Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOCATIONAL GUIDANCE PSYCHOLOGICAL TESTING INDIVIDUALS WITH COMPLEX DEFECT

Tkacheva V.V. 1
1 Moscow state pedagogical University
The article is devoted to problems of diagnostics of professional orientation of persons with difficult defect (DM). Procedure of studying of readiness of persons with difficult defect to the profession is complicated by the complex concurrent disorders, within the structure of the defect. To study opportunities of children of different ages, adolescents and young people with complex disabilities to learn a profession, the author proposes a phased profdiagnostik carrying out procedures that allows in the end to form a psychological portrait of the student with diabetes with identified specific basic mental functions, personal characteristics formed the motivation for the implementation of professional work, mastering of professional knowledge, abilities and skills, the peculiarities of micro-social environment. The contents profdiagnostik preconsultation and activities varies depending on the psycho-physical possibilities and personal potential of individuals with complex defect.
persons with a complex defect
profdiagnostika
career guidance
professional selection
professional training

Профессиональная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени его соответствия возлагаемым на него трудовым функциям [4,5]. Результативность профориентационной психодиагностики определяется многими факторами, в том числе и особенностями психофизического здоровья. Лица со сложным дефектом (СД) или полидефектом представляют особую категорию аномального развития, при котором структура нарушений представлена не одним (монодефект), а несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяет характер и структуру аномального развития [5,6].

Процедура профдиагностики лиц со сложным дефектом (СД) чрезвычайно сложна. В первую очередь, она направлена на выявление возможностей к полному или частичному овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, участию в совместном труде, трудовой занятости в специальных условиях, на установление степени сохранности психических функций и личностных характеристик, необходимых для формирования общих и специальных профессионально значимых качеств, в целях определения путей социальной адаптации и интеграции этих лиц в социум. Осуществление профориентационного выбора лицами со сложным дефектом представляет огромные трудности [1,2].

Необходимо выделить особую роль психолого-медико-педагогического консилиума в специальных образовательных организациях к проведению профдиагностики на пропедевтическом этапе в дошкольном возрасте, этапах начальной трудовой, общетрудовой, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей, подростков и молодых людей со сложными и множественными нарушениями [1,2].

В каждый из этих периодов психодиагностика обязательно должна включать оценку состояния базовых психических функций (особенностей развития восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, уровня развития речи, особенностей мышления), а также мотивационную готовность личности к овладению профессиональными навыками и поддержку микросоциальной среды.

В процессе психодиагностической процедуры не следует забывать также, что в целом ряде случаев возможна компенсация имеющихся нарушений, поэтому необходимо уже на предварительном этапе профориентации выявить эти нарушения и целенаправленно работать над их коррекцией или компенсацией, осуществляя постоянный контроль за развитием психических функций, в том числе обеспечивающих формирование профессионально важных качеств.

В результате психодиагностического профориентационного исследования составляется психологический портрет обучающегося с СД, который включает несколько блоков.

  1. Первый блок направлен на изучение состояния базовых психических функций:

-изучение особенностей развития восприятия, памяти, внимании, речи, мышления с выявлением их нарушений и компенсаторных возможностей;

-определение уровня развития мелкой моторики с использованием дозированных нагрузок, содержащих характерные элементы показанных для лиц с СД видов труда;

-изучение особенностей динамики психической деятельности (истощаемость, работоспособность, импульсивность и т. д.).

  1. Второй блок оценивает личностные особенности и мотивированность индивида на осуществление профессиональной трудовой деятельности:

-изучение сформированности мотивационной готовности на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, сформированности интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий, положительного отношения к труду;

-изучение сформированности мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами, личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры;

-выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, значимых для прогноза успешного обучения и профессиональной адаптации;

-выявление структуры ценностно-мотивационной сферы, профессиональных интересов и склонностей, а также возможности их коррекции;

-изучение особенностей коммуникативной сферы и ее характеристик, которые необходимо учитывать при включении в ребенка с СД в трудовую деятельность;

-определение возможностей ребенка к самоконтролю, осознанности поведения, способности к саморегуляции.

  1. Третий блок оценивает сформированность профессиональных знаний, умений и навыков:

-изучение сформированности навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков, необходимых при освоении определенных видов труда, профессий;

-изучение глубины освоения элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, представлений о профессиональной карьере, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда;

-изучение сформированности знаний и навыков к овладению рабочей профессией (полностью или частично в совместном труде с сопровождающим); начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);

-изучение сформированности профессиональных знаний, умений и навыков в процессе получения среднего профессионального и высшего образования на уровне бакалавриата и магистратуры.

