Одной из основных задач в области демографической политики, прописанной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, выступает совершенствование охраны здоровья населения, пропаганды и формирования у него здорового образа жизни, где особое внимание уделяется молодежи. Для этого необходимо формировать приоритеты здоровья у этой части населения через экономическую и социокультурную мотивацию быть здоровым и вести здоровый образ жизни [1; 6]. Так, в исследованиях образа жизни медицинских работников, преподавателей медицинского вуза выявлена высокая распространенность курения, злоупотребления алкоголем, низкая физическая и медицинская активность, продолжение работы в случае заболевания, игнорирование профилактики болезней [6-8]. Ухудшение показателей здоровья медицинских работников снижает производительность труда и сказывается на качестве медицинской помощи, оказываемой населению [4; 7]. Однако становление образа жизни закладывается в период профессионального становления будущих сотрудников сферы здравоохранения [4; 5], учитывая, что в России на каждую тысячу обследованных студентов приходится восемьсот человек больных [2].
Выявление факторов риска, влияющих на хронизацию заболеваний, является основополагающей частью для создания программ по формированию здоровьесберегающих установок у студенток.
Цель исследования: оценить факторы риска развития хронической патологии у студенток медицинского вуза на основе социально-гигиенического исследования.
Материал и методы
Для социально-гигиенической характеристики образа и условий жизни 348 студенток медицинского вуза Удмуртской Республики проведен опрос по специально разработанной анкете, состоящей из 6 разделов (72 градации), освещающих аспекты образа и уровня жизни, наличия или отсутствия негигиенических привычек, медицинской активности, гигиенической грамотности и др. Средний возраст студенток составил 21,0±0,1 года. Опрос проводили с информированного согласия респондентов с соблюдением этических норм. Математический аппарат включал вычисление относительных (Р) и средних величин (М) с определением их ошибок (±m), достоверности разности показателей (р и t), расчет относительного риска (ОР). Наличие связи подтверждалось величиной критерия соответствия (χ²). Степень связи оценивалась также по коэффициенту ассоциации для четырехпольной таблицы (Q). Статистическую обработку результатов проводили на персональном компьютере с использованием программ MS Excel 7.0 и Statistica 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ факторов, характеризующих образ и условия жизни/обучения студентов медицинского вуза, был проведен с позиций влияния их на здоровье обследуемых. Самооценка условий проживания студенток показала, что половина (50.2±2,1) респонденток считала условия своего проживания удовлетворительными или плохими. В большинстве случаев на одного члена их семей приходилось менее 9 м2 площади (52,9±2,7 из 100 респонденток), до 5 м2 площади – в 15,6±1,9 семьях, в остальных семьях (37,3±2,6) на человека приходилось 5-9 м2 площади. Большинство жили в благоустроенных квартирах, четверть – в общежитии (22,4±2,2), что говорит о хорошей обеспеченности общежитиями в медицинской академии и о большом количестве приезжих из сельской местности и других регионов России. Каждая десятая студентка обеих групп проживала на общей с родителями жилплощади (14,3±1,9).
Прожиточный минимум на одного человека (данные Росстата по Удмуртской Республике на конец 2014 г.) составил 7324 руб. Подушевой доход семьи в каждой третьей семье респонденток составлял менее 5 тыс. руб. (29,6±2,5), в 45,9±2,7 семьях – более 7,5 тыс. рублей, в остальных (27.2±2,5) – 5-7,5 тыс. руб. Приоритетными для большинства семей студенток являлись расходы (в порядке убывания) на питание (51,1±2,1), одежду и обувь (21,0±1,7), отдых и автомобиль (16,9±2,0), благоустройство жилья (11,0±1,3). Большая часть студенток выросла в семьях с двумя детьми (50,4±3,3), 25,0±2,9 – с одним ребенком, 24,5±2,9 – в семьях с тремя детьми и более. Все чаще исследователи акцентируют внимание на том, что для нормального функционирования организма и высокой работоспособности человеку необходимо научиться правильно использовать свое свободное время [4]. Достаточную продолжительность сна (6-8 часов) имели только две трети девушек (65,9±2,5). Характер использования свободного времени свидетельствует о здоровьесберегающем поведении обследованных респонденток. После учебы 23,2±1,3 из 100 обследованных занимались домашними делами, посвящали время самообразованию (14,6±1,7), просмотру телепередач (12,3±1,0). Только четверть девушек предпочитала активный или интеллектуальный отдых: читали, ходили в театр, на концерты – 15,1±1,9, занимались физической культурой, спортом, гуляли перед сном – 12,1±1,7 из 100 опрошенных. Остальные, имеющие детей, занимались их воспитанием или семейным хобби (22,7±2,2). Каждая седьмая студентка медицинского вуза не имела свободного времени (14,6±1,1), объясняя тем, что все свое время она посвящает овладению профессиональными знаниями. Каникулы респондентки чаще проводили дома (36,0±2,3) или в деревне у родственников (21,8±2,0), на собственном садовом участке (20,4±1,9 из 100 опрошенных). Только каждая седьмая могла позволить себе туристические поездки (14,6±1,7) или поездки в другой город к родственникам (4,7±0,3), крайне редко – отдых в санатории или доме отдыха (2,5±0,6).
