Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE APPROACH TO THE MODERN SOCIOLOGICAL THEORIES TEACHING FOR UNDERGRADUATE STUDENTS

Gavrilyuk T.V. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen»
Тhe article represents the technique description of training of undergraduates in discipline "Modern sociological theories". On the basis of the published educational and methodical paper the complex practical training directed to the studying of modern theoretical sociology is realizing in Tyumen industrial university. The article offers the description of the project, which introduces the innovative forms of education directed to development of the competences necessary for scientific and applied activity of the sociologist. The purpose of a technique is not only the familiarization of theories, but also the ability to apply them in practice of empirical researches. Strategy of implementation of the project includes three sections of educational and methodical materials: the theoretical module of texts structured according to the logic of development of sociological paradigms and the latest conceptual approaches; the educational practical work containing tasks for classroom and independent work; the electronic version of the manual containing multimedia material.
modern sociological theories
pedagogical methods
higher education
the teaching of sociology
pedagogy of higher education

Новую фазу развития российской социологической науки следует связать с качественным преобразованием всех сфер общества, и прежде всего его духовной культуры, произошедшим после распада СССР. Кардинальные различия методологии, идейных и ценностных оснований нашей науки в период до 1991 г. и после него не позволяют рассматривать отечественное социологическое знание в более отдалённой ретроспективе в качестве «современного».

За последние полвека социология в России прошла путь от отстаивания «места под солнцем» в условиях коммунистической идеологической гегемонии и жёсткой цензуры до окончательной институционализации и полипарадигмальности теоретических и методологических позиций. В большинстве крупных университетов функционируют кафедры соответствующего профиля, идёт подготовка профессиональных социологов, работают научные лаборатории и исследовательские центры. В структуре РАН существует два института социологической направленности – ИС РАН (Институт социологии РАН) и ИСПИ РАН (Институт социально-политических исследований РАН). В постсоветский период значительно расширились масштабы социологического сообщества, созданы профессиональные ассоциации, самыми крупными из которых являются РОС (Российское общество социологов) и РОСА (Российская социологическая ассоциация). Регулярно проводятся конгрессы, круглые столы, тематические конференции, издаётся множество журналов («Социологические исследования», «Социология 4М», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Интер» и др.), присуждаются научные премии, действуют фонды, поддерживающие исследовательскую работу (РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований, РГНФ – Российский гуманитарный научный фонд).

Вместе с тем в отечественной социологии на современном этапе существует масса проблем, которые регулярно артикулируются крупнейшими исследователями и вызывают полемику. Фрагментация социологического сообщества, отсутствие автономии науки от властных структур, сокращение набора на социологические специальности, неразвитость механизмов отбора высших достижений отечественной науки составляют серьёзную проблему для социологического образования. Курс «Современные социологические теории» является базовым для качественной подготовки социолога, на этапе магистратуры его освоение подразумевает систематизацию полученных знаний о концептуальном аппарате и основных объяснительных моделях социологии, углублённое изучение методологии различных социологических парадигм. В его задачи входит формирование у студентов умения анализировать поступательное развитие социологических парадигм, их взаимное влияние и противоречия, приобретение студентами навыков сравнительного анализа современных социологических теорий, формирование умения решать поставленную исследовательскую задачу с опорой на методологию и понятийно-категориальный аппарат избранной социологической парадигмы.

Несмотря на исключительную значимость данного курса, он является достаточно новым для студентов направления «Социология» как программ бакалавриата, так и магистратуры. В течение пяти лет, что он читается в российских вузах, пока не издано полноценного учебного пособия, отвечающего всем требованиям к формированию компетенций выпускника. Современная социологическая наука полипарадигмальна, большинство теорий имеют междисциплинарный характер, их значение и эвристический потенциал постоянно пересматриваются. Ввиду динамичности предмета изучения важнейшей задачей представляется создание такой методики преподавания, которая позволила бы осветить все важнейшие аспекты современной социологической теории, выработать у студентов и магистрантов представление об их взаимосвязи, оппозиции, тенденциях и перспективах развития как в зарубежном, так и в российском социальном контексте. Принципиальным представляется преодоление статичности традиционных методов преподавания социологической теории, базирующейся на отборе современных концепций, уже ставших классическими (структурный функционализм, символический интеракционизм и т.п.). Необходимо акцентировать внимание на современных практиках реализации данных парадигм, их трансформации и обновлении, включении в иные концептуальные схемы в процессе формирования междисциплинарных исследовательских программ. Кроме того, актуальной является задача сближения социологической теории и исследовательской практики, выработка у студентов чёткого представления о связи теоретических положений той или иной парадигмы и общей методологии и методики исследований, умения применять теории в практике. На наш взгляд, в малых учебных группах магистерских программ использовать традиционную лекционную форму преподавания нецелесообразно, следует обратить внимание на тренинговые методы, применяемые, к примеру, при изучении иностранных языков. Кроме того, ввиду большого объёма самостоятельной работы по данному курсу (в заочной магистратуре это 152 часа) следует акцентировать внимание на дистанционной форме обучения.

