Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RATIO ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL

Golovneva E.V. 1 Emelyanova T.V. 1 Yunusova G.R. 1
1 Sterlitamak Branch Bashkir State University
Environmental education has a tremendous potential for the formation and education of students. It is determined by the value of the environment to human, as the right interaction contributes to the preservation or destruction of his species. Education is a major way of improving the relationship of man to nature. Decision of real environmental problems by students promotes the active inclusion in the social environment, the formation of the responsible attitude to environmental issues. However, environmental education is not a priority in the educational activities of the modern school. Pedagogically appropriate organization of environmental education in the educational process needs to address the systemic environmental problems through research activities. Environmental education and training is effectively if it is integrated into all subjects and areas of education. The educational process involves the learning on the subject on the basis of commonality of learning and ecological aims of education, the formation of the modified model of behavior in the environment and the formation of values, attitudes and skills of ecological interactions with the environment.
environmental education
environmental component in education
environmental education components

Образование объединяет две основные его составляющие: образовательные и воспитательные. Это дает возможность на основе экологического воспитания решать широкий спектр задач: социализации ребенка, развитие его интеллекта, формирование у него ценностного отношения к окружающему миру.

Цель исследования

Обосновать и определить в экологическом воспитании школьников образовательные и воспитательные возможности активного взаимодействия их с окружающей средой, формирования у них системы научных знаний об окружающем мире и учебно-познавательных умений и навыков.

Материал и методы исследования

Экологическое образование в широком смысле слова направлено на экологическое просвещение и практическую подготовку граждан, способных совершенствовать качество жизни, не понижая, а даже повышая качество окружающей среды. Следовательно, экологическое образование является интегративной формой формального и неформального образования, имеющей предметной областью природу, окружающую среду, общество и учитывающее взаимодействие людей, направленное на решение экологических проблем и задач.

Экологическое образование в теоретическом плане ставит вопросы, которые еще требуют решения:

- соотношение экологического образования с другими социальными инструментами;

- возможность экологического образования в совершенствовании образа жизни человека в современных условиях;

- нравственные основы экологического образования;

- роль и место образовательных концепций и моделей в совершенствовании экологического образования;

- региональные особенности образовательных стратегий, обеспечивающих результативность экологического образования.

Экологическое воспитание в системе образования решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и исследование окружающей среды, во-вторых, учит заботиться о ней на основе разумных решений. Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, зоопарки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия …, отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми в конечном счете вынужден будет склониться человек» [6, с. 9].

Образование является основным инструментом в изменении отношения человека к окружающей среде. В.И. Вернадский считал, что образование будет тем совершеннее, если «процесс распространения знания, пропаганды достигнутых научных результатов в человеческую толпу будет совершаться быстрее, не отставать от работы научных исследователей, технических изобретателей» [2, с. 271].

В работе Е.В. Головневой отмечается, что «среди предпочитаемых населением нашей планеты высших продуктов развития духовной культуры цивилизации фигурируют только позитивные ценности: сосуществование граждан в состоянии мира, отношения ненасилия и взаимовыгодного сотрудничества; дружба людей, народов и государств; признание человеческой жизни как высшей ценности на Земле; любовь и уважение к родным людям, привязанность к отеческому дому и краю; высокая гуманность, сострадание к обездоленным и милосердие к нуждающимся; уважение к старости, проявление заботы о юном поколении; честность, порядочность, справедливость, трудолюбие, здоровый образ жизни; забота о семье; действенное участие в сохранении окружающей среды, стремление к всестороннему самосовершенствованию» [3, с. 234]. Экологически воспитанный человек понимает, что правильная экологическая жизнедеятельность человека способствует сохранению здоровой окружающей среды, природных ресурсов, что обеспечивает хорошее качество жизни для себя и своих детей; чистый воздух препятствует развитию астмы и некоторых видов рака, чистая вода предотвращает инфекционные заболевания; экологически чистое сельское хозяйство сохраняет питательные вещества почвы и способствует выращиванию сельскохозяйственной продукции, повышающей здоровье человека.

Экологическое воспитание обладает всем спектром решения образовательных и воспитательных задач в подготовке подрастающего поколения. Центральным системообразующим фактором является возможность исследовать экологические проблемы в любом школьном возрасте, в разных климатических зонах. Участие школьников в решении реальных экологических проблем дает возможность участвовать в улучшении состояния окружающей среды на основе глубокого понимания экологических проблем и приобретать навыки их решения на основе осознанной и ответственной деятельности, опираясь на личный опыт школьника. П.П. Блонский связывал общее развитие человека с изменением человеком природы: «Школа должна дать ребенку цельное знание; она, как мы говорили, должна отказаться от конгломерата обособленных друг от друга учебных предметов. Поэтому предмет познания ребенка – вся окружающая его действительность, как нечто целое: взор ребенка направляется на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится ребенок [1, с. 57].

