Профессиональная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени его соответствия возлагаемым на него трудовым функциям [4,5]. Результативность профориентационной психодиагностики определяется многими факторами, в том числе и особенностями психофизического здоровья. Лица со сложным дефектом (СД) или полидефектом представляют особую категорию аномального развития, при котором структура нарушений представлена не одним (монодефект), а несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяет характер и структуру аномального развития [5,6].
Процедура профдиагностики лиц со сложным дефектом (СД) чрезвычайно сложна. В первую очередь, она направлена на выявление возможностей к полному или частичному овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, участию в совместном труде, трудовой занятости в специальных условиях, на установление степени сохранности психических функций и личностных характеристик, необходимых для формирования общих и специальных профессионально значимых качеств, в целях определения путей социальной адаптации и интеграции этих лиц в социум. Осуществление профориентационного выбора лицами со сложным дефектом представляет огромные трудности [1,2].
Необходимо выделить особую роль психолого-медико-педагогического консилиума в специальных образовательных организациях к проведению профдиагностики на пропедевтическом этапе в дошкольном возрасте, этапах начальной трудовой, общетрудовой, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей, подростков и молодых людей со сложными и множественными нарушениями [1,2].
В каждый из этих периодов психодиагностика обязательно должна включать оценку состояния базовых психических функций (особенностей развития восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, уровня развития речи, особенностей мышления), а также мотивационную готовность личности к овладению профессиональными навыками и поддержку микросоциальной среды.
В процессе психодиагностической процедуры не следует забывать также, что в целом ряде случаев возможна компенсация имеющихся нарушений, поэтому необходимо уже на предварительном этапе профориентации выявить эти нарушения и целенаправленно работать над их коррекцией или компенсацией, осуществляя постоянный контроль за развитием психических функций, в том числе обеспечивающих формирование профессионально важных качеств.
В результате психодиагностического профориентационного исследования составляется психологический портрет обучающегося с СД, который включает несколько блоков.
- Первый блок направлен на изучение состояния базовых психических функций:
-изучение особенностей развития восприятия, памяти, внимании, речи, мышления с выявлением их нарушений и компенсаторных возможностей;
-определение уровня развития мелкой моторики с использованием дозированных нагрузок, содержащих характерные элементы показанных для лиц с СД видов труда;
-изучение особенностей динамики психической деятельности (истощаемость, работоспособность, импульсивность и т. д.).
- Второй блок оценивает личностные особенности и мотивированность индивида на осуществление профессиональной трудовой деятельности:
-изучение сформированности мотивационной готовности на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, сформированности интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий, положительного отношения к труду;
-изучение сформированности мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами, личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры;
-выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, значимых для прогноза успешного обучения и профессиональной адаптации;
-выявление структуры ценностно-мотивационной сферы, профессиональных интересов и склонностей, а также возможности их коррекции;
-изучение особенностей коммуникативной сферы и ее характеристик, которые необходимо учитывать при включении в ребенка с СД в трудовую деятельность;
-определение возможностей ребенка к самоконтролю, осознанности поведения, способности к саморегуляции.
- Третий блок оценивает сформированность профессиональных знаний, умений и навыков:
-изучение сформированности навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков, необходимых при освоении определенных видов труда, профессий;
-изучение глубины освоения элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, представлений о профессиональной карьере, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда;
-изучение сформированности знаний и навыков к овладению рабочей профессией (полностью или частично в совместном труде с сопровождающим); начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);
-изучение сформированности профессиональных знаний, умений и навыков в процессе получения среднего профессионального и высшего образования на уровне бакалавриата и магистратуры.
- Четвертый блок направлен на выявление особенностей микросоциального окружения:
-изучение психологического климата в семье с целью выделения факторов, способствующих или препятствующих успешному включению в трудовую деятельность;
-оценка ожиданий родственников в отношении перспектив дальнейшего профессионального пути обследуемого и их возможностей в оказании помощи в профессиональном самоопределении обследуемого;
-определение характера межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности;
-выделение факторов микросоциальной среды, способствующих или препятствующих успешной профориентации.
Профориентационные диагностические цели и задачи варьируются в зависимости от возрастного этапа развития лиц со сложными нарушениями.
Пропедевтический этап (дошкольный возраст): изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, ручной умелости, овладению навыками ручного труда.
Начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1-4 классы)
Профдиагностика начальная, проводится в начале каждого учебного года (1–4 класс): направлена на изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.
Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года): направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков.
Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профдиагностика промежуточная проводится в конце каждого учебного года: направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда.
Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы): направлена на определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях.
Допрофессиональная подготовка (9–11/12 классы)
Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в 9,10,11,12 классах): направлена на определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (по рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.
Среднее профессиональное образование
Профдиагностика и профподбор начальных профнавыков в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для умственно отсталых лиц со сложным дефектом, 1 курс спецгрупп в колледжах): направлена на определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники (профессионального способа выполнения работ).
Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спецгрупп в колледжах):
направлена на определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ.
Профдиагностика в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/техникума.
Высшее образование
Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа.
Содержание профдиагностических и профконсультативных мероприятий варьируется также в зависимости от возможностей и потенциала, демонстируемого лицами со сложными нарушениями (табл.1).
Таблица 1
Этапы профдиагностики и профконсультирования лиц со сложным дефектом (СД)
Этапы профдиагностики и профконсультирования |
Лица с СД легкой степенью нарушений |
Лица с СД умеренной степенью нарушений |
Лица с СД тяжелой степенью нарушений |
Пропедевтический этап (дошкольный возраст): Пропедевтическая диагностика |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, овладению навыками ручного труда. |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда. |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда. |
Начальное трудовое воспитание Профдиагностика начальная,проводитсяв начале каждого учебного года (1-4 класс): |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками. |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками. |
изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками. |
Начальное трудовое воспитание Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года) |
определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков |
определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы) |
определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях |
определение сформированности, трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Допрофессиональная подготовка (9-11/12 классы) Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в 9,10,11, 12 классах) |
определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками. |
определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками. |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Среднее профессиональное образование Профдиагностика в учреждениях СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений) |
оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/ техникума |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах) Профдиагностика начальных профнавыков (1 курс спец. групп в колледже) |
|
определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах) Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спец. групп в колледже) |
|
определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ
|
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Высшее образование Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): |
оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
не реализуется в силу выраженности нарушений |
Процедура профориентационной психодиагностики лиц с СД сопряжена с использованием различных психодиагностических тестов, методик и приемов, которые используются в процессе психолого-педагогической диагностики. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии следует использовать психодиагностические техники, специально адаптированные к возможностям лиц со сложным дефектом и позволяющие выявить уровень развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.
Возможности лиц со сложными нарушениями к профориентационному выбору и овладению профессией по сравнению с возможностями их нормально развивающихся сверстников в значительной степени отличаются, в связи с чем оценка уровня сформированности тех или иных профессиональных знаний и навыков может включать следующие параметры:
Оценка уровня сформированности трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков
- 1 балл – отсутствие навыков самообслуживания, отсутствие мотивации к формированию навыков ручного труда, трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков;
- 2 балла – владение единичными навыками самообслуживания, ручного труда, трудовая занятость в специальных условиях, надомный труд с помощью взрослого/мастера;
- 3 балла – совместный (с взрослым/мастером), частично самостоятельный или полностью самостоятельный профессиональный труд в специально созданных условиях, надомный труд;
- 4 балла – овладение избранной профессией в соответствии с квалификационными требованиями паспорта специальности.