Важнейшая черта, характеризующая здоровое поведение индивидуума – медицинская активность. При рассмотрении вопросов питания отмечено, что не придерживались принципов рационального питания 28,3±2,4 из 100 студенток, в своем рационе регулярно использовали овощные, молочные, рыбные, мясные продукты 71,7±2,4. Придерживались режима дня только 8,9±0,2 из 100 респонденток. Большинство же (56,4±2,7) соблюдали режим дня эпизодически. Остальные никогда не придерживались определенного режима дня (34,7±2,6), так как не считали это важным составляющим здорового образа жизни.
Неотъемлемым компонентом сохранения и укрепления здоровья является активный образ жизни с регулярными физическими упражнениями. Однако только единицы обследованных регулярно занимались утренней зарядкой (1,2±0,2), треть – периодически (34,0±2,5), никогда не делали зарядку 64,9±2,6 из 100 студенток. Отмечали сами малую степень физической активности в течение дня 42,8±2,7 из 100 обследуемых респонденток.
По результатам опроса только 42,0±2,6 оценивали свое здоровье как хорошее. Остальные – как удовлетворительное (49,7±3,0) или плохое (8,3±0,1) в результате переутомления (49,7±3,0), слабости (18,8±2,3), обострения хронического заболевания (23,4±2,3). Половина (44,3±2,7) студенток относятся к своему здоровью внимательно, треть (37,4±2,6) не обращают на него особого внимания, остальные не задумывались над этим вопросом вообще (18,4±2,1). Несмотря на то что 68,0±2,5 из 100 опрошенных студенток имели хронические заболевания, только 15,8±2,0 из них состояли на диспансерном учете. Не проводили профилактику обострений хронических заболеваний 58,9±2,6 из 100 респонденток. Рекомендации врача по лечению и профилактике заболеваний выполняла лишь половина опрошенных (59,2±2,6). Среди причин невыполнения врачебных назначений студентки чаще отмечали нехватку времени (65,3±3,7), каждая десятая рассчитывала на свои знания (9,4±0,1) либо не считала доводы врача убедительными (8,8±0,2).
Именно вредные привычки четко характеризуют отношение молодежи к здоровью. Негативно на здоровье молодого женского организма сказываются негигиенические привычки, такие как употребление алкоголя и курение. Употребляли алкоголь 39,8±2,5 из 100 студенток, чаще вино (20,2±2,0) и пиво (15,8±1,8), реже – крепкие спиртные напитки (водку) – 2,6±0,8. Никогда не курили 91,1±1,5 студенток. Курили, но бросили в связи с заболеванием или подготовкой к беременности 5,7±0,3 из 100 опрошенных соответственно. На момент обследования курили 3,2±0,2 студентки медицинского вуза. Пассивное курение также негативно сказывается на здоровье обследуемых и на формирование у них негигиенических привычек. В 38,1±2,6 из 100 семей респонденток курили ближайшие их родственники.
Нас заинтересовал вопрос о частоте конфликтов как способе разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия личностей в семье. Всегда доброжелательные взаимоотношения в семье отметили 34,8±2,6 из 100 респонденток. Более половины − 59,8±2,6 отметили редкие конфликты, частые ссоры – 5,5±0,3. Поддержку в сложных жизненных ситуациях 57,7±2,3 находили в кругу семьи, 39,6±2,6 – у друзей или родственников. При этом медицинским работникам и психологам доверяли свои проблемы лишь в единичных случаях (2,7±0,4).
Для определения основных факторов риска развития и хронизации патологии у студенток медицинского вуза нами проведен анализ влияния вышеописанных факторов на формирование хронических заболеваний. При этом выявлена статистически достоверная связь по 15 из 22 изученных параметров. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице.
