Анализ литературных источников показал, что в качестве одного из признаков дифференцирования содержания учебно-тренировочного процесса можно использовать типологические различия в свойствах нервной системы спортсменов. Причем установлено, что существуют как разнонаправленные, так и однонаправленные взаимосвязи в развитии показателей двигательных способностей с показателями психических процессов [1,3,4,5]. Под однонаправленными взаимосвязями понимаем такие, при наличии которых прогрессивное изменение одного показателя будет положительно влиять на изменение другого [1].
Разработанные классификации «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей на основе учета этих особенностей во взаимосвязях двигательных способностей с психическими процессами позволили дифференцировать содержание процесса физической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Между тем применительно к художественной гимнастике таких научных исследований не проводилось.
Именно поэтому с целью установления наличия взаимосвязей между показателями координационных способностей с показателями психических процессов у девочек 6–7 лет, занимающихся художественной гимнастикой и имеющих различия по типологическому параметру «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения, был проведен корреляционный анализ.
В исследовании участвовали девочки 6–7 лет, которые были распределены на 2 группы, причем в первую группу вошли 14 девочек с сильной нервной системой, а во вторую – 14 девочек со слабой нервной системой. Классификация коэффициентов корреляции и их величина рассчитывались по Ю.Д. Железняку, П.К. Петрову [2].
На рисунке 1 показаны взаимосвязи между показателями способности к равновесию с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой.
Рис. 1.Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к равновесию с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой
Из рисунка 1 видно, что способность к равновесию (статическая и динамическая) имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к равновесию окажет положительное воздействие на улучшение показателей восприятия (r=0,31и r=0,43) и показателей внимания (r=0,3).
В то же время показатели способности к равновесию имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями памяти (r=-0,6), с показателями уровня притязания (r=0,5и r=-0,32). Можно предположить, что улучшение показателей способности к равновесию не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.
На рисунке 2 показаны взаимосвязи между показателями способности к согласованию и комбинированию движения с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой.
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к согласованию и комбинированию движения с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой
Из рисунка 2 видно, что способность к согласованию и комбинированию движения имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к согласованию и комбинированию движения окажет положительное воздействие на показатели памяти (r=0,3 и r=0,54) и на показатели уровня притязания (r=0,43).
В то же время показатели способности к согласованию и комбинированию движений имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями восприятия (r=-0,3 и r=0,3) и с показателями внимания (r=-0,33). Можно предположить, что улучшение показателей способности к согласованию и комбинированию движения не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.
Таким образом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что показатели способности к равновесию и показатели способности к согласованию и комбинированию движения, имеющие по три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов, можно отнести к «ведущим» видам координационных способностей у девочек с сильной нервной системой. Можно предположить, что преимущественное и акцентированное развитие этих «ведущих» координационных способностей обеспечит сопряженное влияние на развитие психических процессов.
В то же время координационные способности к темпу и ритму, к быстрому реагированию, к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а также способность к ориентированию в пространстве, скорее всего, можно отнести к «дополнительным» координационным способностям.
На рисунке 3 показаны взаимосвязи между показателями способности к быстрому реагированию с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой. Из рисунка 3 видно, что способность к быстрому реагированию имеет четыре однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к быстрому реагированию окажет положительное воздействие на улучшение показателей памяти (r=-0,5 и r=0,4) и показателей уровня притязаний (r=0,32 и r=0,2).
Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к быстрому реагированию с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой
В то же время показатели способности к быстрому реагированию имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями восприятия (r=-0,5 и r=0,54) и с показателями внимания (r=0,4). Можно предположить, что улучшение показателей способности к быстрому реагированию не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.
На рисунке 4 показаны взаимосвязи между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой.
Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой
Из рисунка 4 видно, что способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения окажет положительное воздействие на улучшение показателей уровня притязаний (r=-0,24, r=0,23и r=-0,6).
В то же время показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения имеют три разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями внимания (r=-0,7 и r=0,3) и с показателями восприятия (r=-0,24). Можно предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.
Таким образом, полученные в ходе корреляционного анализа результаты говорят о том, что показатели способности к быстрому реагированию, имеющие четыре однонаправленные корреляционные взаимосвязи, а показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Эти координационные способности можно отнести к «ведущим» видам координационных способностей у девочек со слабой нервной системой. Можно предположить, что преимущественное и акцентированное развитие этих «ведущих» координационных способностей обеспечит сопряженное влияние на развитие большинства психических процессов.
В то же время координационные способности к равновесию (статическому и динамическому), темпу и ритму, к согласованию и комбинированию движений, а также способность к ориентированию в пространстве, скорее всего, можно отнести к «дополнительным» координационным способностям.
Результаты корреляционного анализа позволяют следующим образом классифицировать координационные способности у девочек 6–7 лет с сильной и слабой нервной системой, занимающихся художественной гимнастикой (таблица 1).
Таблица 1
Классификация видов координационных способностей у девочек 6–7 лет с сильной и слабой нервной системой, занимающихся художественной гимнастикой
Координационные способности |
Девочки с сильной нервной системой |
Девочки со слабой нервной системой |
ВЕДУЩИЕ |
1. Способность к равновесию. |
1. Темпо-ритмовая способность. |
2. Способность к согласованию и комбинированию движений. |
2. Способность к быстрому реагированию. |
|
3. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения. |
||
4. Способность к ориентированию в пространстве. |
||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ |
1. Способность к быстрому реагированию. |
1. Способность к равновесию. |
2. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения. |
2. Темпо-ритмовая способность. |
|
3. Способность к согласованию и комбинированию движений. |
||
4. Способность к ориентированию в пространстве. |
Опираясь на теорию сопряженного развития, в качестве эффективного педагогического подхода к совершенствованию процесса физической подготовки в художественной гимнастике для девочек 6–7 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, можно использовать дифференцированный подход к подбору средств и методов акцентированного развития «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей.
Можно предположить, что преимущественное развитие «ведущих» координационных способностей приведет к улучшению показателей основных психических процессов и кондиционных способностей, тем самым обеспечит повышение качества соревновательной деятельности спортсменок в художественной гимнастике.