  1. Четвертый блок направлен на выявление особенностей микросоциального окружения:

-изучение психологического климата в семье с целью выделения факторов, способствующих или препятствующих успешному включению в трудовую деятельность;

-оценка ожиданий родственников в отношении перспектив дальнейшего профессионального пути обследуемого и их возможностей в оказании помощи в профессиональном самоопределении обследуемого;

-определение характера межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности;

-выделение факторов микросоциальной среды, способствующих или препятствующих успешной профориентации.

Профориентационные диагностические цели и задачи варьируются в зависимости от возрастного этапа развития лиц со сложными нарушениями.

Пропедевтический этап (дошкольный возраст): изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, ручной умелости, овладению навыками ручного труда.

Начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1-4 классы)

Профдиагностика начальная, проводится в начале каждого учебного года (1–4 класс): направлена на изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года): направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков.

Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профдиагностика промежуточная проводится в конце каждого учебного года: направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда.

Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы): направлена на определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях.

Допрофессиональная подготовка (9–11/12 классы)

Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в 9,10,11,12 классах): направлена на определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (по рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

Среднее профессиональное образование

Профдиагностика и профподбор начальных профнавыков в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для умственно отсталых лиц со сложным дефектом, 1 курс спецгрупп в колледжах): направлена на определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники (профессионального способа выполнения работ).

Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спецгрупп в колледжах):

направлена на определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ.

Профдиагностика в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/техникума.

Высшее образование

Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа.

Содержание профдиагностических и профконсультативных мероприятий варьируется также в зависимости от возможностей и потенциала, демонстируемого лицами со сложными нарушениями (табл.1).

Таблица 1

Этапы профдиагностики и профконсультирования лиц со сложным дефектом (СД)

Этапы профдиагностики и профконсультирования

Лица с СД легкой степенью нарушений

Лица с СД умеренной степенью нарушений

Лица с СД тяжелой степенью нарушений

Пропедевтический этап (дошкольный возраст):

Пропедевтическая диагностика

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, овладению навыками ручного труда.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда.

Начальное трудовое воспитание Профдиагностика начальная,проводитсяв начале каждого учебного года (1-4 класс):

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

Начальное трудовое воспитание Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года)

определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков

определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков

не реализуется в силу выраженности нарушений

Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы)

определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях

определение сформированности, трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях

не реализуется в силу выраженности нарушений

Допрофессиональная подготовка (9-11/12 классы)

Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в   9,10,11, 12 классах)

определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование

Профдиагностика в учреждениях СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений)

оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/ техникума

не реализуется в силу выраженности нарушений

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах)

Профдиагностика начальных профнавыков (1 курс спец. групп в колледже)

 

определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах)

Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спец. групп в колледже)

 

определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ

 

не реализуется в силу выраженности нарушений

Высшее образование

Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений):

оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа

не реализуется в силу выраженности нарушений

не реализуется в силу выраженности нарушений

Процедура профориентационной психодиагностики лиц с СД сопряжена с использованием различных психодиагностических тестов, методик и приемов, которые используются в процессе психолого-педагогической диагностики. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии следует использовать психодиагностические техники, специально адаптированные к возможностям лиц со сложным дефектом и позволяющие выявить уровень развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.

Возможности лиц со сложными нарушениями к профориентационному выбору и овладению профессией по сравнению с возможностями их нормально развивающихся сверстников в значительной степени отличаются, в связи с чем оценка уровня сформированности тех или иных профессиональных знаний и навыков может включать следующие параметры:

Оценка уровня сформированности трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков

  • 1 балл – отсутствие навыков самообслуживания, отсутствие мотивации к формированию навыков ручного труда, трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков;
  • 2 балла – владение единичными навыками самообслуживания, ручного труда, трудовая занятость в специальных условиях, надомный труд с помощью взрослого/мастера;
  • 3 балла – совместный (с взрослым/мастером), частично самостоятельный или полностью самостоятельный профессиональный труд в специально созданных условиях, надомный труд;
  • 4 балла – овладение избранной профессией в соответствии с квалификационными требованиями паспорта специальности.