Обзор существующих образовательных практик

Магистерский профиль «Современные социологические теории» в рамках программы подготовки «Социология» представлен в России только в Санкт-Петербургском государственном университете. Научный руководитель профиля д.с.н., проф. Н.А. Головин подчёркивает его академическую направленность, связь с университетской традицией, ориентацию на изучение не только зарубежных, но и национальных социологических школ и их достижений [9]. Вместе с тем одноимённый курс включён в базовую часть профессионального цикла, соответственно, рабочие программы составляются всеми вузами, где открыто магистерское направление «Социология». Кроме того, в России преподавание данного курса осуществляется в процессе реализации магистерских программ по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», профилированных на социальную сферу.

До введения образовательных стандартов третьего поколения современные социологические теории освещались в курсе истории социологии, поэтому подобный раздел содержится в большинстве учебников и учебных пособий [например, 1; 2; 5]. Издан ряд пособий, как освещающих отдельные аспекты развития социологической теории на современном этапе [например, 7; 8], так и имеющих комплексный характер [например, 3; 4; 6]. Вместе с тем пока не издано специального учебного пособия по курсу «Современные социологические теории», рассчитанного на слушателей магистратуры.

Зарубежные магистерские программы (Graduate programs) включают обязательный курс общей социологической теории (Sociological Theory). Кроме того, за рубежом изучение данного предмета обычно имеет более детальную спецификацию, читаются отдельные курсы, посвящённые тому или иному направлению социологической теории. Например, в программе Йельского университета [10] присутствуют такие курсы, как: «Современная социологическая теория. Дюркгеймианская социология» (позитивистски ориентированные концепции), «Социальная интеракция: моделирование социальной структуры» (агентноориентированные, конструкционистские, игровые теории), «Реляционализм и формализм в современной социальной теории». Схожие практики мы можем наблюдать не только в Западной Европе: в Ближневосточном техническом университете (Анкара, Турция) в магистерской программе по социологии имеется курс «Культура, идентичность и постколониальная теория» [11]. Без знания социологической теории невозможно и дальнейшее образование, так, в США освоение курса «Contemporary Sociological Theory» является обязательным для получения степени Ph. D [12]. Помимо базовых курсов, практикуется также форма семинара по социологической теории [13].

Структура и содержание авторской методики

Преподавание современных социологических теорий предполагается базировать на учебном пособии, включающем в себя три раздела.

Первый том – «Теория». Учебный материал, структурированный согласно логике развития социологических парадигм и новейших концептуальных подходов. Структура теоретической части пособия предполагает наличие четырнадцати глав, которые будут разделены на параграфы.

Второй том – «Теория – в практику! Учебный практикум по современным социологическим теориям».

Содержит блоки заданий для аудиторной и самостоятельной работы следующих видов:

  1. Глоссарий представленных в теоретической части социологических парадигм.
  2. Вопросы для групповой аудиторной дискуссии.
  3. Задания для деловых игр и мозговых штурмов (по типу «круглый стол», «конгресс социологов», «отчёт в правительстве», «заседание чрезвычайной комиссии», «интеллектуальное телешоу», «открытая лекция», «социолог-искусствовед», «бизнес-проект», «экспертная фокус-группа» и т.п.).
  4. Цитаты и выдержки из текстов первоисточников для понимания, осмысления и интерпретации.
  5. Критика изучаемых социологических парадигм в качестве материала для полемики.
  6. Задания, направленные на запоминание, формирование умения применять концепции в практических исследованиях:

- «экспертиза»: анализ конкретных опубликованных исследований, выполненных в русле изучаемых парадигм (изложение программы исследования; разбор примеров, иллюстрирующих применение методологических принципов изучаемой парадигмы; оценка эффективности и целесообразности избранной автором методологии; критика);