В.А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию на личность ребенка общению с природой начиная с младшего возраста: «В мозге каждого психически здорового ребенка заложены возможности для широкого диапазона творческих способностей. Природа закладывает все необходимое для того, чтобы каждый стал творцом. Как расширяется этот диапазон, какие способности откроются в ребенке, – это зависит от деятельности в младшем возрасте (конкретно – в 2–3 дошкольные годы и в первые 2–3 года школьного воспитания). При этом очень большое значение имеет то, как относится сам ребенок к этой деятельности, какие элементы взрослости мысли, зрелости духа мы, взрослые, сумеем пробудить и утвердить в детском сознании» [7, с. 387].

Представителем экологического подхода в образовании подрастающего поколения является У. Бронфенбреннер, который придавал большое значение влиянию социальных факторов в формировании человека. Активное включение ребенка в экосистему показывает направление, содержание и средства воспитания с учетом его уровня развития как представителя определённой социальной среды [9].

Экологическое воспитание давно стало важным направлением воспитательной работы педагогов всех уровней. Однако оно не стало неотъемлемой частью школьных образовательных и воспитательных программ, так как нет понимания того, что экологическое образование и воспитание несет большой потенциал в сфере подготовки школьников в рамках образовательных стандартов. Проблема первоначально заложена в сложности природных систем и взаимосвязи окружающей среды, культурных ценностей, направленностью деятельности общественных организаций, которые могут влиять на решение экологических проблем. Проведенный анализ свидетельствует, что количество программ экологического воспитания используемых в образовательных организациях много. Но работу по экологическому воспитанию, а тем более во взаимосвязи с образовательными программами осуществляют только достаточно мотивированные учителя. Использование экологической составляющей в образовательном процессе на регулярной основе возможно, если будет осуществляться соответствующая подготовка педагогов.

Это все четко выражено в Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», преследует именно эту цель. В ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона обозначено, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов [8].

Однако необходимо констатировать, что экологическое воспитание не является приоритетным в образовательной и воспитательной деятельности образовательных организаций. Сам характер экологического обучения и воспитания носит репродуктивный характер, так как строится на передаче разнообразной информации об окружающем мире и экологических проблемах, поддержанный призывами их решения. Поисковая, исследовательская деятельность учащихся по решению экологических вопросов в образовательном процессе, направленная на развитие творческой личности, носит спорадический, нерегулярный характер. Учащиеся не могут применить свои знания в понимание сути экологических проблем, предложить пути их решения и объяснить последствия этих проблем.

Эффективность экологического воспитания зависит от системности, когда все его компоненты осуществляются в организованной последовательности.

Компонентами экологического воспитания являются:

  1. Чувственное познание окружающей среды. Это первая, исходная ступень познания мира природы и экологических проблем через непосредственный контакт ребенка с окружающей средой.
  2. Осознание экологических проблем.
  3. Понимание необходимости участия в решении экологических проблем.
  4. Знание путей и способов решения экологических проблем в окружающей среде.
  5. Формирование положительного отношения к деятельности по охране окружающей среды.
  6. Мотивирование к деятельности по улучшению и сохранению окружающей среды.
  7. Развитие видения экологических проблем.
  8. Отработка навыков решения экологических проблем.
  9. Активное участие в мероприятиях успешного решения экологических проблем.

Интегрированный результат экологического образования отражается в понятии экологической компетенции, которая определяется как «способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях, оценивать варианты рисков и путей решения, включая личное участие» [5, с. 38]. Компетентность экологической грамотности школьника должна основываться на интегративной структуре экологического образования, предусматривать актуальные экологические проблемы и задачи экологического образования, опираясь на: знание экологических систем и экологических процессов (биологические, культурные, политические системы во взаимодействии с человеком); знание способов деятельности в экологическом преобразовании окружающей среды; понимание экологических последствий физических процессов и деятельности человека; навыки решения экологических проблем (изучение, анализ, оценка масштабности, выявление причин, прогнозирование последствий).

