Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RESOURCE APPROACH AND ITS REALIZATION IN DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN UPBRINGING: AN EXPERIENCE, TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS

Klochkova L.I. 1
1 FGAOU DPO Academy for Advanced Studies and Retraining of Education Workers
In the context of the modernization of the Russian education upbringing of the younger generation becomes the task of the various actors: families, schools, children's public organization. The actual problem is the search for new meanings of upbringing of children and youth, a change in patterns upbringing work in the school, the development of innovative educational technologies. The methodological basis of the study are the ideas of the resource approach. It involves deliberate creation of conditions for the transformation of educational potential of the organization and society in educational resources, providing the dynamics of personal resources of students and the continuous development of a common educational space of the school and the region. The author analyzes and presents positive results of experimental work in schools and children's organizations. The article focuses on the experience of the development of the personal resources of schoolchild, educator improvement innovation resources, the problem of resource management of upbringing development. The author proposes to use in mass practice proven innovative educational projects and of upbringing programs, resursoobrazovaniya technology, the system of resource maintenance of the development upbringing.
resource-based approach
the development of of upbringing
experimental work
an innovative project
technology of resursoobrazovaniya
the system of resource maintenance

Для развития воспитательных систем современных образовательных организаций необходимо ресурсное обеспечение: инновационные программы и проекты, технологии и

методики, информационные и кадровые ресурсы и др. В контексте идей ресурсного подхода под развитием воспитания понимается «целенаправленное создание ресурсных условий для преобразования воспитательного потенциала системы образования (образовательной организации) и социума в воспитательные ресурсы, обеспечивающие динамику развития личностных ресурсов (здоровья, физического и психологического, личностного роста, компетентности, самостоятельности) обучающихся и непрерывное совершенствование единого образовательного пространства школы (города, региона)» [1].

Идеи ресурсного подхода к развитию воспитания в школе определили три основных направления опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР).

  1. Развитие личностных ресурсов школьников в процессе научно-методического проектирования и апробации образовательной модели «школа социального успеха» [2].
  2. Проектирование и апробация региональной системы ресурсного обеспечения развития воспитания школьников на основе социального партнерства педагогического вуза и общеобразовательных организаций.
  3. Инновационное педагогическое проектирование и мониторинг результативности системы ресурсного обеспечения развития воспитания в школе.

ОЭР по каждому направлению включала все необходимые процедуры (входящий и итоговый мониторинг, формирующий этап, анализ и интерпретацию эмпирических материалов и др.). Общий замысел и первый этап ОЭР был связан деятельностью Центра образования № 1678 (директор Н.А. Рототаева, к.пс.н., лауреат Премии Президента РФ), когда осуществлялось проектирование образовательной модели и воспитательной системы «Школа социального успеха» (2000-2004), отрабатывались технологии опережающего управления развитием воспитательной системы – моделирования, программно-целевого управления, проектирования. Несколько лет спустя (2011-2016) изучение эффективности образовательной модели и воспитательной системы «школа социального успеха» велось в условиях модернизации образования на базе АОУ «СОШ № 14» г. Долгопрудного Московской области (директор Л.И. Косикова, лауреат отраслевых наград Минобразования и науки РФ), апробировались технологии совершенствования инновационной позиции педагога в процессе воспитания, технологии «проектного и ресурсного управления» развитием воспитания в школе.

Программа мониторинга личностных ресурсов школьников включала изучение состояния здоровья детей, динамики их личностного роста, компетентности в деятельности, уровня развития самостоятельности. Диагностика развития личностных ресурсов каждого школьника и уровня его воспитанности осуществлялась регулярно и систематически силами социально-психологической службы школы, при помощи классных руководителей. Диагностические материалы накапливались в «карте успешности ученика», где фиксировались его достижения, мнения, результаты деятельности.

Анализ анкет 300 выпускников (они выбирали ответ из предложенного списка вариантов) показал, что рейтинг важных для молодых людей ценностей возглавили те, от которых зависит успешное формирование личностного ресурса: на 1 месте – состояние здоровья; на 2 месте – верные друзья; на 3 месте – интересная, наполненная, деятельная жизнь; на 4 месте – хорошая и интересная работа; на 5 месте – свобода и самостоятельность; и на последующих позициях (по нисходящей) – обеспеченность; уверенность; семейное счастье; мудрость и здравомыслие; самосовершенствование; социальное признание и т.д.

Вместе с тем важные, на наш взгляд, позиции для развития личностного ресурса – самосовершенствование и полнота самореализации – оказались на 10 и 13 месте соответственно. Возможно, выпускники с доверием относились к взрослым, учителям, своей семье, чувствовали комфортность школьного уклада, их устраивала позиция «ведомых». И на одном из последних мест оказалась тяга к знаниям, творчеству, расширение кругозора, а также отношение к природе и прекрасному. Думается, это отражает в какой-то степени отношение юношей и девушек к своей новой роли – роли взрослых людей, для которых очевидными и привычными ценностями являются знаниевые, природные и культурные, а актуальными – те, что отражают прагматику мира взрослых, который нужно активно осваивать.