- «фотоохота»: использование методов визуальной социологии для иллюстрации тех или иных теоретических конструктов и положений. Студент самостоятельно делает снимки и осуществляет их интерпретацию;

- «облако тэгов»: задание направлено на запоминание понятийно-категориального аппарата изучаемых теорий. После изучения глоссария студентам предлагается составить коллаж из визуальных материалов (символов, фото, рисунков), ассоциирующихся с данными понятиями, а также самих понятий;

- «публицист»: написание полемического эссе, рассчитанного на аудиторию определённых СМИ (например, интернет-блог, познавательный телеканал, общественно-политическая газета, аналитический портал, арт-журнал и т.п.). В эссе от студента требуется рассмотреть существующую социальную проблему с позиции одной из изучаемых парадигм, используя её эвристические возможности, но адаптируя к реалиям современной России и ожиданиям конкретной аудитории;

- «арт-критик»: задание ориентировано на умение оперировать понятийно-категориальным аппаратом социологических парадигм, формирование понимания их аналитической логики. Студент описывает любимого литературного или киногероя, сюжет либо отдельный эпизод фильма или книги в терминах изучаемой социологической парадигмы. Ситуация рассматривается как кейс, пример аналогичных типов личности или социальных процессов;

- «экскурс в историю»: студентам даётся задание поиска теоретических истоков современных социологических теорий, анализа интертекстуальных связей классиков и современников, осмысления тех трансформаций, которые претерпели идеи классиков. Результат может быть представлен в виде сравнительной таблицы или текста с гиперссылками в электронном варианте;

- «форма и содержание»: письменное задание в табличной форме. В левой колонке указаны понятия либо основополагающие тезисы той или иной социологической парадигмы, в правую колонку студентам предлагается вписать конкретные примеры из жизни современного общества, иллюстрирующие данные понятия или процессы;

- «игра в бисер»: выстраиваются терминологические цепочки, студенту необходимо определить логику их взаимосвязи, а также исключить лишнее понятие;

- «в поле!»: задание предполагается в конце семестра или курса, может быть использовано в качестве одного из зачётных или экзаменационных. Студенту даётся тема конкретного эмпирического исследования, и он должен разработать его программу и инструментарий с опорой на ту социологическую парадигму или теорию, которую он считает наиболее адекватной целям исследования.

  1. Комплекс тестовых и иных контрольно-измерительных заданий для итоговых и промежуточных аттестаций по курсу.

Третий том - «Мультимедиа для социологов».

Представляет собой электронный вариант учебного пособия, содержание которого дублируется на сайте вуза, может быть изменено и доработано с учётом изменившихся социальных реалий. Содержит следующие виды информации:

  1. Переработанные тексты первого тома с добавлением фотографий авторов, схем и гиперссылок. Фото и схемы как средства визуализации материала способствуют лучшему усвоению информации и выработке позитивной идентификации с автором. Планируется использование перекрёстных гиперссылок внутри пособия, а также отсылка к внешним интернет-ресурсам с дополнительной литературой (социологические энциклопедии, журналы, электронные библиотеки). Использование гиперссылок позволит студентам проследить логику развития и взаимосвязи изучаемых социологических парадигм, специально отобранные внешние информационные источники дадут возможность не только углублённо изучить непосредственный предмет, но и понять связь социологических теорий с другими социально-гуманитарными дисциплинами, получить целостное представление об их функционировании в пространстве социальных наук.
  2. Аудиовизуальный контент (видеофайлы, фото, рисунки), иллюстрирующий события новейшей истории, различные формы социального действия и взаимодействия, социально-типическое поведение, коллективное поведение, вариативное культурное пространство и т.п., выполняющие различные функции (от пропагандистской до социально-критической). Каждый из предложенных материалов сопровождается практическими заданиями, направленными на формирование социологического воображения, умения применять социологические теории для анализа реальных социальных процессов.

Новизна проекта отражена в подборе современных социологических теорий, включенных в мировое профессиональное категориальное поле; структурировании и логике предлагаемого учебного курса. Авторский подход к методическому обеспечению курса связан с разработкой механизма решения поставленных задач (формирование профессиональных компетенций), новым подходом к организации самостоятельной работы студентов и новыми дидактическими приемами, описанными в характеристике второго тома учебного пособия.