Экологическое воспитание только в том случае играет развивающую роль, если не диктует личности ребенка определенную точку зрения на экологические проблемы и не направлено на формирование алгоритма (шаблона) их решения. Экологические проблемы являются сложными и для них нет простых ответов и очевидных решений. Сложность экологических проблем не позволяет использовать стандартные подходы, так как их решение не имеет готовых ответов. Решение учащимися экологических проблем, способствующих приобретению новых знаний, требует от них использовать воображение, любознательность, творчество. Экологическое воспитание школьников, как фактор развития, станет эффективным, если даст им возможность критически рассматривать различные стороны проблем, что будет способствовать их самостоятельному решению на основе приобретенных учебных навыков и способов.

Такое системно организованное экологическое воспитание направлено не только на передачу информации об окружающей среде, хотя и эта задача при системном подходе решается более успешно. Системная направленность экологического воспитания поднимает уровень информированности на основе социально значимого отношения к экологическим проблемам и развития критического мышления, которое формирует собственную точку зрения на способы их решения. Такой подход позволит учащимся понять влияние личных экологически верных решений на сохранение окружающей среды.

Экологическое воспитание играет системообразующую роль не только в формировании положительного отношения к окружающей среде, но и в становлении системы научных знаний об окружающем мире на основе каждой учебной дисциплины. Экологическое образование должно быть интегрировано во все предметы и направления воспитания, а не являться отдельным предметом. Само экологические образование и воспитание несет интегрирующий характер. Экологическая составляющая в образовательном процессе будет иметь следующую структуру:

  1. Усвоение знаний по предмету на основе общности целей учебно-познавательных и экологического образования.
  2. Формирование измененной модели поведения в окружающей среде.
  3. Формирование ценностей, установок и навыков экологического взаимодействия с окружающей средой.

Такой путь образовательной подготовки школьников становится инструментом повышения их успеваемости, развития критического мышления, выработки навыков решения не только учебных, но и социально важных проблем. Личностно-ориентированный подход на основе сотрудничества педагога с воспитанниками позволяет школьникам генерировать собственные знания в сфере экологической деятельности.

Важными социальными вопросами экологического воспитания являются:

  1. Сохранение и переработка природных ресурсов. (Эффективность использования природных ресурсов может быть увеличена тремя способами: технологические инновации, способствующие уменьшению потребления количества полезных ископаемых через эффективное использование их в производстве; взаимозаменяемость в экономике практически всех ресурсов; технологические изменения в переработке, направленные на сохранение и эффективную добычу сырья).
  2. Экономическое развитие и экология. (Соотношение окружающей среды и экономического развития общества выстраивается на пересечении окружающей среды, ресурсов и развития экономики).
  3. Экология рабочего места. (Сюда относится все, что формирует участие работников в самом трудовом процессе и положительную мотивацию в течение рабочего дня, например, отношения с коллегами и руководителями, организационная культура, возможности для личного развития и т.д.).

Успешное влияние на человека в современных условиях возможно на основе использования современных технологий экологического образования, которые обеспечивают технологический процесс: организационно-методический в работе с педколлективом и воспитательно-образовательный в работе с детьми [4, с. 183].

Методика постановки экологических проблем, решение которых предлагается учащимся, должна отвечать следующим требованиям:

  1. Достоверность. Предлагаемые для решения экологические проблемы должны быть достоверны и точно описаны (условия, обстоятельства, противоречия и т.д.) и отражать разнообразие точек зрения на них.
  2. Разносторонность изучения. Осмысление природной и антропогенной стороны проблемы. Понимание экологической концепции России. Осознание проблемы через чувства, взгляды, ценности. Изучение проблемы в социальном, экономическом, гражданском контексте.
  3. Формирование устойчивого навыка к решению проблем. Содержание решаемых проблем должно быть направлено на формирование активной жизненной позиции, критического и творческого мышления, чувства личной заинтересованности и ответственности.
  4. Соотносится с образовательными задачами. Создание эффективной среды обучения. Опора на личностно-ориентированное обучение. Использование многообразия форм, методов и приемов обучения. Связь с реальной действительностью. Расширение среды обучения. Реализация междисциплинарного подхода. Конкретизация целей и задач обучения в зависимости от конкретных условий его осуществления.
  5. Доступность изучаемого материала. Материал для решения экологических проблем должен быть ясно и логично изложен, легко использоваться и адаптирован к школьному изучению. способствовать решению учебных задач и соответствовать государственным и региональным интересам.

Заключение

Экологическое образование дает огромные возможности в развитии личности школьника. Оно не только способствует образовательной подготовке, но и делает обучение более интересным, так как способствует решению актуальных проблем, что в результате повышает мотивацию учащихся к обучению. Экологическое образование и воспитание решают большую проблему обучения – оторванность знаний от реальной действительности. Учащиеся видят связь знаний, умений с окружающей их действительностью, что способствует их успешной социальной адаптации в общество.