Таким образом, личностный ресурс ученика выпускного класса обладает следующими характеристиками:

- является аскриптивным, то есть отражает возрастные характеристики;

- отражает конкретную социальную ситуацию, а также соответствующее социальной среде общественное мнение и ценности;

- предъявляет достигнутый, реальный уровень здоровья, личностного роста, компетентности в значимых для него видах деятельности, самостоятельности.

На следующем этапе ОЭР в опорных школах разрабатывались программы воспитания обучающихся с учетом материалов мониторингового исследования и идей ресурсного подхода, таких как:

1) личностный ресурс как источник и запас сил ребенка для дальнейшего развития является действительно ресурсом (реальным активом), если обладает сформированностью, качеством, устойчивостью, уникальностью;

2) сформированность личностного ресурса проявляется в результате прохождения различных состояний – аскриптивных (предписанных, например, возрастом), проектируемых, актуализирующихся, достигнутых, потенциальных;

3) программа воспитания школьников должна отвечать следующим требованиям:

- в ней должна быть заложена идея внутренней мотивации ребенка к своему личностному росту, усложнению показателей его жизнедеятельности (прав, обязанностей, социальной роли и позиции в деятельности и т.д.),

- требование продуктивности и результативности различных видов деятельности, выполняемых школьником;

- в программе важно обозначение личностно значимых перспектив пребывания обучающегося в общеобразовательной организации и отражение непрерывности позитивных изменений;

- преемственность воспитательного влияния на той или иной ступени обучения;

- позиция ребенка – это позиция субъекта программы и субъекта деятельности по реализации этой программы;

- должны быть предъявлены требования к качеству образовательных услуг и профессионализму воспитательного влияния педагогов;

- доступность воспитательных ресурсов образовательной организации для развития личностных ресурсов всех субъектов программы.

Актуальным содержанием программ воспитательной деятельности во всех школах, участвующих в ОЭР, стали следующие направления: физическое, нравственное и психологическое развитие детей, совершенствование их опыта самостоятельности и лидерства в различных видах деятельности, развитие творчества, интеллектуальное воспитание. Так, были подготовлены программы воспитания, которые впоследствии публиковались в различных изданиях:

- «Здоровье: помоги себе сам!», «Школа без неудачников», «Школьная академия наук», «Четыре плюс три» и др. (АОУ «СОШ № 14», ЦО № 1678);

- «Колумбы собственного Я» (С.Ю. Киселев, СОШ № 146);

- «Личность воспитывает личность» (Л.Н. Огородова, ЦО № 1847);

- «Образование. Здоровье. Жизнь» (И.Н. Громовая, директор СОШ № 1296 с углубленным изучением языков) и др.

В процессе разработки программ обращалось внимание на миссию общеобразовательных организаций, на создание их уникальных воспитательных ресурсов. Например, программа воспитания для подростков-мальчиков с девиантным поведением (специальная СОШ открытого типа № 112, директор Р.Н. Грошева) требовала компетентности педагогов в различных сферах: гуманизации воспитательного пространства школы и психологизации воспитывающей деятельности; уважения прав оступившегося подростка и его человеческого достоинства; формирования потребности в здоровом образе жизни; воспитания уважения и привычки к труду и учению, к труду души как средству самовоспитания. Актуальное содержание воспитательной деятельности отразилось в общешкольной программе воспитания «Достоинство» и ее подпрограммах: «Отечеству – здоровых сыновей», «Эко – значит Дом», «Труд», «Гармония».

Процесс изучения результатов реализации программ воспитания включал диагностику уровня воспитанности обучающихся, оценку научно-методического продукта ОЭР. Успешная реализация, например, «программы развития самостоятельности младших школьников» позволила описать технологию, последовательные этапы деятельности всех участников программы: диагностика уровня самостоятельности; определение дифференцированных по уровню самостоятельности групп; определение тематики проектов на основе представлений младших школьников о «зоне ближайшего развития своей самостоятельности»; подбор инструкторов из числа старших подростков и взрослых (родителей) для реализации детских проектов; разработка и реализация проектов; анализ результативности проектов и диагностика достигнутого уровня самостоятельности младших школьников. Повторение цикла.

Подростки, участвуя в программе «Лидеры нового века», разрабатывали и осуществляли разнообразные социальные проекты, в каждом проекте предусматривали безопасность деятельности, «просчитывали» экономическую составляющую (смету расходов), представляли роль взрослых, экологические меры, которые возможно выполнить в условиях конкретного проекта (от озеленения пришкольного участка до включения экологически чистой музыки перед детским мероприятием).

