Когда в обществе на протяжении нескольких лет сохраняются условия экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для самого общества, его экономики, людей и их социальных перспектив, тогда возрастает опасность социальных конфликтов, депрессии, потерей обществом всех ценностных ориентаций. Смена политической ориентации государства и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. При этом страдают все без исключения сферы жизни любого общества, и выделить какую-либо одну из них достаточно сложно.
Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Именно поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник». И, конечно, это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
На протяжении последних четырех-пяти лет динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность – социальные науки.
Глубинные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, вызвали к жизни процессы диверсификации образования, децентрализации системы управления, изменили взгляды на ценности и цели, парадигму образовательной деятельности. Это потребовало от специалиста освоения новых функций, нового содержания деятельности, поиска и внедрения прогрессивных технологий и организационных форм, активизировало исследовательские процессы.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».
Профессиональное становление специалиста – сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности будущего специалиста, формированию личностной модели движения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.
Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей [6].
Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, – пишет А.Н. Леонтьев, – человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей» [5].
Любая профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы. И в этом контексте нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности [3].
В связи с этим к современной системе образования предъявляются достаточно жесткие, а иногда и противоречивые требования. С одной стороны, она должна динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям, происходящим в стране, а с другой – быть, по возможности, устойчивой в своей психолого-педагогической основе, не подверженной изменениям.
В поиске новых подходов к организации процесса подготовки педагогов в системе профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности преподавателей. Поэтому подготовка и переподготовка кадров для социума предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего поэтапное развитие и формирование профессионально значимых качеств личности, соответствующих специфичным целям и задачам деятельности по созданию условий для эффективного взаимодействия с социальной средой.
Совершенствование содержания подготовки специалистов с педагогическим образованием в социальной сфере предполагает разработку учебно-программной документации нового поколения. Концептуальными подходами к разработке учебных планов и программ являются: реализация требований к подготовке специалиста в соответствии со стандартом; учет требований к специалисту, предъявляемых современной образовательной практикой; реализация компетентностного подхода; включение материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Содержание максимально ориентировано на опережающую подготовку к реализации реформирования социальной системы и осуществляется в соответствии с инновационными процессами, направлениями и тенденциями развития общества.
Повышение качества высшего образования является приоритетной задачей современного общества, обусловленной требованиями высокой профессиональной мобильности и готовности к непрерывному образованию в условиях «информационного взрыва» и развития новых информационных технологий, отвечающих потребностям общества в быстрой перестройке и развитии профессиональной компетентности, требует координальной модернизации образовательного процесса. Актуальность разработки систем социально- педагогического сопровождения личности обусловлено как пересмотром стратегических целей высшего образования, так и необходимостью разработки целенаправленной системы формирования целостного-общекультурного, профессионального и личностного развития специалиста. Исследованием систем социально-педагогического сопровождения, направленных на развитие профессионального самосознания, рассмотрены в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Кузменной, А.К. Марковой.
В процессе реализации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки студенты – будущие специалисты по социальной работе, должны быть ориентированы на получение и педагогических знаний в том числе. Органически взаимодействуя с социумом, осваивая образовательное пространство и совершенствуясь в нем, они в большей степени нацелены на дальнейший процесс профессионального и творческого саморазвития и самообразования, что делает их конкурентоспособными и востребованными на современном рынке и в социуме в целом. При разработке модели организации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов по социальной работе мы исходили из понимания образования как культуросообразного процесса, опирались на принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целостности образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.А. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и др.
Особая роль в подготовке специалистов любого профиля всегда отводилась практике, которая остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.
Издавна сложившаяся традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложной научно-методической проблемой в современных условиях регионов является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. Поэтому в вузах предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах кафедр (институтов) социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.
Для эффективной реализации практических задач необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:
- разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;
- раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;
- освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;
- обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;
- развитие таких личностных качеств у студентов, как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;
- формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;
- предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;
- осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество [3].
Опыт подготовки специалистов по социальной работе в системе региональных вузов показал, что целесообразно вводить практику с 1 курса обучения, основным содержанием которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам. При завершении ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы» [4]. На 2-м году обучения практика усложняется. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной работе, а также степень использования педагогических методов (знаний) при работе с клиентом.
На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях.
Студенты 4-го курса овладевают навыками интеграции знания в области технологий, и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.
На сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики по направлению «Социальная работа», переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения.
Когда в обществе осуществляется всесторонняя реорганизация социальной сферы, обусловленная переходом государства к новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономике социальные институты и явления. И главным из них является социальная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть страну по пути построения социального и правового государства, гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.