, «педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся» характеризуются как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с ее педагогическими целями и закономерностями.
В-четвертых, выделена совокупность педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся: прикладной направленности, профессиональной подготовленности, эмерджентности, ценностно-смысловой определенности.