Результаты апробации многих других педагогических технологий также оказали положительное влияние на результаты ОЭР и длительность воспитательных эффектов:

- технологическая цепочка деятельности инновационной площадки связана с созданием, освоением, тиражированием инновационного ресурса (новых практик, методик, воспитательных технологий, пособий, учебно-методических комплектов) [3];

- технология разработки концепции и программы воспитания обязательно включает «моделирование изменений», выбор методологических подходов и принципов, что повышает методологическую компетентность педагогов как воспитателей;

- специфика технологии ресурсообразования заключается в продуктивности каждого ее этапа, то есть каждый шаг алгоритма завершается созданием ресурса, который обеспечивает дальнейшее развитие воспитания в образовательной организации [4].

Второе направление ОЭР было связано с проектированием и апробацией системы ресурсного обеспечения развития воспитания школьников на основе социального партнерства педагогического вуза как ресурсного центра и общеобразовательных организаций [5]. В настоящее время в инновационную методическую инфраструктуру реформируемой системы образования включаются ресурсные центры. Они выступают в качестве культурных интеграционных комплексов, социальных партнёров образовательных организаций и местных сообществ в комплексном решении проблем развития воспитания в школе и регионе.

Ресурсный центр как перспективная педагогическая система, обеспечивающая создание единого научно-методического пространства по вопросам развития воспитания в школе (или регионе), включает следующие виды деятельности: аналитическую, информационную, организационно-методическую и консультационную. Результатом деятельности ресурсного центра становится технологизированное знание, подготовленное для воплощения в практику других образовательных учреждений.

Специфика деятельности ресурсного центра, в отличие от иных методических структур, заключается в интеграции исследовательской, опытно-экспериментальной и методической работы. В деятельности ресурсных центров, участвующих в ОЭР (на базе ГБОУ ВПО «МГПИ», школы № 1794), обеспечивающих развитие воспитания школьников, проводились следующие виды работ:

- оперативный мониторинг ресурсов, процесса и результатов деятельности; подготовка аналитических обзоров по проблеме; создание информационно-методического банка по проблемам воспитания;

- совместное осмысление педагогами и учеными теоретических и методических основ инновационной деятельности;

- разработка и реализация инновационных моделей, проектов, программ и диагностических методик;

- опытно-поисковая и инновационная деятельность; подготовка методических рекомендаций; организация взаимодействия ученых и педагогов-практиков;

- проведение международных, региональных научно-практических конференций, семинаров;

организация курсов повышения квалификации; издательская деятельность; подготовка «продукта» для тиражирования, внедрения в массовую практику.

Деятельность ресурсного центра на базе педагогического вуза показывает, что наиболее востребованными системой общего образования являются политико-управленческие нововведения, включающие новшества в целеполагании, определении стратегий, а также в организационных структурах управления. Спектр задач, решаемых ресурсным центром, может иметь тенденцию к расширению своей деятельности за счет реализации новых направлений и профилей подготовки кадров, выполнения исследований по темам грантов, госзаказов; проведения социологических исследований; организации профессионального общения ученых разных вузов и педагогов-практиков. Создание системы ресурсного обеспечения позволяет аккумулировать, сохранить, преумножить, закрепить воспитательные ресурсы в соответствующей организационной структуре.

Важным направлением ОЭР стала разработка мониторинга результативности и эффективности системы ресурсного обеспечения развития воспитания. Практика использования метода мониторингового исследования убеждает в необходимости опоры на следующие принципиальные требования:

- позитивная динамика развития личностных ресурсов школьников является основным аргументом в оценке системы ресурсного обеспечения развития воспитания;

- изучение направлено на выявление организационных компетенций и внутренних проблем в развитии воспитательной системы школы;

- диагностический инструментарий соответствует принципу системности;

- критериальная база (критерии, показатели, индикаторы) системы ресурсного обеспечения отражает, прежде всего, аксиологические и качественные характеристики и, наконец, количественные изменения;

- материалы мониторинга должны стать основой для опережающего управления и непрерывного развития воспитательной системы и ее ресурсов, а не средством давления на субъектов воспитательного процесса;

- максимальная включенность всех специалистов и работников школы в реализацию программы мониторинга и обсуждение его результатов является основанием для развития кадровых ресурсов школы.

Результаты ОЭР убеждают, что развитие воспитания школьников должно ориентироваться на новые современные методологические подходы; на восприятие педагогами любой новой идеи и исследование ее как инновации; на отказ от традиционного отношения к воспитательной работе как внеурочной деятельности и утверждение воспитания как системообразующего аспекта образовательного процесса.

Развитие получает воспитание там, где оно является специальной формой педагогического взаимодействия школы и семьи, совместной деятельностью детей и взрослых, где сильны связи науки и практики, высока управленческая культура педагогов, используются технологии опережающего управления в деятельности руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций в воспитательном процессе, где развивается система ресурсного обеспечения развития воспитания.