Факторы риска развития хронических заболеваний у студенток медицинского вуза
№ |
Риск-факторы |
χ2 |
Q |
ОР |
Социально-экономические |
||||
1. |
Неблагоприятные жилищные условия |
4,57 |
0,14 |
1,33 |
2. |
Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями |
2,32 |
0,24 |
1,62 |
3. |
Среднемесячный доход менее прожиточного минимума на одного члена семьи |
1,29 |
0,11 |
1,26 |
Социально-гигиенические |
||||
4. |
Употребление алкогольных напитков |
2,83 |
0,20 |
1,40 |
5. |
Курение |
4,23 |
0,10 |
1,24 |
6. |
Несоблюдение режима дня |
8,74 |
0,26 |
1,69 |
7. |
Отказ от утренней зарядки |
12,11 |
0,60 |
4,07 |
8. |
Продолжительность сна менее 6 часов |
1,40 |
0,36 |
2,11 |
9. |
Нерациональная организация досуга |
1,06 |
0,07 |
1,16 |
Медицинская активность |
||||
10. |
Невнимательное отношение к своему здоровью |
3,88 |
0,21 |
1,54 |
11. |
Невыполнение рекомендаций врача |
5,01 |
0,24 |
1,62 |
12. |
Невыполнение профилактических мероприятий |
34,68 |
0,79 |
3,65 |
13. |
Несвоевременное обращение к врачу |
35,99 |
0,70 |
5,45 |
Психологические |
||||
14. |
Конфликты в семье |
8,3 |
0,33 |
1,98 |
15. |
Отсутствие взаимоподдержки в семье |
1,43 |
0,12 |
1,26 |
Из таблицы видно, что среди изученных факторов самый высокий риск возникновения хронического заболевания имели факторы, определяющие медицинскую активность обследованной части молодежи. Основными факторами в группе рисков, связанных с низкой медицинской активностью студенток, являлись несвоевременное обращение к врачу и невыполнение профилактических мероприятий (по плану диспансеризации) и рекомендаций врача.
Проведенный анализ комплекса социально-гигиенических факторов выявил зависимость развития патологии у студенток при отсутствии регулярной физической нагрузки в виде утренней зарядки, которая запускает обменные процессы в организме. Второе место занимала малая продолжительность сна. Именно полноценный сон способствует сохранению не только соматического, но и психологического здоровья. На третьем-четвертом местах была выявлена связь риска развития заболевания с наличием конфликтных ситуаций в семье и с несоблюдением режима дня. Значима связь возникновения и хронизации заболеваний с курением, разрушительное действие на организм которого неопровержимо доказано в многочисленных исследованиях. Выраженный риск формирования патологии вызывает и такой психологический фактор, как наличие конфликтов в семье.
Социально-гигиенические факторы риска во многом определяют важность реализации профилактических мероприятий. Именно данный блок позволяет констатировать, что неблагоприятные жилищные условия (проживание в общежитии) и неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями влияет на состояние здоровья студенток. Обращает на себя внимание то, что величины относительного риска, связанные с образом жизни (курение, малая продолжительность сна, отсутствие утренней зарядки, несоблюдение режима дня), превышают плохие социально-экономические условия.
Именно показатели первых двух групп определяют первичную и вторичную профилактику и наиболее значимы в возникновении и хронизации заболевания у студенток медицинского вуза. В то же время это свидетельствует о несформированности сознательного отношения их к своему здоровью, несмотря на то, что обучаясь в высшей медицинской школе, они хорошо информированы по вопросам первичной профилактики и скрытого течения многих заболеваний, важности их выявления на доклиническом этапе. Студентки медицинского вуза – это будущие специалисты, которые по роду своей выбранной профессии должны пропагандировать здоровый образ жизни и высокую медицинскую активность среди пациентов. Однако у них самих здоровьесберегающие компетенции недостаточно сформированы.
Выводы
Таким образом, выявленные блоки (медицинская активность и социально-гигиенические факторы) оказывают основное влияние на развитие хронической патологии у студенток высшей медицинской школы. Однако это устранимые факторы риска. Полученные данные о низкой гигиенической активности, неадекватных физических нагрузках, нарушении режима дня, недосыпании, частых конфликтах позволяют разработать программу социально-гигиенического мониторинга здоровья студенток вуза и совершенствовать профилактические мероприятия на уровне медицинского вуза и республики в целом с учетом высокой гигиенической грамотности обучающихся.